В работе определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. К ним относятся:
- первичное обследование заикающихся детей (по методике Г.А.Волковой);
- анализ результатов первичного обследования и планирование дальнейшей работы, формирование двух групп детей с одинаковыми симптомами и нарушениями речи;
- коррекционная работа со второй группой детей по методике С.И.Селиверстова;
- контрольный анализ обследования обеих групп детей (по методике Г.А.Волковой), сравнение результатов.
Также обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Для этого была изучена и реализована на практике методика В.И.Селиверстова, которая удовлетворяла условиям опытно-экспериментального исследования в нашей работе.
Преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников протекало успешно, следовательно: положения гипотезы были подтверждены.
В работе решены поставленные задачи:
1)теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности заикающихся дошкольников, темпо-ритмические нарушения у заикающихся дошкольников. К ним относятся теснейшая взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося (особенно с эмоционально-волевой сферой), с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость осуществления психолого-педагогического подхода в изучении и коррекции заикания.
2)подобраны диагностические методики для выявления особенностей темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников Г.А.Власовой, которая учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.
3)рассмотрены комплексные методики по преодолению заикания. К ним относятся методики Н.А.Власовой и Е.Ф. Рау, Н.А.Чевелевой, В.И.Селиверстова, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской, В.В.Цвынтарного. Подобрана методика коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся дошкольников В.И.Селиверстова.
4) Сделан сравнительный анализ по состоянию преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, сформированных в две группы, с одной из которых проводилась коррекционная работа по методике В.И.Селиверстова. Анализ показал успешные результаты в группе, с которой проводился курс логопедических занятий и отсутствие результатов преодоления заикания в группе, с которой курс занятий не проводился.
Заикание - одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем как важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Именно поэтому важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в дошкольный период легче всего исправить нарушения речи.
Список используемой литературы
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. - М., 1993. - 368с.
2. Арутюнян Л.З. Мифы о рецидивах заикания // Логопедия. 2006. №4. - с.53-56
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М., 1998. - 486с.
4.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. - 208 с.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. -М., 2002. - 160 с.
6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов.-Томск, 2001. - 246с.
7. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. - М., 1999. - 624с.
8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. - 272с. - (Коррекционная педагогика).
9. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб., - 2005. - 144с.
10. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопеда. - М., 1993. - 246с.
11. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. - М., 1989. - 175с.
12. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. 2005. №6. - с.28-37
13. Калягин В. Если ребенок заикается. - СПб., 1998. - 168с.
14. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. - М., 2004. - 432с.
15. Кузьмин Ю.И., Коробков Г.А.Оценка тяжести речевых нарушений при заикании: Метод. Рекомендации. - Л., 1991. - 13с.
16. Леонова С.В. Клинико-психолого-педаогическая характеристика заикающихся школьников. // Логопед. 2004, №2. - с.70-76
17. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений., - М., - 2004. - 128с. - (Коррекционная педагогика).
18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М., 2003. - Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. - 432 с.
19. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 1998. - 480с.
20. Миссуловин Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. - СПб., 2002. - 320с.
21. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. - М., 2002. - 192с.
Неткачев Г.Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. - М., 1999. - 288с.
22. Основы логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец. - М., 2000. - 200с.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002. - 200с.
24. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М., 2002. - 333с. - (Как воспитать гения).
25. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. 2006.№1. - с.12-31
26. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. - СПб., 1999. - 380с.
27. Поварова И.Л. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. - с.34-37
28. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. - М., 2000. - 122с.
29. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. - 208с. - (Коррекционная педагогика).
30. Соловьева Е. Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. - СПб., 2002. - 112с.
31. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М., 1997. - 376с.
32. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. - М., 2002. - 111с.
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания// Логопедия. 2005. №3. - с.49-57
33. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. - М., 2001. - 120с.
34. Шилова Е. А., Замотаева С. А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада. - М., 2004. - 128с.
35. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции заикания дошкольников // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. - с.37-40
36. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. - М., 2003. - 270с.
Приложение 1
Схема обследования детей с заиканием
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
Дата рождения _______________________________________________
Дата обследования ____________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Домашний адрес, телефон ______________________________________
Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________
_____________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу ______________________
_____________________________________________________________
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз районной МППК______________________________________
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия___________________________________
Отец: образование, профессия___________________________________
Жалобы родителей ____________________________________________
Речь родителей ________________________________________________
_____________________________________________________________
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно - ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания (наличие семейного заикания)__________
_____________________________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок ________________________________
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину _______________________
Во 2 половину ________________________________________________
Заболевания _________________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.
Травмы ______________________________________________________
Явления угрожающего выкидыша _______________________________
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды _______________________________________________________
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые - более 20 часов, повторные - более 12 часов
Травмы во время родов _________________________________________
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения __________________________
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Резус - фактор _______________ Совместимость __________________
Врожденные пороки __________________________________________
Вес и рост ребенка ____________________________________________
Когда принесли кормить _______________________________________
как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания
До какого времени грудное вскармливание________________________
Состояние ребенка в грудном возрасте___________________________
Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни___________________
Заболевания на 1-м году жизни_________________________________
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________
Травмы головы_______________________________________________
Закрытие родничка____________________________________________
Нервно-психическое здоровье матери, отца________________________
Заболевания у родственников___________________________________
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета____________________
Понимание речи с_____________________________________________
Первые слова с_______________________________________________
Первая фраза с________________________________________________
Темп речи____________________________________________________
С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками_________________________________________________
Дефекты слоговой структуры слов________________________________
Пропуски, замены, перестановки, повторения
Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи)____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Особенности формирования моторики
Удержание головы с____________________________________________
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________
Стал сидеть без поддержки с ____________________________________
Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого_______________________________________________________
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с _____________
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________
Ходил ровно, с пробежками, падал с_____________________________
Моторные навыки: одеться с _______, раздеться с __________________,
Застегнуть пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки с ________
Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная переключаемость движений с _______________________________________
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества_____
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого с______________________
Действия с игрушками по словесной инструкции с _________________
Подражание разнообразным показываемым действиям с_____________
Воспроизведение данного образца по показу с _____________________
Воспроизведение данного образца по слову с _____________________
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с ____________________________
Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересовался их действиями с ______________________________________
Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи с ________________________________________________________________
Выражение положительного отношения к детям в действиях с _______
Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с___________
К коллективу детей с __________________________________________
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное время появления заикания______________________
Как начиналось заикание________________________________________
Причины заикания_____________________________________________
В чем проявлялось заикание____________________________________
Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду:
Постоянное (возникнув, заикание протекает почти без изменений)____________________________________________________
Волнообразное (После возникновения заикания наблюдались периоды улучшения в речи и периоды усугубления симптоматики заикания)________________________________________________________
Рецидивирующие (после возникновения заикания и некоторого течения, оно полностью не проявлялось, а затем судороги в речи появлялись вновь)____________________________________________________________
Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь____________________________________________________
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.
Приложение 2
Схема обследования Ани Х.
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка Харламова Анна
Дата рождения 17. 04. 2002г.
Дата обследования:01. 07.2007г.
Возраст 5 лет
Домашний адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51
Из какого детского сада, поликлиники направлен МДОУ «Детский сад № 3 Солнышко п. Адамовка»
Дата поступления в логопедическую группу: Не посещала
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз районной МППК__-___________________________________
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер
Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик
Жалобы родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний
Речь родителей: построение фраз грамотное, интонационно - ритмическое оформление фраз правильное
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно - ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания (наличие семейного заикания): заикание наблюдается у матери
Общий анамнез
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9