Имидж педагога

Имидж педагога

1

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.

1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя

1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии

1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя

Выводы по главе I

Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.

1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника

1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника

Выводы по главе II

Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.

3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника

3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: во-первых, теоретическая значимость -- это не разработанность основных условий и закономерностей формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов. Во-вторых, это практическая полезность имиджелогии, обусловившая её необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос.

Постепенно данная отрасль приобретает определённую самостоятельность и респектабельность. Однако, публикации различных пособий и даже научных монографий, возникновение коммерческих услуг по имиджированию, обуславливают существование имиджелогии пока ещё на эмпирическом уровне познания. Использование её достижений происходит стихийно, нецеленаправленно, без системы знаний и изучения особенностей имиджа, как неотъемлемой части профессионализма в определенной сфере деятельности. Среди резервов, в совершенствовании профессионализма учителей начальных классов, особый научно-исследовательский интерес, представляет изучение феномена имиджа педагога и базовых условий его направленного формирования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия младшими школьниками образа учителя. В то же время, в педагогической и социально-психологических науках пока отсутствует научно-обоснованный замерительный инструментарий имиджа учителя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющего на становление личности младшего школьника. Поэтому, назрела острая необходимость, в разработке нового научного знания и прикладных аспектов его использования для образовательной практики начальной школы. Изменения в системе эстетических и нравственных ценностей отводят имиджеологии всё более значимое место. Начальная школа всегда предназначалась не только чтобы обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребёнка, но и, прежде - всего для того, чтобы воспитать. В этой связи, имиджу учителя, принадлежит не последняя роль. "Подобное рождает подобное" - замечает профессор Гарри А. Это положение особенно актуально в решении проблемы сложных детей, осмыслении самой ценности жизни.

В современных социально-экономических условиях развития общества наблюдаются тенденции характерные для рыночной экономики, учёт которых необходим в работе начальной школы нашей страны. Первая из тенденций -- это расслоение социальных слоев общества, которое приводит к дифференциации общеобразовательных школ (государственные, специализированные - школы с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей: интеллектуального, художественно-эстетического, иностранные языки; частные, коммерческие, гимназии, лицеи и т.п.). Таким образом, современные школы многофункциональны, разнотипны, свободны в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса и использовании образовательных программ. Вторая тенденция, заключается в возникновении новой категории потребителей использующих услуги индивидуальных учителей, обозначается конкуренция в сфере оказания школьных услуг.

Таким образом, современный учитель начальных классов должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим данное исследование предусматривает:

- изучение потребностей учителей начальных классов в формировании профессионального имиджа;

- обобщение и анализ опыта работы по формированию профессионального имиджа;

- обобщение и анализ теоретических и прикладных аспектов приоритетных условий формирования имиджа современного педагога.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, составившие гносеологическое ядро нашего исследования, позволившие обосновать феномен имиджа учителя. В основу исследования теоретико-прикладных аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовой. Анализ трудов З. Фрейда, А. Адлера, К. Роджерса, К. Левина позволил использовать в нашем исследовании психологические теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе. В основу исследований по проблеме невербальных сигналов личности были использованы труды зарубежных исследователей (М. Люшера, АПиза, А. Штангля, С. Квиллиам, X. Рюкле) В выявлении педагогических условий влияния имиджа педагога на процесс становления личности младшего школьника были использованы труды классиков отечественной педагогики А. С. Макаренко, педагогическая техника, В.А. Сухомлинского о воспитании в детях чувства.

За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано. Таким образом, налицо реально существующее противоречие между несоответствием желаемого и существующего профессионального имиджа современного учителя начальных классов. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в дипломной работе, что и обозначило тему исследования: «Имидж педагога начальных классов как фактор процесса становления личности младшего школьника».

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.

Объектом выступает имидж педагога начальных классов.

Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

На основании определенных цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:

мы предполагаем, что имидж педагога начальных классов оказывает эффективное влияние на процесс становления личности младшего школьника. Можно гипотетически утверждать, что научно-обоснованное конструирование имиджа, как профессионально важного качества современного учителя, возможно при наличии определённых приоритетных условий и соответствующих методов. Исходя из цели и гипотезы исследования, ставятся следующие задачи:

§ изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

§ обосновать, необходимость изучения имиджа педагога в теоретическом и прикладном аспектах;

§ выявить взаимосвязь влияния имиджа учителя на процесс становления личности младшего школьника;

§ представить педагогические требования к самопрезентации современного педагога начальных классов.

Для реализации цели и задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

Ш педагогическое наблюдение;

Ш интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;

Ш социальный опрос;

Ш сравнительный анализ;

Ш методы математической обработки.

Работа состоит из введения; теоретических глав, где рассматриваются: социально-психологические основы имиджа учителя, понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии, технологический инструментарий исследования имиджа учителя, возрастные особенности личности младшего школьника и психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника. Практическое исследование проходило на базе МОУ СОШ № 35 г. Ставрополя.

Работа носит теоретический характер в силу ограниченности экспериментального исследования по организации и апробации выявления эффективности влияния имиджа педагога начальных классов на процесс становления личности младшего школьника.

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов

§ 1.1. Социально-психологические основы имиджа учителя

Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей. Теоретические основы этого процесса нашли наиболее полное отражение, в первую очередь, в трудах таких известных отечественных психологов, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и многих других.

Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он сам приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей [8].

Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия.

В исследованиях справедливо выделяется, что самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самосознание - это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни [ 12]

Дальнейшее развитие теоретико-методологических аспектов исследования личности и особенностей ее развития применительно к онтологии и генезису имиджа как социального явления и его познания мы находим в работах известных современных психологов Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова и других.

Современными социальными психологами отмечается, что всякое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Эта реконструкция осуществляется субъектом на основе его опыта, потребностей, намерений. Только при включении личности в познавательный процесс можно понять, как люди могут познать одну и ту же вещь, если каждый конструирует ее образ индивидуально. Социальное познание, возникая в ходе взаимодействия, предполагает обязательный коммуникативный процесс, то есть процесс постоянного обмена информацией. Образ социального познания вырабатывается сообща, но вместе с тем, люди различны, и поэтому каждый демонстрирует свой стиль социального познания [6].

В самом общем плане следует сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и установление доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Это означает, что таким образом выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять ее как целое. Потребность быть личностью возникает на основе социально-генерированной возможности осуществления соответствующих деяний - способности быть личностью. Эта способность есть индивидуализированное воплощение глубоко воспринятых индивидом предметно-социальных норм, эффектов идеальной представленности в нем других людей, а также его собственных «надситуативных» выходов. Как и всякая способность, она, прежде всего, дана субъекту в своей исключительности как индивидуальное, выделяющее его среди окружающих и в известном смысле противопоставляющее его другим людям. как возможность передать, адресовать им свою неповторимость, особенность, непохожесть [5].

В зарубежной психологии концепции особенностей познания людьми друг друга как составляющей социально-психологические аспекты имиджа занимают работы таких известных психологов, выполненные на основе идей бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма и других школ, как А. Адлера, Э. Берна, У. Джеймса, Дж. Капрара, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Д. Сервона, Б.Ф. Скиннер, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Т. Шибутани, К. Юнга и многих других.

Мир каждого человека сконцентрирован вокруг него самого. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей, а отношение к человеку часто определяется положением, которое он занимает, совершенно независимо от его личных качеств. Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Важно понять, что же человек считает самим собою, ибо многое из того, что он делает, логически вытекает из такого определения. Представление человека о самом себе, бесспорно, является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает [4].

Таким образом, отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у человека понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно. Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним как составляющие его имидж.

Таким образом, познание человека друг друга, обуславливающее их взаимодействие, обладает теми же свойствами на уровне общего, то есть такими, какие присущи вообще человеку при познании действительности и имеет свои особенные характеристики.

На уровне отражения человеком предметного мира его познанию, как справедливо отмечается в социальной философии, присущи предметность, константность, целостность, обобщенность, структурность. Все эти свойства с особой силой проявляются в процессе познания и отражения другого человека. Взаимодействие человека с человеком в отличие от взаимодействия его с неодушевленным предметом или с живым существом, лишенным сознания и самосознания, имеет субъектно-субъектный характер. Все это является существенным основанием для исследования имиджа как социально-психологического явления [3].

Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, позволяет четко увидеть основные тенденции, и даже первые истоки появления имиджа человека и имиджелогии как отдельной науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать