Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки - (реферат)
p>Разнообразие тембровых и гармонических красок этой внешне скромной фортепианной сюиты побудило М. Равеля к созданию ее оркестровой редакции. Один из ведущих деятелей французского музыкального театра Ж. Руше подал композитору идею небольшого балета. Увлекшись таким предложением, Равель, сочинив дополнение к пяти пьесам цикла, написал балет "Сон Флорины". Способность проникаться сказочным духом проявилась в вокальном сочинении "Рождественские сказки" и в опере "Дитя и волшебство". Детские фортепианные сочинения М. Равеля и К. Дебюсси - еще один пример переклички двух мастеров. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка привело этих композиторов к упрощению музыкального языка, который в тоже время не утратил своей оригинальности. Образы этих произведении близки и понятны детям. Но в "Детском уголке" царит атмосфера реальности, иногда даже современности ("Кукольный кэк-уок" один из первых отзвуков танцевальных ритмов XX века в европейской музыке). В "Моей Матушке-гусыне" сказки (пьесы поражают своей простотой, соединением лукавой прелести с утонченной необычайностью в музыке, что роднит М. Равеля со сказочниками прошлых веков). К. Дебюсси и М. Равель - одни из немногих композиторов по настоящему понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении их можно поставить в один ряд с Шуманом иЧайковским. ГЛАВА III. Некоторые результаты

    самостоятельной опытной работы.

1. ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К. ДЕБЮССИ И М. РАВЕЛЯ.

Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов опытной работы в общеобразовательной школе N 7 г. Перми. Эта работа проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков.

Проанализировав самостоятельные детские музыкальные циклы К. Де бюсси и М. Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедческой (специальной и популярной) литературе, а также в методических разработках мы попытались использовать пьесы "Детского уголка" и "Матушки -гусыни" на уроках музыки в качестве материала для слушания. Ведущая цель, которую мы преследовали - в доступной для детского восприятия форме осуществить первое знакомство школьников с музыкальным импрессионизмом, с творческой манерой композиторов. В связи с этим не случайным оказался выбор сочинений посвященных детской тематике: она во многом способствует более успешному достяжению цели уроков. В дальнейшей работе мы попытались выйти на обобщающую характеристику музыкального импрессионизма. В настоящей главе мы описываем фрагменты занятий, знакомящих школьников с музыкой К. Дебюсси и М. Равеля.

Несколько первых уроков были посвящены музыке "Детского уголка" К. Дебюсси. В виду достаточной сложности и непривычности для школьников музыкального языка этого произведения, основной формой работы была беседа. Вот один из ее вариантов:

 _Учитель . - Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композито ром конца XIX - начала XX вв. его имя - Клод Дебюсси. Мы обратимся к одному из его фортепианных произведении, которое называется "Детскии уголок". Как вы думаете, о чем может рассказать нам музыка с таким названием?  _Дети . - Об играх, детях, игрушках.

 _Учитель . - Действительно, музыка расскажет нам о добром мире светлой фантазии, который окружает человека в детстве. К. Дебюсси посвятил это произведение своеи маленькой четырехлетней дочери Эмме. В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень веселой, подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушка

ми. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленькии кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримасс кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу заставляла страдать и смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек. Композитор К. Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей маленькои дочери, так и появилось произведение, с которым мы будем знакомиться - "Детскии уголок" она включает шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет свое название, за которым скрывается ее герой. Все вместе пьесы составляют особую форму сюиту. Слово "Сюита" - французкое, оно означает "ряд", "последовательность". В музыке - это обычно несколько пьес объединенных общим названием. В "Детском уголке" мы как раз встречаем форму сюиты. Сейчас прозвучит одна из пьес произведения. Что вы услышите во время звучания музыки? Постарайтесь описать картины, образы, которые у вас возникнут. (Звучит колыбельная слона")

 _Дети . - Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка звучит в низком регистре. - Я представила себе слона - в начале, пьеса играется на низких нотах, но мелодия мягкая, нежная, слегка неуклюжая. В музыке слышны шаги слона, его неповоротливость.

 _Учитель . - Действительно, герой этой пьесы - слон. Но ведь мы говорили, что в музыке композитор изобразил эпизод из жизни игрушек.

    Что же происходит в этой пьесе с игрушечным слоном?

 _Дети . - Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому. - Я думаю, что слон лежит в кровати и мечтает.

 _Учитель . - Ваши предложения очень близки к истине, но чтобы проверить насколько точно вы угадали, каким показал игрушечного слона сам композитор, предлагаю вам спеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой обстановке могла бы звучать такая музыка что можно под нее делать? (пение мелодии в среднем регистре на звук "а")

 _Дети . - под эту музыку можно укачивать ребенка. Она похожа на колыбельную. В этой мелодии есть черты всех колыбельных: медленный темп, мягкие убаюкивающие интонации.

 _Учитель . - Верно, жанр этой пьесы колыбельная, но все ли в ней обычно, традиционно, как мы привыкли слышать в колыбельных песнях?

 _Дети . - Обычно колыбельные песни написаны в среднем или высоком регистре, а здесь низкие регистры, потому, что это колыбельная для слоненка.  _Учитель . - Правильно, композитор назвал пьесу не просто "Колыбельная", а "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка Шушу. В музыке Дебюсси мы слышим, как мама слониха поет ему колыбельную. А для кого исполняется следующая пьеса.

    (слушание пьесы "Серенада кукле")

 _Дети . - Мне кажется, что эта песня поется для птичек, так мелодия напоминает птичье пенье.

- Я услышала звуки гитары, и представила себе красивую кук лу, для которой кавалер поет и играет на гитаре.

 _Учитель . - Верно, эта пьеса представляет именно такую сценку. И называется она "Серенада кукле". Кто из вас знает что такое серенада?

 _Дети . - Это песня, которую пел рыцарь под окном своей возлюбленой. Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Серца, поэтому музыка обычно взволнованная.

 _Учитель . - Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали наз вать любовной песней?

 _Дети . - Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть немного грусной, взволнованной, а это - подпрыгивающая, веселая, танцевальная.  _Учитель . - Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?

 _Дети . - Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет красивой кукле серенаду. Все, и актеры и зрители веселы и довольны.

 _Учитель . - Я с вами согласна, и мне кажется, что К. Дебюсси сочинил эту пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.

А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого произведения?

    (слушание пьесы "Снег танцует")
     _Дети . - Дождь, похожии на падающие капли.

- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают кружась листья. - Я представила прекрасные, легкие снежинки, блестящие в свете уличных фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а потом плавно опускаются на землю.  _Учитель . - Эта пьеса называется "Снег танцует". Ее музыка передает кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он навевает?

     _Дети . - Тоски, грусти, одиночества.
     _Учитель . - Композитор изобразил просто зимнии пейзаж?

 _Дети . - Нет, композитор на фоне танцующего снега показал чувства, которые вызывает у него танец.

     _Учитель . - Сейчас мы послушаем еще один танец.
    (слушание пьесы "Кукольный кэк-уок")

 _Дети . - Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм, а интонация напоминает джаз.  _Учитель . - Можно ли представить себе взрослых людей, танцующих под эту музыку?

 _Дети . - Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная, носит шутовской характер.  _Учитель . - Верно, в этом танце есть что то забавное, комическое. Композитор назвал эту пьесу "Кукольный кэк-уок", а главным героем ее сделал смешную куклу - негритенка, с торчащими во все стороны волосами.

Кэк-уок - это танец, который возник в США и стал популярен в Ев ропе в начале нашего века. Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот, чарльзтон и многие другие эстрадные танцы.

Хотелось бы отметить, что эта пьеса вызвала у ребят положительный эмоциональный отклик. Уже на первых уроках был заметен интерес учащих

ся к предложенной нами музыке. (К сожалению в конспект урока не вошли очень многие варианты ответов детей). Из сюиты "Детский уголок" особенно понравилась учащимся пьеса "Снег танцует". Это было для нас некоторой неожиданностью, так как музыкальный язык данной миниатюры выделяется на фоне остальных номеров как наиболее сложный. Одновременно это произведение ярче всего показывает особенности ипрессионистического стиля. Удивительно, что дети почувствовали ощущения, которые несет музыка, а значит - саму суть импрессионизма. Исходя из этого мы сделали вывод о возможном обращении к некоторым фортепианным прелюдиям К. Дебюсси и фрагментам оркестровых произведений К. Дебюсси и М. Равеля, являющихся более сложными. Использование этого музыкального материала в дальнейшей работе позволит углубить предтавления учащихся об особенностях музыкально-выразительных средств композиторов-импрессионистов. Последующие несколько уроков были посвящены циклу пьес "Моя матушка-гусыня". Знакомство с этим циклом потребовало много разъяснений и комментариев, поэтому форма уроков тяготела к рассказу.

У. -В год создания К. Дебюсси "Детского уголка" Морис Равель написал прелестную серию музыкальных иллюстраций к известным французским сказкам под названием "Моя матушка-гусыня" для фортепиано в 4 руки. М. Равель очень любил детей. Своих детей у него не было и он всю силу своей нерастраченной любви перенёс на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей. Для них и было написано это произведение. Композитор предполагал, что его маленькие друзья станут первыми испол

    нителями пьес на публичном концерте.

Обратите внимание, какое необычное название носит произведение - "Моя матушка-гусыня". Вы не знаете кто такая матушка-гусыня?

    Д. -Нет.

У. -Это- старая сказочница, персонаж французского фольклора. Сказки матушки-гусыни вошли во французскую литературу с незапямятных времён. В XVIII веке Шарль Перро так и назвал свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях. М. Равель, очень любивший литературу и искусство XVII-XVIII веков, написал фортепианные пьесы на сюжеты французских писателей-сказочников тех времён. Перед пьесами композитор привёл в виде эпиграфов отрывки из сказок. Я зачитаю два эпиграфа: 1. (чтение эпиграфа к пьесе "Мальчик-с-пальчик". )Эта сказка вам знакома.

2. Следующий отрывок из сказки "Зелёная змея". (Краткое изложение содержания сказки, а затем чтение эпиграфа к пьесе "Принцесса-дурнушка". ) Сейчас прозвучат две пьесы. Ваша задача - определить к какой пьесе подходит каждый из эпиграфов.

    (Слушание пьес "Мальчик-с-пальчик", "Принцесса-дурнушка". )

После слушания ученики правильно определили принадлежность эпиграфов: Д. -Мальчик-с-пальчик заблудился и музыка тоже такая тоскливая, унылая, как бы блуждающая по тёмному лесу.

-Я услышал голоса птиц, которые съели хлебные крошки. Они изображены в музыке звенящими звуками в верхнеи регистре. У. -Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик". А теперь попытайтесь объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки "Зелёная змея"? Д. -В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на музыкальных инструменах. В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия была очень звонкой, игрушечной. Она напомнила мне китайскую музыку,

У. -Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, которая в Европе называется китайской. Следующее произведение к которому мы обратимся, называется "Волшебный сад". Оно завершает сюиту. После прослушивания я попрошу вас ответить почему именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю сюиту?

    (Cлушание пьесы "Волшебный сад". )

Д. -Музыка сперва спокойная, таинственная. Я представила себе сад из мультфильма "Аленький цветочек". Вокруг воё очень красиво: фонтаны, тропические деревья, но чего-то не хватает. И вдруг мы находим то. что долго искали - аленький цветочек.

У. -Да. "Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным торжеством доброго, светоносного начала.

Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало подачу ученикам готового матариала. Дети с вниманием слушали, еспи что-то было непонятно переспрашивали. Особенно живой интерес вызвала пьеса "Принцесса-дурнушка" и сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была написана. Ученики по характеру музыки самостоятельно определили страну, в которой разворачивается действие сказки и попросили прослушать это произведение повторно.

После ознакомления с фортепианными сюитами К. Дебюсси и М. Равеля по отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий музыкальную викторину. Ребятам надо было написать название прозвучавшей пьесы и её автора. Приблизительно 65% детей справились с этим заданием полностью, остальные - частично. Отсутствует отрицательный результат опроса, а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой отклик. Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учеников о датских сочинениях К. Дебюсси и М. Равеля. Вот некоторые из них: "Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала добрые, светлые сказки. Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звонкая, как детство. " "В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир прекрасен и не бывает плохих дней. "

"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада ние нарисовать под музыку. "

"У Дебэсси своя гармония, не похожая на музыку других композиторов" "Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе пришлась пьеса Дебюсси "Снег танцует". Я думаю, она также понравилась и дочери Клода Дебюсси Эмме"

"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует". Она необычна, и как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на падающий в сумерках снег. Я давно уже заметила, что композитор сродни писателю, и ты, слушая музыку, как бы читаешь её. В этой музыке видна история и лично мне она напоминает одну из сказок Г. Х. Андерсена".

Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого. Он проходил в тех же классах. На занятиях данного цикла мы попытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К. Дебюсси и М. Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в рамках которого они творили. Чтобы сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал - в частности, репродукции картин художников-ипрессионистов. Через сравнение выразительных средств живописи и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников к осознанию некоего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи. Основной нашей задачей было преподнести музыку импрессионистов так, чтобы она нашла отклик в душе ребят, вызвать у них желание обращаться к ней вновь и вновь. Уроки были объединины темой: "Выразительные средства импрессионистической музыки и живописи".

Первый урок стал начальным этапом постижения особенностей языка импрессионистов: У. -Ребята, как вы знаете, каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие выразительные средства у живописи? Д. -Линия, цвет, колорит....

У. показывает детям репродукции картин: "Ветренный день в Венё"А. Сислея, "Руанский собор вечером", "Скалы в Бель-Иль" К. Моне и задаёт вопрос: "Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные выразительные средства? " Д. -Да. Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, контраст или сходство между ними.

    У. -Что же достигается этим?

Д. -Ощущение воздуха, его прозрачности, естественности изображения. У. -Теперь давайте вспомним выразительные средства музыки. Д. -Мелодия, ритм, гармония, тембр.

У. -Попробуеи провести параллели между выразительными средствами живописи и музыки. В живописи - линия, а в музыке - ....

    Д. -Мелодия.
    У. -В живописи цвет, краски, а в музыке - ....
    Д. -Гармония.

У. -В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным выразительным средством является не линия, а цвет, краски. А какое выразительное средство, мелодия или гармония, выступает на первый план в музыкальном отрывке, который я сейчас сыграю. (У. исполняет фрагмент из фортепианной прелюдии К. Дебюсси "Затонувший собор") Д. -Мелодии, которую можно спеть нет, основное, что мы слышим это гармония, но она очень мелодичная. У. предлагает учащимся прослушать произведение целиком в записи и запомнить свои впечатления от музыки. Далее происходит обмен учащихся слуховыми впечатлениями.

У. -Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведения возникли свои ассоциации, свои впечатления. У композитора, сочинившего эту пьесу, они тоже были индивидуальными, особенными. Вам, наверное, будет интересно узнать, что К. Дебюсси не любил слишком точно пояснять их. Иногда он не хотел каким-либо образом конкретизировать содержание своих музыкальных произведений. По мнению композитора это "убивает тайну" музыки. Так, в прелюдиях для фортепиано заголовки он расположил в конце пьес, не желая навязывать исполнителю или слушателю

    свои собственные впечатления.

Произведение, которое только что прозвучало - одна из прелюдий для фортепиано пол названием "Затонувший собор". Она возникла под впечатлением от бретонской лаганды о древнем городе Ис, некогда поглощённом морем, и, по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далёкий перезвон колоколов. Композитора в этом сказочном сюжете привлекла живописная сторона. Средства музыкальной выразительности подчинены здесь задаче возможно более тонкого воспроизведения в музыке картины морского пейзажа, постепенно рассеивающегося тумана И наступающего рассвета, колокольного звона, доносящегося из глубины вод, и, наконец, поднимающегося со дна моря города. В завершении предстаёт первоначальный морской пейзаж: слышны тихие всплески волн, смыкающихся над исчезнувшим собором.

Затем У. предлагает ученикам прослушать ещё раз это произведение и записать свои впечатления в тетради. Вот некоторые из них:

"Я представила себе старинный замок с приведениями. За таинственным туманом, который постепенно рассеивается, показывается комната. В ней всё покрыто вековой пылью. Вот старинный резной стол, а на нёмстопка толстых рукописных средневековых книг. В комнате темно, но свеча вдруг зажигается сама собой и освещает комнату. На стене висит большое зеркало. В пём отражаются все события, что произошли в этом городе, замке, комнате. Некоторые из них радостные, ннекоторые - грустные. А большинство - величавые и спокойные, как музыка, которую я слышу сейчас. "

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать