Посмотрим, какое место занимает учебный предмет география в школьном образовании. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Таблица 4) «География» входит вместе с «Русским языком» и «Литературой», «Химией», «Биологией», «Иностранными языками», «Физической культурой» в состав базового образования как самостоятельный предмет всех государственных школ России [8].
Таблица 4
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации [30]
Образовательные области | Образовательные компоненты | Количество часов в неделю | ||||
І ІІ ІІІ | І ІІ ІІІ ІV | V VІ VІІ VІІІ ІХ | ХІ ХІІ | |||
Филология | Русский язык как государственный Русский язык и литература | 3 3 3 6 5 5 | 3 3 3 3 6 6 5 5 | 3 3 3 3 3 8 7 7 5 5 | - - 4 4 | |
Математика | Математика, информатика | 5 5 5 | 4 4 4 4 | 5 5 5 5 5 | 4 4 | |
Обществознание | История Обществознание География | 2 4 4 6 6 | 6 6 | |||
Окружающий мир | - 1 1 | 1 1 2 2 | ||||
Естествознание | Биология Физика Химия | 2 2 4 6 6 | 6 6 | |||
Искусство | Музыкальное и изобразительное | 2 2 2 | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 - | - - | |
Физическая культура | Физическая культура, ОБЖ | 2 2 2 | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | 3 3 | |
Технология | Технология, Трудовое обучение Черчение | 2 2 2 | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | 2 2 | |
Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя) | 5 5 5 | 2 5 5 5 | 5 5 5 5 5 | 12 12 | ||
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 6-дневной учебной нагрузки | 25 25 25 | 25 25 25 25 | 31 32 34 35 35 | 36 36 | ||
Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная неделя) | 2 2 2 | - 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | 9 9 | ||
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 5-дневной учебной нагрузки | 22 22 22 | 20 22 22 22 | 28 29 31 32 32 | 33 33 |
Механизм построения содержания профильного обра-зования на старшей ступени школы разра-ботан в Концепции профильного обучения и основан на идее двухуровневого (базового и профильного) стандарта для старшей сту-пени общего образования (Таблица 5).
Как видно из таблицы, в обязательном (инвариантном) компоненте данного учебного плана представлено 8 предметов. Среди этих предметов интегрированный курс «Естествознание», но он преимущественно предполагает изучение только таких предметов как химия, физика и биология.
Таблица 5
Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования [31]
«География» является предметом по выбору на базовом или профильном уровнях, причем на базовом уровне, на «Географию» отводится 70 часов учебного времени, а на профильном уровне - 210 часов.
На этапе обсуждения Концепции профильного обучения (2002) директора школ и учителя высказались в поддержку созда-ния нескольких (сначала четырех-пяти, а затем около десяти) типовых профилей обучения. Такие типовые профили должны служить ориентиром для определения структуры и содержания обучения, состава базовых, профильных и элективных курсов в учебных планах конкретных образова-тельных учреждений. Таких типовых планов сегодня 14 (Приложение 1). В них в базовом уровне география представлена лишь в физико-химическом и химико-биологическом профиле, и на нее отводится по 2 часа учебного времени.
В профильном уровне география включена в физико-математический и социально-экономический профиля (по 4 часа), в биолого-географическом и естественнонаучном же профилях на географию отводится по 6 часов.
Такие профили, как гуманитарный, физико-математический, оборонно-спортивный, художественно-эстетический, филологический и технологический, вообще не предусматривают изучение географии в профильных предметах.
В базисном плане универсального профиля география сохранена как базовый предмет [11].
В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т.д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы (И.Н. Кузьмина Рекреационная география, А.Б. Моргунова Медицинская география, Н.В. Болотникова Познание мира по картам и др.), учебники и даже методическое обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях [8].
Тенденция последних лет состоит в сокращении часов на преподавание географии в школе. Можно ли остановить данный процесс и обеспечить школьной географии не просто возможности для выживания, но и для серьезного развития? Такие возможности создаст реализация идеи профильного обучения, обеспечивающая существование географии на старшей ступени общеобразовательной школы в качестве востребованного учебного предмета (и как базового предмета, и как профильного предмета, и как совокупности элективных курсов).
Наибольшие возможности для географии связаны с реализацией индивидуальных и авторских профилей обучения (известно достаточно много авторских программ профильного обучения). Значительные возможности для географии предоставляют и социализирующие профили, особенно компонент краеведения и локальной географии.
В профессиональных профилях география может быть реализована как компонент подготовки работающих в сфере услуг (география туризма, медицинская и коммерческая география, география образования), в сфере природопользования и природоохраны (картография, география природных ресурсов, география природопользования, география охраняемых территорий, гидрология и метеорология, вулканология, сейсмология, океанология и т.д.), в сфере сельского хозяйства (аграрная география) и индустрии (география промышленности) [11].
В качестве наиболее подходящих учебников для профильного обучения можно назвать учебник В.Н. Холиной "География человеческой деятельности", учебники В.П. Максаковского "География" (для 10 класса) и «Географическая картина мира» (в двух томах), учебники Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса и «Глобальная география» для 11 класса, учебник Н.Ф.Винокуровой и В.В. Трушина «Глобальная экология для 10-11 класса. Наилучшим учебным пособием для подготовки к вступительным экзаменам по географии является книга И.А. Родионовой и Т.М. Бунаковой «Экономическая география».
Несмотря на достаточно большой выбор учебников, все поле географического профиля образования они не покрывают, поэтому есть смысл в подготовке принципиально нового учебного пособия, включающего базо-вые знания как по природно-географическим дисциплинам (космология, геология, океанология, сейсмология, вулканология, гидрология, метеорология и климатология, геоморфология, почвоведение), так и по общественно-географическим (геополитика, историческая география, география населения, география культуры) и системно-географическим (общая география, теоретическая география) областям знания. Помимо подготовки учебников и учебных пособий необходимы постепенные изменения в подготовке учителей географии [9].
Подготовка географов-преподавателей, во-первых, должна включать все дисциплины «географического профиля обучения». Во-вторых, географические дисциплины, которые могут быть включены в иные профили обучения, в-третьих, усиленную подготовку в области иностранных языков для возможного участия в ведении предметов лингвострановедческого профиля. Кроме того, возможна допол-нительная специализация (профилизация) части студентов в области экологии для ведения предметов биолого-экологического профиля, а также - в области экономики и права, для ведения предметов экономико-правового профиля.
Таким образом, введение профильного обучения предоставляет географам большие возможности в развитии школьной географии, обеспечивающей становление междисциплинарного и пространственного мышления старшеклассников.
В профильном обучении кроются новые возможности, которыми необходимо воспользоваться. Многое здесь будет зависеть как от учителей географии, так и от ведущих географов, в плане создания новых учебников и учебных пособий, и предложения учащимся новых образовательных продуктов, конкурентоспособных по сравнению с другими [11].
2.3. Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре
Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.
Нами были опрошены учителя географии школ города.
Учителям было предложено ответить на вопросы анкет.
· первая (приложение 2) была направлена на выявление степени удовлетворенности педагогов различными сторонами профильного обучения в школе;
· вторая (приложение 3) - на выявление степени удовлетворенности учителями результатами деятельности профильных классов, и процессом воспитания и жизнедеятельности в профильном классе.
Анализ первой анкеты дал нам следующие результаты:
- при ответе на вопрос об удовлетворенности организацией учебного процесса в профильных классах (нагрузка, расписание, подбор учащихся и т. д.), мнения учителей разделились 50 на 50, первые остаются довольны, но нагрузка очень большая, вторые же - не довольны;
- при ответе на второй вопрос: удовлетворены ли условиями работы в профильном классе (наличие кабинета, обо-рудование, программное обеспечение, возможность вести элективные курсы и т. д.), учителя ответили так: 66% остаются не довольны, а остальные довольны, но хотелось бы лучших условий;
- отвечая на вопрос об удовлетворенности содержанием труда в профильном классе, всем 100% учителям работа нравиться;
- при ответе на вопрос: удовлетворенность моральной оценкой своего труда в профильных классах 80% учителей выбрали вариант «меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен (а)», а 20% учителей затруднились ответить на этот вопрос;
- 100% учителей не довольны своей заработной платой.
Таким образом, результаты первой анкеты показали, что степень удовлет-воренности педагогов-географов различными сторонами профильного обучения в школе соответствует в среднем «3» - «3,6» баллов (оценка проводилась по пятибалльной системе).
Анализ второй анкеты дал нам следующие результаты:
- при ответе на вопрос о смысле профильного образования, большинство учителей выбрали такие варианты:
· познание основ наук (изучение предметов базового цикла) учащимися;
· подготовка к получению профессии;
· научение школьников самопознанию и самосовершенствованию;
- наибольшее удовлетворение при работе в профильном классе учителя получают от атмосферы в коллективе профильного класса; от успехов учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных сорев-нованиях; от учебных результатов своих учащихся; от взаимоотношений с учащимися и от возможности проявления себя, своих способностей и умений как педагога.
Взаимоотношения с коллегами по работе в профильном классе, учебный процесс в целом и уровень требований вызывают у учителей наибольшую неудовлетворенность;
- отвечая на третий вопрос анкеты, наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников;
- главным достижением работы в профильном классе учителя считают социальную адаптацию учащихся, выбор ими профессии и успех учащихся в конкурсах, олимпиадах и т.п.
- нерешенными проблемами, связанными с профильным обучением являются такие проблемы, как:
? недостаток элективных курсов (курсов по выбору);
? не достаточное количество предлагаемых профилей школой;
? не достаточное количество часов отводимых школой для элективных курсов;
? организация обучения в профильном классе;
? профиль, выбранный школой;
? успеваемость учащихся профильных классов в целом.
- оценивая состояние профильного обучения в школе, все учителя оценили его как «удовлетворительное».
Результаты первой и второй анкет позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе.
Нами также были опрошены 50 учащихся 11-х классов с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятель-ности в профильном классе. Учащимся была предложена анкета (приложение 4). Анализируя анкеты, мы получили следующие результаты:
- при ответе на первый вопрос, 60 из 100% отдали свое предпочтение варианту «подготовка к получению профессии» (рис.1), 34% - варианту «развитие своих интересов, способностей». А вариантам «сам процесс обучения престижен» и «получение аттестата с отличными оценками» выбрали всего 4% учащихся, также не пользовался популярностью вариант «познание, понимание окружающей жизни» и др.
Рис.1. Мнения учеников о смысле профильного образования.
- большинство учащихся при обучении в профильном классе наибольшее удовлетворение получили от учебного процесса в целом, а также от атмосферы в коллективе и возможности проявить себя, свои способности и умения. Менее всего учеников интересует престиж учебного заведения и свои успехи в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.
- наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса (рис.2) вызывает организация общешкольных дел (36%), а также учебный процесс (20%) и организация обучения по профилю (8%) . 36% же остаются довольны всем.
Рис.2. Удовлетворенность учеников обучением
в профильном классе.
- для многих учеников из школьной жизни наиболее запоминающимися остаются многие праздники в школе, организованная поездка на «Шарголь», субботники и другие школьные мероприятия. Некоторым наиболее запомнилась учеба в 10-11 классах, совместная работа с классом, спортивные соревнования и состязания, а некоторым не запомнилось ничего.
- анализируя ответы на пятый вопрос, мы встретили самые разнообразные варианты главных достижений учащихся за период обучения в профильном классе. 26% учеников считают, что у них нет никаких достижений, 18% лучше стали понимать профильные предметы, хотя этот процент должен быть больше! Также мы встретили такие варианты как:
· расширение кругозора;
· обучение;
· получение знаний;
· получение (отказ) серебряной медали;
· участие в научной организации;
· победа в краевом конкурсе по исследовательским работам;
· узнали много нового и интересного;
· выпуск со школы;
· научились танцевать танго и вальс;
· получение «5» по пробному ЕГЭ по математике и др.
- отвечая на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с профильным обучением (рис. 3) по 34% учащихся остались недовольны результатами по отдельным учебным предметам и сложностью совмещать учебу и дополнительные занятия, для 16% учащихся было недостаточное количество предложенных профилей школой. 10% так и не смогли преодолеть страх перед экзаменами. 6 же процентов из 100 остались недовольны преподаванием профильных предметов, у остальных учащихся профильное обучение проблем не вызвало.
Рис. 3. Ответы учеников на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с обучением в профильном классе.
- отвечая на 7ой вопрос анкеты наибольшее количество учащихся на первое место по значимости поставили здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и интересная работа. Среди менее значимых оказались такие варианты как “счастье других”, “творчество”, “развлечение”, “красота природы и искусства” и др.
- взаимоотношения с одноклассниками у 86 % теплые, близкие, у 10 % - нейтральные и лишь у 4 % - холодные, проблемные.
- при ответе на вопрос: “Повлияло ли обучение в профильном классе на ваш дальнейший выбор профессии” мнения учеников разделились поровну.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеющимся состоянием профильного образования не довольны как ученики, так и сами педагоги.
В результате проделанной работы по анализу литературы, анкетированию учителей и учащихся, мы предлагаем следующие рекомендации для эффективной реализации профильного географического обучения:
1. провести анализ кадрового обеспечения учителями и учебно-материальной базы школ;
2. изучить, распространить и внедрить имеющийся опыт углубленного изучения элективных и профильных курсов по географии в школах;
3. разработать учебный план курсовой переподготовки учителей географии по реализации профильного обучения;
4. разнообразить формы и содержание курсовой переподготовки учителей (очно-заочные, поэтапные, авторские и т.д.);
5. разработать научно-методические рекомендации по внедрению профильного обучения для руководителей школ и учителей;
6. создать материально-техническую базу;
7. проработать статус элективных и профильных курсов по географии;
8. изменить форму оплаты труда преподавателей, работающих в профильных классах.
Заключение
В результате проведенного исследования было выявлено следующее.
Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Важная роль в системе профильного обучения принадлежит элективным курсам. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, другие - служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора
- предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
Идея профилизации школы не нова для России. Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира, в разных странах это реализуется по-разному. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.
Были опрошены учителя географии школ города. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе.
Также были опрошены учащихся 11-х классов г.Комсомольска-на-Амуре с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятель-ности в профильном классе.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что состояние профильного географического образования можно считать удовлетворительным, но следует отметить, что наибольшую неудовлетворенность учителей-географов в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников.
Библиографический список:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г //
Вестник образования.- 2002. - №6. - С.1-10.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования // www.ug.ru/02.42/t9.htm
3. Элективные курсы географического и экономического содержания в
основной школе: сборник программ / сост. П.Н.Паневина. - Хабаровск: ХК
ИППК ПК, - 2005. - 92с.
4. Ермошкина, А.С. О тематике профильных курсов географии / А.С.
Ермошкина // Профильная школа. - 2004. - №3. С. 8-20.
5. Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века / В.В.
Орленок, В.А. Гриценко, Д.О. Хабузова // География в школе. - 2001. -
№4. - С. 21-30.
6. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: предметный аспект /
В.Д.Сухоруков, Д.П. Финаров // География в школе. - 2004. - №4. - С.14-26.
7. Рыжаков, М.В. Школьная география: современное состояние и
перспективы развития / М.В. Рыжаков // География в школе. - 2003. - №10.
С. 31-38.
8. Сиротин, В.И. О введении профильного обучения на старшей ступени
общего образования и месте географии в примерных планах возможных
профилей / В.И. Сиротин // География в школе. - 2002. - №9. С. 33-47.
9. О профильных учебниках: инструктивное письмо Министерства
образования Российской Федерации // www.profile-edu.ru.
10. Профильное обучение // www.rgs.ru/rus/insurance/rgs_study/index.wbp.
11. Федорова, Н.М. История становления организационных моделей
профильного обучения / Федорова Н.М. // www.hse.ru
12. Элективные курсы для основной школы: сборник авторских программ /
сост. и ред. П.Н. Паневина // - Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2005. - Вып.2.
- 63с.
13. Проектирование предпрофильного обучения / Хабаровск: ХК ИППК ПК,
2004. - 31с.
14. Кузнецов, А.А. Элективные курсы по информатике / А.А. Кузнецов //
Профильная школа.- 2004. - №1 (4). - С. 28-29.
15. История профильного обучения в России. Отечественный опыт профильного обучения // www.internet-school.ru.16. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. - СПб, 2004, с.403. 17. Кузнецов, А.А., Профильное обучение: ответы на вопросы (для общеобразовательных учреждений) / А.А. Кузнецов [и др.] // М.: Русский журнал, 2004. - С. 5-13. 18. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13.19. Профильное обучение в зарубежных странах // www.vestnik.edu.ru20. Карпов, Е.Н. Зарубежный опыт профильного обучения. Профильная школа: опыт норвежских коллег / Е. Н. Карпов // www.internet-school.ru.21. Аксенова, Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции / Э.А. Аксенова // Профильная школа. - 2004. - №1 (4). - С. 48-52. 22. Цыренова, Д. С. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения / Д.С. Цыренова // festival.1september.ru23. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО. - 2003. - 169с. 24. Болотникова, Н.П. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс: предпрофильная подготовка / Н.В. Болотникова // Волгоград. - 2006. - С. 3-6. 26. Максаковский, В.П. География 10 класс / В.П. Максаковский // М.: Просвещение. -1998. - 288с. 27. Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические рекомендации / ХК ИППК ПК // Хабаровск. - 2005. - 87с.28. Управление образовательными системами: учебное пособие / под ред. B.C. Кукушина. -- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. -- 464 с. - (Серия «Педагоги-ческое образование»). 29. Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические рекомендации / сост. Н.Н. Лютикова, Т.К. Волкова. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. - 102 с. 30. Настольная книга учителя географии / авт.-сост. Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. -- М.: 000 «Издательство ACT»; 000 «Издательство Астрель», 2002. -- 302 с. - (Настольная книга). 31. Кузнецов, А.А. Новый Базисный учебный план и типовые профили обучения / Профильная школа. - 2006. - №3. 32. Захарова, Ж.М. Профильное обучение / Ж.М. Захарова // obrazovanie.belomorsk.karelia.info/ru/company/1112092570/profil.html33. Головина, Е.Н. Как вводят профильное образование / Е.Н. Головина // www.hse.ru/pressa200234. Хомутова, Л.Н. Элективные курсы для предпрофильной подготовки: география / Л.Н. Хомутова // schools.keldysh.ru35. Преимущества и сложности предпрофильной подготовки / www.volga.ru