Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
p align="left">- А почему рассказ так назван?

- От чьего лица ведется повествование?

- В какой семье растет герой?

- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

- Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конем - пряником? (Разговор идет о трудном времени детства).

- Какие эпизоды рассказа нарисованы с улыбкой взрослого человека, вспоминающего детство?

- А кто из взрослых вызывает такую же улыбку?

Далее следует подробнее остановиться на сценах, рисующих семью дяди Левонтия.

(Речь пойдет о том, какой непутевой была жизнь Левонтия, о том, что, автор помнит о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде, о тепле его души).

- Вспомните, как относилась бабушка к Левонтию и его жене.

- Как описана семья Левонтьевых?

- В каком доме жили Левонтьевы?

- Почему же Витя все - таки ходил к ним?

Комментарий учителя:

Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» - слово явно неуважительное.

- Почему Левонтьевы так плохо жили?

- Что за человек был Левонтий?

- Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

- Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

Домашнее задание

1. Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору).

2. Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.

Урок 3. Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока: постановка нравственных вопросов: честность, доброта, 'долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы.

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, описание рисунка.

Ход урока

I. Слово учителя

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

II. Беседа по вопросам

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

Комментарий учителя: Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге соседские ребята?

Пересказ эпизода с использованием опорных слов - глаголов.

«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».

- Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?

- Как после этого развлекались ребята?

Пересказ эпизода и обобщения:

Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила».

- Как Левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

- Почему герой решил обмануть бабушку?

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

- Как он меняется в ходе своих размышлений?

- Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история? Почему же он все - таки высыпал ягоды?

- Кем он был втянут в обман?

- Автор отзывается о Саньке, что тот «был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Но так ли это?

- Почему же, зная Саньку, автор действует по его подсказке?

-Как вы думаете, этот поступок- появление характера или бесхарактерности?

-Сожалел ли мальчик о своем проступке? (подтвердите ответы примерами из текста).

Известно, что за «преступление» требуется «наказание». Витя старается всеми возможными средствами отдалить его неотвратимость. Но вот наступает решительный момент. И что же? Наказала ли бабушка внука?

- Можно ли говорить об уроках бабушки, простой русской женщины, которые она, сама того не ведая, дает внуку? (Речь идет об уроках доброты).

III. Роль пейзажа в рассказе

- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитайте выразительно.

- Как меняется взгляд героя на окружающую природу?

- Какова роль пейзажной зарисовки?

IV. Выводы урока

- Какова развязка истории?

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья...»

V. Описание рисунка

- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу?

VI. Итог уроков по рассказу В. П. Астафьева

- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?

В заключение звучит слово учителя. Мальчику из рассказа Астафьева запомнились, конечно, далеко не все съеденные в детстве пряники. Но «белый конь с розовой гривой» запомнился и автору, и нам, читателям, потому что с ним связаны уроки доброты, данные мальчику его бабушкой.

Благодарная память снова и снова возвращает его к этому событию: «Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий мигнуло. А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» [43,52].

Домашнее задание

Дома ребята пишут сочинение на тему: «Уроки доброты бабушки Катерины».

Прочитать сборник рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (на перспективу)

В восьмом классе перед нами короткий, как будто незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе Астафьева, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Недаром сам Астафьев, говоря о книге «Последний поклон», куда вошел и разбираемый рассказ «Фотография, на которой меня нет», замечал, что форма этой книги «…дала возможность вместить большой и далеко не простой материал, и там, где эпохи из многих книг и частей, мне, думается, удалось ограничиться главами, не выстраивая длинных и необязательных «переходов» и «мостов» [6,32]…

Речь идет о далеких тридцатых годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, шибко бедновато», несмотря на старания родных и знакомых одеть их получше - кого в шубенку, кого в телогрейку. Школа размещается в старом деревенском доме с угарными печами. Ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Это позднее стараниями учителя карандаши, краски учебники - один на пятерых, а потом на двоих. Невысока и общая культура селян, достаточно прочитать строки о том, как земляки «снимались» на карточку: кто в фанерном автомобиле, кто в шляпе вроде вороньего гнезда, кто с часами, высунутыми напоказ из рукава (знай наше богатство!), кто, уподобляясь казаку, с газырями и кинжалом.

Да и само фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие». По случаю приезда фотографа прерываются занятия в школе, вся деревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера гужем ходят пор селу, обсуждая, кто, где сядет, в каком порядке и как оденется. Неудивительно потому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой.

Но под пластом бедности - материальной и духовной - живет и пробивается наружу другое. Что не дает душе очерстветь и что делает человечными и стойкими перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон! Да и сам рассказчик не может умолчать о своем неравнодушии к цветам. Полстранички о том, как набирает силы луковка и расцветает красным громмофончиком, предвестником весны, достойны лучших страниц русской классики.

Но главное, что видит читатель в рассказе крупным планом, - это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка, которая, бесспорно, сопоставима с бабушкой Алеши Пешкова, может отругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что дед заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчишкой; брань ее незлобивая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в то, что перед нами человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о том, что перед нами подлинно народный характер.

А что вокруг? Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу селения. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться даже, но это не надолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель - не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже и у ребят. С таким тактом полуграмотные крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у него в избе кринку молока или сметаны, туесок брусники, то помогут беременной жене.

Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известн6о прославленное имя - «Сибиряк» [19,64]. И хотя нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых людей: «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история» [19,64].

Так от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

На изучение рассказа «Фотография, на которой меня нет» я отвожу два часа. На первом уроке дается обзор сборника рассказов «Последний поклон», продолжаем знакомство с личностью писателя, начатое в 5-6 классах; на втором уроке беседуем о прочитанном дома рассказу «Фотография, на которой меня нет, ребята делятся впечатлениями от прочитанного, выразительно читают».

Эпиграфом к уроку звучит высказывание В.Распутина.

Огромный и неспокойный талант В.Астафьева - это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мирить с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях. Однако литература - это не «шприцевание» добра, а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека, необходимо потрудиться и ему человеку.

Над этим и бьются неустанно писатель В.Астафьев, для этого и создает свои книги. И бьется с немалой пользой» [59,8].

Вспомните, пожалуйста, все то, что вы знаете о писателе В.П. Астафьеве?

- Что положено в основу сборников рассказа «Конь с розовой гривой»?

Да, действительно, в основу многих произведений писателя легли воспоминания о детстве. Виктор рано лишился матери. В детстве мало видел отца. Рос у бабушки с дедушкой. Но, как скажет сам писатель впоследствии? Боль утрат, лишения и неудачи, не только омрачают жизнь человека. Они же и «заставляют обостреннее видеть мир и глубже чувствовать доброту»

Доброта шла к маленькому Виктору от бабушки Екатерины Петровны. Наполняла ярким и солнечным светом первые, прослушанные им книжки - «Кавказский пленник» Л.Толстого и «Дед Архип и Ленька» М.Горького.

Добрым было и воздействие учителя литературы И.Д. Рождественского, ставшего вскоре известным поэтом. От него пятиклассник В.Астафьев принял уважение к русскому слову и жанру творчества.

Но нелегко складывалась жизнь писателя. «Представьте себе человека, который закончил ФЗУ, да еще в военные годы, - говорил он в 1974 году, - работал на железной дороге составителем поездов - опасная, тяжелая работа, - потом воевал, был тяжело ранен. Судьба распорядилась жестоко - потерял и эту профессию, попал в город Чусовой, на Урале.

Работы случайные, низкой уверенности в завтрашнем дне и в устойчивом куске хлеба. Хотелось писать, с детства хотелось, а попробовал накануне тридцати.

Взрослый человек! Все видит, все понимает, и в первую голову то, что написано им - еще не литература… моими единственными университетами, помимо, конечно, жизни, были высшие литературные курсы. На курсах за два года я постиг то, на что в Чусовом мне понадобилось десятки бы лет. Я был как вспаханное поле: бросай зерна, и они прорастут. А где? Кто бросит? И главное, что бросит? Учиться было совершенно необходимо, это была внутренняя потребность, пусть несколько запоздавшая. Но это уже не моя вина, а беда» [78,104].

Силой воли и таланта писатель преодолел невзгоды. Он стал признанным художником слова, автором широко известных произведений - «Кража», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь - рыба» и другие. Его очень волнует нехозяйское, варварское отношение многих людей к природе. Он постоянно заботится о культуре, образованности молодежи.

В современной литературе В.Астафьев продолжает традиции русской классики.

Живя в родном селе Овсянка, писатель ведет в местной школе «часы литературы» и «часы поэзии». Он так объясняет смысл этих занятий: «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к слову, чтобы учились читать, чтоб не проходили литературу, а прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей - «типичный представитель», «положительный герой», а писали пусть и коряво, но зато по-своему» [75,18].

Он один из немногих писателей, который показывает пример, как в наше политизированное время создаются «вечные книги», а к таковым можно отнести его повесть «Последний поклон».

Через собственную судьбу - мальчишки, рано оставшимся сиротой, писатель сумел правдиво обрисовать сложную обстановку в одной сибирской деревне, в которой, как вы капле воды отразилась послереволюционная жизнь всей страны. На глазах Астафьева совершался «великий перелом», принесший народу неисчислимые бедствия.

Катерина Петровна постоянно следует древним традициям и обрядам своего народа. Своими воспоминаниями она не слезу стремится выбить у внука. Не одна жалость, не только участие внука к непростой женской доле нужны бабушке. Радость для Катерины Петровны заключается в привычной крестьянской работе, в традиционном укладе жизни. Этому она и учила внука: любить дом, в котором тот рос, лес и реку, кормившие семью в самую трудную пору, родную землю…. С малых лет у мальчишки уже были свои обязанности по хозяйству. Через семейные праздники и будни герой Астафьева впитывал в себя народные традиции. Но уже на рубеже 20-30 годов в сибирской деревне повелось массированное наступление на эти обряды и традиции. Самые лучшие работники, к которым относилась и семья писателя, были объявлены кулаками. Их лишали домов и личных хозяйств. Если что и спасало поначалу раскулаченных, то это еще не порушенные родственные и общинные связи. В людях еще живо было чувство совести и стыда. Землячество тогда определяло силу, и оно не допускало, чтобы кто-то был без угла. [75,20].

Но социальный перелом привел к нравственным потерям общества. Даже очень близкие люди, связанные прямыми родственными отношениями, оказывались чужими. Герою повести не удалось найти общий язык с родным отцом. В людях пробуждались жестокость и дикость. Традиционный уклад жизни рушился весьма решительно и безжалостным образом. Не случайно главы «Последнего поклона», рассказывающие о скитаниях героя по Игарке, воспринимаются как борьба мальчишки за выживание.

Не так-то просто ему было пережить сразу два предательства - родного отца и мачехи.

От него отвернулась школа. Совсем забыли о мальчишке родственники отца. После уютного бабушкиного дома, в котором далеко не всегда имелся достаток, но по которому постоянно растекалась душевная теплота, герою писателя довелось испытать новый мир - мир бессердечия и одиночества.

Мальчишка так объяснял его себе: «Все заняты собой. У всех свои заботы. И у меня тоже. Главная из них: чего завтра пожрать?» вот эта философия и вела мальчишку к духовному одичанию. Именно в ней кроются мотивы одного из самых жестоких его поступков - избиения неведающей милосердия школьной учительницы. [75,21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать