Имидж педагога
p align="left">Первая из этих тенденций заключается в том, что постепенно все более расширяются знания о феноменологии, закономерностях и механизмах, которые, выражая смысл психологии познания людьми друг друга, оказываются объектом внимания исследователей. На первом этапе целенаправленной работы в этой области психологами были изучены преимущественно особенности восприятия человека человеком и формирование понятия о личности этого человека у тех людей, которые с ним взаимодействуют. Так были прослежены в сравнении особенности восприятия людьми человеческого лица и просто предмета (А.М. Зимичев, В.Н. Панферов), раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека на протяжении дошкольного возраста (Р.А. Максимова, В.Н. Панферов, И.А. Шихина), у младших школьников и подростков (Г.Ф. Гусева, В.Н. Куницына, М.П. Тихонова, Г.Г. Финникова), в старшем школьном возрасте (С.В. Кондратьева, А.А. Русалинова), в более зрелом возрасте (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов и др.).

В это же время появились и другие работы, раскрывающие влияние приобретенной человеком профессии на восприятие им других людей и на формирующиеся понятия об их личности (А.С. Егоров, А.М. Зимичев, В.М. Раздобудько и др.).

Кроме того, была предпринята попытка исследования психологических условий, раскрывающих особенности создания у человека эталонов и стереотипов, как возрастных, так и профессиональных, которые воздействуют на восприятие им внешнего облика других людей и социально-психологическую интерпретацию этого облика (А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Лозовцева, В.М. Сенченко и др.).

Как видим, имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.

Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции.

Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [9]. В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.

Таким образом, имидж как результат перцепции человека или учреждения гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания.

Мы берем за основу определение, приведенное В.Н. Куницыной, о том, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж учителя, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру.

§1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии

Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж - это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших деталях, точное изображение, а, скорее всего - несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.

Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [10]

Различные теоретические подходы рассматривают разные грани феномена субъекта, но применительно к целям нашего исследования можно заключить, что субъект как философская категория раскрывает определенное качество активности человека, его способность к самоопределению и саморазвитию, способность достраивать субстанцию, созидать, развивать и реализовывать ее новые возможности. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках - потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика. [12]

Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин - психологии, экономики, социологии, политологии - появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных образов. Оперируя преимущественно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют решению задач в реальной жизни.

Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. В социологии, и, прежде всего, социологии управления имидж может рассматриваться в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта. [13]

Если в рамках практической психологии, имиджелогии и других прикладных дисциплин преимущественное внимание уделяется проблемам социальной перцепции, аттракции, атрибуции, самомониторинга, управления путём произведения впечатления для создания внешне привлекательного образа объекта и разрабатываются соответствующие методы и инструментарий (позиционирование, вербализация, детализация, визуализация и т.д.), то социологию имидж интересует с несколько иных позиций. Для социологии, и, прежде всего, социологии управления важно, как имидж организации, социальной или профессиональной группы, а также имидж их программ, целей, планов, намерений влияет на качество выполнения организациями, коллективами, целевыми группами своих функций, насколько имидж воздействует на статус того или иного социального объекта, каковы социальные механизмы, которые можно задействовать, чтобы создать адекватный (не обязательно положительный) имидж.

Таким образом, анализ имеющихся определений показывает, что в зарубежной профессиональной литературе, посвященной проблемам исследования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления, а это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных видимых характеристик объекта, но и идеальных невидимых его характеристик.

Большинство российских отечественных специалистов в данной области так трактуют и переводят слово «имидж» как образ. Подобная интерпретация этого термина была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые [14]:

- внешний вид, облик, наружность, внешность;

- живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо;

- форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира;

- обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления;

- характер, склад, направление чего-либо:

- способ, средство.

Подобная многозначность русского слова «образ» неизбежно ведет к появлению следующего вопроса: какое из этих значений русского слова «образ» наиболее ближе к английскому «image», ближе к слову «имидж» в том значении, в котором оно употребляется в русской речи?

Исходя из изложенного, следует полагать, что термин «имидж» если и может употребляться как синоним термина «образ» в значении внешний вид, то по отношению к человеку только в связи с обсуждением одной из составных частей имиджа, детерминируемой габитусом (внешним видом) человека, и тогда эту составную часть имиджа человека можно назвать габаритным имиджем, а по отношению к предмету только в связи с обсуждением одной из составных частей его имиджа, детерминируемый внешним видом предмета, отмечая при этом, что образ любого предмета - это психическое отражение не обязательно только видимого. [15]

Резюмируя сказанное, подчеркнем, имидж какого-либо объекта - это нестереотипный образ, который может иметь стереотипную оценку (а может и не иметь ее), образ, могущий иметь рациональный или эмоциональный характер, возникший в психике человека - в сфере его сознания или подсознания в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного на основе восприятия уже оцененного кем-то образа на основе восприятия оценки этого образа, сформированного в психике других людей.

При этом заметим, что, если имидж - это образ в описанном выше аспекте, то насколько приемлемо обратное утверждение: образ - это имидж, или по-иному, любой ли образ, возникший в психике человека в результате восприятия, является отражением характеристик этого объекта, прототипом образа? Это в свою очередь означает, что не каждый образ объекта (человека, предмета, системы), возникающий в психике человека или группы людей, может называться имиджем, а только тот, к прототипу которого у этого человека или людей есть определенное отношение, и тогда имидж можно определить так: имидж - это только тот образ, к которому у человека имеется определенное отношение. Иными словами, образ объекта - это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, системы) [16].

Значит, для того, чтобы образовался имидж, мало воспринимать те или иные характеристики объекта (человека, предмета, системы) и сформировать в своей психике образ этого объекта, еще необходимо, чтобы к этому образу, а точнее к прототипу этого образа, возникло определенное отношение и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе этого образа. Поэтому получается, что имидж - это не столько образ, сколько отношение к образу и мнение об этом образе.

Далее, если имидж - это именно такой образ, к которому у человека, воспринявшего характеристики прототипа образа, есть определенное эмоциональное или рациональное отношение, то можно ли полагать имиджем образ самого себя?

Доказано, что образ самого себя без презентации этого образа в психику другого человека (без восприятия характеристик этого объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. Это в свою очередь означает, что имиджем человека можно назвать только тот оценочный образ этого человека, который возник у другого человека, а не у самого себя. [17].

Следовательно, имидж объекта возникает: когда человек, входящий в определенную социальную группу людей (в нашем случае учитель, являющийся членом педагогического коллектива школы), воспринимает внешние или внутренние характеристики какого-то объекта, другого человека, предмета или явления, в результате такого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта, этот объект невольно соотносится человеком с собственной системой ценностей, в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения.

Поэтому имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека - это как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей. [17]

Такой анализ наиболее продуктивно осуществить, рассматривая имиджелогию как специальную науку. При этом понятие имидж выступает как исходное понятие, основная категория имиджелогии.

Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее “Я” [18].

Противоречие между собственным образом и «Я в глазах других» является важной предпосылкой имиджевой деятельности. Деятельность субъекта по созданию имиджа мотивируется несовпадением представлений о том, как организация должна восприниматься окружающими («желаемый имидж») и как они реально воспринимаются. Выявление этого расхождения предшествует деятельности по формированию имиджа. Моделирование перспективы преодоления основополагающего противоречия предполагает рассмотреть в качестве важного условия формирования имиджа предприятия наличие у субъекта управления «желаемого имиджа» (проектируемого или целевого образа) и рефлексивного образа.

Цель имиджевого воздействия - «желаемый имидж» не должен соответствовать реальному состоянию предприятия (организации). Необходимо использовать «повышающий потенциал» имиджа , способствующий раскрытию возможностей корпорации. Так, В.М. Шепель акцентирует внимание не только на прагматичности имиджа - его способности решать конкретные задачи, сколько на имидже как способе самовыражения. Имидж, с точки зрения данного подхода, - есть возможность представить обществу свои лучшие характеристики. [19]

Имиджелогия как отдельное направление не только занимается построением имиджа практически, но и пытается акцентировать его определенные аспекты. Мы остановимся на таких возможных подходах и имиджу. Во-первых, функциональном, при котором выделяются разные его типы, исходя из различного функционирования. Во-вторых, контекстном, при котором эти типы функционирования мы находим в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительном, при котором имеет место сравнение близких имиджей.

Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего Я человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего Я. Ваш образ - это ваш портрет, который вы показываете окружающему миру. Образ должен работать на вас, а не против вас. Из всего набора наших характеристик мы должны отбирать те, которые, несомненно, будут позитивно оценены окружающими.

Личностный имидж рассматривается нами как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные - самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций - со стороны своего Я и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний. [19]

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать. [19]

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются. [19]

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды. [19 ]

В основе содержания имиджа лежит Я-концепция субъекта-прообраза имиджа. Соответственно, на первой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа деятельность субъекта-прообраза направлена на его собственную Я-концепцию. Это деятельность рефлексии, направленная, в частности, на восприятие и осознание субъектом того, как его воспринимают другие, в сопоставлении с собственной Я-концепцией субъекта и вытекающая из этого сопоставления оценка субъектом как своего образа у других, так и своей Я-концепции, с целью обнаружения в ней внутренних противоречий.

Можем выделить следующие детерминанты, наличие которых обеспечивает успешное выполнение первой стадии алгоритма продуктивного имиджа [20]:

ь понимание объективного содержания собственной Я-концепции в ее соотношении с идеальным Я и образом у других, обнаружение противоречий содержании этих конструктов, видение реалистических путей их разрешения;

ь переход от выражения в имидже только индивидных характеристик субъекта имиджа к выражению личностных и субъектно-деятельностных характеристик, что ведет к усложнению и обогащению структуры и содержания имиджа;

ь развитие способности выражения субъективного содержания имиджа посредством системы символов, имеющих общественно-культурную природу;

ь способность субъекта адекватно отображать в имидже содержание собственных рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального развития, что обеспечивает динамизм, гибкость имиджа.

Следствием успешного выполнения этой стадии становится возможность осуществления следующей стадии формирования продуктивного имиджа - создание идеального образа себя для других, который представляет собой не что иное, как идеальную модель будущего имиджа. Планируемый образ себя для других должен быть, с одной стороны, результатом минимизации противоречий, во-первых, между элементами Я-концепции (реальным и идеальным Я), во-вторых, между Я-концепцией, с одной стороны, и образом себя у других, с другой стороны. С другой стороны, этот образ должен соответствовать Я-концепции субъекта-прообраза, быть максимально насыщенным индивидуализирующими характеристиками.

Содержанием следующей стадии алгоритма продуктивного имиджа является выбор имиджеобразующих символов, максимально адекватно выражающих идеальный образ себя для других, сформированный на предыдущем шаге. Оптимальный выбор имиджеобразующих символов предполагает не только высокий уровень включенности субъекта в культуру социума, что обеспечивает свободное владение семантикой культурных символов и их адекватное использование для выражения имиджевых смыслов, но также высокий творческий потенциал. [21]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать