Профильное образование в обучении школьной географии
p align="left">В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ [5].

Таким образом, идея профилизации школы не нова. Российская школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и на новом этапе (начиная с 2004 года) критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.

В последние годы многие ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования. Анализ зарубежного опыта профильного обучения дает пеструю и разнообразную картину. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт каждой страны [19]. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей [2].

В Англии в структуре школы выделяются следующие компоненты: начальная школа, основная неполная средняя школа, полная средняя школа. Срок обязательного обучения составляет 11 лет. Первые два года обучения напоминают детский сад, занятия проходят в основном в форме игры. После трех лет обучения в неполной средней школе учащиеся разделяются на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на экзамены и поступление в полную среднюю школу (около 40%), и тех, кто не собирается продолжать образование после окончания обязательной школы. Таким образом, уже в последних двух классах неполной средней школы как бы формируются два профиля: "академический" и "неакадемический".

Учащиеся, которые учатся в "академическом" профиле, занимаются по более продвинутым программам, определяемым экзаменационными требованиями, и в конце 11-го года обучения сдают экзамены за среднюю школу. Часть выпускников обязательной школы идут работать или учатся в профессиональных школах, аналогах наших ПТУ.

Полные средние школы (2 года обучения) являются, по сути, подготовительными в вузы. Обучение в них носит специализированный характер. Учащиеся занимаются по индивидуальным учебным планам. Во многих полных средних школах Англии на первом году обучения имеется один обязательный для всех предмет: общегуманитарный курс, включающий элементы обществознания, истории религии, экономики, социологии. Как правило, школьники изучают три предмета по профилю будущего вуза. Это могут быть: математика, физика, химия, физика, биология, экология, история Великобритании, история религии, социология и т.д. Возможны весьма разнообразные наборы предметов - из тех, которые может предложить школа. Такая узкая специализация подвергается критике педагогической общественностью за недостаточную широту образования. Набор предметов в академическом профиле включает основные дисциплины и зависит от размера и возможностей школы. Чем больше школа, тем больше курсов она может предложить. Основные дисциплины (английский язык и литература, история, география, математика, физика, химия, биология, искусство, иностранные языки) представлены в виде отдельных курсов. Таким образом, в полной средней школе Англии ведется только академическое обучение, направленное на поступление в вуз. При этом нет естественно-научного или гуманитарного и иных профилей; для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план - в отличие от ряда других стран [19].

Норвежская система школьного образования за последнее столетие претерпела немало изменений. Реформа 1976 года положила начало становлению норвежской трехлетней Старшей профильной школы. Старшая школа выделилась в самостоятельный вид образовательного учреждения и стала дополнительным звеном 9-летней обязательной основной школы. Так норвежская школа начала переход к двенадцатилетней системе обучения. Реформа 1994 года удлинила срок обучения в основной школе до 10 лет и определила обучение в старшей школе обязательным для всех. Таким образом, сегодня в Норвегии действует обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лет). Основные принципы работы норвежской Старшей школы: прежде всего, Старшая школа в Норвегии осуществляет свою деятельность на принципах единообразия, обеспечивая равные права и возможности для всех учащихся. Единообразие подразумевает также обеспечение единого стандарта образования на всей территории страны, т.е. работу школ по единому учебному плану и по единым программам по всем предметам.

Следующей важной особенностью норвежских Старших школ является то, что все они являются профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору, как на академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет, включая двухгодичную практику на предприятии. Каждая Старшая школа предлагает широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический, естественно-научный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и 4-5 профессиональных профилей из 14 существующих. К их числу относятся такие профили как дерево - и металлообработка, электроника и обслуживание компьютерной техники, строительство, кулинария, сельское хозяйство, а также несколько творческих профилей, таких как музыка, танцы, театр, основы журналистики и работа СМИ и др.

Покидая основную школу, норвежские учащиеся оказываются перед необходимостью сделать важный выбор: какой профиль обучения избрать и в какую старшую школу поступить. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены. Таким образом, каждый учащийся может поступить в любую старшую школу, если там существуют интересующие его профили и имеется достаточно мест для всех желающих. [20].

Во Франции профилизация обучения в сред-ней школе осуществляется более ста лет. За пос-ледние десятилетия в ней произошли суще-ственные изменения. В настоящее время она со-стоит из последовательных этапов обучения: начальная - элементарная школа, неполная средняя школа - коллеж, полная средняя шко-ла - лицей.

Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по направлениям учебы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашен единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное отделения,

Первые два года обучения в коллеже (6-й и 5-й классы по французской нумерации) - «цикл наблюдения». Его задача - «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».

Следующие два года (4-й и 3-й классы) - «цикл ориентации», призванный ориентировать уча-щихся на последующие виды обучения. Это осу-ществляется с помощью факультативных дис-циплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически предопределяет даль-нейший характер обучения. Для одних - это гу-манитарные или естественно-научные секции полной средней школы - лицея, для других тех-нологические секции лицея или перевод в про-фессионально-технические учебные заведения.

Завершающий этап полного среднего образо-вания во Франции - лицей. Цели, поставленные перед лицеем, направле-ны как на развитие личности, так и на содействие научно-техническому, экономическому и соци-ально-культурному развитию нации в условиях технологической цивилизации. В настоящее время существуют три типа ли-цеев, дающих полное среднее образование: ли-цеи общего образования, технические лицеи и по-ливалентные, в которых имеются и общеобразо-вательные, и технические секции. Первый год лицея общий для всех учащихся и носит название «класс определения». Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех уча-щихся: французский язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история, география, граждановедение, физкуль-тура. Обязательные дисциплины должны дать уча-щимся необходимую образовательную подготов-ку, готовя тем самым будущую специализацию в 1-м и в выпускном классе.

Кроме общих для всех предметов во 2-м классе лицея изучаются предметы, опреде-ляющие специализацию, направление учебы в 1-ом выпускном классах и дальнейшее продол-жение учебы в высших учебных заведениях. Су-ществуют две группы предметов, из которых нуж-но выбрать специализацию. Выбор предмета из первой группы (дисциплины технологического содержания) ведет к техническим дипломам; из второй группы - к дипломам общего образования или техническим - административное управление, делопроизвод-ство, конторское дело; информатика.

Задачи специализирован-ных дисциплин -- расширить и дополнить обще-образовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей специализации. Наличие разнообразных специализирован-ных дисциплин во втором классе лицея в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам лицеистов: академический характер одних имеет в виду будущие занятия в высшей школе. Технико-технологические дисциплины помогают подготовке лицеистов к профессиям, не требующим высшего образования, или ведут к включению в производственную деятельность.

Для большинства выпускников лицея получе-ние диплома бакалавра не означает окончания учебы, они продолжают учебу. Существуют четыре основных направления дальнейшей уче-бы: двухгодичные подготовительные классы выс-ших учебных заведений, университеты, обучение в специализированных высших технических секциях и институтах, готовящих инженерные кадры.

Особая черта профильного обучения стар-шеклассников в школах Франции, которая до-вольно примечательна для российской школы, в условиях ее модернизации на современном эта-пе, - проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Неко-торые из них готовят учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие универси-теты. Таким образом, отмеченные выше тенден-ции профильного обучения во французской пол-ной средней школе свидетельствуют о том, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успеш-ность его социализации и адаптации в изменяю-щемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности [19, 21].

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др. [2].

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем [5].

Глава 2. Профильное обучение в системе

географического образования

2.1. География - ее значение в воспитании будущего поколения

Люди живут и работают в разных природных зонах: на равнинах и в горах, среди лесов и на степных просторах, в холодной тундре и в знойной пустыне. Они возделывают землю, разводят живот-ных, добывают и перерабатывают полезные ископаемые, вы-плавляют металлы, строят города, прокладывают дороги и т. д. Все необходимое для жизни -- воздух и воду, тепло и свет, пищу и полезные ископаемые -- люди получают от при-роды. Чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, ее нужно очень хорошо знать. Но для этого недостаточно иметь ответы на вопросы: где и какая при-рода? Современная физическая география не только дает опи-сание той или иной части земной поверхности. Она объясняет, почему природные условия разнообразны. Например: по-чему у полюсов всегда холодно и поверхность покрыта снегами и льдами? Почему на экваторе всегда жарко, растут вечнозеле-ные леса, а животные такие, каких у нас нет? Почему в одних местах -- обширные болота, а в других -- песчаные пустыни? И т. д.

География должна также отвечать на вопрос о том, как лучше использовать богатства природы, чтобы она не обе-днела, чтобы не исчезали леса, не истощалось плодородие почв, не иссякали реки; как восстанавливать и преобразовы-вать природу в интересах человека. От ученых требуется за-ранее предвидеть те изменения, которые могут произойти в природе в результате вмешательства людей. Как, например, отразится на растительности и почвах создание водохрани-лищ, осушение болот, обводнение пустынь? Поэтому ученые-географы проводят исследования природы с учетом воздей-ствия на нее человека. География изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, она помогает лучше понять современный этап мирового развития [26,25].

Современная география - это наука об окружающей среде, о взаимодействии человека и природы. Сложность и многообразие объектов исследований делают науку многоотраслевой. В этом плане современная география имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, так как обладает наиболее развитой инфраструктурой и разнообразными методами исследований [6].

При утрате части своих исторических территорий, после распада СССР, Россия остаётся крупнейшим государством мира. Изучение её природы и ресурсов, экономических и социальных проблем населения является по-прежнему важнейшим условием обеспечения нормальной жизнедеятельности страны. Но это есть приоритеты географической науки и географического образования. Поэтому надо отчетливо понимать, что если сегодня мы забудем об этом, и будем продолжать разрушение географического образования, то завтра для изучения обширных российских территорий придётся звать иноземцев. Однако оказаться в зависимости от Запада в такой стратегически важной сфере будет унизительно и опасно.

Если не уделять должного внимания географическому образованию, то может случиться, что подрастающее поколение не будет знать не только пространственной конфигурации своей страны, например, какие территории на западе и востоке страны входят в состав России, но и её площадь [7].

Являясь одной из древнейших наук, география уверенно сохраняет свой глубокий познавательный потенциал. Нелишне напомнить, что географические знания повлияли на становление эволюционного учения и цивилиографию, что такие понятия как «регуляция», «космос», «окружающая среда», «сфера разума» в современный научный мир пришли через географию. По этой причине географию невозможно вычеркнуть из интеллектуального процесса. География как научная область остаётся способной не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению подлинной пространственной гармонии [8].

Таким образом, географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны [9].

2.2. Место географии в профильном обучении

Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе - это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под влиянием общекультурных, интеллектуальных, мировоззренческих идей, не связанных еще с профессиональными интересами [35].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать