Методика написания авторефератов и подготовка аттестационных документов
p align="left">Перспективы дальнейших исследований определяются, во-первых, необходимостью изучения проблематики, связанной с профессионально-нравственным становлением будущего учителя: обоснование диалогических и рефлексивных методов профессионально-нравственного становления будущего учителя, использования количественных и качественных диагностических методов в сфере нравственного воспитания будущих учителей. Во-вторых, это исследование проблем педагогического сопровождения: связь его с индивидуальным образовательных маршрутом обучающегося и, следовательно, с изучением проблем тьюторства в подготовке учителей, аспекты подготовки педагогических кадров к осуществлению педагогического сопровождения.

4. Список публикаций по теме исследования

Защита докторской диссертации может производиться не ранее чем через два месяца, а кандидатской -- через месяц после публикации работ соискателя, отражающих основные научные результату исследования. Список работ имеет единую нумерацию, но по группам -- в зависимости от жанра публикаций:

1) статья(и), опубликованная(ые) в ведущем (их) рецензируемое (ых) научном(ых) издании(ях), определенном(ых) ВАК;

монография (и);

статья (и) в сборниках научных трудов;

статья (и) в сборниках материалов научных конференций;

5) тезисы докладов на научных конференциях (только для кандидатских диссертаций, для защиты докторской диссертации к научным'
публикациям не относятся);

6) учебники, учебные пособия, программы (к научным публикациям
не относятся, но включить в список можно для доказательства факта внедрения результатов исследования).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОБЛОЖКА АВТОРЕФЕРАТА

Форма

На правах рукописи

ФАМИЛИЯ, имя, отчество

НАЗВАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Шифр и наименование специальности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата (доктора) педагогических наук

Город -- год

Приложение 2

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ОБЛОЖКИ АВТОРЕФЕРАТА

Форма

ЕРШОВА Надежда Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

13.00.08 -- теория и методика профессионального образования

Научный руководитель (консультант)

ученая степень, ученое звание,

фамилия, и., о., место работы

Официальные оппоненты:

ученая степень, ученое звание, фамилия, и., о., место работы

ученая степень, ученое звание, фамилия, и., о., место работы

ученом степень, ученое звание, фамилия, и., о., место работы

Ведущая организация :

название

Защита состоится на заседании

дата, время

диссертационного совета.

шифр совета, название организации.

в которой создан совет, адрес

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук название организации, в которой создан совет

Текст автореферата размещен на официальном сайте.

название организации

адрес сайта

Автореферат разослан.

Волгоград -- 2009

Ученый секретарь Диссертационного совета

Образец

Работа выполнена в Государственном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет».

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор Арнаутов Владимир Владимирович (ГОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»). чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук, профессор Монахов Вадим Макариевич (ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»);

кандидат педагогических наук, Краснощекое Вячеслав Михайлович (ГОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж»).

ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет».

Защита диссертации состоится 25 июня 2009 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: пир:. 22 мая 2009 г.

Автореферат разослан 22 мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ВЫПИСКИ ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КАФЕДРЫ, НА КОТОРОЙ ВЫПОЛНЯЛАСЬ ДИССЕРТАЦИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

А. М. Короткое «22» апреля 2008 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета по диссертации соискателя кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета Зудиной Елены Владимировны по теме «Подготовка будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 -- теория и методика профессионального образования.

Тема диссертационного исследования утверждена кафедрой педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, протокол № 10 от 25 ноября 2003 г. Работа выполнялась с июля 2003 г. по июнь 2007 г. во время обучения в заочной аспирантуре Волгоградского государственного педагогического университета и была доработана соискателем с сентября 2007 г. по апрель 2008 г.

Научный руководитель: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Сергеев Николай Константинович.

ВЫПИСКА

из протокола № 23 заседания кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета от 22 апреля 2008 г. Присутствовали: заведующий кафедрой педагогики, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Сергеев Н. К., заместитель заведующего кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор Борытко Н. М., заместитель заведующего кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, профессор Глеч бов А. А., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Сериков В. В., доктор педагогических наук, профессор Воробьев Н. Е., доктор педагогических наук, профессор Зайцев В. В., доктор педагогических наук, профессор Сахарчук Е. И., доктор педагогических наук, профессор Столярчук Л. И., доктор педагогических наук, профессор Соловцова И. А., доктор педагогических наук, профессор Корепанова М. В., доктор педагогических наук, профессор Николаева М. В., доктор педагогических наук, профессор Савин М. Ю., доктор педагогических наук, профессор Крюкова Е. А., доктор педагогических наук, профессор Сафронова Е. М., кандидат педагогических наук, доцент Богачинская Ю. С, кандидат педагогических наук, доцент Ястребова Г. А., кандидат педагогических наук, доцент Байбаков А. М., кандидат педагогических наук, доцент Грачев К. Ю., кандидат педагогических наук, доцент Донсков А. А., кандидат педагогических наук, доцент Чудина Е. Е., кандидат педагогических наук, доцент Козловцева Е. А., кандидат педагогических наук, доцент Макарова И. А., кандидат педагогических наук, доцент Ярико-ва С. Г., кандидат педагогических наук, доцент Думов С. Б., кандидат педагогических наук, доцент Ситникова Л. И., кандидат педагогических наук, доцент Тихоненков Н. И., кандидат педагогических наук, доцент Крюкова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент Анисимова В. В., старший преподаватель Нагибина О. Г., старший преподаватель Сломова О. И., ассистент Сергеева Е. В., ассистент Чандра М. Ю., Лазарева Е. Г., старший преподаватель, аспиранты, соискатели (всего 34 чел.).

Повестка дня: обсуждение кандидатской диссертации соискателя Зудиной Елены Владимировны «Подготовка будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности».

Слушали: заместителя заведующего кафедрой педагогики, доктора педагогических наук, профессора Борытко Николая Михайловича о представленной на обсуждение диссертации соискателя Зудиной Елены Владимировны, выполненной под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Сергеева Николая Константиновича. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Соловцова Ирина Афанасьевна; доктор педагогических наук, профессор Корепанова Марина Васильевна.

Выступление соискателя Зудиной Елены Владимировны

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в деятельности педагога очень многое зависит от его способности к педагогической импровизации. Ведь известно, что поведение педагога зависит от его настроения и его ученика в ситуации, которую они в данный момент проживают, и иных, зачастую не запланированных, неожиданно возникающих обстоятельств, препятствующих либо, наоборот, дающих возможность для прорыва в педагогическом плане и т. д. Именно здесь бывает нужна удачная импровизация, новый поворот, решение. Вместе с тем в современной теории образования не достаточно разработаны теоретические и методические аспекты подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности. В условиях множественности педагогических парадигм не обоснована целостная модель подготовки будущего учителя к импровизации в профессиональной деятельности, что затрудняет соответствующую его подготовку в вузе. Этим и обусловлена тема исследования: «Подготовка будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности».

Объект исследования -- профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей в высшем учебном заведении.

Предмет исследования -- процесс подготовки будущих учителей к импровизации в профессиональной деятельности.

Цель исследования -- научно обосновать и проверить в условиях опытно-экспериментальной работы модель подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности.

Для достижения этой цели следовало решить четыре задачи. Первая из них -- выявить сущностные характеристики педагогической импровизации как особого вида творческой профессиональной деятельности учителя. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме педагогической импровизации (В. И. Загвязин-°кий, В. Н. Харькин, В. А. Кан-Калик, Л. Ю. Берикханова и др.) позволил рассмотреть импровизацию как особый вид творческой педагогической деятельности, осуществляющийся на основе теоретических знаний и предшествующего опыта педагога, проявляющийся внешне как быстрое реагирование на педагогические проблемы и задачи, возникающие в том числе и спонтанно, в процессе педагогического взаимодействия, ведущий к субъективно новому творческому их решению.

К содержательным характеристикам педагогической импровизации относятся следующие: 1) она представляет собой своего рода метадеятельность, осуществляемую в контексте воспитания и обучения] 2) является целенаправленной; опирается на законы воспитания и обучения, т. е. имеет законосообразный характер; 3) представляет] собой вид творческой педагогической деятельности и включает вся этапы творческого процесса; 4) для нее характерны совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв, их сиюминутность; 5) базируется, с одной стороны, на интуиции (иррациональная составляющая), с другой -- на глубоких теоретических знаниях, развитых профессионально-педагогических умениях и анализе) опыта педагогической деятельности, для чего необходимы сформированные рефлексивные умения (рациональный компонент); 6) целесообразность и результативность педагогической импровизации во многом зависят от личностных качеств педагога.

Этот вывод дал нам основание для решения второй задачи -- обосновать структурно-функциональные характеристики, критерии и уровни готовности будущих учителей к педагогической импровизации в профессиональной деятельности как особой цели профессиональной подготовки. Проанализировав различные исследования педагогической деятельности (как уже ставшие классическими работы С. Л. Рубинштейна, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др., так и современные работы по проблемам подготовки учителя -- И. А. Колесниковой, Н. К. Сергеева, Е. П. Белозерцева, М. В. Николаевой, А. И. Мищенко и др.) и проведя диагностический эксперимент, мы пришли к выводу, что готовность будущих учителей к педагогической импровизации представляет собой важнейшее условие успешной реализации возможностей личности педагога в профессионально-педагогической деятельности.

Основными функциями готовности будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности являются мотивационно-побудительная, коммуникативная, гностическая, или познавательная, рефлексивная. Компонентами готовности будущих учителей как цели и результата их подготовки к импровизации в профессионально-педагогической деятельности являются эмоционально-мотивациопный, обеспечивающий направленность личности учителя на импровизационную педагогическую деятельность; содержательно-смысловой, обеспечивающий понимание сущности и управления процессом педагогической импровизации; операционально-творческий, реализующий способность к импровизации в практической деятельности; личностно-рефлексивный, предполагающий осознание, оценку человеком своих знаний, умений, результатов деятельности. Выделены целостные показатели сформированное™ перечисленных компонентов, которые позволяют выделить три уровня готовности будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности: низкий -- характеризуется мотивацией вынужденного решения педагогической задачи на основе импровизации, умением выполнять действия по образцу, в проблемных ситуациях чаще всего проявляется растерянность; средний -- характеризуется устойчивой мотивацией, ядром которой выступает понимание необходимости педагогической импровизации, появляется желание импровизировать самостоятельно, в случае неудач идет анализ, импровизации с домашней заготовкой часто удаются; высокий -- характеризуется ярко выраженной потребностью в педагогической импровизации, компоненты готовности объединены в единое целое, структура готовности четкая, в основе ее лежит потребность в использовании импровизации в педагогическом процессе.

Третья исследовательская задача предполагала разработку и экспериментальную проверку технологического инструментария формирования готовности будущих учителей к импровизации в профессиональной деятельности. Анализ различных концепций подготовки педагогов к реализации элементов творчества в профессиональной деятельности (А. А. Сляднев, Т. А. Фокина, С. А. Землякова и др.), а также опытно-экспериментальная работа, проводимая на факультете дошкольного воспитания института дошкольного, начального образования и специальной педагогики, факультете иностранных языков Михайловского филиала ВГПУ, дают основания для выявления педагогических средств, которые целесообразно использовать в процессе подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности. Основные их группы сводятся к следующим: рефлексивные (метод драматизации, рефлексивное эссе), аналитические (традиционные методы обучения, анализ педагогических ситуаций, теоретическое решение педагогических задач), имитацион-но-моделирующие (ролевая игра, микропреподавание), проективные (тренинг, метод профессиональных проб, метод проектов).

Четвертая задача состояла в обосновании системы подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности. Опираясь на положения системно-целостного подхода (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, А. М. Саранов и др.), мы разработали систему подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности, на основе которой проводился формирующий эксперимент.

Данная система предполагает выделение этапов такой подготовки с определением для каждого этапа целей, педагогических среден и способов диагностирования результата. Это этапы стимулирования мотивационной деятельности, результатом которого выступав! возникновение интереса к проблеме педагогической импровизации освоения теоретических знаний, в качестве результата которого можно рассматривать понимание роли педагогической импровизации для оптимизации учебно-воспитательного процесса; операционально-деятельностный, результатом которого является совершенствование умений моделирования фрагментов педагогической деятельности и педагогической действительности; концептуализации собственной деятельности в сфере педагогической импровизации, результат которого -- переосмысление будущими учителями накопленных знаний и сформированного» импровизационных умений и навыков на высоком уровне.

Сказанное дает возможность утверждать, что работа обладает научной новизной, которая состоит в том, что в нем впервые представлена модель подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности, разработанная на основе концептуальных положений целостного подхода к исследованию и моделированию педагогических феноменов. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их использования в разработке научных основ процесса обучения в высшей школе в русле теории целостного подхода к образованию и многоуровневой системы подготовки педагога. Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что они составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как подготовка к эффективной профессиональной деятельности на творческом уровне, к конструированию разнообразных педагогических ситуаций и решению педагогических задач разного уровня сложности.

Соискателю были заданы вопросы

Воробьев Н. Е., доктор педагогических наук, профессор: Уточните тему вашего диссертационного исследования?

Зудина Е. В., соискатель: Тема нашего диссертационного исследования «Подготовка будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности».

Сахарчук Е. И., доктор педагогических наук, профессор: Поясните логику выделенных структурных компонентов и их функций.

Зудина. Е. В., соискатель: При выделении структурных компонентов и функций мы исходили из следующего: учитывали то общее, общепризнанное, что есть во всех наиболее авторитетных психолого-педагогических представлениях о структуре личности и личности учителя (С. Л. Рубинштейн, В. С. Мерлин, К. К. Платонов, Л. И. Божо-вич, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, В. С. Ильин и др.) и связано воедино в теории целостного подхода к личности и процессу ее формирования, разработанному волгоградской научной школой (В. С. Ильин, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, О. С. Гребешок и др.); ориентировались на диалектику взаимоотношений структуры и функций. В соответствии с ней функция первична при проектировании, построении целого, но она порождается структурой и в этом смысле структура целого должна быть адекватна представлениям о системе функций, которые нужно реализовать. Именно это мы и старались учесть в нашей диссертации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать