Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы
p align="left">3.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Целью данного этапа исследования: изучить особенности нарушений письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

Исследование с учащимися проводилось в первой половине дня.

Проведя первичную диагностику, по выявлению особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы, мы получили следующие результаты.

При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста» результаты были следующими:

1. Экспериментальная группа.

- Хороший уровень успешности: к нему было отнесен 1 ребенок.

- Удовлетворительный уровень: 4 ребенка.

- Недостаточный уровень: 5 детей.

Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык списывания. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

- орфографические ошибки: сриди - среди, лиственица - лиственница, хвая - хвоя, савсем - совсем;

- дисграфические ошибки: клюны - клены, смешные - смешанные, красивы - красивые, деревьяв - деревьев.

2. Контрольная группа

- Хороший уровень: 1 ребенок.

- Удовлетворительный уровень: 5 детей.

- Недостаточный уровень: 4 детей.

Наблюдаются ошибки следующего порядка:

- орфографические ошибки: кагда - когда, лиственица - лиственница, сваими - своими,

- дисграфические ошибки: ласкавые - ласковые, лисьтья - листья, белостваные - белоствольные, смешанние - смешанные.

Графически результаты экспериментальной и контрольной группы приведены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты диагностики уровня успешности контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»

Из рисунка 1 видно, что уровень детей контрольной и экспериментальной группы примерно одинаковый.

При анализе второго задания «Изложение» результаты были следующими.

1. Экспериментальная группа.

- Хороший уровень успешности: К нему не было отнесено ни одного ребенка.

- Удовлетворительный уровень: 5 детей.

- Недостаточный уровень: 5 детей.

Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

- орфографические ошибки: важак - вожак, вакруг - вокруг, Ани -они, триугольником - треугольником.

- дисграфические ошибки: вкруг - вокруг, птитцы - птицы,в немного впереди - немного впереди, бысро - быстро, несокушимо - несокрушимо.

2. Контрольная группа.

Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:

- Хороший уровень: 1 ребенок.

- Удовлетворительный уровень: 4 детей.

- Недостаточный уровень: 5 детей.

В контрольной группе у учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. Только один ребенок написал связный рассказ с малым количеством ошибок. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось.

Наблюдаются ошибки следующего порядка:

- орфографичекие ошибки: триугольником - треугольником, несокрухимое несокрушимое, чтото - что то, важаком - вожаком, вакруг - вокруг;

- дисграфические ошибки: выпокломи - выпуклыми, зади - сзади, переливчивые - переливчатый, пуклыми - выпуклыми.

Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по второму заданию приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики уровня успешности детей по второму заданию «Изложение»

Из рисунка 2 видно, что уровень успешности детей экспериментальной группы немного ниже, чем у детей контрольной группы.

При анализе данных третьего задания «Диктант» результаты были следующими.

1. Экспериментальная группа.

- Хороший уровень успешности: 1 ребенок.

- Удовлетворительный уровень: 3 детей.

- Недостаточный уровень: 6 детей.

Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык письма под диктовку. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

- орфографические ошибки: кросавицы - красавицы, слнце - солнце, тянистые - тенистые, хараши - хороши;

- дисграфические ошибки: (литут) синевут - (литут) синеву (неба), птисы - птицы, небу - неба, разкинулись - раскинулись, под саамами - под самыми, красавитсы - красавицы.

2. Контрольная группа.

Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:

- Хороший уровень: 1 ребенок.

- Удовлетворительный уровень: 4 детей.

- Недостаточный уровень: 5 детей.

Можем сделать вывод, что при письме под диктовку количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

- орфографические ошибки: хараши - хороши, сваими - своими, сеневу - синеву, палянах - полянах;

- дисграфические ошибки: звонкй - звонкий, синеву в неба - синеву неба, красавинцы - красавицы, солсем - солнцем, зальтых - залитых.

Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по третьему заданию приведены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты диагностики детей экспериментальной и контрольной группы по заданию 3 «Диктант»

Из рисунка 3 видно, что дети экспериментальной и контрольной группы находятся почти на одном уровне успешности.

По результатам проведенных заданий мы видим, что при выполнении репродуктивных заданий (списывание с печатного текста и диктант) у детей был выше уровень успешности, чем при выполнении творческих работ (изложения). У детей недостаточно сформирован навык списывания с печатного текста и письмо под диктовку. Еще на более низком уровне находится написание изложений. У детей увеличивается количество ошибок, так как они не умеют применять правила при выполнении творческих работ. У детей наблюдаются значительные нарушения связности повествования из-за отсутствия смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами, предложениями и пропусков существенных моментов действия, нарушена последовательность в передаче событий, отмечаются явно выраженные недостатки в языковой реализации замысла.

Что касается ошибок в написании всех работ, то преобладают следующие:

- орфографические ошибки: хараши - хороши, сваи - свои, палянах - полянах, вкруг - вокруг, триугольник - треугольник, важаком - вожаком, реско - резко;

- дисграфические ошибки: слнцен - солнце, синевут в неба - синеву неба, ост рые - острые, разкинулись - раскинулись, зальтых - залитых, звонкй - звонкий, сучям - сучьям, неднами - над нами.

Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям представлены в таблице 1 и 2 (Приложение 3)

На рисунке 4 графически приведена сравнительная характеристика уровня успешности письменной речи детей экспериментальной и контрольной группы.

Рис. 4. Сравнительная характеристика результатов диагностики детей

Из рисунка 4 видно, что письменная речь детей экспериментальной и контрольной группы находится почти на одном уровне.

В результате исследований, нами было замечено, что с усложнением задания, увеличивается количество ошибок у детей экспериментальной группы, а уровень контрольной группы находиться почти на том же уровне независимо от сложности задания.

На основании проведенного этапа эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы наблюдается недостаточный уровень сформированности письменной речи, так как ими было допущено большое количество ошибок. Больше всего было ошибок на виды дисграфии:

- на почве нарушений языкового анализа и синтеза;

- на основе нарушений фонетического распознавания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы необходимо разработать и апробировать специальную систему логопедических занятий, направленную на развитие письменной речи.

3.3 Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2006г. по апрель 2007г. За этот период было проведено 24 занятия в 4 «в» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. Также проводились индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15 минут.

При составлении системы логопедических занятий мы опирались на методические рекомендации А.В. Ястребовой [40], О.В. Елецкой [41], И.Н. Садовниковой [42], Л.Н. Еджменковой [43], Р.И. Лалаевой [44] и других.

Цель: улучшить письменную речь учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

Мы предполагаем, что предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию самостоятельной письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим в общеобразовательной школе, а также может быть выборочно использована в работе учителя начальных классов.

Основная задача логопедического воздействия на детей - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно письменно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

При проведении занятий по обучению самостоятельной письменной речи перед логопедом стоят следующие задачи:

1. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

2. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

3. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного и письменного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

- усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);

- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа, сообщения;

- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;

- соблюдение орфографических правил в самостоятельной письменной речи;

- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова с использованием изученных в классе букв и отрабатываемых звуков;

- закрепление звукобуквенных связей;

- формирование предпосылок к восприятию определенных орфограмм, правописание которых связано с полноценным представлением о звуковом составе слова;

- подготовка к усвоению программного материала;

- восполнение основных пробелов в формировании фонематических процессов;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- дифференцировать звуки с учетом программных требований.

Система занятий построена для преодоления дисграфии: дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза; дисграфия на основе нарушений фонемного распознания с использованием работ Л.Я. Вохмяниной [45], Л.В. Ковригиной [46], В.В. и С.В. Коноваленко [47], О.В.Грибовой [48], А.В. Ястребовой [49], В.Н. Российской [50].

Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике:

- Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих - закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;

- Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.

- Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью.

- Принцип воспитывающего обучения.

- Принципы последовательности, преемственности, систематичности.

- Принцип наглядности.

- Принцип активности и самостоятельности.

- Принцип посильности и доступности.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

- Принцип сознательности.

- Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

- Принцип усложнения материала.

В результате проведенного исследования мы выявили, что у учащихся не достаточно сформирован навык списывания, письма под диктовку. У детей наблюдаются орфографические и дисграфические ошибки. Недостаточно развиты: внимание восприятие, память. Следовательно, кроме работы по развитию связной письменной речи необходимо проводить работу по коррекции выше перечисленных проблем.

Основное содержание занятий составляет развитие письменной речи.

Ожидаемые результат предложенной системы: на основе разработанной системы будет развиваться письменная речь учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

В соответствии с планом логопедической работы с группой учащихся, имеющих нарушения письма на почве нарушения звукового анализа и синтеза; на основе нарушения фонемного распознавания (Приложение 4).

Структура системы логопедических занятий состояла из двух блоков:

- I блок: восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя.

- II блок: развитие самостоятельной письменной речи.

I блок - восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя представлен в таблице 3.

Таблица 3

I блок - восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя

занятия

Тема занятия

Виды коррекционной работы

Грамматические темы

Коррекция неречевых

процессов

1.

Гласные, согласные звуки и буквы. Слоги.

1. Звуко-буквенный анализ и синтез;

2. Деление слов на слоги.

3. Составление слов из слогов данных в разбивку.

4. Работа со словами с пропущенными слогами.

5. Графический диктант.

6.Распространение предложения по схеме.

1. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе.

2. Точка в конце предложения.

Развитие

слухового и

зрительного внимания, восприятия, памяти; развитие логического мышления; мелкой моторики рук.

2-3.

Звонкие и глухие согласные.

Оглушение в конце и середине слова.

1. «Волшебный сундучок».

2. Игра «разложи картинки».

3. Вставь пропущенную букву.

4. Запись слов по памяти.

5. Графический диктант

1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

2. Точка в конце предложения.

3. Распространение предложения по схеме.

4. Большая буква в именах людей.

4-5.

Твердые и мягкие согласные.

1. Сравнение слов по звучанию и написанию.

2.Игра «Превращение

слов».

3. Вставь в слово пропущенную букву.

4. Составление сложносочиненных предложений из слов

данных вразбивку.

5. Запись слов по памяти.

6. Восстановление деформированного предложения.

7. Распространение предложения по схеме.

1 .Согласование имени

существительного с именем

прилагательным и глаголом

в числе.

2. Точка в конце предложения.

3. Большая буква в именах людей.

4.Суффиксы уменьшительно- ласкательного значения.

3.Правописание -жи - ши; -

чк - чн-.

6-7.

Разделительный ь знак.

1. Вставить пропущенную букву в слово.

2. Игра «Превращение слов».

3. Составление предложений с дополнением

недостающих

слов (словосочетания),

которые

подбираются

самостоятельно.

4. 3апись предложения по памяти.

5. Распространение

предложения по схеме.

6. Восстановление

деформированного

предложения.

1 .Образование множественного числа существительного.

2. Согласование имени существительного с именем

прилагательным и глаголом в роде.

8-9

Работа с

предлогами в,

на, с, со, из,

по, к, от, у.

1. Составление

предложений с

дополнением

недостающих слов (словосочетаний),

которые подбираются

самостоятельно.

2. Вставить в

предложения, текст

недостающие предлоги.

3 .Распространение

предложения по схеме.

4.3акончить предложение, изменив слова, данные в скобках.

5. Составление сложноподчиненных предложений

Управление. Родительный,

дательный падеж.

Учить

правильно согласовывать

слова в данных падежах

10-11

Дифференциация

приставок и

предлогов

1 .Составление

предложений с дополнением недостающих слов

(словосочетаний),

которые

подбираются

самостоятельно.

2. Вставить в

предложения, текст

недостающие

предлоги.

3 .Распространение

предложения по схеме.

4.3акончить предложение, изменив слова, данные в скобках.

5. Составление

сложноподчиненных предложений

Управление. Творительный,

предложный падеж. Учить

правильно согласовывать

слова в данных падежах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать