Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция
p align="left">Существенно изменен и характер изуче-ния предметов. Так, на уроках иностран-ного языка в центре внимания теперь стоит разговорная практика и умение по-нимать устную речь, а грамматики стало гораздо меньше. На уроках математики начали использовать индивидуальные ком-пьютеры и калькуляторы, которые не только считают, но и строят графики и решают задачи по линейной алгебре. Уча-щийся должен научиться самостоятельно, заниматься поисками решения проблемы и справляться с практическими задачами. Главным стало не научиться перемножать столбиком трехзначные числа, а получить достаточные знания и уметь применять их в жизни, пользуясь всеми достижениями современной компьютерной техники. С целью усиления индивидуальной, самостоя-тельной работы изменена форма выпускного экзамена по голландскому языку. Это всегда было сочинение на одну из задан-ных 10 тем. Неизвестных до начала экза-мена. Теперь это исследовательская работа в определенной области, которую каждый ученик будет проводить заранее, а сам экзамен представляет собой защиту уже готовой работы. Усилен прикладной харак-тер уроков биологии и химии за счет подробного изучения путей и методов ис-пользования достижений этих наук в жиз-ни. Изучение истории и географии из за-поминания знаменательных дат и назва-ний гор и морей должно стать творче-ским открытием закономерностей развития нашей планеты и жизни на ней. В школе ребенок должен научиться учиться. Ему необходимо узнать способы получения ин-формации и то, как с ней работать, как проводить исследование, как решать проб-лему; рассуждать об изучаемом предмете, формировать свое мнение, давать описа-ние, дискутировать, а также работать в группе. Очень важно научиться планиро-вать свода работу по объему и срокам.

Все эти изменения направлены на осуществление главной цели: обеспечить пе-реход учащихся от пассивного усвоения знаний к активному, самостоятельному, творческому изучению предметов. В связи с этим изменилась и роль учителя: он стал организатором самостоятельной рабо-ты учащихся. Все свое педагогическое мастерство он должен использовать для повышения качества знаний, опираясь при этом на ответственность самого ребенка за результаты. Особое внимание препода-ватель уделяет теперь индивидуальному обучению, расширяя учебные возможности каждого учащегося. Учитель помогает ему найти нужные подходы к выполнению за-дания, осуществляет своевременный кон-троль каждой ступени проделанной рабо-ты. Задавая нужное направление и коррек-тируя темп учебы, помогая осознать ее цель, преподаватель постоянно работает над усилением мотивации учебного про-цесса. Учащиеся теперь получают задания на длительный промежуток времени (1--2 месяца). Успешное выполнение та-кон домашней работы требует умения пла-нировать и организовывать свою индиви-дуальную учебную деятельность. Все во-просы, которые при этом могут возникнуть у каждого, можно решать на уро-ках-консультациях. До сих пор в голланд-ской школе проводились только обычные уроки для всего класса. Сейчас же каж-дое учебное заведение имеет право само-стоятельно определять, по каким предме-там проводить консультации и какое их количество необходимо.

В 2003 году 123 школы нача-ли работать по-новому, а с начала 2004 учебного года перешли на новую систему все школы. Первые результа-ты и возникшие проблемы широко осве-щаются в печати. Во многих газетах и журналах введены постоянные рубрики, где печатаются отзывы учителей, учащих-ся и их родителей. Проблема школьной реформы постоянно обсуждается на уровне правительства. Первые серьезные трудно-сти вызвала недостаточная подготовка де-тей, родителей и учителей к переходу на новую систему, которая требует высокой мотивации, самостоятельности и ответ-ственности, трудоспособности и их умения концентрироваться, творческой активности, глубокого осознания своих целей.

Таким образом, предоставление большей свободы в процессе обучения многие учащиеся вос-приняли, как возможность просто ничего не делать. Например, в школе Апелдорна в 2003 году решили в IV классе на-чинать учебу со свободного урока. В это время каждый учащийся мог получить консультацию по любому предмету. Одна-ко дети стали приходить в школу на час позже -- ко второму уроку. При недоста-точном уровне мотивации учебы свобод-ный урок был воспринят как свободное время не только в этой школе. Поэтому в новом учебном году больше внимания уделено организации самостоятельных за-нятий. Сделать это на хорошем уровне гораздо сложнее, чем организовать тради-ционный урок. В частности, теперь уча-щиеся обязаны во время консультаций находиться в определенном классе.

Тяжело проходит и введение новых про-грамм. Нужны новые учебники с хоро-шим иллюстративным материалом и при-ложениями CD-rom программ. Так как учащиеся в основном работают самостоя-тельно, учебный материал должен содер-жать намного больше информации. В ре-зультате книги имеют больший объем и стоят гораздо дороже старых. Так, в IV классе HAVO теперь в среднем 12 предметов. Родители должны заплатить за учебники примерно в два раза больше, чем раньше, -- 2000 гульденов (примерно 1000 долларов). Для многих семей это очень дорого. К тому же по ряду предме-тов этот учебный год школы начали вооб-ще без учебников, так как их не успели напечатать.

В результате увеличения количества предметов выросла учебная нагрузка. Сей-час в среднем учащийся занят 40 ч в неделю. Помимо увеличения объема, ус-ложнено и содержание учебной работы. Надо делать больше самостоятельных письменных обзоров и исследовательских работ, практических заданий и творческих отчетов. В Голландии большинство детей с 15-летнего возраста начинают работать параллельно с занятиями в школе, чтобы иметь деньги на карманные расходы. С переходом на новую программу это стало невозможным, хотя многим это трудно осознать: они еще не привыкли учиться по-новому. 6 декабря 1999 г. 20 тыс. школьников пропели в Гааге акцию проте-ста, требуя облегчения программы в стар-ших классах HAVO и VWO.

В свою очередь, учителя также выража-ют озабоченность возрастающими трудно-стями. Есть и такие мнения, как у К.Я. Ван Линдена, 32-летнего учителя классических языков: "Я не думаю, что надо было сразу все менять. По-моему, мы по ряду аспектов вернемся назад. Мы должны использовать положительный опыт, накопленный старой школой, а не отказы-ваться от него".

В школах происходит переоборудование классных комнат, подготовлены библиотеки и залы для самостоятельных занятий уча-щихся. Однако ощущается недостаточность площадей и нехватка компьютеров. На 100 учеников приходится всего 3,8 ком-пьютера, или I компьютер на 26 учени-ков (в Великобритании, например, -- 9,1 компьютера па 100 учащихся). Учи-тель не может пользоваться старыми на-работками, а новые методические пособия и дидактические материалы еще не гото-вы. Все дети работают в разном темпе и с разной интенсивностью, и эта проблема целиком лежит на плечах учителя, пока нигде не разрабатывается и не учитывает-ся в расписании уроков. В этом учебном году преподавателям приходится больше встречаться с родителями, чаше проводить педагогические советы, и, кроме того, все обязаны закончить курсы по повышению квалификации. Это привело к многократ-ному увеличению нагрузки учителя, кото-рый работает в Голландии 26 ч в неделю (ставка) или больше. Относительно невы-сокая заработная плата работников образо-вания растет значительно медленнее, чем в других отраслях, а дефицит преподава-телей в средних школах страны составля-ет 5500 человек. Эта и без того непопу-лярная профессия становится все менее привлекательной, несмотря на то, что ми-нистерство просвещения делает определен-ные шаги по привлечению специалистов из других областей к работе а школе че-рез бюро по трудоустройству.

Учителя часто высказывают критические замечания относительно содержания про-грамм. Таи, преподаватель математики университета в Наймейгене Ф.Кеуне счита-ет, что усиление наглядности школьного курса доведено ДО абсурда. Почти полно-стью отказавшись от абстрактных понятий и логических построений, широко исполь-зуя только наглядные пособия и картинки, у школьников невозможно развить матема-тическое мышление, считает он.

Кроме того, новые методы преподавания могут негативно повлиять на детей из некоторых социальных групп. Не получая должного внимания дома, не приобретя с помощью родителей необходимых навыков, они часто отстают s учебе от остальных. "Новая система введена без какого-либо исследования того, какой эффект будет она иметь для детей из обделенных соци-альных групп", -- констатирует преподава-тель педагогического факультета Амстерда-ма С.Блом, -- "Требования, предъявляе-мые с начала нового учебного года к этим детям, слишком высоки для ник. Может быть, работу с ними имеет смысл начинать классическими методами, а когда они достигнут удовлетворительного уровня, как следующий этап -- переходить на самостоятельное обучение".

Изучив отчет инспекции по образова-нию, всесторонне проанализировав создав-шуюся ситуацию, госсекретарь по образо-ванию г-жа Адельмунд предложила вре-менные меры по облегчению программы. Вопрос о необходимости использования этих мер решается администрацией каж-дой отдельной школы исходя из конкрет-ной ситуации. Так, можно отменить общее естествознание как обязательный предмет в HAVO и облегчить его содержание в VWO, а также не рассматривать второй иностранный язык как обязательный пред-мет. Однако, несмотря ни серьезные проб-лемы, возникшие в ходе реформ, основ-ную идею перехода от пассивного обуче-ния к активному одобряет и поддерживает подавляющее большинство и учителей, и родителей, и самих учащихся. Многие объясняют сегодняшние неудачи отсутстви-ем прочного научно-педагогического фунда-мента, для тщательной разработки которо-го требуется время. Оценивая сложившую-ся ситуацию, министр образования г-н Херманс сказал на заседании парла-мента в 1999 г. что это не кризис

обра-зования, а трудное, сложное, шаг за ша-гом восхождение на новую высоту.

11

144

2.3 Система народного образования на Кипре

Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. -- последнем году английского коло-ниального господства -- в стране насчитыва-лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото-рых контролировалась британской админи-страцией.

После завоевания независимости в системе народного образования произошли коренные изменения, продиктованные спецификой соци-ального и экономического развития Кипра.

В соответствии с Конституцией I960 г. школьное образование перешло в ведение национальных общинных палат -- греческой и турецкой, получивших право законодатель-ной инициативы в вопросах культуры и со-циальной жизни. Школы армянской и неко-торых других национальных общин стали получать финансовую помощь от греческой общинной палаты, а в административном отношении подчиняться соответствующим руководящим инстанциям этой палаты. Шко-лы, оставшиеся вне юрисдикции греческой и турецкой общинных палат, перешли под кон-троль так называемой школьной комиссии, которую возглавил министр внутренних дел.

30 марта 1965 г. палата представителей голосами депутатов греков ратифицировала правительственный законопроект о создании министерства просвещения, призванного уп-равлять всей системой народного образова-ния. Руководство турецкой общины отказа-лось признать этот законодательный акт, объявив в этой связи, что оно по-прежнему будет осуществлять раздельное управление школами турецкого национального меньшин-ства посредством соответствующих органов своей общинной палаты.

Турецкая оккупация северной части терри-тории острова во время событий 1974 г. причинила огромный ущерб просвещению Кипра. Понимая всю сложность ситуации, государство взяло на себя ответственность за разрешение этой проблемы.

Руководство образованием в Республике Кипр осуществляет Министерство образова-ния и культуры, однако небольшое число профессиональных школ и колледжей нахо-дятся в ведении других министерств: труда и социального страхования; сельского хозяйства; здравоохранения. Государственные школы в основном фи-нансируются из национального бюджета, в то время как частные образовательные уч-реждения источником своих доходов имеют плату за образование, небольшие го-сударственные субсидии и, в некоторых слу-чаях, субсидии со стороны иностранных или заграничных учреждений и религиозных ор-ганизаций.

Система образования централизована; слу-жебные назначения, переводы, продвижения и дисциплинарные вопросы находятся в ве-дении государственных органов. Учебные планы и программы, а также учебники со-ставляются в большинстве своем государ-ственными службами. Школы и учебные за-ведения всех уровней координируются инспекторами, которые проводят консульта-ции и инспекцию. Общеобразовательные про-граммы разрабатываются Министерством образования и культуры с помощью Комите-та по образованию -- органа с широким представительством общественности. Строи-тельство, ремонт и оборудование школьных зданий -- функция местных органов образо-вания. Частные школы принадлежат частным лицам или организациям, но подлежат ин-спекции и надзору со стороны Министерства образования и культуры.

Греческий язык является языком 82% насе-ления, турецкий -- 18%. Английский язык широко используется и изучается в качестве обязательного предмета в последних двух классах начальной школы и в средней шко-ле.

Дошкольное воспитание осуществлялось до 1974 г., как правило, в частном секторе. Первые государственные детские сады появи-лись вскоре после турецкого вторжения в лагерях беженцев. С 1979 г. реализуется про-ект расширения государственного дошкольно-го обучения для детей 4,5-5,5 лет. В настоя-щее время дошкольное воспитание (частное и государственное) охватывает 58,35% детей в возрасте от 3 до 5,5 лет.

Существуют три категории дошкольных учебных заведений:

детские сады, учрежденные государ-ственными органами и финансируемые частично государством и частично роди-тельскими ассоциациями, куда воспитате-ли назначаются (они оплачиваются из средств государственного бюджета);

коммунальные детские сады, учрежденные и финансируемые местными властями и ро-дительскими ассоциациями, которые нанима-ет и оплачивают труд воспитателей (как травило, такие сады субсидируются государ-евом);

частные детские сады, учрежденные и финансируемые частными лицами и организа-циями на коммерческой основе.

Начальное образование -- бесплатное и обязательное. В начальные школы принима-ются дети в возрасте 5,5 лет. Срок обучения - 6 лет. Правительство платит зарплату учителям и выделяет ежегодные субсидии местным властям пропорционально количест-ву учащихся в том или ином районе.

Школы есть в каждом городе или деревне, где насчитывается более 15 учеников. Район-ные учебные заведения обслуживают распо-ложенные по соседству населенные пункты, имеющие менее 15 учеников. Здания начальных школ даже в самых отдаленных дерев-нях отвечают современным требованиям, в процессе обучения широко применяются аудиовизуальные средства. Учащиеся, прожи-вающие на расстоянии более чем 2,5 км от места обучения, пользуются правом бесплатного проезда. Большинство начальных школ в городских районах и в больших деревнях разделены на два цикла: цикл "А" включает классы с I по III, цикл "Б" -- с IV по VI. Соотношение числа учеников и учителей в национальном масштабе составляет 19,3:1. Учителя распределяются по школам таким образом, чтобы наполняемость классов не превышала 34.

В начальной школе учащимся предлагается практическое обучение с упором на экологи-ческие и социальные предметы, на творчес-кое самовыражение в музыке, искусстве, дви-жении. В работе с учениками младших классов (I-Ш) большое внимание уделяется приобретению ими необходимых практичес-ких навыков и знаний в области родного языка (чтение и письмо), а также арифмети-ки. В старших классах (IV-VI) преподаватели видят свою главную задачу в том, чтобы привить учащимся национальные и нрав-ственные понятия и чувства, приобщить их к народным традициям, делая акцент на ста-новлении здоровой личности, способной на-йти свое место в жизни и интегрироваться в обществе, на развитие критического мышле-ния в отношении явлений повседневной жиз-ни. В учебные планы включаются также ос-новы религии, история, природоведение, ис-кусство, естествознание и физкультура. Вы-пускники начальной школы получают удос-товерение об ее окончании и в большинстве своем продолжают образование.

В области специального образования для детей с физическими и умственными недо-статками усилия направлены не на их обо-собление, а на то, чтобы дать им возмож-ность расти и учиться вместе со своими здо-ровыми сверстниками. Однако для детей с серьезной умственной отсталостью или глу-бокими психическими отклонениями, а также для слепых и глухонемых детей созданы спе-циальные школы, где они имеют возмож-ность достичь определенного уровня знаний и приобрести доступную профессию. Обуче-ние в этих школах бесплатное и финансиру-ется из государственного бюджета.

Среднее образование рассчитано на шесть лет, возраст учащихся -- от 11 до 17 лет. Обучение делится на два цикла: первые три года -- гимназия, следующие три -- лицей или профессионально-техническое училище. Обучение до III класса гимназии обязательное.

Программы гимназии независимо от про-филя школы являются едиными общеобразо-вательными. В лицеях выделяются следую-щие направления: гуманитарное, экономичес-кое, коммерческое, физико-математическое и лингвистическое. Выбор предметов для изуче-ния свободный. Сделать его ученикам помо-гает служба профессиональной ориентации. Существуют три категории предметов: обще-образовательного характера, которые изуча-ются всеми учениками, специальные и дополнительные. Хотя ученики в принципе свободны в выборе дополнительных предме-тов, на практике существуют 5 основных комбинаций, которые включают родственные группы дисциплин и соответствуют перечисленным выше направлениям обучения.

В профессионально-технические школы уча-щиеся поступают после успешного окончания гимназии в возрасте 15 лет. Эти учебные заведения предлагают два типа программ: техническую и профессиональную. Первая рассчитана на 3 года и кроме технической теории и практики предусматривает изучение точных наук, в частности математики. Вы-пускники технического отделения могут ра-ботать механиками, электриками, строителя-ми, техниками в промышленности или про-должить образование в колледжах и универ-ситетах.

Профессиональные программы рассчитаны также на 3 года, кроме гостиничных, кули-нарных и швейных специальностей, обучение по которым длится 2 года; в течение послед-него года учащиеся 3 дня в неделю заняты в школе, а в остальные -- проходят практи-ческое обучение под руководством опытных наставников на промышленных предприятиях, где основной упор делается на приоб-ретение профессиональных навыков. Профес-сиональное отделение готовит работников гостиниц, кулинаров, швей, чертежников, краснодеревщиков, ювелиров, операторов различного профиля и т.д. Выпускники это-го отделения также могут продолжить свое образование.

Частные средние школы ориентированы главным образом на коммерческое професси-ональное обучение. Имеется небольшое чис-ло частных иноязычных школ, которые дей-ствуют на некоммерческой основе и управля-ются различными религиозными группами или обществами. Обучение в них продолжа-ется и или 7 лет и ведется на английском, французском и итальянском языках. При этом большое внимание уделяется изучению общеобразовательных предметов и иностран-ных языков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать