Привлечение произведений искусства древности и средневековья и качестве учебных пособий по истории помогло! школьникам лучше узнать, глубже почувствовать и осмыслить историческую действительность, в них отразившуюся.
В преподавании истории используются художественные картины и специальные учебные картины. Художественные картины выступают на уроках в качестве исторического факта - произведения искусства, принадлежащего кисти конкретного художника, конкретной эпохи. В этом качестве они привлекаются для изучения культуры. Они могут использоваться и как источники непосредственно исторических знаний. К учебным картинам относятся наглядные пособия специально созданные художником или иллюстратором к определенным темам школьных курсов истории. Они соответствуют определенному возрасту учащихся и отражают соответствующие явления или события прошлого. Картина может выступать определенным источником знаний, а так же иллюстрировать изложение учителя, что подкрепляет эмоциональную сферу учащегося. Учебная картина может активно использоваться и при обобщении знаний, тогда она вводится после рассказа и закрепляет изложение учителя. Картина как одно из важнейших наглядных пособий выступает в качестве активизирующего и конкретизирующего на всех звеньях процесса усвоения исторического материала. Событийные картины изображают то, что "было", а типологические - то, что "бывало", например торговлю рабами в Греции, триумф в Риме, мануфактуру в средневековой Англии.Как правило, типологическая картина по истории сосредоточивает в себе существенные черты исторического явления, обеспечивая обучение образным и конкретным материалом для формирования важнейших представлений и понятий курса. Деление картин на "событийные" и "типологические " не следует рассматривать как полное противопоставление их. Нередко событийные картины и рисунки могут выполнять и роль типологических, поскольку изображенные на них события являются типическими явлениями для их эпохи. Например, картина "Сожжение Джордано Бруно" может служить типологической картиной для раскрытия аутодафе - факта, многократно повторявшегося в средние века.Вместе с тем некоторые типологические картины могут быть использованы как эпизодические.Сочетание двух или более изображений, отражающих разновременные моменты одного исторического процесса, дает информацию не только об отдельном "срезе", но и элементарные представления обо всем процессе. На этом принципе последовательных взаимосопоставимых "срезов" построены серии диапозитивов, картин, диафильмов, раскрывающих ход конкретных событий или развитие типических явлений.Методика работы с художественными учебными пособиями, раскрывающими исторические процессы, зависит, прежде всего, от характера изучаемых процессов.При ознакомлении школьников с ходом конкретных исторических событий (войн, восстаний, открытий и т. п.) главная роль художественных учебных пособий заключается в создании у учащихся ярких эмоциональных представлений о последовательно сменяющихся эпизодах этого процесса. На ярком художественном материале ученики легко усваивают сами эпизоды, их последовательность и преемственность.Наиболее распространенным видом художественных пособий, способствующих формированию динамических представлений об исторических частных процессах, являются исторические повести, рассказы, романы, а также монтажи литературных фрагментов, показывающие основной ход событий. Роль литературных произведений может быть особенно значительной при хорошем их иллюстрировании.Развитие общественных явлений: хозяйства, социальных отношений, политического строя, культуры - может быть показано путем "срезов", характеризующих последовательные состояния этих явлений. Из художественных учебных пособий достижению этой цели в наибольшей мере могут способствовать серии типологических картин и рисунков.Успешное осуществление познавательных действий возможно при соблюдении нескольких условий.
Во-первых, необходимо, чтобы в содержании последовательно демонстрируемых картин были понятные для школьников сопоставимые признаки (орудия труда, организация производственного процесса, общественные отношения и т. п.), но чтобы уровни развития этих признаков на разных картинах настолько бы различались, что учащиеся уловили бы происшедшие изменения.Во-вторых, картин должно быть немного. Излишнее их число может помешать учащимся охватить в своем сознании процесс в целом. Методической наукой не исследовано, какое количество "срезов" является оптимальным для работы в разных классах и с разным материалом. Очевидно, чем младше учащиеся и чем меньше их способность к синтезу сложных явлений, тем меньше должно быть и количество картин,В-третьих, разбор отдельных картин и рассмотрение процесса в целом должны быть разделены на два самостоятельных этапа работы. В ходе изучения" материала картина используется, возможно полнее, как источник информации об определенном "срезе" сравнительно с предшествующим и затем с последующими "срезами". На втором этапе картины служат при обобщающем повторении для синтеза процесса в целом.Картина может служить закреплению изученного материала на уроке. В этом случае можно предложить учащимся самими рассказывать какой исторический факт (явление) раскрывает картина, что активизирует знания учащегося.Особенно удобным средством наглядности всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Они органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, содержащуюся в иллюстрации. Основная работа с ними ведется на уроках. В учебнике для средних классов иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами. Эти рисунки в учебнике, ученику легче разобраться во всех деталях. Иллюстрации учебника для школьника - прежде всего своеобразное "окно" в прошлое, важнейший источник конкретно-исторических представлений. Реконструкция явлений прошлого, внешнего облика людей, жилищ, орудий труда, одежды, быта людей, живших в древности, возможна лишь на основе конкретных зрительных образов, и никакой самый красноречивый учитель не заменит тут иллюстрации учебника или репродукции., С другой стороны, использование в иллюстрациях учебника условно-графической наглядности, различных схем типа "Феодальная лестница", "Мануфактура - капиталистическое предприятие", "Поместье после огораживаний" и т. п. позволяет отражать наиболее существенное и важное в изучаемых явлениях и процессах, то есть облегчает их познание.Работа с иллюстрациями учебника способствует формированию у школьников умения воспринимать и анализировать изображение исторического события, извлекать историческую информацию из разнообразных изображений (картин, портретов исторических деятелей, фотографий архитектурных памятников, отдельных предметов, в том числе орудий труда и т. п.).Проводя опрос, учитель может однократно ссылаться на иллюстрации учебника, заставляя учащихся вспоминать, анализировать. Иллюстрации учебника истории многообразны. Это и схематические изображения орудий труда, рисунки оружия и предметов быта, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, документальные фотоснимки. Учащихся надо приучать видеть в иллюстрациях не "развлекательную картинку, а важный и достоверный источник знаний. Сравнение нескольких иллюстраций изображающие одно и тоже явление в разные исторические периоды позволяет проследить их в развитии. По источнику получения учебной информации выделяют метод наглядности.Картину, фотографию, или рисунок относят к средствам конкретной наглядности, так как между моделируемым свойством и реально существующим объектом имеется внешнее сходство, конкретная наглядность служит созданию у учащихся четких и правдивых представлений о внешнем проявлении объективных, общественных закономерностей. Такие средства облегчают познание сущности общественных явлений и процессов. Учащиеся постигают сущность вещей, которые не лежит на поверхности, часто сталкиваются с большими трудностями. Назначение условной наглядности - помочь преодолеть эти трудности. Условная наглядность - это наглядность на уровне сущности общего. Сущность этого вида наглядности заключается в материализации внутренних связей, общественных явлений и процессов. Именно схемы, диаграммы, планы, таблицы и относят к средствам условной наглядности. Условная наглядность служит опорой мышления при раскрытии сущности и общественных явлений и процессов. Это достигается тем, что в средствах такой наглядности фиксируются существенные связи и отношения. Она делает наглядным количественные и качественные состояния и тенденции направления общества. Такие средства носят обобщенный и синтезирующий характер. Применение средств условной наглядности на обобщающих уроках особенно удобно и эффективно. Они являются ценными средствами направления логического мышления. Использование их благотворно влияет на овладение учащимися такими мыслительными операциями, как вычисление главного, обобщение, систематизация и классификация, что является развивающей целью уроков. Использование средств условной наглядности повышает эффективность проведения всех типов уроков.Очевидно, при обобщении следует привлекать еще меньше картин, чем было использовано на первом этапе. На повторительно-обобщающих уроках должен фигурировать минимум картин, характеризующих лишь основные, определяющие вехи процесса. Это облегчит учащимся усвоение его главной линии и итогов.Для формирования у школьников знаний о развитии общественной жизни могут быть использованы и фрагменты из художественной литературы, характеризующие последовательные ступени развития общественных явлений. Принципы отбора и использования их следующие: сопоставимость фрагментов при наличии очевидных различий в них, отбор ограниченного числа фрагментов, разделение работы на два этапа. Фрагменты должны быть краткими и выразительными. На заключительном этапе, при обобщении материала, возможно лишь краткое напоминание о самом существенном. Одна, две знакомые учащимся фразы, являются носителем усвоенных знаний и помогут их актуализировать в памяти учащихся. Наконец, важное условие успеха работы заключается в том, чтобы фразы - носители знаний не только зачитывались учащимся вслух, но и находились перед глазами учащихся в виде надписей на доске или на плакате. Методика использования художественных литературных пособий для раскрытия исторических процессов мало разработана и почти не освещена в методической литературе.На уроках истории беседа не может служить методом сообщения новых для учащихся исторических фактов. Однако ее роль в обучении велика: она предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке.
Подобно рассказу учителя, беседа сопутствует работе с наглядными пособиями, текстом документов, учебником, но может иметь и самостоятельное значение.
В ряде случаев беседа приобретает эвристический характер (от греческого слова "эврика" - нашел, открыл). Эвристическая беседа позволяет учащимся на основе актуализации, разбора и обобщения, известных им фактов и явлений осмысливать новые для них понятия, сделать новые выводы, устанавливать новые причинно-следственные связи.В ходе беседы учитель ставит вопросы, требующие от школьников установления связи нового материала с ранее пройденным, выделения существенных признаков исторических явлений в результате их анализа и сопоставления, самостоятельного обобщения и оценки изучаемых фактов, обоснования выводов и оценок, выявления причинно-следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, а если беседа сопутствует работе с источниками знаний, то и установления новых фактов.
Еще одним важным методом обобщения знаний по истории, является метод проблемного изложения. Проблемное изложение - это монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности. Но своим содержанием и логикой повествования оно побуждает школьников к использованию имеющихся у них знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы.(Вяземский 276)При организации занятий, учитель ставит определенную проблему, которую ученики должны разрешить, пытаясь самостоятельно отыскать ответ. Противоречие, складывающееся между знанием и не знанием, стимулирует познавательную активность учеников, что способствует привлечению их внимания к теме урока, к решению проблемного задания, в результате чего, происходит систематизация знания.
Проблемное изложение с постановкой познавательной задачи представляет определенные трудности. Исходя из высокой эффективности этого способа овладения знаниями, начинающие учителя иногда его абсолютизируют. Не всякий материал возможно и целесообразно изучать таким методом. Уроки проблемного изложения надо намечать заранее. Формулировка проблемы и сам отбор материала учителем должны быть тщательно продуманы. Задание должно быть достаточно сложным, чтобы учащиеся видели в нем проблему, но в то же время и посильным (с учетом возраста учащихся, уровня их умений, уже имеющихся знаний). Изложение материала должно отличаться особо экономным отбором фактического материала, чтобы не распылять внимания учащихся, но в то же время давать достаточный объем сведений, быть образным, эмоциональным, не содержать прямого ответа на поставленный вопрос. Образцы проблемного изложения по истории с постановкой познавательных задач широко представлены в методических работах .
В основном проблема на уроке формулируется учителем, но иногда она возникает и у самих учащихся непосредственно в ходе восприятия нового материала, из самого содержания излагаемых фактов. В этом случае учитель помогает ученикам четко сформулировать проблему, а если это необходимо, сообщает дополнительные сведения. При этом используется еще один метод, способствующий обобщению знаний - частично-поисковый или эвристический, при котором учитель ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.В настоящее время проблемное изложение отдельных вопросов в 6-7 классах находит все больше сторонников среди учителей и методистов. Однако необходимо еще тщательное изучение вопросов о характере исторического материала, который целесообразно излагать проблемно, о приемах такого изложения в связи с особенностями восприятия, внимания и других сторон познавательной деятельности, учащихся 11-13 лет.
В процессе проблемного и непроблемного изложения учитель использует различные виды устной речи: повествовательный сюжетный рассказ, картинное описание, характеристику исторических явлений и личностей, конспективное изложение, разъяснение.
Сюжетный повествовательный рассказ - подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Такой рассказ используется при изложении наиболее крупных и драматических событий истории древнего мира и средних веков, например Саламинского боя, восстания рабов под предводительством Спартака, восстания крестьян под предводительством Уота Тайлера, выступления и трагической гибели Яна Гуса
Особой разновидностью сюжетного рассказа является картинный рассказ с остроконфликтным сюжетом, отражающим в обобщенной форме реальные исторические процессы и отдельные явления
Картинное описание - это образное воспроизведение в изложении учителя исторических явлений в виде целостных картин с существенными чертами и деталями. Картинное описание близко к сюжетному рассказу, но в отличие от него не имеет конкретно-исторического сюжета. Применяется такое описание для воссоздания типичных явлений, многократно повторяющихся в хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни человеческого общества, а также для воссоздания картин природы и общественной жизни отдельных стран и населяющих их народов.
Картинное описание часто органически сочетается с сюжетным рассказом, излагающим обобщенные типичные факты (например, факты из жизни и быта представителей различных классов общества, города и деревни в древности и в средние века).
Обобщенные, типизированные образы людей зачастую персонифицируются в таком рассказе в конкретных образах.
Яркость материала, хотя и повышает внимание и интерес к нему школьников и развивает их творческое воображение, еще не всегда обеспечивает хорошее усвоение знаний. Необходимы специальные приемы стимулирования познавательной активности учащихся при изложении материала учителем.
Аналитическое описание - описание основных элементов изучаемых явлений с вычленением их существенных признаков. В отличие от картинного аналитическое описание создает целостных картин общественной жизни прошлого. Этот вид описания используется в практике преподавания истории в 6-7 классах при характеристике географической среды, социальных отношений, государственного устройства той или иной страны, при изучении (часто - в сравнительном плане) памятников материальной культуры различных эпох и народов.
Зачастую трудно провести четкую грань между картинным и аналитическим описанием, например при характеристике египетских пирамид, готического собора
В целях активизации работы учащихся целесообразно предпослать аналитическому описанию задание на вычерчивание схем политического устройства страны или хода сражения, если ученики знакомы с такой работой, на выделение основных признаков и оценки изучаемого явлений
Характеристика исторического события или явления раскрывает их наиболее существенные черты. Часто эта характеристика представляет собой основные выводы по одному или нескольким урокам темы. Такая характеристика бывает, близка к аналитическому описанию, но отличается от него большей четкостью в выделении основных признаков явления и большей степенью обобщения
Обобщающая, сжатая характеристика процессов, охватывающих длительный период времени, обычно дается учителем на вводных и заключительных уроках по целой теме, например, характеристика процесса отделения ремесла от сельского хозяйства и образования городов, характеристика процесса упадка и разложения феодализм
Характеристика исторических деятелей - особый вид устного изложения учителя, используемый для раскрытия характера их деятельности, а также индивидуальных особенностей исторических личностей.