Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу
лительность времени младшие ученики часто определяют насыщенностью этими событиями; им представляется, что чем больше событий приходится на отрезок времени, тем он продолжительнее, и, напротив, чем меньше событий, тем он короче. Последовательность конкретных событий, легко воссоздаваемых детским воображением, ученики усваивают и воспроизводят относительно легко.

Усвоение последовательности в социально-экономических процессах создает для учащихся 5-6 классов серьезные трудности. У учащихся 6 класса часто, а у учащихся 7 класса уже гораздо реже возникает представление, будто бы то, что они раньше учили, раньше и было.

Хронология, заучиваемая только в двусторонних связях (событие - дата), без установления временных взаимоотношений между фактами, представляет трудный для запоминания и бесполезный материал. Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом хронологических дат создает в сознании ученика канву, позволяющую расположить на ней изучаемые факты и исполняющую роль "временного костяка" исторического процесса. При этом, чем более многосторонние временные отношения устанавливаются (какое событие произошло позже одних и раньше других и насколько позже или раньше, сколько времени прошло между началом и концом процесса, как связываются год и век, начало и конец века, дата события и наше время и т. д.), тем хронологическая канва в целом и каждая дата в ней усваиваются сознательнее и прочнее. Постепенно хронологические даты становятся для учеников средством определения и проверки последовательности, длительности и одновременности исторических фактов и процессов.

Хронологическая канва в обучении истории служит не только систематизации уже изученных исторических фактов, но и лучшему усвоению новых. Для прочного усвоения хронологии необходимо значительное число тренировочных упражнений и известные усилия памяти. Сознательному и прочному усвоению временных отношений способствует их наглядное выражение. Так, хронологическая таблица пространственно выражает двусторонние связи между фактами и их датами и последовательность самих фактов; в ней можно так же выразить связи между годом и веком, веком и тысячелетием. Синхронистическая таблица показывает, кроме этого, одновременность исторических фактов, относящихся к разным странам или к разным сторонам исторического процесса. Более наглядно временные отношения выражает масштабность таблицы, то есть показ относительной продолжительности временных отрезков соответствующими им по длине пространственными отрезками. Таковы "линии", "ленты", "лестницы" времени благодаря наглядности пространственных отношений, выраженные через них временные отношения легче усваиваются и прочнее сохраняются в памяти.

Выражение временных отношений через пространственные наиболее важно в обучении истории древнего мира в 6 классе. Ученикам, еще слабо овладевшим понятиями об историческом времени, приходится усваивать хронологический материал, наиболее трудный во всем школьном курсе истории: счет лет до нашей эры, редкую хронологическую канву по огромному историческому периоду, значительное число приблизительных дат, которые, как правило, усваиваются учащимися хуже, чем точные даты.

Определение хронологической последовательности событий многими учащимися достигается не только посредством запоминания дат, но и с помощью опоры на связи и отношения между этими событиями.

Следовательно, правильное понимание содержания исторических событий является необходимым условием воспроизведения их в хронологической последовательности.

Первоначальные понятия об исторических процессах формируются у учащихся путем расположения следующих друг за другом взаимосвязанных фактов и состояний. Этим путем в их сознании образуются последовательные тематические "цепи" фактов. Вместе с тем усвоенные учащимися факты и существенные святи между соседними по времени фактами не складываются в их сознании автоматически в последовательную цепь, то есть в знания о процессе в целом. Наблюдения и исследования показали, что, даже хорошо понимая связи между двумя соседними фактами, школьники с большим трудом охватывали цепь в целом и пропускали в ней звенья, имеющие большое значение. Формирование у учеников 6-7 классов знаний об исторических процессах требует двух самостоятельных этапов работы: анализа связей между соседними звеньями процесса и затем синтеза их в единую цепь.

При стимулировании учителем активной учебной деятельности учащихся 6-7 классов у них быстро развивается способность оперировать хронологическими знаниями и использовать смысловые связи для временной локализации исторических фактов и установления их последовательности.

Среди смысловых связей, на основе которых устанавливается последовательность фактов, особо важное место принадлежит причинно-следственным связям. Причинно-следственные связи выделяются из отношений последовательности: причины каждого факта заключаются в предшествовавших ему фактах и он сам, в свою очередь, может явиться причиной фактов последующих. Опираясь на формируемую в обучении систему исторических понятий, учащиеся определяют и систематизируют более частные понятия и единичные факты.

Приемы работы по формированию временных представлений у детей весьма разнообразны. Многие из них отражены в заданиях учебника. Главным образом, это задания связанные с запоминанием дат, вычислением длительности исторических событий, временных промежутков между ними, отдаленности исторического события от нашего времени. Систематическая работа с хронологией на уроке, должна вырабатывать умение учащихся рассказывать о историческом событии, соотносить его с определенным временем, называть либо точную дату этого события, либо столетия либо часть столетия (середина, конец или начало). Работу с хронологией в той или иной форме, необходимо предусматривать на каждом уроке, иначе школьники не считают нужным обращать внимания на время происходящего события.

Разнообразные приемы освоения хронологии, включают в себя некоторые игровые моменты, оживляющие урок, которые обеспечивают прочное запоминание и осмысление исторических событий, особенно дат.

К числу такого рода игровых приемов относится "хронологический диктант". Пространственная локализация изучаемых исторических явлений - одно из необходимых условий сознательного усвоения учащимися системы исторических знаний в целом. Для учеников 6 класса конкретное определение территории, где происходили события, является предпосылкой различения исторической действительности от сказки, события которой происходят "в некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель".

Пространственная локализация позволяет раскрывать географическую среду, то есть ту часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и испытывает на себе его воздействие. Лишь при знании пространственных отношений между государствами, экономическими районами, центрами культуры могут быть поняты экономические культурные связи, ход военных действий и т. д.

Значение пространственной локализации особенно велико при изучении истории древности и средневековья - тех периодов, в которые зависимость человека от природы была наиболее сильной, а средства преодоления пространства и различных природных препятствий - рек, гор, пустынь и тому подобное - были еще крайне слабыми. Первоначальной опорой для познания детьми пространственных отношений служит их непосредственный жизненный опыт, личное наблюдение над пространственными отношениями вокруг них.

Простейший путь формирования пространственных представлений в процессе обучения истории - наблюдение иллюстрации, воспроизводящей соответствующие элементы (предметы, людей) с их пространственными отношениями, возможности создания у учащихся 5-6 классов представлений о пространственных отношениях сложного комплекса явлений без зрительной опоры в виде картины или схематического плана весьма ограничены. При наличии у школьника достаточно отчетливых представлений об отдельных элементах комплекса исторических явлений роль зрительной опоры может выполнить и рисунок, и схематический чертеж изучаемого комплекса, даже вычерченный самим учеником на основе словесного описания. В процессе выполнения схемы или рисунка глубже осмысливаются связи и пространственные отношения между отдельными элементами изучаемого комплекса.

Формирование знаний в пространственной локализации явлений, выходящими за пределы, охватываемые нашим взглядом, осуществляется посредством их схематизации - в основном посредством работы с картой и картосхемой.

Пространственные отношения между явлениями, воспринятые на основе карты, запоминаются с большим трудом и менее прочно, чем воспринятые на основе изобразительного материала. Происходит это, очевидно, оттого, что создаваемые у детей представления об условных знаках карты значительно менее отчетливы и устойчивы, чем образные представления о людях и предметах, создаваемые на основе картины. Дети значительно легче воспроизводят в своем воображении реалистические образы картин в их соотношении друг с другом, чем условные знаки карты

Пространственные связи и отношения усваиваются тем отчетливее и прочнее, чем проще и нагляднее сама схема.

В формировании знаний о пространственных отношениях в истории существенную роль играет зрительная память учащихся, опирающаяся на изобразительную и условную наглядность. Существенное значение имеют яркость и образность самого материала. Не менее важен и прием мысленного наложения на карту линейных схем. В усвоении пространственных отношений большую роль играет мыслительная деятельность учащихся. Если знание пространственных отношений необходимо для понимания экономической, политической истории и истории культуры, то, в свою очередь, осознание учащимися существенных экономических, политических и культурных связей между различными пунктами и районами способствует формированию знаний о пространственных отношениях между ними

Усвоению главного, существенного в исторических явлениях помогают схемы разных типов. Поскольку в литературе нет единого общепринятого понимания схем как учебных пособий, то мы, прежде всего, говорим, о каких схемах-пособиях по истории идет здесь речь, и наметим их основные виды.

Под схемой как учебным пособием по истории понимается чертеж или рисунок, знакомящий школьников с определенными существенными чертами исторических явлений. Ее основной педагогический смысл и отличие от учебной картины заключается в том, что в ней обозначены различными изобразительными средствами те стороны, свойства и связи изучаемых явлений, на которые нужно направить вин мание и мысль школьника, и отсутствуют те, от которых он должен абстрагироваться, отвлечься при изучении данных явлений. Простейшим видом схемы как учебного пособия по истории является схематический рисунок предметов. В отличие от других видов схем он создает образ предмета. Но в отличие от фотографии или картины образ в схеме идеализирован, из него устранены детали, он передает лишь наиболее существенные черты предмета. При изображении сложного предмета схематический рисунок отчетливо выделяет каждую из его частей и показывает связи между ними. Таков, например, схематический рисунок прялки, на котором обозначены колесо, веретено, педаль с ногой на ней, отчетливо раскрыто взаимодействие между ними. Рисунок средневековых крепостных укреплений в разрезе показывает ров с водой, обложенный камнями, примыкающий к нему вал и стоящую на валу стену и башню.

Схематический рисунок осуществляет изобразительными средствами и анализ, и синтез предмета. Он часто позволяет показать в предмете то, что нельзя увидеть на фотографии или реалистическом рисунке. Широко, например, известен рисунок пирамиды в разрезе, показывающий не только ее внешний контур, но и внутреннюю кладку плит, устройство погребальной камеры и хода к ней; таковы же разрезы корабля и т. п. На схематическом рисунке могут быть показаны не только неодушевленные предметы, но и люди. Например, к схематическому рисунку приближается рисунок македонской фаланги в учебнике по истории древнего мира.

В обучении целесообразно сопоставление реалистического изображения предмета и его схематического рисунка. В этом случае у учащихся создается конкретный образ, а в их сознании вычленяются важнейшие свойства и связи предмета. Это является и лучшим приемом объяснения учащимся отличия схематического рисунка от реалистического.

Наиболее распространенным видом схематических учебных пособии по истории являются чертежи, на которых природные и общественные явления (горы, реки, города, пути сообщения, войска и т. п.), обозначенные условными знаками, размещены в соответствии с размещением самих явлении на земной поверхности. Условно мы можем назвать их картографическими. Общим для них является то, что они представляют некоторое подобие участка земной поверхности в определенное время и передают пространственные отношения между обозначенными на них явлениями. В остальном картографические пособия чрезвычайно разнообразны.

В пособии на картографической основе может быть отражена поверхность всего земного шара, территория одной страны, площадь селения или даже здания, например древнегреческого театра или средневекового храма. В картографическом пособии могут быть показаны самые различные явления действительности с абстрагированием от других ее явлений и сторон. Так, на физики географической карте, часто используемой в обучении истории, передается рельеф местности, гидрографическая сеть и другие природные явления с абстрагированием от жизни людей на этой территории. И напротив, карта может показывать только политические границы государств, расселение народов, абстрагируясь от других общественных явлений и большинства явлений природных

Важнейшую роль в преподавании истории играет такое пособие, как карта. Она принадлежит к группе условно-схематических пособий (картосхемы, схемы, планы, диаграммы), которые не отражают реальных образов, но передают предметы и явления в абстрагированном виде, в соответствующей логической обработке. Условные пособия дают возможность определить место и значение событий и явлений в историческом процессе, как во времени, так и в пространстве, позволяют зримо представить взаимоотношения между ними.

Исторические карты обычно содержат большое количество разнообразных сведений. Карты отражают возникновение государств, изменение их территории, различные формы зависимости государств друг от друга. На карте обозначаются районы и центры восстаний, освободительных движений, революций; ход этих событий; приводятся данные экономического характера; сведения по военной истории- пути походов, места битв, стратегические планы полководцев. Можно без преувеличения сказать, что из наглядных пособий по истории - карта самое главное: без других средств этот предмет изучать трудно, без карты невозможно.

Карты можно использовать каждую отдельно, в комплексе с иными печатными средствами, а, также сочетая, их друг с другом, они могут дополнять друг друга, как целое и его часть. Это дает возможность, скажем, составить сначала общее представление об обстановке в мире в определенный исторический период, а потом сосредоточиться на более тщательном анализе положения в отдельном регионе, на континенте, в стране, не упуская при этом из виду сведений глобального характера, содержащихся на первой карте. Две или более карт, относящихся к сопредельным хронологическим периодам, позволяют прослеживать развитие какого-нибудь исторического процесса, явления, понимание которых совершенно невозможно без создания у школьников пространственных представлений две или более карт относятся к одному и тому же хронологическому периоду, но отражают разные его проблемы. Сочетание таких карт позволяет характеризовать изучаемое время более разносторонне, помогает выявлять причины отдельных явлений. Например, если одна карта посвящена экономическому развитию какого-то государства, а на другой показано революционное движение в нем, то, сопоставляя пособия, можно, безусловно, сделать важные выводы относительно особенностей революционной борьбы, ее причин, масштаба распространения.

Взятые в сочетании карты позволяют судить о проявлении сразу нескольких черт общего кризиса на каком-нибудь отдельном историческом этапе или по ним можно наглядно проследить процесс углубления общего кризиса капитализма на протяжении времени - для этого карты необходимо рассматривать в хронологической последовательности. Иногда карты могут быть использованы вместе с карикатурой, диаграммами, таблицами. В результате анализа наглядных пособий учащиеся глубже осознают общие закономерности исторического развития в новейшее время и лучше усваивают учебный материал.

Наряду с картами в преподавании истории используются также картосхемы, то есть карты с упрощенно-обобщенным изображением элементов содержания. Картосхемы, чаще всего, отражают только какое либо одно историческое явление или событие.

Условность картографических пособий позволяет показывать на одном чертеже не только одномоментные разрезы процессов, но и сами процессы - развитие исторических явлений в течение десятков и сотен лет. Основным средством для этого служит отображение на чертеже нескольких разновременных состояний развития исторических явлений: рост территории государства или, напротив, его распад, расселение людей на новых территориях, перемещения войск во время сражения и т. п.

Практически в одном чертеже, но разными условными знаками показываются состояния, которые в рассмотренных выше случаях были отражены несколькими чертежами.

В картографических пособиях, охватывающих относительно длительные исторические периоды, обозначаются и происходившие в течение этих периодов отдельные события - войны, сражения, восстания, открытия,- часто не совпадающие между собой по времени. Большую динамичность картографическим пособиям придают линии и стрелы, обозначающие маршруты походов и путешествий, направления завоеваний и колонизационных потоков.

Картографические пособия играют важную роль в формировании исторических представлений у учащихся при условии, что использование их в обучении сочетается с образным рассказом учителя и с использованием пособий, содержащих реальные образы исторической действительности. Карта и план служат зрительной опорой для творческого воображения учащихся. На этой основе отдельные, фрагментарные представления о явлениях, обозначенных на карте (плане) условными знаками, могут группироваться в сознании учащихся в относительно целостные картины. На основе плана можно воссоздать в сознании учащихся целостную картину средневекового поместья.

Составление картографического пособия на доске непосредственно перед глазами учащихся может отражать исторические процессы. Например, сначала на доске обозначена лишь река с пустынными берегами, затем появляются дорога и переправа через реку, постоялый двор, торговые лавки и постепенно возникает средневековый город. Эти пособия не только сообщают новые сведения, но и помогают систематизировать отдельные знания, приобретенные учащимися из других источников:

а) о природе и об общественной жизни;

б) об экономической и политической истории;

в) о последовательных этапах истории одной или нескольких стран;

г) о синхронных и аналогичных явлениях в разных странах.

Всякое учебное пособие по истории, логическая схема отражает историческую действительность. Но она отражает не внешние образы исторических явлений, как это делает картина или фотография, и не расположение явлений на определенной территории с их пространственными отношениями, как это делает карта, а существенные черты исторических явлений, связи и отношения между ними. Логическая схема показывает в чертеже анализ и синтез явления, расчленяя его на составные части или вычленяя его признаки и показывая связи и взаимоотношения этих частей и признаков. Отдельные части, и признаки явления обозначаются условными знаками - геометрическими фигурами, символическими изображениями - или надписями, а отношения и связи между частями обозначаются их взаимным расположением и связывающими их линиями и стрелками.

Логические схемы в обучении истории могут быть разделены на схемы статические и динамические. Статическая схема показывает историческое явление в определенный момент: его существенные части, признаки, стороны и связи. В основе статических схем лежат отношения части и целого, а также особенного и общего. Статическими являются, например, схема "Древнеегипетское государство" в учебнике истории древнего мира и схема "Феодальная лестница" в учебнике истории средних веков. Динамическая схема показывает процесс развития исторического явления, расчленяя этот процесс на звенья по их последовательности и причинно-следственным связям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать