Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу
p align="left">Характеристики могут быть краткие и развернутые. На уроках в 6-7 классах даются яркие образные характеристики таких исторических деятелей, как Перикл, Александр Македонский, Спартак, Цезарь, Октавиан Август, Хлодвиг, Карл Великий, Ян Гус.

В одних случаях учитель сам оценивает их деятельность, в других случаях он помогает учащимся самостоятельно дать эту оценку.

Конспективное изложение - краткое освещение ряда фактов без их развернутого анализа, необходимое чаще всего для установления связи между основными фактами в курсе истории, для создания у школьников целостного представления о ходе исторического процесса.

Конспективное изложение материала учителем обычно не вызывает большого интереса у учащихся, особенно в 6-7 классах, и слабо усваивается школьниками. Требуются специальные приемы активизации познавательной деятельности учащихся: задание составить хронологическую таблицу, план рассказа учителя. Можно не добиваться от учащихся запоминания конспективно излагаемого учителем материала, если он приводится лишь для установления связей между другими, более важными фактами, и не имеет существенного образовательного значения.

Разъяснение исторических понятий - важнейшая составная часть изложения материала учителем на уроке. Излагая факты, учитель объясняет их значение, дает им оценку, выделяет существенные признаки исторических понятий, стоящих за этими фактами, разъясняет значение исторических терминов. Особенно часто приходится обращаться к такому разъяснению на первых уроках по курсу истории древнего мира, когда учащиеся встречаются с большим числом новых для них понятий и терминов, знакомятся со счетом лет в истории, осваивают новые для них источники познания исторического материала.

В практике преподавания учитель редко использует на уроке лишь один какой-либо вид изложения материала. В рассказе учителя обычно сочетается подробное, эмоциональное изложение наиболее важных и крупных событий (сюжетный рассказ или картинное описание), с характеристикой исторических деятелей или существенных черт изучаемого события (историческая характеристика), с разъяснением новых терминов. Тот или иной вид изложения на отдельных уроках может преобладать, однако почти всегда ему сопутствуют и другие виды изложений. Таким образом, метод проблемного изложения широко использует приемы иного метода - сообщение новых знаний, что заставляет учащихся вспоминать пройденный ранее материал, систематизировать и обобщать его с вновь услышанным.

Для обобщения и систематизации знаний, кроме методов перечисленных выше (объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, эвристический и проблемный) необходимо отметить один из важнейших методов - метод проверки знаний и умений по истории.

Основным, но не единственным методом проверки знаний по истории является опрос. Однако его роль в школе не исчерпывается задачами контроля над состоянием и развитием знаний и умений учащихся.

Систематически проводимый опрос служит для школьника одним из стимулов регулярной самостоятельной работы по истории, воспитывает сознание ответственности за учебную работу, вырабатывает привычку к систематическим занятиям. В ходе регулярного опроса на уроке происходит не только проверка усвоения знаний, но и их дальнейшее пополнение и углубление, уточнение и систематизация, закрепление и выработка умения применять. Опрос по истории в советской школе является обучающим, одним из важных моментов в усвоении знаний, в раскрытии связей между историческими явлениями, в усвоении исторических понятий и закономерностей. В ходе опроса осуществляется развитие речи и мышления учащихся. Наконец, данные опроса (и устного, и письменного) позволяют учителю проверить результаты не только самостоятельной работы учащихся, но и своей собственной деятельности и, следовательно, дают возможность, устраняя ошибки и недоработки, повышать научный уровень преподавания и методическое мастерство.

Остановимся, прежде всего, на организации и методике устного опроса, который является основным из приемов метода проверки знаний.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в за крытом виде. Это - обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с по мощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать раскрытой.

2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае учащемуся лучше подойти к учительскому столу (или к доске, к карте, к картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия школьников.

3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонился от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

В 6-7 классах устный опрос, как правило, проводится на каждом текущем занятии (кроме вводного) по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Однако далеко не все в состоянии это сделать

Следует им помочь, учить рассказывать по истории. Прежде всего, планируя опрос, учитель расчленит содержание заданного урока на небольшие и посильные для учащихся дозы рассказа.

Материал урока разбивается на педтемы, намечаются вопросы, по которым будут вести рассказ сами учащиеся.

Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей. Вместо "страшных" слов: "Занятия и образ жизни древнейших людей" лучше спросить: "Расскажи! как жили древнейшие люди и чем они занимались

Важно, чтобы уже в 5-6 классах школьники начали овладевать некоторыми стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: j) Почему началась война? 2) Какие крупные сражения были во время войны? 3) Чем она закончилась? Такими стереотипами изложения, но в усложненном виде учащиеся будут пользоваться и в старших классах (причины войны, ее характер, силы сторон, ход войны, ее результаты и значение). Такой подход возможен и при изложении событий революционного прошлого, вопросов экономики, характеристике идейных течений.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. В VI классе он дается учителем, но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса: что задано? О чем надо рассказывать? Какие вопросы выделим для рассказа

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать. Так в ходе опроса осуществляется не только проверка знаний и умений, но их дальнейшее углубление, обогащение, развитие

Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой. Организуя в течение всего учебного года в ходе текущего опроса повторение, учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего урока

Вопросы из прошлого в данном случае помогают учащимся более глубоко осмыслить ранее усвоенные факты на основе вновь полученных знаний, обеспечивают более сознательное отношение к изучаемому материалу.

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой ранее усвоенного материала

Активную форму опроса представляет "устное рецензирование" ответа товарища. Учащиеся в 5-8 классах дополняют и исправляют ответ товарища. В более старшем возрасте (начиная с 7-8 классов), где указанная активность при опросе резко снижается, учитель может ввести в организацию устного опроса особые приемы, стимулирующие деятельность учащихся на уроке. Например, в начале занятия предлагает ученикам убрать все учебники и записи и приготовить небольшие листки, на которых они обязаны делать пометки о всех замеченных погрешностях, неточностях, ошибках или существенных пропусках в ответе товарища.

Ученик, вызванный к карте, отвечает на вопрос. Все внимательно слушают. После того как он изложил все, что знал, по заданному вопросу, учитель ставит ему отметку и предлагает одному из учащихся исправить допущенные ошибки и неточности, а другому - дополнить и углубить ответ. Если исправления и дополнения сделаны недостаточно полно, то вызывается третий, четвертый ученик и, наконец, желающие. За выступление с места (или за два-три выступления в зависимости от их полноты, глубины и четкости) ставится оценка.

Важно, чтобы школьники убедились в том, что их критика не ведет к снижению оценки товарища: ведь преподаватель уже оценил его ответ еще до их критических выступлений. Может быть и такой случай, когда отвечавший получил 12. Но в его ответе были небольшие неточности и опущены некоторые существенные детали. За развернутую критику такого отличного ответа дополняющий тоже получает оценку.

Устное рецензирование и дополнение ответов товарища имеет ряд преимуществ. Учащиеся вынуждены следить за содержанием опроса. Уже немыслимо заниматься посторонними делами или подучивать урок. Следя за ответом и отмечая недочеты в нем, учащиеся более активно вспоминают изученный материал. Они приучаются к критике товарища и к критике со стороны товарища, т. е. воспитываются в духе самокритики. Ученик, недостаточно усвоивший материал, убеждается в том, что он знает его действительно плохо. Оценка ответа учителем оказывается убедительно мотивированной.

Предлагая учащимся внести дополнения и исправления в ответ товарища, оцененный отметкой 8 и даже 10, учитель тем самым приучает учащихся к мысли, что и хороший ответ может быть еще лучше. Такая форма опроса дает возможность учителю глубже проверить подготовленность класса и выставить до 10 оценок за урок.

Более сложной разновидностью является сочетание устного и письменного рецензирования ответов товарищей. В ходе опроса учащиеся составляют краткий письменный отзыв на ответ товарища, вызванного учителем, а также, по предложению учителя, устно дополняют и исправляют его.

Закончив устный опрос, учитель выделяет несколько минут для оформления учащимися составленных рецензий, собирает их и после просмотра лучшие из них оценивает. Важно научить школьников, рецензируя ответ товарища, указывать не только недостатки, но и положительные стороны.

Кроме основного способа проверки знаний устного опроса, в практике преподавания имеют место и другие приемы и способы.

Опрос с помощью карточек - своеобразная форма "немого" отчета в знаниях. Например, учитель задает вопрос: "Как называлось военное состязание рыцарей?" Учащиеся вынимают из конверта словарную карточку с надписью "турнир" и молча показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знание учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Например, урок "Начало объединения арабских племен" можно начать с вопросов: как звали кочевых арабов? Как стала называться новая религия арабов? Как называется священная книга мусульман? и т. п. Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем вразнобой, то лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3 минуты.

Применяется и письменный опрос по истории. Однако, чтобы не перегружать учащихся, он проводится без предупреждения, только по материалу текущего задания и рассчитан на короткое время (10-15 минут). Такие "контрольные летучки" могут быть проведены в 9-10 классах по 3-4 раза за полугодие и дадут представление об уровне подготовленности класса по текущему материалу и о регулярности (или недостаточной регулярности) работы отдельных учащихся. Для таких "летучек" необходимо подготовить каждый раз не менее двух заданий, чтобы сидящие на одной парте писали работу на разные темы.

Одним из способов проверки знаний является графическая задача: начертить схему управления в древних Афинах, нанести "а контурную карту границы, торговые пути, военные походы, нарисовать схематический план сражения. Такие задания могут быть предметом фронтальной контрольной работы для всего класса или выполняются на классной доске учащимся, вызванным для ответа.

В школьной практике применяется и комбинация письменного или графического опроса с устным. Так в 7 классе опрос по материалу урока "Куликовская битва" может быть построен следующим образом:

1) Опрос-беседа со всем классом по вопросу "Русь и Золотая орда во второй половине XIV в.".

2) Опрос ученика у карты. "Поход русского войска на Дон".

3) "Куликовская битва". (Ученик чертит на доске схематический план битвы и готовит по нему связный рассказ. Учащиеся вносят коррективы и уточнения в схематический план, затем, слушают рассказ товарища.)

4) Короткая письменная работа для всех учащихся: "Историческое значение Куликовской битвы".

В старших классах не обязательно проводить развернутый опрос на каждом очередном уроке. Зато приобретают особое значение уроки устного опроса по пройденной теме. Их методика разнообразна. Но, пожалуй, наиболее активной формой контрольного урока является проведение устного опроса с предварительным составлением в классе планов своего ответа каждые учащимся. Такой прием обычно нравится ученикам.

Назначен опрос в 9 классе по пройденной теме "Германия в конце XIX и начале XX века". Начинаем урок. Учащиеся убрали все книги и записи, приготовили листки бумаги. Каждая из шести колонок учащихся получает один из вопросов:

1) политический строй Германской империи и господство пруссачества;

2) основные черты экономического развития Германии в конце XIX и начале XX в.;

3) внутренняя и внешняя политика Германской империи в 70-80-е годы;

4) причины падения Бисмарка;

5) основные направления экспансии германского империализма;

6) три течения в германской социал-демократии. Предлагаем всему классу в течение 5-6 минут составить план-конспект своего ответа по заданному вопросу. Этими планами учащиеся имеют право пользоваться при устном ответе по вызову учителя.

В результате такой организации опроса все ученики в течение нескольких минут активно вспоминают материал по своей теме, планируют ответ. Учитель следит за их подготовкой, намечая тех, кого он вызовет в первую очередь.

По каждому из 6 вопросов учитель вызывает двух-трех учащихся. Первым лучше вызвать "сильного" ученика. Его ответ, как правило, не исчерпает вопроса и даст повод высказаться еще одному-двум учащимся из той же колонки. А затем учитель обратится к желающим из других колонок.- Качество ответов резко повышается. Ответы сильных учащихся приближаются по типу к краткому пятиминутному выступлению; класс выслушивает их с большим вниманием. Ответы менее сильных значительно более сжаты, четки, последовательны, чем обычно. В течение урока удается проверить многих учеников. Неподготовленность отдельных учащихся обнаруживается сразу же, при составлении планов. Иногда учитель требует, чтобы ученики в конце урока сдали ему свои листки с планами для проверки и оценки. В ходе урока они внимательно следят за ответами, активно выступают с поправками, дополнениями. После такого урока учащиеся обычно говорят, что "хорошо повторили все", "все теперь уложилось и стало яснее".

Таким образом, проведенный различными способами устный опрос помогает учащимся систематизировать полученные знания, которые становятся еще одним звеном в общей цепи знаний. Обобщенный таким образом материал становится своеобразной основой, способствующей дальнейшему изучению исторических фактов, событий, явлений и дат.

Раздел 2. Систематизация знаний, варианты обобщения

2.1. Типы уроков

В школьной практике обобщение знаний осуществляется при изучении темы параграфа раздела, курса. Лекцию учитель завершает словами: "Обобщим сказанное", или "Закрепим пройденный материал", имея в виду краткое повторение, обобщение. При ответе учащегося, учитель требует подвести итог сказанного, то есть обобщить в виде вывода, то есть обобщение используется и учащимся и обучающим на протяжении всего обучающего процесса: на каждом уроке, после каждой новой пройденной темы. Ни один урок не должен проходить без обобщения знаний. Обобщению исторических знаний могут посвящаться так же и отдельные уроки.

Обобщить - соединить вместе, объединить в нечто общее, единое - "мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единого к общему, от менее общего к более общему

Изучение истории дает высокий эффект усвоения и реализации полученных знаний при условии отработки курса по "горизонтали и вертикали", точнее в двух структурно-методических измерениях: событийно-хронологическом и обобщающе-тематическом. Все современные учебники истории построены в событийно-хронологическом ключе. Начинается изучение истории с древнейших времен, от века к веку, периода к периоду, тысячелетия к тысячелетию.

Обобщающе-тематическое изучение материала в современных условиях существует в виде пока еще переменной проблемы. Структура учебников и существующие методы обучения не достаточно ориентируют учащихся в их деятельности по усвоению знаний по узловым вопросам истории в обобщенном виде.

Применение того или иного вида обобщения исторических знаний зависит от типа урока. Существуют десятки классификаций уроков. Проблема эта не имеет до сих пор окончательного решения. В современной школе выделяют следующие типы уроков:

- урок новых знаний

- уроки формирования навыков и умений

- уроки обобщения (анализа) и синтеза знаний

- уроки диагностики знаний и умений, навыков учащихся

- уроки коррекции

Такая классификация является очень удобной для планирования, прогнозирования, деятельности учителя, обоснованием методики каждого урока. Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть этапы построения урока, их последовательность, взаимосвязи между ними. Характер элементов определяется заданиями, которые необходимо решать на уроках определенного типа, чтобы наиболее оптимальным путем достичь той или иной развивающей, обучающей и воспитательной цели урока.

Урок новых знаний

Как
правило, эти уроки имеют форму лекций:

- повествовательного характера (рассказ)

- диалогического:

а) информативно-диалогического характера (беседа)

б) проблемного характера. В основном используется в старших классах.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории школе является урок.

Каждый урок - звено единой цепи (системы) уроков по теме и курсу - не может рассматриваться вне связи с другими уроками истории, вне системы обучения в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать