Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста
оединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игры в театре) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Театрализованные игры дошкольников - один из видов художественной деятельности.

Е.Г. Ледяйкина [] относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной "предэстетической деятельности" ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой вид художественной деятельности.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания, и особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое, констатирует Л.В. Артемова. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как "артисты", исполняющие роли, но и как "художники", оформляющие спектакль, как "музыканты", обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Отмечая значимость театрализованной игры для гармоничного развития дошкольников, почти все комплексные программы выделяют их отдельно в разделе "Игра", что бы обратить внимание педагогов на данный вид игр. Приведем выписки только из двух программ "Программа воспитания и обучения в детском саду" и "Развитие". В программе под редакцией М. А.

Васильевой предполагается знакомство детей с театрализованными играми уже с первой младшей группы (от двух до трех лет).

Первая младшая группа.

Побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой не живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

К концу года, т.е. к трем годам дети могут:

играть рядом, не мешать друг другу, подражать действиям сверстника;

эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;

самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект;

использовать в игре замещение недостающего предмета;

общаться в диалоге с воспитателем;

в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия;

следить за действиями героев кукольного театра.

Вторая младшая группа.

Развивать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Увлекать детей образным преподнесением художественного материала (сказки, песенки, музыкальной игры), попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах по ходу рассказывания воспитателем сказки; фрагментарного обыгрывании я после знакомства со всем произведением целиком и др.).

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).

Знакомить детей с правилами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой лесенкой. Вызывать желания действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т.д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Вызывать желание выступать подвижными куклами и своими сверстниками, обустраивая место для выступления.

К концу года к четырем годам дети могут:

следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры);

разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев;

принимать участие в беседах о театре (театр - актеры - зрители, поведение людей в зрительном зале).

Средняя группа.

Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятие, воображение, умение действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя бытовые, героические, исторические, фантастические сюжеты: применяя для воплощения образы, известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать детей к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и Бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина. Игрушки из киндер-сюрпризов. Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.

К концу года к 5-ти годам дети могут

адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

в самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движения, интонация, мимика), атрибуты, реквизит;

иметь простейшие представления о театральных профессиях.

Старшая группа.

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у них желание попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных задач. "Ты была бедной золушкой, а теперь ты красавица - принцесса"), смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению процесса игры.

Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

К концу года к 6-ти годам дети могут:

объяснят правила игры сверстникам;

после просмотра спектакля оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;

иметь в творческом опыте нескольких ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре: оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Подготовительная группа.

Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли, развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, учить использовать средства выразительности (поза, тесты, мимика, интонация движения).

Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (Бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Воспитывать навыки к театральному искусству, через просмотр театральных постановок, видеоматериалов, рассказывать о театре, театральных профессиях.

Учить постигать художественные образы, созданные театрализованной выразительности (цвет, грим, музыка, слова хореография, декорации и др.) и распознавать их особенности.

Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.

К концу года к семи годам дети могут.

Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрении я.

Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей ("режиссеры", "актеры", "костюмеры", "оформители" и т.д.)

Как видно из содержания программы объем знаний о театре в каждой возрастной группе увеличивается. Умение детей усложняются, предъявляются более высокие требования к изобразительности.

Авторы считают театрализованную игру важным средством воспитания и развития ребенка, поэтому раздел детально прописан, есть методические рекомендации к ее осуществлению.

Даны темы театрализованных представлений для каждой возрастной группы.

В отличие от программы под редакцией М.А. Васильевой, в программе "Развитие" раздел называется "Режиссерская игра" и включает в себя, кроме самостоятельной игры с игрушками, игры с настоящими куклами, бибабо, с перчатками, игры драматизации и детские спектакли.

Роль режиссерской игры авторы программы видят в том, что она развивает детское фантазирование, настаивают на представлении детям большей самостоятельности, утверждают, что вмешательство взрослого приводят к тому, что игра распадается. С другой стороны авторы программы считают, что есть вторая линия развития детской игры, которая требует прямого руководства со стороны взрослых, она строит мостик "от игры к художественно-эстетической деятельности", помогает ребенку освоить средства театрализованного искусства, в процессе этого развиваются умственные способности и, прежде всего, способность к децентрации. Осваивая театрализованную деятельность, дети учатся принимать не только свою точку зрения, роль которого в настоящее время выполняет, но и иную (зрительскую).

Особое внимание в подготовительной группе программа отводит обучению работы с верховыми перчатными куклами бибабо.

Это сложная работа, требующая от детей перестройки движения рук. Начинается она с этюдов как парное взаимодействие в котором выстраивается обратная связь между зрителем и ребенком кукольником примерно 2 месяца. Далее детей учат строить новое сказочное пространство и перестройку речи детей. Они должны научиться отделять простую речь от актерски-ролевой речи.

Основной акцент программа делает на пробуждение самостоятельного и естественного интереса детей к такой художественной деятельности и его дальнейшем развитии; в силу возраста детей, техника исполнения остается на втором месте.

Раздел театрализованная игра есть в программе "Из детства в отрочество" (Доронова Т.Н.) здесь делается акцент на совместной с родителями театрализованной игре. Такая работа нацелена на развитие способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения и развитие коммуникативности. Т.Н. Доронова считает: "Целенаправленная работа по театральной деятельности должна обеспечивать эмоциональное благополучие каждому ребенку, способствовать своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям".

Работа строится в форме игры в театр со взрослыми, и предполагает не сценическую игру, не приготовленную на репетиции, а импровизацию.

Программа "Детство" (Бабаева Т.И., Ноткина Н.А.) не выделяет театрализованные игры в особый раздел. Они включены в раздел "Творческие игры" и предполагают использование игр-драматизаций, кукольных концертов, игр-имитаций для воспитания и развития детей, обращается внимание на придумывание сюжетных линий самостоятельно.

Таким образом, можно констатировать что все современные комплексные программы считают театральную игру, значимой деятельностью обеспечивающую своевременное развитие художественных способностей, коммуникативных умений, воображения, мышления, памяти. Содержание программы по данному разделу несколько отличается, но задачи формулируются почти одинаково.

Выводы по первой главе

Изученные исследования по теории и методике использования метода проектов в целостном педагогическом процессе образовательных учреждений разного уровня позволяют сделать следующие выводы.

1. Метод проектов, не являясь принципиально новым в мировой педагогике, в настоящее время стал интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.

Осталась прежней сущность метода - стимулировать интерес детей к общественно и личностно значимым проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, на основе которых дети находят пути решения проблемы на практике.

2. Метод проектов широко используется в школах США и Западной Европы, Израиля, Бразилии и др. странах. Такая популярность метода обусловлена рациональным сочетанием знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.

3. Основоположник метода проектов американский философ-прагматик и педагог Д. Дьюи главную идею его сформулировал как "обучение посредством делания", а с позиции обучающегося эта идея звучала так: "Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить", т.е. обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

4. Возможности использования метода проектов в работе с дошкольниками проверены в практике педагогов-новаторов 20-30 годов XX века, в исследованиях И. Штанько, Н. Комратовой (2001-2004гг.), в опыте многих воспитателей современных детских садов.

5. Возрастные особенности дошкольников вносят определенные ограничения в использование метода проектов в воспитательно-образовательной работе из-за недостатка социального опыта детей, неумении самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, невозможности самостоятельно поставить общественно-значимую цель. Поэтому равноправными партнерами проекта становятся педагоги - дети - родители.

6. Метод проектов можно использовать для развития театрализованных игр старших дошкольников, как продукт сотрудничества, сотворчества воспитателей, детей, родителей, других специалистов ДОУ. Это сотрудничество - первое и важнейшее условие успешной реализации проекта. Кроме этого, важно тщательно продумать и организовать предметную среду, разработать подробный план действия всех участников проекта. Результаты работы должны быть ярко и зрелищно представлены перед зрителями. В спектакле - игре необходимо продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

7. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют умственному развитию дошкольников, готовят к обучению детей в школе.

2. Содержание и организация театрализованных игр с перчаточными куклами в старшей группе ДОУ

2.1 Диагностика представлений детей о театре и уровне развития игровых умений

Практическая работа с детьми проводилась на базе МДОУ №57 в старшей группе №8, совместно с воспитателями Китаевой В.А. и Лепетюха В.В. Для детального анализа, уровня представлений и развития игровых умений в театрализованной игре было взято 10 детей, методом случайной выборки. Список детей:

1. Андрей К.

2. Даша Д.

3. Данил Г.

4. Дима С.

5. Лиза П.

6. Савелий П.

7. Ксюша В.

8. Аня Я.

9. Артем А.

10. Лиза С.

Основными методами, используемыми для диагностики, были:

· Наблюдение за играми детей

· Анализ предметно-развивающей среды.

· Беседа с детьми и родителями

· Диагностическая игра "Что лишнее".

В процессе наблюдения мы ставили следующие задачи:

· Выяснить играют ли дети в театр.

· Используют ли в театрализованных играх перчаточные куклы, куклы бибабо.

· Кто из детей чаще других играет с театральными игрушками.

· Умеют ли дети объединяться для театрализованной игры, какие роли любят принимать.

Наблюдения показали, что детям интересны театральные игры. На протяжении недели все дети из подгруппы принимали участие в той или иной театрализованной игре.

Таблица № 1

Имя

ребенка

Драматизации

Режиссерские

Игры по сказкам

Игры - имитации животных литературных персонажей

Ролевые диалоги

Игры - импровизации

Бибабо

Настольные

Андрей К.

+

+

+

Даша Р.

+

+

+

+

+

+

Данил Г.

+

+

+

+

+

+

Дима С.

+

+

Лиза П.

+

+

+

Савелий П.

+

+

Ксюша В.

+

+

+

+

+

+

Аня Я.

+

Артем А.

+

+

Лиза С.

+

+

+

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать