Имидж педагога
p align="left">С началом реального имиджевого взаимодействия включается четвертая стадия алгоритма продуктивного имиджа. Если первую (рефлексивную) стадию можно охарактеризовать как предварительную, подготовительную, то вторая и третья стадии вместе составляют фазу создания имиджа как образа себя для других, то с четвертой стадии алгоритма наступает фаза собственно формирования имиджа.

Главное содержание четвертой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа составляет деятельность субъекта-прообраза по корректировке своего имиджа путем разрешения противоречий, проявляющихся вследствие предъявления созданного субъектом идеального образа себя для других воспринимающим субъектам, и обнаруживаемых и осознаваемых субъектом. [22].

Таким образом, продуктивная имиджеобразующая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств.

Профессиональная деятельность по созданию имиджа выступает компонентом любой профессиональной деятельности, связанной с интерсубъектным взаимодействием (в профессиях типа «человек -- человек», «человек -- коллектив», «человек - большие социальные группы»), способствуя повышению продуктивности основной профессиональной деятельности субъекта и улучшению ее акмеологических характеристик. [23]

Под профессиональной деятельностью по созданию имиджа нами понимается такая имиджеобразующую деятельность, которая стремится к своему оптимальному уровню, что позволяет ее субъекту достичь своего акме в качестве индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности.

Степень овладения профессиональной деятельностью по созданию имиджа обусловливает степень профессионализации субъекта в сфере основной профессиональной деятельности.

С другой стороны, профессиональная деятельность по созданию имиджа может выступать как разновидность самостоятельной профессиональной деятельности.

Обычно под психологическими условиями продуктивной профессиональной деятельности понимают значимые обстоятельства достижения профессионализма, а под психологическими факторами - основные причины и движущие силы развития профессионализма.

Под условиями продуктивного имиджа (или же продуктивной деятельности по созданию имиджа) мы будем понимать характеристики внешней среды этой деятельности, самой этой деятельности, а также субъекта этой деятельности, не связанные непосредственно с самодетерминируюшей активностью субъекта по осуществлению этой деятельности. Под факторами же продуктивного имиджа мы будем понимать характеристики субъекта этой деятельности, проявляющиеся в процессе его самодетерминирующей активности, проявляемой в ходе осуществления данной деятельности. [24]

В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности в научной литературе обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности.

К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престижность мастерства данного вида, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных и материальных стимулов для повышения уровня профессионализма.

Итак, среди условий, обеспечивающих продуктивность имиджа необходимо выделить, субъективные и объективные условия.

Структура и содержание субъективных условий, влияющих на продуктивность имиджа определяется структурой самого субъекта, в которой, в соответствии концепцией субъекта, выделяются три главные составляющие, а именно[25]:

- индивидная составляющая, связанная с проявлениями субъекта как природного существа;

- личностная составляющая, связанная с проявлениями этого же субъекта, выступающего в качестве субъекта социальной идентичности, носителя социальных норм, моральных и иных ценностей, отношений;

- собственно субъектная, или субъектно-деятельностная составляющая, связанная с характеристиками данного субъекта, проявляющимися в ходе осуществления им деятельности, в том числе имиджеобразующей.

Дальнейшее изучение имиджелогического пространства позволит углубить имеющиеся представления о взаимосвязи имиджей между собой, их генезисе, взаимовлиянии и механизмах трансформации.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. [26]. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. [27] Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу - социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса [32].

1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя

В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этнопсихологических факторов личности; он должен быть обусловлен ситуативными факторами. [44]

Построение имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить средства на разрушение стереотипа, а следует строить свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект - лидера или организацию.

Имидж является отражением требований массового сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиспозиции. Он как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы человечеством. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории. [39 ]

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу. Главным для имиджа становится его коммуникативная составляющая. Имидж - это инструмент общения с массовым сознанием.

Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.

Основные характеристики процесса профессионального формирования и управления имиджа можно представить в следующей схеме[42]:

Возможности педагога.

Требования задачи ЛИЧНОСТЬ Требования средств информации

Требования аудитории

Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Согласно первого принципа мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. При этом данная информация может вполне осознаваться этим человеком и не осознаваться этим человеком, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств. В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем. [36]

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, как бы его собственное, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному [34].

Построение имиджа, какой бы практически ориентированной области это не касалось, все естественным образом становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одной из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, является семиотика как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может явиться практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важными из них являются [38]:

1. Движение к дистинктивным отличиям, которые отличают данный объект от других.

2. Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие свой в отличие от понятия чужой.

3. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

4. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическую модель уже реализованного лидера (типа учитель-новатор, мастер и т.п.). Именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.

5. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.

6. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых является визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной. Что обычно слабо учитывается.

7. Активное использование сопутствующих символизаций в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.

8 Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизаций.

9 Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.

10. Символизация очень автономных сфер, типа одежды, прически, взгляда и т.п.

Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция - это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует, как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему. Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности.

Таким образом, Я-концепция - это комплекс форм поведения - систему организованных человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.

Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, по их представлению, они должны быть. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой точно так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек. С учетом описанных представлений о Я-концепции можно представить содержание имиджа, исходя из взаимоотношения его Я-концегщии, выражающей то, каким видит себя индивид, с его идеальным Я и его образом у других. Под идеальным Я мы будем понимать то, каким субъект хотел бы себя видеть, под образом у других - его объективный образ, то, каким видят его люди, с которыми он вступает в социальное взаимодействие. Из трех указанных образований Я-концепция является самым сложным по своей структуре, поскольку она в каких-то своих частях воспроизводит содержание двух других образований. Так, образ у других отражается в Я-концепции настолько адекватно, насколько адекватное представление имеет субъект о том, как его воспринимают другие. В любом случае характеристики, выражающие отношение других людей, входят в Я-концепцию.

Имиджелогия сегодня исследует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому целесообразно теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и используемый в практике некоторый его инструментарий. Наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

В целом работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций [41]:

1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.

2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.

3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.

4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражения.

При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенной инертности и консервативности массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение этих вариантов образа можно условно представить в следующей схеме [40]:

Образ созданный

Образ идеальный Образ реальный

При этом каждая точка этой схемы соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный образ относится к точке массового сознания после проведенной имиджевой характеристики [42].

Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.

Выводы по главе 1

Таким образом, отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении. Познание человека друг друга, обуславливающее их взаимодействие, обладает теми же свойствами на уровне общего, то есть такими, какие присущи вообще человеку при познании действительности и имеет свои особенные характеристики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать