47. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР. - М., 2003.
48. Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. Метод.пособие. - М., 2005
49. Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся. - М.: Гном-Пресс, 1999.
50. Российская В.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М., 2004.
51. Ипполитова А.Г. Из опыта логопедической работы. / Под ред. М.М.Сироткина. - М., 1953.
52. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
53. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. - СПб.: Наука, 1994.
54. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Медицина, 2000.
55. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М., 1975.
56. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.
57. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств у детей в сравнительном плане с позиций количественного подхода. - М.: Просвещение, 1972.
58. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987.
59. Окунева Г.Ю. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. - Пермь: Знание, 1999.
60. Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сборник научных трудов. - Л.: ЛГПИ, 1986.
61. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1963.
62. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.
63. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.
Приложение 3Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на констатирующем этапе представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результаты диагностики детей экспериментальной группы
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | |||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Надя Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Антон 3. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | |
Женя Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Максим У. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 | |
Олег Р. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Володя П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 | 2 | |
Аня У. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 | |
Таня О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 | |
Рита Ж. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Иван Ч. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Таблица 2
Результаты диагностики детей контрольной группы
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | |||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Дима А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Гриша Ю. | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 15 | 3 | |
Никита В. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Женя Б. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | |
Оля А. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Марина У. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 3 | |
Сережа Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 | |
Ася С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Катя М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Таня С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Приложение 4
Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на контрольном этапе представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5
Результаты диагностики детей экспериментальной группы
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | |||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Надя Д. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Антон 3. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Женя Ф. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 | 2 | |
Максим У. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 | 2 | |
Олег Р. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Володя П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Аня У. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 | |
Таня О. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 | |
Рита Ж. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 | 2 | |
Иван Ч. | 3 | 2 | 5 | 3 | 3 | 2 | 11 | 2 |
Таблица 6
Результаты диагностики детей контрольной группы
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | |||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Дима А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Гриша Ю. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 | |
Никита В. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Женя Б. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | |
Оля А. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Марина У. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 3 | |
Сережа Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | |
Ася С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 | |
Катя М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Таня С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Приложение 5
Математическая обработка полученных данных
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U - критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы до и после формирующего эксперимента, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 7.
Таблица 7
Ранжирование баллов детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента | Констатирующий этап эксперимента | |||
результаты | ранг | результаты | ранг | |
15 | 20 | 13 | 19 | |
9 | 14 | 9 | 14 | |
9 | 14 | 9 | 14 | |
9 | 14 | 9 | 14 | |
9 | 14 | 9 | 14 | |
9 | 14 | 5 | 8,5 | |
5 | 8,5 | 3 | 4 | |
3 | 4 | 3 | 4 | |
3 | 4 | 3 | 4 | |
3 | 4 | 3 | 4 | |
? | 110,5 | ? | 99,5 |
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n _ n,) + n _(n +1) /2 - T,
где
n - количество испытуемых;
Т - большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =110, 5
U эмп. = (10_10) + 10 _ (10 +1) /2 - 110, 5 =44, 5
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ? 0,05) U кр. = 19 (р ? 0,01)
U эмп. = 44,5, значит, уровень развития письменной речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.
Для выявления достоверности и значимости различий уровня развития письменной речи детей экспериментальной группы применим этот же критерий.
Проведем ранжирование баллов, результаты занесены в таблицу 8.
Таблица 8
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента | Констатирующий этап эксперимента | |||
результаты | ранг | результаты | ранг | |
13 | 19 | 13 | 19 | |
9 | 10,5 | 13 | 19 | |
9 | 10,5 | 11 | 15,5 | |
7 | 7 | 11 | 15,5 | |
5 | 5 | 11 | 15,5 | |
5 | 5 | 11 | 15,5 | |
5 | 5 | 9 | 10,5 | |
3 | 2 | 9 | 10,5 | |
3 | 2 | 9 | 10,5 | |
3 | 2 | 9 | 10,5 | |
? | 68 | ? | 142 |
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n _ n,) + n _(n +1) /2 - T, где
n - количество испытуемых;
Т - большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =142
U эмп. = (10_10) + 10 _ (10 +1) /2 - 142 = 13
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ? 0,05) U кр. = 19 (р ? 0,01)
U эмп. = 13, поэтому можно сказать о том, что уровень развития письменной речи и навыков письма детей после формирующего этапа эксперимента превышает уровень развития до него и различия можно считать значимыми и достоверными.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проведенная работа по преодолению нарушении письма и письменной речи системой целенаправленных занятий, оказалась успешной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8