Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки - (реферат)
p>"Сначала из воды слышен хор, потом звон колоколов. Город начинает подниматься из воды. Музыка становится торжественной. В этот момент город вновь погружается в пучину. Потом музыка успокаивается, как будто успокаивается вода, покрывшая город. Нет ряби, даже не дует ветер и вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не было ничего. "

Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое сложное по музыкальному языку произведение, как "Затонувший собор", было воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные картины. Следующий урок был посвящён богатой красочной палитре оркестровой музыки композиторов-импрессионистов:

У. -Сейчас я сыграю четере фрагмента из сочинений К. Дебюсси. Свои впечатления о них композитор определил следующим образом:

1. "Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака, постепенно погружаясь в серое небытие.

    2. Сирена парохода, плывущего по Сене.

3. Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллю минированном и наводнённом толпой.

4. Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой. " Ваша задача - определить соответствия музыкальных фрагментов

    прозвучавшим авторским описаниям.

У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из симфонического ноктюрна "Празднества", тему облаков и тему английского рожка из симфонического ноктюрна "Облака". Ученики выполняют задание письменно. Проверка показала, что при незначительных разногласиях, у большинства учеников ответы совпали. Соответствия были определены в целом верно. У. -Эти фрагменты из двух произведений К. Дебюсси - ноктюрнов для симфонического оркестра "Облака" и "Празднества". Примечательно, что для композитора симфонический оркестр здесь не столько средство создания звуковой мощи, сколько богатая палитра красок. Попытаемся определить, какими из них композитор рисует "Облака"? Что примечательно в темах этого произведения? (Слушание ноктюрна "Облака")

Д. -Композитор здесь использует различные оттенки белой, серой и голубой краски. Первая тема - тема облаков. Она звучала в верхнем регистре неторопливо и спокойно. Мне кажется, что она проникнута печалью. После темы облаков звучит тема сирены парохода. Она проходит несколько раз не изменяясь на фоне зыбкой темы облаков. У. -Что вы можете сказать о ритме этого произведения?

Д. -Ритм нечёткий . В оркестре отсутствуют ударные инструменты, поэтому он не выходит на первый план. Ровный и спокойный он помогает соз дать картину мерного и плавного движения облаков.

У. -Сейчас мы прослушаем произведение, которое называется"Празднества". Какие впечатления возникнут у вас? Какие краски вы здесь услышите? (Слушание ноктюрна "Празднества". )

Д. -Сперва возникает ощущение темноты, и музыка, доносящаяся издалека, воспринимается как шорох. Но постепенно вырисовывается мелодия, так как праздник подходит всё ближе. И вот он уже рядом, и его вихрь захватывает нас. Вдруг музыка смолкает, и все начинают прислушиватьсяслышны далёкие звуки марша. Издалека трубы играют мелодию, но шествия пока ещё не видно. Музыка всё громче и громче - шествие приближается. Вот оно проходит мимо нас и тоже оказывается во власти зажигательного танца - тема шествия и тема танца звучат вместе. В отличие от "Облаков" настроение здесь очень жизнерадостное, всё искрится и сверкает. Ритм здесь - как пульс - не прекращается ни на секунду. Он как стержень, вокруг которого вьются мелодия и гармония. У. -К. Дебюсси охарактеризовал эту музыку следующими словами: "Движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света.... эпизод шествия ослепительное и химерическое видение, проходящее сквозь праздник и сливающееся с ним. Фон звучит беспрерывно это.... смешение музыки со светящейся пылью"(цит. по 9, с. 76). Как вы думаете, что за средства помогают композитору создать в музыке обоих произведений настоящие звуковые картины?

Д. -Тембр. В симфонический оркестр входят разные инструменты и, благодаря их тембрам, создаются различные цветовые ощущения.

У. -В этих произведениях К. Дебюсси разнообразнейшее по приёмам, совершенно оригинальное красочное оркестровое письмо, которое полностью выражает его утончённое и специфическое понимание колористических возможностей оркестра. Как импрессионисты-живописцы, достигшие поразительных эффектов на основе теории чистых, "разделённых" цветов, так и К. Дебюсси стремится, чтобы на его оркестровой палитре переливались краски без смешения тембров. Почти постоянно композитор указывает в нотах особые приёмы изменения тембра инструментов, требующие специального звукоизвлечения. Сейчас я предлагаю ещё раз определить соответствия музыкальных фрагментов описаниям композитора.

После прослушивания примеров в оригинальном исполнении все ученики благополучно справились с заданием. У. -Почему в начале урока возникли разногласия, а сейчас вы все пришли к единому мнению?

Д. -Фрагменты в начале урока звучали на фортепиано, а в конце - в исполнении симфонического оркестра. Тембры его инструментов помогли нам правильно выполнить задание.

Последний урок был итоговым. Пытаясь создать у учеников цельное представление об импрессионизме, мы предложили им определить его особенности не только в музыке, но и в живописи. Урок начался с просмотра репродукций картин импрессионистов: "Уголок сада в Монжероне", "Бульвар Капуцинок в Париже", "Руанский собор вечером" К. Моне, "Бульвар Монмартр в Париже" К. Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе" А. Сислея.

У. -На прошлом занятии вы сказала, что главенствующую роль в картинах художников-импрессионистов играет сопоставление красок, отсутствует чёткая прорисовка линий. Что ещё общего между этими полотнами? Д. -Действие всех картин происходит на природе - на улице, на бе регу моря, то есть на открытом воздухе.

У. -Художники- авторы увиденных вами произведений - любили работать на открытом воздухе. Выход из мастерской на пленэр навёл их на мысль, что живописец должен улавливать и передавать образы природы, возникающие только на основе впечатления. Суть нового творческого метода точно выразил Э. Мане: "Не создаётся пейзаж, марина(море), лицо, а создаётся впечатление от пейзажа, марины, лица". А что обращает на себя внимание в общей цветовой гамме этих картин?

Д. -В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других очень насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности. У. -Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи. Она возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок. Так родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая предварительно на палитре. Художники предпочитали пользоваться только теми цветами, которые имеются в солнечном спектре. На полотне красочные пятнышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздушности. Д. -Ещё картины объединяет присутствие солнечного света. Самого солнца на картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.

У. -Именно поэтому картины импрессионистов называют "поэмами света". Как вы уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сияния до мягких радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.

Интересно, что сперва новое искусство художников было встречено скептически и враждебно, но постепенно завоевало признание. Оно стало новым художественным направлением в живописи, получив название "импрессионизм". Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (по французски impression - впечатление). Музыкальный импрессионизм возник несколько позже, на "почве", подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессионизмом и музыкальным? Д. -У композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает над линией. Музыкальное произведение, как и картина, создается под воздействием какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои переживания, а дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В музыке К. Дебюсси интересно помещение названии произведении не в начале, а вконце.

Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каждой из них в отдельности. Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей "Испанской рапсодии" М. Равеля : "Прелюдии ночи", и "Народного праздника". Во время слушания учитель просит письменно попытаться ответить на вопрос: "Почему К. Дебюсси и М. Равеля называют композиторами импрессионистами? " Ответы детей:

- С первои ноты произведении Дебюсси и Равеля перед глазами предстает какая-то картина. Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь, звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки. Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисовал картину Испанскои ночи. - Композиторов К. Дебюсси и М. Равеля относят к композиторам - импрессионистам, потому что они как и художники - импрессионисты, выражают в музыке свои впечатления. Эти люди пишут сердцем - музыка исходит из глубины их души. И надо суметь услышать, почувствовать ее, следуя за ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в картинах художников импрессионистов, нет четких линии, контуров. Только гармония цвета и света.

Композиторы - это тоже художники, только они рисуют свои чувства музыкой, а художники - красками и кисточкой. Мелодия, ноты - вот краска и кисточка композиторов. Я считаю, что Дебюсси и Равеля называют импрессионистами, потому что они сочиняли музыку по своим впечатлениям, чувствам. Поэтому музыка у них немного непривычная. Я открыла для себя эту музыку. Она изображает различные картины (природы, или народного праздника) и в то же время несет в себе чувства, побуждающие сопереживать ей. Слушая "Облака" Дебюсси и представляя картину пасмурного неба, я мысленно уносилась в высь и меня охватывало безразличие ко всему происходящему, то вдруг становилось тоскливо и грусно. А в "Празднествах" я будто-бы была участником ночных гулянии в лесу и видела таинственное шествие. Дебюсси и Равель, подобно художникам-импрессионистам, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Эти штрихи - ноты в произведении, а краски - тембры музыкальных инструментов. Их сумма позволяет увидеть

что-то в дымке, в тумане. Вообще звуки подобны атомам, вместе они составляют молелулу, которая является ничтожно малой частью чего-то огромного и прекрасного. В результате опытной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Введение музыки импрессионистов в школьную программу возможно осуществить по следующим принципам:

    а) от простого к сложному

б) от фортепианных сочинении к музыке для симфонического оркестра (возможно, и к вокально-хоровым жанрам)

    в) возвращение к пройденному
    г) сквозной характер рассмотрения материала.

2. Использование музыки импрессионистов на уроках в школе позволяет выйти на проблему знакомства со стилями и направлениями в искусстве (в частности, с музыкальным ипрессионизмом). Но в нашей работе мы сознательно останавливаемся на первом этапе реализации темы "Импрессионизм в музыке" - формирование представлении

о творчестве К. Дебюсси и М. Равеля на примере их детских  _фортепианных  _сочинении ...

3. С первого до последнего урока мы наблюдали все возрастающии интерес к музыке этих композиторов: ребята внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, причем каждый стремился высказать свои мысли, фантазии. А это значит, что образы "Детского уголка" и "Моей матушки-гусыни" вызывают у ребят знакомые жизненные ассоциации, а также желание сопереживать и размышлять. Подтверждение этому - письменные впечатления детей о музыке К. Дебюсси и М. Равеля, а также данные музыкальной викторины. Из впечатлении, высказанных учениками следует, что сложный музыкальный язык импрессионистов не стал преградой на пути понимания ребятами музыки. Занятия второго цикла показали, что возможно

и специально рассматривать особенности импрессионистического стиля. Если это делать в доступной и интересной для детского понимания формы. 4. В дальнейшем опираясь на полученные результаты можно организо вать более углубленный вариант изучения музыки импрессионистов в виде различных внеклассных мероприятий: тематического классного часа, факультатива и т. п.  _ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более подробно мы остановились на его трактовке в музыке. Проанализировав толкование музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в сложности и неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению.

С этих позиции принято говорить о так называемых историко-художественных стилях, один из которых - импрессионизм. 2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а) использование композиторами гармонии как звуковой краски.

    б) уход гармонии на второй план
    в) прихотливость ритмики.

Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К. Дебюсси и М. Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки: а) соприкосновение образного содержания

    б) тяготение к програмности, живописности

в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-выразительных средств. 3. Анализ детских фортепианных циклов К. Дебюсси ("Детскии уголок") и М. Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочинении желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессионистов, поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку. Некоторые моменты музыкально-теоритического разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки. 4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить:

а) расширить круг произведении К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в школе, так как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.

б) начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фор тепианной музыки К. Дебюсси и М. Равеля.

в) систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью формирования целостного представления о стиле. 5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка К. Дебюсси и М. Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна детям. Сложный музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т. к. круг образов детских фортепианных произведении тесно соприкасается с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В ходе опытной работы были показаны следующие результаты: из общего количества учащихся (100%), 65% детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили задание не полностью, отрицательный результат отсутствует. Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы. ЛИТЕРАТУРА.

1. Абрагина Е. Е. Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками. Повышение педагогического мастерства по предмету "музыка". Учебно-метадические материалы, 1992. 2. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М. :Изд-во МГУ, 1980.

3. Алыиванг А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М. :Музыка, 1963. 4. Астафьев Б. В. О музыке XX века. М. :Музыка, 1982.

5. Браудо Е. М. Всеобщая история музыки. М. :Прометей, 1927.

6. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в шко ле, 1987 N 4.

    7. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. Л. : Музыка, 1983.

8. Импрессионисты, их современники и соратники: живопись. Графи ка. Литература. Музыка. Под ред. А. Д. Чегодаева. М. :Искусство, 1976. 9. История зарубежной музыки. Под ред. И. Нестыва. М. : Музыка, 1988, В 5.

10. Кабалевскии Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М. :Просвещение, 1983.

11. Кабалевскии Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М. :Просвеще ние, 1989.

12. Кабалевскии Д. Б. Про трех китов и многое другое. Пермь: Кн. изд-во, 1975.

    13. Кабалевскии Д. Б. Ровесники. М. :Музыка, 1987, В. 1.

14. Книга по эстетике для музыкантов Под ред. И. А. Константинова. М. :Музыка, 1983.

15. Копчевскии Н. "Детскии уголок" К. Дебюсси М. :Музыка, 1976. 16. Краткии словарь по эстетике. Под ред. М. Ф. Овсянникова. М. :По литиздат, 1963.

    17. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л. :Музыка, 1976.

18. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М. :Сов. композитор, 1990.

19. Малларме С. Собрание стихотворении. М. :Худ. литература, 1990. 20. Мартынов И. И. Клод Дебюсси. М. :Музыка, 1964.

    21. Мартынов И. И. Морис Равель. М. :Музыка, 1979.

22. Маслова Л. Как мы слышим живопись? Музыка в школе. 1. 1987 N4. 23. Михайлов М. К. Стиль в музыке. Л. :Музыка, 1981.

24. Музыка XX века. Под ред. Д. В. Житомирского. М. :Музыка, 1977. 25. Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Б. Левика. М. :Музыка, 1980.

26. Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. М. :Сов. энциклопедия, 1981, т. 5. 27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю. Алиева. М. :Просвещение, 1993. 28. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М. :Музгиз, 1963. 29. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М. :Музыка, 1973.

30. Сохор А. Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстетики музыки. М. :Музыка, 1965. В. 4. 31. Ступель А. М. Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л. :Музыка, 1975. 32. Терентьева Н. А. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1 - 4 классы. М. :Просвещение, 1994.

    33. Цыпин Г. М. Морис Равель. М. :Музгиз, 1953.

34. Яроциньскии С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М. :Прогресс, 1978.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать