Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе

Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе

2

Вятский государственный гуманитарный университет

Кафедра математического анализа и МПМ

Выпускная квалификационная работа

Методика проведения

математических вечеров-соревнований

в средней школе (на примере

математических олимпийских игр)

Выполнила студентка

ОЗО математического факультета

Зайнуллина Вера Викторовна.

Научный руководитель - кандидат

педагогических наук, доцент

Глушкова Августа Игоревна.

г. Киров, 2003 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 3 - 4

Глава I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЕРОПРИЯ-

ТИЯ

§ 1. План проведения Олимпийских игр …………………………………………. 5

§ 2. Подготовительная работа …………………………………………………….. 5

Глава II. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

§ 1. Открытие Олимпиады: зажжение олимпийского огня, представление

спортсменов, знакомство с видами борьбы и планом проведения Олимпиады.. 6 - 8

§ 2. Проведение второго дня соревнований: кросс, первый вид троеборья.. 8 - 27

§ 3. Проведение третьего дня соревнований: тяжелая атлетика, эстафеты,

второй вид троеборья ……………………………………………………………………. 27 - 34

§ 4. Проведение четвертого дня соревнований: стрельба, эстафеты, тре-

тий вид троеборья ………………………………………………………………………… 34 - 39

§ 5. Проведение пятого дня соревнований: боулинг, барьеры ……………… 39 - 44

§ 6. Закрытие Олимпиады: награждение и поздравление победителей,

праздничный концерт ……………………………………………………………………. 44 - 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 46

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………….. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………. 48 - 50

ВВЕДЕНИЕ.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

В процессе обучения школьников математике большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа. Она является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Известно много интересных ее форм, в том числе и математические вечера.

Математические вечера можно условно разделить на следующие группы:

1) вечера исторического содержания (рассматриваются некоторые моменты из истории развития математики );

2) вечера, посвящённые знаменитым математикам;

3) вечера, отражающие применение математики.

Возможно деление вечеров и по форме проведения:

1) вечер-путешествие;

2) вечер-турнир;

3) вечер-инсценировка;

4) вечер-КВН;

5) вечер-соревнование;

6) комбинированный вечер.

Особое место среди математических вечеров занимают вечера-соревнования, одним из видов которых являются математические олимпийские игры.

Данная работа предназначена для того, чтобы не только привить любовь к математике, но и пробудить интерес у школьников к правилам проведения спортивных Олимпийских игр, провести параллели между математикой и Олимпиадой, развить любознательность у учащихся, создать максимум хорошего настроения школьников и преподавателей.

Актуальность работы видна в том, что каждые два года в мире проводится спортивная Олимпиада, и беда в том, что большинство современных школьников совсем не интересуются достижениями российских спортсменов. Важно привить интерес к российскому спорту, гордость за успехи наших спортсменов. Немаловажное значение имеет и формирование интереса к математике посредством облачения ее в нестандартные и привлекательные формы внеклассной работы.

Новизна работы неявная. Суть заключается в том, что проводить такие массовые мероприятия в школе учителя математики не могут решиться. Главная причина - нехватка материалов. Точнее, в периодических изданиях (например, в газете «Математика») печатается достаточно много материала, который мог бы использоваться для проведения подобных мероприятий, но обобщить весь этот материал и заставить работать его на олимпийские игры никто не ещё не решался. Данная работа предназначена для того, чтобы помочь с разработкой школьных Олимпийских игр. Ведь внеклассные занятия по математике в настоящее время требуют обновления, нуждаются в тесных связях с другими областями научной и практической деятельности. Кроме того, подобные состязания вызывают большой интерес у школьников.

В отличие от традиционной олимпиады по математике, математические олимпийские игры проводятся в форме математических вечеров, а не сводятся к решению определённого количества задач в течение ограниченного времени. Поэтому данные соревнования нельзя назвать математической олимпиадой. Почему же тогда - малые олимпийские игры? По сравнению со спортивными олимпийскими играми эти соревнования включают в себя не такое огромное количество видов спортивных состязаний и проводятся в течение недели.

В данной работе ставились следующие задачи исследования:

- изучить математическую литературу, включающую в себя сборники математических загадок, занимательных задач, ребусов, кроссвордов и т.д.

- изучить спортивную литературу, включающую в себя историю олимпийских игр, правила спортивных состязаний.

- составить подробную содержательную разработку малых математических олимпийских игр;

- оценить эффективность проведения математических вечеров-соревнований в школе.

Методами исследования послужили следующие:

- работа с литературой,

- собственная разработка.

- анализ проведения математических соревнований в средней школе.

Проблема исследования состоит в том, чтобы систематизировать отдельные виды вечеров-соревнований и разработать методику проведения соревнований по программе малых олимпийских игр.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлеченные игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, развивают творческое воображение. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с огромным желанием.

Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.

Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность.

Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявляющих еще интерес к предмету. Они должны во многом отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Последнее необходимо не только потому, что внеклассная работа строится на добровольных началах, но еще и потому, что она, как правило, проводится после уроков или в вечернее время после выполнения домашних заданий, после шестичасового, и иногда и восьмичасового умственного труда. При организации внеклассных занятий важно не только серьезно задуматься над их содержанием, но обязательно над методикой их проведения, формой. Надо использовать такие приемы, которые отвечали бы потребностям всех учащихся.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по математике (особенно в 5 - 8-х классах), относятся игровые формы занятий - занятия с элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

Игры нужны не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.

Игра должна разрабатываться таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний.

Чтобы играть, нужно знать - вот первое требование, которое придает игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов и ситуаций.

Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, т.е. такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игры должны составляться с учетом интересов и знаний учащихся данного возраста. Так, для младших школьников можно составлять игры с включением ролей, сюжетов, привлекающих учеников. Кроме того, полезно включать элементы соревнований.

Правила и организация игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.е. с учетом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.). Они по возможности должны быть такими, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха.

Игры должны быть разнообразными и разрабатываться с учетом особенностей предмета и его материала. Все многообразие игр должно составлять продуманную систему. Это может повысить эффективность внеклассной работы, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

ГЛАВА I

§ 1. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

1-Й ДЕНЬ: Регистрация спортсменов, открытие Олимпиады, зажжение олимпийского огня, знакомство с планом проведения Олимпиады

2-Й ДЕНЬ: Кросс (5 - 8 классы).

Троеборье (9 - 11 классы) - логические задачи.

3-Й ДЕНЬ: Тяжелая атлетика (5 - 6 классы).

Эстафеты (7 - 8 классы).

Троеборье (9 - 11 классы) - софизмы.

4-Й ДЕНЬ: Стрельба (7 - 8 классы).

Эстафеты (5 - 6 классы).

Троеборье (9 - 11 классы) - комбинаторные задачи.

5-Й ДЕНЬ: Боулинг (6 - 8 классы).

Барьеры (5 класс).

Итоги троеборья (9 - 11 классы).

6-Й ДЕНЬ: Награждение олимпийских чемпионов, закрытие Олимпиады.

§2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. За неделю до начала проведения математической Олимпиады вывесить объявление о её проведении, указав при этом сколько «спортсменов» и из каких классов могут принять участие в этом мероприятии. Остальные, не задействованные в игре учащиеся, могут принять активное участие в подготовке и проведении олимпийских игр. В приведенной ниже разработке необходимо выбрать на роль спортсменов в том или ином виде математических соревнований:

· Кросс - до 40 учеников из 5 - 8 классов (лучше желающие) - индивидуальная игра.

· Троеборье - все желающие из 9 - 11 классов - индивидуальный характер.

· Тяжелая атлетика - 7 человек из 5 - 6 классов - индивидуальный характер.

· Эстафеты-1 - 15 человек из 7 класса и 15 человек из 8 класса - командная игра.

· Стрельба - 12 человек из 7 класса и 12 человек из 8 класса - командная игра.

· Эстафеты-2 - 15 человек из 5 класса и 15 человек из 6 класса - командная игра.

· Боулинг - 6 человек из 6 класса, 6 человек из 7 и 6 человек из 8 - командная игра.

· Барьеры - все желающие из 5-го класса - индивидуальный характер.

2. Приготовить для награждения комплекты медалей (золотая, серебряная и бронзовая) :

· · Кросс - 1 комплект.

· Троеборье - 1 комплект.

· Тяжелая атлетика - 1 комплект.

· Эстафеты-1 - 10 комплектов.

· Стрельба - 8 комплектов.

· Эстафеты-2 - 10 комплектов.

· Боулинг - 6 комплектов.

· Барьеры - 1 комплект.

3. Приготовить дипломы 1, 2 и 3 степеней. Например, можно воспользоваться таким образцом:

4. Необходимо подобрать помощников для проведения игр.

5. Приготовить заранее необходимое для каждого дня соревнований оборудование.

ГЛАВА II

§1. ОТКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ

Оборудование: два плаката с таблицами к 1-му конкурсу; два конверта с карточками ко 2-му конкурсу; круг с секторами для математической стрельбы; два плаката с двузначными числами для 5-го конкурса; вырезанные рыбки с прикреплёнными к ним шарадами для 6-го конкурса; 8 ключей; два зашифрованных слова; олимпийский огонь (нарисованный на плакате).

Двум командам предлагается посоревноваться друг с другом за право зажечь олимпийский огонь. Для этого команды должны пройти ряд испытаний, в которых необходимо показать свои знания по математике. За каждый успешно пройденный этап команда получает ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово. Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, нам нужно познакомиться с нашими командами, которые еще пока не набраны. Для этого требуются по два желающих от каждого класса от 5-го до 11-го. Итак, в каждой команде у нас получилось по 7 человек.

1. 1-й этап: математическая эстафета. Для каждой команды приготовлен свой плакат. Кто-то один указывает все числа от 1 до 25. Кто быстрее справиться, тот зарабатывает ключ при этом испытании.

6

20

3

12

9

25

2

20

13

22

15

1

21

11

22

14

18

6

3

1

18

24

5

8

2

5

9

15

24

12

23

14

17

19

25

10

23

4

17

7

16

7

13

4

10

19

11

21

8

16

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях