Имидж педагога
p align="left">Анализ проводился в четыре этапа (В.Ф.Петренко, Е.А.Петрова, А.А.Калюжный, Н.М.Шкурко и др.)

1 этап - мотивационно-целевой

Цель - развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами или посредством образовательного имиджмейкера.

Содержание: развитие мотивации на построение имиджа учителя как компонента профессионально-педагогической деятельности, трактование первостепенных четких целей и задач имиджирования при владении наставником установленной степенью педагогического мастерства, информируют воспитателя о адекватности им неадекватности проводимых операций по осуществлению известного процесса. Усвоение сведений педагогом о правилах и ценностях педагогического поведения помогают субъекту оценить способы постижения культуры профессионально-педагогической деятельности и подтвердить верность выбранной мотивации. Адаптация современного учителя в социокультурном пространстве шкалы, органической частью которой он является.

Условие. Ценностно-нормированное поведение учителя обеспечивает ему постоянную и твердую позицию в воспитательной среде в качестве активного субъекта; создает обстановку сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и школьниками в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Базовыми приемами осуществления условий являлись креативно-коллективные действия, тематические недели с активным привлечением к ним учащихся, различные встречи, факультативы, специально разработанная диагногстика «Оценка педагогического имиджа».

Результат: сформированность положительного мотива к имиджированию учителя, усвоенность субъектом цели и задач, азов педагогического мастерства, так необходимых для строительства имиджа воспитателя в профессионально-педагогической деятельности. Осознанность непоколебимого факта: построить имидж можно двумя способами: с помощью имиджмейкера или надеясь на собственные силы.

2 этап - концептуально-стратегический

Цель - определение магистральной стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).

Содержание: на данной стадии имиджирования педагога происходит углубленное рассмотрение сущностной направленности и стратегической политики изучаемого процесса. Ведущие стратегии (позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, детализация, метафоризация, вербализация, визуализация, дистанционирование, акцентирование информации, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и др.) выделяют общую линию поведения наставника, при этом она выбирается либо самим воспитателем, либо специалистом в области имиджа. Подбор стратегии происходит из ограниченного количества стратегии имиджирования, адаптированных педагогической деятельности. Принципы имиджирования не поддаются каким-либо модификациям, они философско-концептуальный аппарат явления размещается в центре имиджстроительства, то есть становится базисом понятия. В философско-концептуальную совокупность имиджирования педагога входят феномены: «установка», «Я-образ», «самоконтроль», «эмоциональное отношение и воздействие», «эффект первого впечатления», «личностная сущность наставника», «педагогическое воздействие». Осознанием, воспитывающим каждого из элементов философско-концептуального блока делает процесс имиджирования последовательным и динамичным.

Условия. Выбор стратегии поведения учителя, изучение и внедрение принципов имиджирования, а также Я-концепции, дают возможность педагогу уверенно формировать интегрированный имидж, просчитывать будущие ходы, вовремя корректировать свой образ на ранних этапах его создания. Необходимо выделить условия реализации и регулирования концептуально-стратегической программы: ролевые и сюжетные игры, факультативы, психолого-педагогические чтения, уроки философии, посвященные Я-концепции и уроки логики, изучающие явления «стратегия» и принципы и др.

Результат: определенность в выборе стратегии, которая бы не противоречила индивидуальности педагога и сложившийся ситуации, осознание учителем принципиального значения построения имиджа и полное подчинение наставника принципам имиджирования с тщательной проработкой Я-концепции индивида.

Ш этап - консультативно-технологический

Цель - изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами, усвоение имиджевых технологий.

Содержание: системное овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности помогают учителю раскрыть собственные личностные характеристики, сделать правильный и продуктивный отбор этих качеств на фундаменте разработки критериев и показателей для наставника, пытающегося освоить имиджирование. Данные критерии служат и профессиональному самоопределению воспитателя в рамках педагогической профессии. Становление профессиональной Я-концепции и овладение тактическими версиями, которые вместе с кардинальной стратегией образуют имидж-технологию.

Условия. Подчеркивание цели и организации процесса имиджирования содействуют вычленению личностных образований и созданию разноуровневых критериев и показателей. Для актуализации профессиональных характеристик учитель участвует во всех сферах жизнедеятельности социума класса. Реализация программыавторского специального курса «Педагогическая имиджелогия» и методики «Оценка педагогического имиджа» через организацию рефлексии, диалога, полилога, коллективной творческой деятельности, деловых игр и т.п. Имиджевая технология формируется за счет индивидуальных бесед и интервью имиджмейкера с наставником.

Результат: педагог- обладатель учительского имиджа, умеющий дать оценку своему поведению в собственной профессиональной деятельности.

4 этап - результативно-оценочный

Цель - корректировка имиджа учителя.

Содержание: актуализация, изменение, продвижение и самоутверждение имиджа учителя. Приобретение авторитета среди учеников посредством сформированного имиджа, рефлексия деятельности: Возможно ли построение имиджа учителя, который был на противоречии сущности самого наставника? Как много времени занимает конструирование имиджа одного воспитателя? Есть ли затруднения в построении имиджа учителя? Какой характер они носят?

Условия. Самовыражение в настоящей профессиональной деятельности, во внеучебное время, на культурно-массовых мероприятиях, рефлексия ситуаций с помощью контрольных вопросов (вопросы для самоконтроля) из специального курса «Педагогическая имиджелогия».

Результат: компетентность и квалифицированность будущего педагога, умение рефлексировать в профессиональной деятельности путем изменений в собственном имидже учителя, необходимо выделить, что ни одна из изученных стадий формирования имиджа учителя не является сверхважной. Выведенные этапы взаимообуславливают и взаимовлияют друг на друга. Огромную роль в становлении имиджирования как процесса играет приобретение обучающим так называемого профессионализма. Следует сказать, что «…без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, ущербности «Я-концепции», неудовлетворенности результатами деятельности). Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики» [35].

После рассмотрения этапов имиджирования, имиджмейкером или самим наставником принято оценивать эффективность имиджирования. Эффективность имиджирования определяется как адекватность изменений в сознании и социальных действиях личности тем целям, которые ставились в процессе ее развития за соответствующий промежуток времени. Как показывают личные наблюдения авторов, имиджирование часто проводится в двух формах: групповой и индивидуальной, из которых исследователей нынешней проблемы интересует больше вторая. Индивидуальное имиджирование (в том числе и индивидуальный имиджмейкинг) субъекта идет по пути разделения на: внешне-направленное и внутренне-центрированное. Внешне-направленное имиджирование учителя, проводимое профессиональным имиджмейкером разбивается на две стадии: моделирование (выявление психотипа (способностей, темперамента, характера, воли, эмоции, мотивации), выборка на базе итогов диагностики габитарно-аксессуарных элементов, кинестетических компонентов, общеповеденческих особенностей, социально-психических компонентов, атрибутивно-средовых особенностей и консультирование (обучение способам усвоения сегментами скоординированного имиджа и приемам самоимиджирования). Внутренне - центрированное имиджирование обращение к личности воспитателя и как сам процесс вбирает в себя алгоритмически выстроенные ступени: во-первых, разработка эталонного имиджа индивида; во-вторых, создание промежуточной конструкции между спонтанной и идеальной версиями имиджа педагога, предъявление данного имиджа целевой аудитории; в-третьих, обучение приемам самоимиджирования и построения благоприятной имиджевой среды. Первая стадия внутренне-центрированного имиджирования наставника содержит характеристику и доказательство запроса обучающего на процесс имиджирования, а также разработку совершенного облика с наличием ментальности индивида, его антропологических, полоролевых. Возрастных, эстетических параметров, внутренне - этичного, индивидуально-субъектного, профессионального уровня развития, степени сконструированности имидж - притязаний, присутствие реальных вариантов их продвижения и т.д. второй пункт личностного имиджирования состоит из: материализации появившихся компонентов образа их объединения в учебные пространства субъекта, обрабатывание новых поведенческих стереотипов, синхронной адекватности самооценки, изменений недействующих психоэмоциональных положений. Приспособленческих состояний.. поведенческих проявлений, вербальной и невербальной коммуникации, поведенческих стереотипов; выработку устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройку системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющий раскрыть внутренний потенциал человека (например, манера поведения, одежда, прическа, макияж, аксессуары и другие); повышение уровня саморегуляции, адаптированности человека к быстро изменяющимся условиям его жизни; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и т.д., в совокупности обеспечивающих гармонизацию психологического статуса индивида его внутреннего мира с внешним обликом и поведением. Третья стадия внутренне - центрированного имиджирования учителя - обучение его способам самопредставления и приемам формирования благоприятной имиджевой среды вокруг себя. Подобное происходит в результате информационных сообщений демонстрации разных наглядностей, показа аудитории школьников, необходимых характеристик самоимиджирования и всевозможных типов имидж-тренингов (психотренинг, социально-психологический, коммуникативно-речевой, операционный, инновационно-рефлексивный, коммуникативной компетентности и т.п.), помогающих запоминанию новых стереотипов поведения и самопредставления.

Имидж учителя как образ-представление о типичном представителе профессии существует в индивидуальном сознании школьника. Особенности содержания этого имиджа можно выявить путем изучения оценок по трем выявленным ранее факторам имиджа профессии учителя - «Особенности профессиональной деятельности и общения», «Учитель как личность», «Психологическая близость профессии учителя».

Таким образом, построение типологии имиджа профессии учителя может быть осуществлено на основе группировки респондентов по выделенным факторам восприятия. Испытуемые респонденты каждой группы имеют сходные особенности восприятия и характеризуются восприятием определенного типа имиджа профессии учителя. Выявление особенностей восприятия каждой группы путем сравнения средних значений по каждому из выделенных факторов дают возможность описать типы имиджа.

Свойственный им тип имиджа профессии учителя характеризуют низкая оценка профессиональной деятельности и стиля общения современного учителя, невысокая оценка личностных качеств учителя и отсутствие психологической близости и значимости профессии, явное отсутствие желания стать в будущем школьным учителем. Данный тип может быть определен как «Негативный имидж».

Соотношение различных типов имиджа профессии учителя, сформированных в групповом сознании школьников, представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Соотношение различных типов имиджа профессии учителя у современных школьников

Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных типов имиджа неодинакова, в групповом сознании школьников преобладает имидж учителя как сильной личности, образованной и культурной. Исследование выявило и негативный тип имиджа профессии учителя, который сформирован у 23% школьников, среди которых преобладают младшие школьники 12 лет. Примечательно, что 19% учащихся свойственен «Профессионально привлекающий тип имиджа профессии учителя»; среди таких респондентов значительно больше девочек в возрасте 11-12 лет, учащихся в 3, 4классов.

3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа

Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4. Обязательно необходимы эксперты со стороны.

При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

Другим эффективно воздействующим элементом имиджелогии являются визуальные символы. Визуальное сообщение создает множество одинаковых цепочек восприятия, создает иные условия ее функционирования, так как сориентирована на иную половину мозга. Мысль правого полушария - это образ, гештальт. Такая мысль может служить основой догадки, интуиции. Но эта мысль не только глобальная, нерасчлененная и смутная. Не имея соответствующего языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя.

Таким образом, визуальный канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение обладает большей долговременностью. Именно этот канал является основным, так как внешние параметры могут существенным образом видоизменить поведение человека. По полученными нами социологическим данным, первое впечатление от встречи формируется на 9% содержанием, а 37% - голосом и на 54% - внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей индивидуальной и социальной памяти, поэтому и считается самым сильным инструментом воздействия на другого человека. А это в свою очередь означает, что имиджелогия педагога имеет определенный набор составляющих соответствующих своих характеристик или компонентов, формирующих его профессиональный имидж. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому). Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни [28].

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание - вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания

1. Перефразирование (эхо-техника).

Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...» [33].Главная цель «эхо-техники» - уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

2. Резюмирование.

Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» [21]. Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.

3. Развитие идеи.

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного [26]. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона. Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт. Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает. Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение. Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно -- успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать