Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
p align="left">Обращаясь к художественному тексту, класс живет в атмосфере высокого искусства владения словам, той радости, которая так убедительно звучит в строках процитированного выше «Сонета к форме» В.Брюсова.

Воспринимая произведение как некую целостность, эстетически совершенное целое, ученик находит свои пути приобщения к этому духовному богатству, стремится освоить форму, которая помогла бы адекватно передать содержание его мыслей, чувств, впечатлений, оценок.

Именно потому, что ученик читает произведение высокого эстетического совершенства, большую роль играет и исполнительское мастерство. Оно, в свою очередь, предполагает ряд приемов, которые помогают овладеть чтением не только в рамках указаний Фамусова: «с чувством, с толком, с расстановкой», но и по возможности донести до слушателя то, что взволновало самого исполнителя. Если можно сказать: «слова лились, как будто их слагала не память рабская, но сердце», то исполнение состоялось.

Практика общения с произведениями искусства выработала формы и приемы, которые живы и на наших современных уроках. Чтение текста, при котором исполнение - всегда его толкование, комментарии учителя или учеников, эвристическая беседа, пересказы самых различных видов, анализ, который может выглядеть как подготовка к самостоятельному исполнению, разные формы игровой деятельности, органически вытекающие из специфики данного произведения - всегда в центре диалогов и монологов урока, который учитель направляет, в котором он участвует, демонстрируя свое равноправие с учениками.

Возможности, вкусы, потребности учителя и учеников предсказывают каждому из нас на уроках конкретный прием или сочетание таких приемов. Современная программа дает возможность не только обогатить уроки произведениями, которые в нее включены, но и творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, входящего в программу.

1.4. Анализ учебника по литературе для 5 класса

(Т.Ф. Курдюмова, 2004год.)

Обращение к реальным запросам ученика -- одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.

В своей работе мы хотим остановиться на учебнике - хрестоматии для пятого класса под редакцией Курдюмовой Т.Ф., изданном в две тысяча четвертом году издательством «Дрофа».

В основе программы лежит историко-литературный принцип: от фольклора - к литературе сегодняшнего дня. Логика расположения материалов хрестоматии помогает увидеть бег времени, показать соотнесенность истории, бытовых реалий и литературы. Такому широкому видению мира способствуют литературоведческие и мемуарные тексты, предваряющие художественные произведения, и репродукции картин русских художников, отражающие определенную эпоху.

Учебная хрестоматия должна ввести учеников в мир литературы как читателей, осознающих свои читательские обязанности, без которых невозможно чтение для себя и для других. А мы знаем, как открыты к творческой деятельности ученики этого класса, как рады они возможности быть чтецами и актерами на уроке.

Поэтому учитель должен поставить вполне конкретные и понятные ученику задачи этого года - первого года изучения литературы как учебного предмета:

стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить по возможности художественное произведение;

стать исполнителем тех художественных произведений, которые привлекли внимание;

сознательно овладеть родным словом, используя для этого не только материал учебной хрестоматии и уроки литературы, но и самостоятельное чтение;

применять полученные знания и умения в собственном творчестве, в проведении досуга - своего и своих друзей.

Структурная модель литературного образования учащихся пятых--девятых классов предполагает изучение художественных произведений от древности до наших дней. Причем в программу каждого класса входят произведения, соответствующие возрастным особенностям школьников.

Особую роль в общей структуре курса играет композиция программы и реализующего ее учебника. Вся литература до XX века помещена в первом томе. Литература XX века -- в равном ему по объему втором томе.

В учебнике пятого класса представлены классические произведения главнейших направлений литературы -- реализма и романтизма, но есть в нем и доступные возрасту произведения различных течений начала XX века, хотя о самих направлениях речи пока не идет.

Какова же логика движения литературы от древности до нашего дня? Это сложный и противоречивый процесс, и многое в нем удается сделать доступным за счет четкого разграничения разделов курса и их внутренней организации, а также за счет активной и очевидной для учеников связи между разделами.

Первые страницы учебника начинаются с введения. Мы вводим учеников в мир науки, искусства и творчества.

Следующий раздел «Мифы». Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мы знакомим учащихся с мифами разных времен и народов.

Далее следует раздел, посвященный фольклору. В этом разделе особенно важно расширение набора жанров: ранее в программу не включались частушки, песни, анекдоты, народная драматургия. Теперь они стали равноправны с традиционно изучаемыми загадками, пословицами и поговорками.

Организация материала помогает подчеркнуть как общие качества входящих в него жанров, так и их вполне конкретные отличия. Краткие сведения о судьбе жанра также помогают юному читателю. Многие малые жанры прожили долгую жизнь и все еще являются не только живыми и продуктивными, но и расширяющими свои границы. Таковы загадки, пословицы, поговорки. Среди малых жанров есть и совсем молодые. Так частушки -- очень молодой жанр, одно из приобретений фольклора недавнего времени. Среди малых жанров числится и анекдот, век которого достаточно почтенен. Однако о существовании этого жанра старательно забывали наши школьные программы.

Появление специального раздела малых жанров фольклора помогает осмыслить их взаимные связи, их роль в литературном процессе и возможности использования в более объемных жанрах.

В полном забвении в школе находились и драматургические жанры фольклора, которые знали в русской деревне, и они украшали народные гулянья и ярмарки. Тут и народная драма, и популярный кукольный театр со всемирно известным Петрушкой. Впоследствии, при обращении к классической драме, ученикам поможет знакомство с народными формами этого рода литературы.

При изучении фольклора народный театр предстает как синкретическое искусство. На уроках литературы особенно важно показать, как органично вошли малые формы фольклора в произведения драматургии. Самая крохотная пьеска о Петрушке содержит не только пословицы и поговорки, загадки и присказки, но и песенки, и скороговорки, и анекдоты. Слово во всех его художественных воплощениях звучит как устная импровизация, которой всегда была насыщена фольклорная пьеса.

Особое внимание при анализе фольклора обращено тому, что перед читателем не произведения, написанные конкретными авторами, а устное творчество неизвестных и наверняка многочисленных безымянных авторов.

Раздел «Русская литература XIX века» продолжает знакомить учащихся с видами и жанрами отечественной словесности. Во вступительных словах к этому разделу нужно обратить внимание учеников на понятия: «классик», «стих», «проза».

В хрестоматии мы обращаемся к сказкам двух столетий и посвящаем им два раздела. Основную задачу видим в том, чтобы ученики осознали связь фольклора и литературы, чтобы и в мире сказок, созданных писателями, были обозначены фольклорные традиции, чтобы создавалось понимание того, что сказка -- это не только, что сказано давно и для маленьких, а живая часть сегодняшней литературы.

Утверждая сказку, мы останавливаем право на вымысел, на творчество, не стесненное рамками следования реалиями сегодняшней жизни. В этой работе нам помогает логически вытесненная система вопросов учебника.

Несмотря на то, что ключевая роль отведена в учебнике сказке, в центре по - прежнему остается русская классика. Именно на классических произведениях дана возможность показать то важнейшее, что составляет мастерство читателя - уменье слушать автора, переживать и понимать вместе с ним людей и события, искать единственно нужное слово и прибегать к нему в любом из видов пересказов или просто ответов.

В данном разделе мы обращаемся к темам:

«Русская классическая литература XIX века». Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.)

«Поэтический образ Родины». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.)

«Героическое прошлое России» завершает первый том учебника фрагментом из «Войны и мира» Л. Толстого и отрывком из инсценировки романа, сделанной М. Булгаковым. При работе с этими двумя текстами ученики не только встречаются с одним из самых любимых героев Толстого -- Петей Ростовым, но и убеждаются в неразрывности связи литературы XIX и XX веков. Сопоставляя эпическое и драматическое произведения, учащиеся видят их общность и их разительное отличие.

Вторая часть учебника начинается с раздела «Литература XX века»

Для второй части учебника актуальной становится нравственная проблематика урока (чувство любви к Родине, ее природе, людям). Богатый материал для этого дают произведения советских писателей и писателей русского Зарубежья.

Литература XX века -- литература ушедшего столетия. Однако все дела и свершения живущих сегодня поколений еще долго будут связаны с этим веком. Так же на протяжении всего двадцатого столетия осуществлялась связь с предшествующим, девятнадцатым веком. Конкретным и эмоционально ярким подтверждением этого могут служить стихотворения поэтов XX века, обращенные к людям и событиям XIX века.

Произведения XX века уже знакомы читателю-пятикласснику. Это и поэзия, и проза, и драматургия... На вводном уроке, который откроет изучение литературы этого века, мы обратимся к стихотворениям, посвященным Пушкину. Они помогут ученику, и представить эпоху, и вспомнить о великом поэте. В учебнике есть стихотворения И.А. Бунина («26-емая»), А.А. Ахматовой («В Царском Селе»), В.А. Рождественского («Памятник юноше Пушкину»), а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся).

В учебнике рядом с каждым из них есть вопросы и задания, которые стоит использовать при такой работе. Лучше всего не заниматься детальным анализом каждого из произведений, а организовать урок-концерт с участием учеников. Такой урок, можно надеяться, поможет осознать два важнейших обстоятельства: XIX век был тесно связан с веком двадцатым, и в этой связи большую роль играет имя Пушкина.

Нашло в учебнике отражение такое важное и пока еще недостаточно использованное в практике школы явление, как чтение литературных сказок XX века, созданных и писателями, и учеными.

Сказки -- вовсе не далекое прошлое нашего искусства. Каждый век создавал свои сказки. Век космоса не мог, да, наверное, и не хотел обойтись без сказок. Вопрос о неизбежности и постоянстве их рождения интересовал писателей двадцатого столетия. Из раздумья писателя над этим вопросом возникло произведение Константина Паустовского «Рождение сказки». С чтения этого очерка-воспоминания стоит начать свои уроки по изучению литературных сказок. После этой части урока мы приступаем к сказке « Теплый хлеб».

Раздел, посвященный русской литературе XX века, впервые обрел права гражданства в пятом классе. Одни авторы хорошо знакомы учителю, другие малоизвестны. Поэтому определим общую тактику работы с текстами этого раздела - чтение с комментариями, беседы по вопросам, возникающим у учащихся, конечно, с использованием того, что включено в хрестоматию, и того, что будет предложено в методических рекомендациях.

Первые три темы (Бунин, Бальмонт, Шмелев) «стремятся» показать ученикам неразрывную связь литературы XIX - XX веков

Тематическая общность нескольких произведений помогла раскрыть неиссякаемое стремление человечества к покорению небесных высот, космоса. Эта тяга имела самые разнообразные формы, она отражала уровень культуры и техники, возраст героев произведений. Но объединенные в один цикл произведения «Огненное «А», «Змей», «Мой полет», «Крылья» дают возможность увидеть разнообразные решения одной проблемы, разных по своим возможностям людей (в данном случае различны не только герои, но, прежде всего авторы со своими подходами к этой теме).

Особенно важен раздел «Современная литература». Долгое время программа по литературе в средних классах не вмещала в себя произведения современных писателей и приходилось в пятом классе обращаться к ним на уроках внеклассного чтения. В настоящий момент в этом разделе всего четыре автора. Все произведения - о современных детях, ровесниках наших учеников. Во всех прозаических произведениях перед читателями - семья сегодня.

Тема, которую сейчас модно называть экологической, но которая и сейчас, как и иные годы, назад все была и будет темой родной природы, пронизывает «сельские» произведения. В одном случае - яркая и героическая любовь к скворцам, к родной природе с ее сменой времен года. В другой - суровая тайга, в которой заблудился герой рассказа - Васька.

Последний раздел включает произведения о путешествиях, приключениях.

Литературный процесс интересен не только линейной логикой своего развития, но и самыми различными связями и взаимодействиями, которые постоянно просматриваются в конкретных разделах программы.

Для учеников этого возраста особенно интересно следить за развитием сюжета. Поэтому перекличка сюжетов произведений как в литературе одного народа, так и в литературе разных стран и эпох привлекает внимание учеников. Эта особенность используется в программе и учебнике.

Например, обращение к «робинзонаде» возникает не только после прочтения «Робинзона Крузо» Д. Дефо, но значительно раньше. Ведь «робинзонады» повествуют о способности человека справиться с почти непреодолимыми препятствиями, выжить в абсолютно невероятных условиях. Эта способность ценилась всегда, и в программе она начинает звучать уже в фольклоре. «Путешествия Синдбада-морехода» -- одна из первых «робинзонад» человечества. Но в учебнике есть много других примеров: и трогательная «робинзонада», созданная М. Зощенко, и «робинзонада» «Васюткино озеро» -- одно из самых оптимистических произведений прекрасного писатели В. Астафьева. Только после знакомства с этими произведениями ученики встречаются с самим Робинзоном Крузо и с его блистательным автором, который сам прожил жизнь, исполненную треволнений. Дефо более десяти раз разорялся и снова богател, стоял на площади у позорного столба...

Нужно также отметить появление в учебнике жанра детектива. Знакомство с ним открывает классик детской литературы Астрид Линдгрен, которую шведы назвали «человеком столетия» и поставили памятник единственной среди живущих сегодня писателей. «Приключения Калле Блюмквиста» - одна из лучших книг писательницы. Это целая трилогия, с первой частью которой ученики знакомятся достаточно подробно.

Модель программы для среднего звена начинает осуществляться в пятом классе, то демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова должна сопровождаться освоением элементарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произведения, но и его эстетической наполненности. Эмоциональная яркость восприятия не мешает размышлению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим пусть небольшой запас понятий, элементарная теоретическая база.

Программа пятого класса предлагает юному читателю осознать, что такое искусство, искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет, даются сведения об отличии стиха от прозы, представления о важнейших тропах и фигурах речи, о типах речи: описание, повествование и рассуждение.

Каков же круг сведений, которые целесообразны для изучения в пятом классе? Напомним их еще раз: искусство, искусство слова, язык, текст, образ, жанры (важнейшие и уже знакомые), композиция, виды тропов (эпитет, сравнение, метафора и др.), фигуры (простейшие), элементарные вопросы стихосложения, типы речи.

Наиболее важное понятие - сюжет. Чередование событий, их причины, их связи - все это увлекает учеников и может быть использовано как центральное звено общей системы.

Учебник помогает учителю и ученику пользоваться теоретическими понятиями, предлагая специальный «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенный в конце каждой части данного пособия.

В то же время попутно и неоднократно ученики узнают, как богат мир словарей, которыми они могут и, конечно, должны пользоваться. Ради этого в хрестоматии даже есть «Слово о Словарях», а в заданиях предлагается обращаться к созданию собственных словарей.

Работа с художественным текстом или со справочной литературой

предполагает обращение к диалогу.

В последнее время появилось уточнение понятия «диалог». Диалог западного образца, основанный на логике и очень внимательный к слову, противопоставляется диалогу восточному с его чрезвычайным вниманием к паузе и не столько логически последовательным обменом суждений, сколько стремлением достичь относительно общего понимания обсуждаемого явления. Поединок мнений противопоставляется возможности сближения мнений.

Теоретический материал по теории литературы в этом издании изложен доступным для пятиклассников языком, помещен в отдельные статьи.

Начиная с литературы XIX века, ребята знакомятся с жизнью и творчеством каждого писателя, для этого в учебнике имеется необходимая информация.

Учебник имеет иллюстративный материал, который вводит читателя в атмосферу эпохи, отраженной произведением, обеспечивает реальность и эмоциональность представлений, лежащих в основе художественных образов, ориентирует ребенка в происходящем действии, тем самым, помогая учителю по - иному строить работу данного раздела.

Включить всех детей в многообразную деятельность на уроках литературы учителю помогают вопросы и задания, данные в учебнике. Все задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему урока. Творческие задачи и проблемные вопросы при осмыслении произведений пробуждают сотворчество юного читателя, постепенно подготавливая его к самостоятельной литературно - творческой работе на заданную тему. Самостоятельной литературно - творческой работой учащихся в данном случае являются такие задания: составление рассказов - миниатюр, описание картин, героев произведений, сочинения, подготовка сообщений, рефератов, выполнение работ в форме рисунка или иллюстрации к произведению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать