Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием
p align="left">Наглядно данные анализа обследования внесены в таблицу (см. Приложение 3).

На основе данной таблицы мы сформировали 2 группы, состав которых прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.

Итак, в результате обследования мы разбили детей на две группы, которые классифицировали по следующим признакам: одинаковые особенности анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения симптомов заикания. То есть каждую пару детей с одинаковыми особенностями развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой - во вторую.

Краткая характеристика групп:

Дети, составляющие группы характеризуются следующими особенностями речевого дефекта:

- появление заикания в возрасте от 2 до 6 лет; его причины лежат в психической травме;

- большая ситуативная зависимость заикания (запинки в эмоционально значимых ситуациях и их отсутствие в игре наедине с собой).

- наличие сопутствующих движений и вегетативных реакций в эмоционально-значимых ситуациях.

Уровень общего речевого и психомоторного развития этих групп заикающихся дошкольников соответствует возрастной норме. Такие проявления характеризуют невротическую форму заикания. Как правило, эти ребята успевают по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Наряду с большими потенциальными возможностями, они имеют ряд негативных личностных особенностей, которые мешают им реализоваться в среде сверстников.

Педагогическое воздействие на этих детей заключается в укреплении эмоционально-волевой сферы, воспитании веры в себя и в свою способность говорить плавно и правильно. Этому способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями по созданию необходимого микроклимата дома и в детском саду, оптимизация режимных моментов.

Выводы по второй главе

Обобщая материал второй главы, можно сделать следующие выводы:

- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дала нам возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

- проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат в психической травме, то есть можно констатировать невротический вид заикания. Среди симптомов отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых ситуаций.

Глава 3. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению темпо - ритмических нарушений

3.1 Методика преодоления темпо - ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)

Логопедические занятия, направленные на преодоление темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на сравнительно небольшой отрезок времени, который удовлетворяет нас в рамках преддипломной практики. Итак, методика В. И. Селиверстова [6, 29] преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. Занятия с заикающимися детьми проводились 4 раза в неделю по 40 - 60 минут каждое. Нами было проведено 32 занятия. Коррекционная работа проходила в 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный. Рассмотрим эти периоды.

Подготовительный период (8 занятий) предполагал: щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения; оздоровительные мероприятия; использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги, то есть осуществлялся индивидуальный подход.

Кроме того, дети заучивали специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего проговаривания, которые составлялись нами в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно было включение речевых зарядок (произнесение вслух гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов - счет, дни недели), упражнений на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировки проводились с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.

Тренировочный период (22 занятия) включал: развитие активного внимания, памяти и других психических функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.

Осуществлялся постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Использовались подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков переносилось в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно использовалась помощь родителей.

Закрепительный период (6 занятий) включал: закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности; использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Большое значение придавалось работе с родителями. Родители посещали открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционных занятий. Речевые упражнения предлагались с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости, ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение. В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирались для каждого ребенка отдельно.

В соответствии с данной системой предусматривалось регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы. Это позволяло детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей.

Курс логопедических занятий по методике В.И.Селиверстова был полностью реализован. Занятия мы проводили по разработанной примерной схеме логопедического занятия (см. Приложение 5). Конспект одного из занятий прилагается (см. Приложение 6).

Сделав анализ занятия, конспект которого мы прилагаем в Приложении 6, мы пришли к выводу, что данное занятие посвящено словообразованию. Структурно оно состояло из 9 этапов, которые были взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены теме и целям занятия.

Таким образом занятие представляет собой логически законченную структуру. В ходе занятия мы использовали разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные приемы с опорой на различные анализаторы:

- тактильный: игра «Волшебный мешочек».

- зрительный:

1) разложить продукты в нужную посуду;

2) при обучении навыку синтеза морфем с использованием картинок-символов;

3) в задании «Кто самый внимательный» (при создании путаницы в продуктах и посуде - разложить правильно);

4) в упражнении на снятие мышечного напряжения (сопряженность действий).

- слуховой:

1) постепенное усложнение инструкций от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;

2) формирование операции вычленения частицы НИЦА в словах;

3) изменение линейного ряда из 5-ти элементов.

- речедвигательный:

1) воспитание плавной, интонированной речи;

2) четкое проговаривание слов на протяжении всего занятия.

Также в занятие мы включили задания, направленной на развитие регулирующей функции речи:

1) Посредством постепенного усложнения инструкции от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;

2) Использование проблемной ситуации, основанной на схожести звукового облика слов (лимонница, грибница на являются посудой);

3) Использовали конфликтную ситуацию (противоречие инструкции и непосредственного впечатления, упражнение «Бревнышки-веревочки»).

В ходе занятия мы давали детям упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (не изолировано, в тесной взаимосвязи с темой и целями занятия).

Также в занятии мы использовали много разнообразных игровых моментов, в которых дети были активными участниками.

В целом можно сделать вывод, что занятие достигло своих целей. Лексический материал, который мы предложили на занятии детям, был ими усвоен и закреплен.

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

В результате проведенной коррекционной работы со второй группой детей по методике В. И. Селиверстова было вновь проведено обследование, как вторая группа детей, так и первая группа, с которой логопедическая работа не проводилась.

Анализ обследования дал следующие результаты:

К. Денис - в результате анализа развития речи до проведенного курса логопедических занятий было выявлено ускорение темпа речи. В результате повторного обследования выявилось заметное улучшение, ускорение темпа речи наблюдалось только в случае волнения, эмоциональной напряженности.

М. Лиза - до курса логопедических занятий наблюдались судорожные запинки в речи. Благодаря проведенной работе у Лизы также выявилось улучшение. Судорожные запинки встречались в редких случаях, причем причиной запинок не являлось волнение и эмоциональные всплески, ребенок заторможен и быстро утомляется. Все же можно констатировать положительные результаты в преодолении заикания.

С. Ира - девочка заторможена в двигательно-координационной деятельности, что заметно осложняло работу. Видимо это и стало причиной отсутствия сдвига в преодолении заикания. Также заметны запинки в контекстных монологах, как и при первичном обследовании.

Г. София - у девочки наблюдалось несоблюдение пауз. В результате проведенной работы и повторного обследования речи наблюдалось улучшение. Девочка осознанно следила за соблюдением пауз в речи. Были даны рекомендации родителям, которые в конечном итоге должны привести к закреплению полученного результата и устранению дефекта. К тому же София характеризовалась явным нестремлением к общению. Повторное обследование показало, что девочка охотно общается, хотя и не выступает инициатором разговора.

В. Настя - у девочки при первичном обследовании наблюдалось ускорение темпа речи, напряженная мимика. При повторном обследовании Настя стала говорить более спокойно, заметно спала напряженность мимики. Речь Насти стала медленнее.

Ц. Ира - у девочки при первичном обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как Ира стремилась к общению, работа с ней проводилась успешно, поэтому при повторном обследовании судорожные запинки исчезли. В результате речь Иры стала плавной, без видимых нарушений.

В. Антон - при первичном обследовании у мальчика наблюдались нарушения в произношении звука [л]. Согласно методике В. И. Селиверстова для Антона был разработан план индивидуальных занятий. Повторное обследование Антона показало, что мальчик произносит звук [л], то есть работе в этом направлении можно дать положительную оценку. Заикание у мальчика преодолеть не удалось. Вероятно, основные усилия были направлены на преодоление нарушения звука [л], а преодолению заикания должного внимания уделено не было.

Р. Оля - у девочки при первичном обследовании наблюдались частые дополнительные вдохи в речи. После занятий дыхательной гимнастикой частые дополнительные вдохи прекратились.

С. Даша - при первичном обследовании наблюдались нарушения ритма речи. Благодаря коррекционной работе по методике В. И. Селиверстова речь Даши стала более плавной, что и выявилось при повторном обследовании. Родителям девочки были даны рекомендации продолжать посещение логопункта для полного преодоления ритмических нарушений речи Даши.

М. Сергей - у мальчика наблюдались затруднения в конструировании связных высказываний. В результате экспериментальной работы словарный запас у Сергея обогатился. Мальчику явно нравилось, что он может быстро подобрать необходимые слова, в результате чего его мимика стала более выразительной. Повторное обследование показало значительные улучшения в конструировании связных высказываний.

Итак, при вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи. Речь девочки была ускоренной, а при повторном обследовании речь стала более плавной. Как выяснилось, причиной улучшения стала включение в процесс преодоления заикания родителей девочки, которые самостоятельно постарались исправить нарушения речи дочери.

Качественный анализ обследования двух групп представлен в виде круговой диаграммы.

Мы наглядно видим, что проделанная коррекционная работа показала положительные результаты. Следовательно, выбранная методика, по которой проводилась опытно-экспериментальная работа, эффективна.

Группа 2:

Группа 1:

1 - Количество детей, у которых изменений в преодолении заикания не обнаружено

2 - количество детей, у которых обнаружены существенные улучшения в преодолении заикания

Выводы по третьей главе

Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.

Были сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались дети с одинаковыми симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась со второй группой детей. Первая группа не участвовала в курсе логопедических занятий по данной методике.

При вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.

Стало быть, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна.

Заключение

Дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.

Значительные расхождения также наблюдаются в классификации видов заикания.

- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дает возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

- проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат в психической травме, то есть можно констатировать невротический вид заикания. Среди симптомов отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых ситуаций. Среди современных комплексных методов преодоления заикания мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.

Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.

Были сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались дети с одинаковыми симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась с экспериментальной группой детей. Контрольная группа прнимала участие на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

При вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.

Значит, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна.

Итак, мы выявили и обосновали особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Среди особенностей можно назвать своевременно проведенную предупредительную и коррекционную работу, построенную на всестороннем учете факторов. Стало быть, поставленная цель, а именно: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, в ходе экспериментальной деятельности, достигнута.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать