Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста
аков итог использования метода проектов в детских садах в советский период нашей истории.

1.2 Использование метода проектов в современной школе и дошкольных учреждениях

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Е.С. Полат [] отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Весь двадцатый век в зарубежной школе метод проекта активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей деятельности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время методу проектов уделяется пристальное внимание в России. Причинами этого, по утверждению Е.С. Заир-Бек и Е.И. Казаковой [] являются:

необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниям и для решения новых познавательных и практических задач;

актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека умения пользования исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Если человек приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Е.С. Полат [] определяет основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения) например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема внимания кислотных дождей на окружающую среду и т.д.);

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;

самостоятельная индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектирование учебной деятельности в трактовке Н.Ю. Пахомовой [] на основе метода проектов, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта:

цели и задачи проекта, анализ ситуации, выдвижение проблемы;

идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;

организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);

таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;

диаграмма исследования проекта;

характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;

диалог, принципы взаимодействия людей между собой;

моделирование вариантов ожидаемых результатов;

инструкция, документация по проекту;

формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика;

описание: композиция, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.

Дальнейшее развитие метод проектов получил в связи с использованием в учебном процессе телекоммуникационных технологий. Подробную характеристику их дает Е.С. Полат [].

Первоначально телекоммуникационные технологии использовались в сфере образования лишь как удобный и оперативный вид связи, и вся работа в сети заключалась в обмене письмами. Как показала международная практика и проведенные эксперименты, специально организованная целенаправленная совместная деятельность в телекоммуникационной сети дает высокий педагогический эффект.

В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющий обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Поскольку телекоммуникационный проект является компонентом системы образования и призван решить учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, следует не упускать из вида, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст.

Цели проектов варьируют от чисто прагматических, например, выучить иностранный язык до нетрадиционного образования таких, как культурный диалог живущих в разных странах. Телекоммуникационные проекты стимулируют познавательную деятельность студентов, актуализируют их контакты.

К хорошо дидактически разработанным проектам, можно отнести телекоммуникационные учебные международной образовательной программы "World Classroom" "Всемирный класс", рассчитанный на поддержку учебных планов обучения по тематическому признаку: естественные науки, словесность, общественные науки, специальные и межпредметные проекты, служебная и методическая информация по использованию сети. В этой программе одновременно используются возможности телеконференций и электронной почты. Участникам программы рассылаются комплекты учебных материалов, состоящие из учебных пособий для студентов и методических руководств для учителя. кроме того, участники программы получают руководство, в котором подробно описываются телеконференции, указываются время подключения к каждой из них. Участники проектов "Всемирный класс" могут не только работать над собственными проектами, но и следить за работой других групп, выполняющих проекты по другим темам. Это особенно важно для студентов и их преподавателей, кто только включается в проектную деятельность.

Телекоммуникационная сеть Lanet объединяет все университеты Англии, а в рамках проекта Сатриз - 2000 оказались объединены 2000 школ из разных стран.

Особое место среди международных проектов занимают экологические проекты. Как правило, их проводят известные международные организации и движения, например, ЮНЕСКО, Гринпис. Результаты таких исследований обычно публикуются в газетах и журналах, делаются сообщения по ТВ и радио.

Ведущие исследования по проблеме использования телекоммуникаций и метода проектов в учебном процессе в последние годы проведены Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Е.Н. Ястребцевой, З.И. Батюковой, материалы которых были использованы нами.

Возможности использования метода проектов в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени. Есть работы И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород), но больше - это публикации практиков.

И.В. Штанько считает метод проектов одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается, утверждает И.В. Штанько, самостоятельная и коллективная творческая завешенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Тематика и содержание проектов для детей может быть очень разнообразной. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом - игровых, творческих, познавательных, можно предположить, по мнению И.В. Штанько, следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

"Игра-путешествие в подводное царство";

Сюжетно-ролевая игра "Театр";

Игра "Строим город будущего";

"Путешествие в древний мир";

"Строим сказочный снежный городок".

Творческие:

осенний (весенний, зимний) вернисаж;

музыкальная сказка (по выбору);

настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

"Весенняя ярмарка";

создание фильмотеки рисованных диафильмов.

Познавательные:

журнал "Почемучка";

"Путешествие в царство математики";

КВН;

конкурс "Моя родословная";

музей народной культуры;

"Красная Книга" (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

постановка цели;

поиск формы реализации проекта;

разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

организация развивающей, познавательной, предметной среды;

определение направлений поисковой и практической деятельности;

организация совместной (педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности);

работа над частями проекта, коррекция;

коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась "фоном" к эвристической и поисковой деятельности.

К этой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, т.к. один ребенок с этой деятельностью не справится.

По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель мог представить справочный, практический материал или порекомендовать где его можно найти.

Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продуманной так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах речевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют умственному развитию дошкольников, готовят к обучению детей в школе.

Н. Комратова [] считает, что метод проектов, в работе со старшими дошкольниками, должен включать в себя несколько этапов: первый этап - постановка проблемы; второй этап - обсуждение возможных путей ее разрешения; третий этап включает поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями; четвертый проект - презентация; пятый этап - постановка новой проблемы. Этот последний пятый этап отличает подходы Н. Комратовой к использованию метода проекта в работе со старшими дошкольниками от технологии И. Штанько Н. Комратова [] подчеркивает важность этого этапа, считает существенным моментом в работе над каждым проектом постановку новой проблемы. Осуществляется это в игровой форме. В "Волшебный сундучок" наряду с уже известными предметами или фотографиями кладутся незнакомые и перед детьми ставится новая задача - собрать дополнительно информацию о нем. Так осуществляется психическое развитие ребенка: "ясные, определенные знания" превращаются в "неясные проблемные" (Н.Н. Подьяков). Неясное знание, как известно, сложный стимулятор психической активности детей. В этом суть саморазвития ребенка.

Таким образом, можно констатировать, что метод проектов в настоящее время широко применяется в школах и ДОУ страны и является эффективным способом повышения качества образования, т.к. стимулирует саморазвитие, самореализацию и направлен на достижении общественно значимых целей.

1.3 Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм

Обучение детей театрализованным играм может быть организованно как проектная деятельность.

В дошкольной педагогике проблема освоения детьми такого вида деятельности, как театрализованная игра не является новой. Ее изучали известные исследователи Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой.

Л.В. Куцакова [], ссылаясь на указанные исследования, характеризует театрализованные игры как особый вид творческих игр, в которых дети разыгрывают в лицах литературные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр, они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разделу творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей считает Т.И. Петрова []. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей - только канава, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке "Теремок" следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети, "передали" общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготволенности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Использование метода проектов на этом этапе может оказаться очень эффективным.

Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображения, чувство, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации, речью и т.д.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой, подчеркивает Л.С. Фурмина, на которую ссылается С.А. Козлова. Раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр "изнутри", побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т.д. Такой подход к обучению дошкольников театрализованным играм предлагает И.В. Якимова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать