Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
p align="left">При поиске или выборе трактовки произведения в школе учитывается и психологический аспект -- необходимость вызвать интерес учащихся, их потребность в активном соучастии при работе с текстом. Поэтому так существенно для преподавателя знать мнение учеников о произведении, учитывать их восприятие. Как правило, учитель сосредоточивает внимание школьников на том содержательном слое произведения, какой был им трудно доступен при самостоятельном чтении. Нельзя, конечно, допускать, чтобы многоплановость эпических произведений сильно суживалась - отбором материала и концептуальностью его интерпретаций: ведь художественное явление всегда шире и больше любого истолкования. Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы. «Без глубокого анализа формы,-- пишет В. Кожинов,-- произведение неизбежно предстает как сообщение о чем-то, а не как самобытный художественный мир»[6,73].

Надо сказать, что целостность произведения не всегда удается раскрыть даже авторам современных литературоведческих трудов. Тем более трудно осуществить это в школе, где -- в связи с «прерывностью» анализа и распределением материала по урокам -- неизбежно то или иное расчленение художественного единства. Делать это приходится по разным причинам -- из-за невозможности полностью прочитать произведение в классе, из-за ограниченности времени на изучение, из-за необходимости систематизировать знания школьников и т. д. Опасность расчленения меньше ощущается в IV--V классах, где анализ небольших произведений строится как процесс вдумчивого вчитывания в текст с последующим обобщением наблюдений.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» [61,58] .

Рассказ -- основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах.

Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В Астафьева.

Разбирая рассказы в 5-6 классах, учитель останавливает внимание учеников на следующих признаках этого жанра:

1) Рассказ (имеются в виду реалистические рассказы, изучаемые в неполной средней школе) отличается от сказки тем, что в нем описывается действительная жизнь.

2) Рассказ - это сравнительно небольшое повествование о событиях, происшедших с действующими лицами. Так, в «Васюткином озере» рассказывается о том, что произошло с Васюткой, заблудившемся в лесу.

3) В основе рассказа обычно лежит один эпизод. В «Васюткином озере» таким основным эпизодом является спасение.

4) Наряду с повествованием в рассказе вводятся описания: описывается наружность действующих лиц, предметы, явления природы.

5)Значительное место в рассказе занимают речи, высказывания действующих лиц. Обычно это бывают диалоги.

6) Для чего в рассказе излагаются события, передаются диалоги и описываются люди или природа? Для того, чтобы раскрыть личные качества, характеры и взаимоотношения действующих лиц. Характеры людей - самое главное в рассказе: через них выясняется основное содержание произведения. Так, в «Васюткином озере» раскрывается характер Васютки.

7) Среди героев рассказа выделяется один- два главных героя, все остальные рассматриваются как второстепенные.

В шестом классе на рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» можно обобщить эти стороны рассказа и дать определение этому жанру.

Следующие рассказы, вошедшие в программу 8 класса, как «После бала», «Фотография, на которой меня нет», еще больше закрепят знания учащихся о специфике рассказа.

Ясно, что, чем больше ученики будут ориентированы в составных элементах и общей структуре рассказа как вида литературных произведений, тем легче им будет анализировать и каждый конкретный рассказ в отдельности.

Рассказ -- основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах.

Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В Астафьева.

Разбирая рассказы в 5-6 классах, учитель останавливает внимание учеников на следующих признаках этого жанра:

1.3 Анализ школьной программы по литературе

Общение школьника с произведением искусства проходит несколько этапов, и свои конкретные учебные цели преследует начальная школа, базовая школа, старшие классы…

Читатель в начальных классах - уже вполне самостоятелен в роли - как своих возможностей восприятия, вкусов, навыков чтения.

Средние классы должны стать школой читательского мастерства: уже не мешает несовершенство техники чтения, накоплен опыт чтения произведений разных видов и жанров, произошло первое знакомство с писателями - классиками. Ученикам доступно изучение всего произведение в его специфике.

Старшие классы изучают художественное произведение в контексте творчества писателя и в процессе развития родной и всемирной литературы.

Средние классы являются ключевыми, базовыми в структуре литературного образования, в них ученик овладевает читательским мастерством, которое состоит не только в умелом общении с произведением искусства, но и в умении выбрать произведение для собственного чтения и доказательно оценить его.

Программа пятого класса уже предлагает школьникам для изучения «…более сложные по идейно - тематической структуре произведения, что неизбежно влечет за собой углубления и развитие навыков чтения и анализа, усложнение форм и приемов работы» [31,4].

Урок литературы в пятом классе - это начало изучения нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности.

Программа под редакцией Курдюмовой Т.Ф., вышедшая в 1992 году, представляет систему литературного образования, построенную на единой концепции литературного образования, которая охватывает весь процесс образования от «колыбельной песни до последней книги».

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.

Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов. Выделяется три круга чтения: для чтения и изучения; для самостоятельного чтения и обсуждения в классе; для внеклассного чтения.

Программа нацеливает на активное включение ученика в творчество на всех этапах литературного образования, что неразрывно связано с усилением его самостоятельности от класса к классу. Важна установка на творческое самостоятельное общение учащихся с произведениями искусства.

Программа под редакцией Курдюмовой Т.Ф. исходит, в первую очередь, из возможностей и интересов ученика: он может приобщиться к литературе от ее истоков до сегодняшнего дня на уровне, доступном возрасту.

Первое серьезное путешествие в мир литературы становится путешествием в мир собственного творчества. Но это, прежде всего - путешествие в мир читателя, это - Сотворчество читателя.

«Путь писателя, который предлагала Рыбникова М.П, - не закрыт, но он - не главный путь, не магистральное направление на уроке литературы. Сотворчество читателя - главное направление в работе учителя, который помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения» [61,18].

Программа под редакцией Курдюмовой Т.Ф., построена по принципу вариативности. Учитель и ученик выбирают автора, произведение, тип чтения.

Уже в пятом классе учитель стремится узнать суждения учеников, представляя им свободу выбора: кроме возможной замены 20% тем своими вариантами предполагается право решение вопроса о том, изучать или беседовать о произведении будет в этом году конкретный класс.

Центром урока литературы остается художественное произведение. Главное богатство каждого урока литературы звучащий в классе текст художественного произведения.

В своей программе составители провозглашают, что она определяется «миром интересов и предпочтений учащихся - подростков, предполагает систематическое чтение, широкое и умелое направленное знакомство с литературой и другими видами искусства, постоянное внимание к эмоциональному восприятию текста».

Ими предполагаются три круга чтения; сохраняется установка на творческое самостоятельное общение с произведением искусства. В старшем звене сохраняется историко - литературная основа курса.

Но систематическое чтение, о котором шла речь в новой программе, не получается. Идет постоянное сокращение часов. авторы говорили о постоянном эмоциональном заряде, нам же об этом остается только мечтать. Ведь наши библиотеки не располагают многими из рекомендованных книг.

Широкое и умело направленное знакомство с литературой, очевидно, осуществить должен учитель. Но что можно сделать без текстов и конкретных методических рекомендаций. Ведь школы до сих пор не оснащены всем необходимым оборудованием. Существенно заменены произведения.

Так, в пятом классе творчество Х.К.Андерсена представлено сказкой «Соловей». Сказка о соловье как призыв любить живую природу.

Тем самым получается, что мы опять подгоняем произведение художника под очередную актуальную проблему, лишая его истинной ценности.

По - новому организованы разделы, связанные с фольклором. Но, на наш взгляд, здесь не достает логики. Мифы - основа всех литератур мира - изучаются в шестом классе. А уже от них к сказкам, народным песням, былинам. В программе указана книга С.Наровгатова «Необычное литературоведение». Эта книга очень хороший помощник. Важным аспектом является трактовка Наровгатовым русской былины о Вольге и Микуле.

Самым большим достоинством программы, мы считаем, сохранение установки на самостоятельное общение с произведением искусства. Именно это должно помочь ученику сохранить свою индивидуальность, свое мировосприятие. Но это и есть самый трудный путь для учителя. Самостоятельная работа - это не работа, пущенная на самотек. Это работа с каждым отдельно при полном классе на уроке и большое индивидуальное общение в послеурочное время, мы считаем, что обучать нужно на общем для всех произведении, теме, вопросе, а проверять, чему же и как мы научились, следует только на индивидуальных заданиях, предполагаемых на выбор.

В программе под редакцией Курдюмовой Т.Ф., нет рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник», а есть главы из романа «Война и мир», посвященные изображению партизанской войны и подвигу Пети Ростова. Нам кажется, что рассказ «Кавказский пленник» значительно сильнее в художественном и нравственном начале, чем отдельно вырванные главы, пусть и о героизме ребенка.

В программе совершенно не отражается советский период. Современные ученики думают, что все, что было плохо, хотя ведь удачи и радости тоже были, была счастливая невозвратимая пора детства. Имени Гайдара вообще нет ни в одном классе. Конечно, в наше время трудно говорить о повести «Школа», но его творчество можно представить «Голубой чашкой », из программы совершенно ушли книги о Великой Отечественной войне, как будто ее не было вовсе. А ведь это наша история, о которой мы должны помнить всегда.

В седьмом классе ребята знакомятся с «Тарасом Бульбой» Гоголя, но почему - то это произведение дается для учения не полностью, а только главы из повести.

В программе значится: прославление боевого товарищества, героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей - запорожцев в борьбе за родную землю. Но ведь при таком вот выборочном подходе к повести, да еще к ее отдельным главам, учащиеся не увидят многогранности гоголевского восприятия жизни, не почувствуют противоречивости его мнения о герое, отношения к войне »… в борьбе за родную землю…» Дубно Варшава. Не очень - то родная земля.

Почему Гоголь не показал ни на одной странице, как враг терзает русскую землю, расправляется с мирным населением (это все вроде где - то есть, но оно не ощущается), а показал боевые подвиги Тараса.

Всегда ли был Тарас хорошим примером своим сыновьям? Можно ли простить ему жестокость по отношению к жене, матери его сыновей? Зачем Тарас вынудил войско пойти на врага, с которым был, заключен такой необходимый всем мир? Зачем ему власть? Как он ее использовал? Случайно ли оба сына погибли у него на глазах? Имел ли он право на убийство сына? Есть ли кара страшнее, чем та, которую понес Тарас? Много, очень много вопросов, когда читаешь Гоголя. Все непросто на страницах его повести. Это если читать ее в полном объеме. Ну, а если по хрестоматии, по вырванным кем - то строчкам и абзацам, тогда, конечно, вопросительных знаков не останется, останутся одни восклицательные, одни хвалебные гимны.

В процессе общения с книгой (или с несколькими по схожей тематике) у учащихся складывается целостное видение какого-то процесса или явления: они учатся сопоставлять, отдавать предпочтения, соотносить одно с другими в своей памяти, в опыте чтения. Сегодня возрождается Россия, обсуждаются проблемы ее обустройства, излагаются проекты и протесты. А ведь в русской литературе уже давно все предсказано и доказано.

Наряду с программой, разработанной а Институте общего образования под редакцией Курдюмовой Т.Ф, предлагаются и другие варианты программ. Дается возможность выбора любой программы в зависимости от конкретных условий.

В программах указано только общее количество часов (по одному из вариантов учебного плана), учитель самостоятельно определяет время на изучение каждой темы, при котором 20% учебного времени он может использовать по своему усмотрению: выбирать художественные произведения для текстуального изучения, изменять аннотации к темам в соответствии с уровнем подготовки класса, не нарушая при этом логику курса.

Во всех программах обновлен перечень изучаемых произведений, включены ранее не публиковавшиеся, шире дана зарубежная литература. На всех этапах литературного образования предусматривается систематическое чтение художественных произведений, последовательное усиление самостоятельности ученика от класса к классу, включение его в творческую деятельность.

Вместе с тем, каждая программа имеет свою особенность.

Программа под редакцией В.Г Маранцмана для гуманитарных школ, гимназий и лицеев строится с учетом эволюции читателя - школьника; целенаправленного развития читательских умений; устной и письменной речи, постепенного усложнения эстетической деятельности учеников.

Авторский коллектив Московского института развития образовательных систем предложил программу, в которой воплощается взаимосвязь психолого-педагогического, методического и литературоведческого подходов и блоковой принцип изучения художественных произведений (в блоки объединяются по сюжетному, образному, жанровому и другим принципам).

Однако следует отметить, что созданные в последнее время программы все-таки перегружены учебным материалом. Поэтому задача разработки программ и учебников нового поколения не снимается главным управлением содержания общего среднего образования с повестки дня.

Предоставляется возможным снять перегрузку за счет нового уровня обобщения знаний, их интегрирования, осуществления межпредметных связей, установления терминологического единообразия. Информативная перегрузка может быть снята за счет уменьшения доли теоретического материала и выхода на практическое овладение этим материалом, а также за счет преимущественного усвоения учащимися интеллектуальных знаний, умений, навыков.

В программе для средней общеобразовательной школы под редакцией Курдюмовой Т.Ф. при новом содержании, определенном структурном изменении сохранено традиционное изучение курса в среднем звене на хронологическо - тематической основе, в старшем - на историко - литературной. В ней определена взаимосвязь литературы с другими видами искусств. Учитель может варьировать круги чтения, обзорные и монографические темы. К этой программе разработаны учебники - хрестоматии и учебные пособия для всех классов.

Более свободная система общения с произведением, зафиксированная в заданиях учебника, свобода обращения к вопросам теории литературы, которые представлены в словариках, завершающих каждый учебник.

Однако, кроме нашего читательского и учительского выбора, многое в системе общения с произведением предопределяется им самим.

Размер произведения и его жанр, стихотворение или проза, стилистические особенности текста - все влияет на характер первого знакомства с произведением. Чтение произведения - кто бы его ни осуществлял - это уже и его толкование.

Легкость и непринужденность общения с текстом не возникает непроизвольно - необходима подготовка. И если диалог - это коммуникация, то мы сначала попадаем в предкоммуникативную фазу, - готовим эмоциональный настрой, понимание, определенный взгляд на произведение.

Беглое и занимательное для ученика знакомство с автором - одно из обычных слагаемых этого предварительного этапа подготовки к воспитанию произведения искусства. Этот этап важен и интересен не сам по себе: было бы даже нецелесообразно привлекать излишнее внимание учеников к материалу, который мы включаем в свое вступительное слово. Ведь нужно не просто заинтересовать ученика, - мы формируем ожидание встречи с конкретным произведением искусства. Чувство, которое возникает или может возникнуть на этой стартовой площадке - напряженное ожидание, предвосхищение, нацеленность на то, что сейчас появится перед нами, они услышат.

Поэтому, наверное, не идеальный вариант длительный рассказ о писателе, который мы часто предлагаем, обращаясь к творчеству Пушкина, или обильное фактами и снабженное многими иллюстрациями повествования о Бородинской битве перед изучением стихотворения Лермонтова «Бородино». Всему свое время, а на этом этапе подготовки восприятия нам целесообразней всего воодушевиться стремлением создать атмосферу ожидания, осознания того, как важна предстоящая встреча.

Произведение искусства продолжает оставаться объектом анализа - диалогом с произведением и автором, в котором анализ занимает определенное место, но не является единственной формой общения с произведением искусства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать