Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
45
Министерство образования Российской Федерации
Томский Государственный Педагогический УниверситетФакультет начальных классов (дошкольное отделение)Квалификационная работаПсихосексуальное воспитание детейв условиях семьи и детского садаВыполнила:Н.В. Глебова, группа 683Руководитель:Г.Б. Черевачстарший преподавателькафедры психологиии педагогики дошкольногои начального образования ФНКТомск-2002ОглавлениеВведение…………………………………………………………… | стр. 3 | ||
1. | Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….. | стр. 9 | |
1.1. | Основные направления психосексуального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………….. | стр. 9 | |
1.2. | Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста……... | стр. 14 | |
1.3. | Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста………… | стр. 26 | |
1.4. | Роль родителей в половой идентификации ребенка……………. | стр. 30 | |
2. | Материалы методологии и методы исследования психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников… | стр. 40 | |
2.1. | Методика и методы экспериментально-психологических исследований………………………………………………………… | стр. 40 | |
2.2. | Результаты исследований………………………………………… | стр. 43 | |
Выводы. | стр. 46 | ||
Словарь терминов. | стр. 47 | ||
Литература. | стр. 48 | ||
Приложение. |
Восточная легенда рассказывает, что Создатель сотворил человека единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а другая - женщиной. С тех пор они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…
Тема мужского и женского стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. Проблемы психосексуального воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики.
Согласно одной из самых авторитетных западных концепций отличия между мужчиной и женщиной предопределены врожденными, инстинктивными программами. Для секстипичного мужского поведения характерны творческая активность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению поставленных целей. Для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, отсутствие логического мышления, а также большая, чем у мужчин, эмоциональность и социальная уравновешенность. Основоположник этой психологической школы, Зигмунд Фрейд, полагал, что личность тогда развивается гармонично, когда следует этим моделям. Он очень тонко и точно чувствовал и ставил основные сексологические проблемы. Его работы опровергли однозначное сведение сексуальности к функционированию половых органов, выявили связь индивидуального полового поведения с культурными нормами, помогли понять социальные и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушений, сексуальных символов и запретов. Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека. Зигмунд Фрейд говорил, что “…сексуальность непостижима вне личности, как и личность непостижима вне сексуальных переживаний”.[13, с. 21]
Следующий крупный шаг в развитии сексологии был сделан американским исследователем А. Кинзи. В конце 30-х годов он начал массовое социологическое исследование, направленное на изучение фактов сексуального поведения человека, а не искажаемых многими обстоятельствами мнений о нем. Первыми, кто рискнул взяться за объективное изучение психосексуального мира человека, были врачи, имевшие дело с патологией, а поэтому вроде бы и не вторгавшиеся в мир переживаний обычного здорового человека.
В числе родоначальников сексологии были венский психиатр Р. Крафт-Эбинг, швейцарский психиатр, невропатолог, энтомолог А. Фрель, немецкий дерматолог и венеролог И. Блох и другие. Их работы внесли большой вклад в развитие сексологии. [13, с. 19]
Однако социальные изменения, произошедшие в обществе за последние сто лет, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщины на деловую арену, ее, ставшее вдруг явным, соперничество с мужчинами в науке, бизнесе, в искусстве заставили многих ученых усомниться в привычных, казавшихся неопровержимыми, представлениях о характере мужского и женского начала. Эти взгляды подверглись резкой критике со стороны сторонников “новой психологии”, утверждающих, что традиционные модели мужественности и женственности не являются идеальными моделями современного мужчины и современной женщины.
После длительного периода, прошедшего под знаком “бесполой психологии” в изучении детства, в России около десяти лет назад наступило время обращения к проблемам половой дифференциации (Абраменкова, 1987; Исаев, Каган, 1986; Коломинский, Мелтсас, 1985; Кон, 1981; Репина, 1987). Интерес к ним оказался обусловлен не только тем, что категория пола - сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная и клиническая проблема, но, прежде всего тем, что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка.
Уже в девяностых годах на первый план выдвигается проблема сексуального образования детей и молодежи. Очень часто одни родители считают, что половое воспитание - важное и нужное дело, а поэтому, чем раньше оно начнется, тем лучше; другие видят в нем проявление падения нравов, от которого не приходиться ждать ничего хорошего, и чем позже оно начнется, таем лучше. Есть и такие, кто признает его важность и необходимость, но не знает, как к нему подступиться и поэтому решают: пусть лучше этим занимаются педагоги, воспитатели, и информация об этом идет из газет и журналов, радио и телевидения. Большинство же родителей просто не замечают, что такая проблема существует, они уверены, что развитие ребенка, будь то мальчик или девочка, происходит само собой и не требует никакого участия взрослых.
“Мы сами прекрасно выросли без этого, - восклицают они, - вырастут и дети!” Несомненно, они вырастут, но только как, кто поможет им справиться со всеми трудностями, которые они встретят в своей жизни. Смогут ли дети нормально и полноценно развиваться как личности, если будут несведущи в элементарных вопросах психосексуального воспитания. Эти и многие другие вопросы встают перед нами, именно на них и предстоит попытка ответить.
“Ведь родители растят не ребенка вообще, а мальчика или девочку с присущими им психологическими различиями в мировосприятии, отношении к окружающему, усвоении навыков и умений, развитии познавательной сферы, эмоциональности. Знание половых различий, проявляющихся с самого раннего возраста, поможет взрослым подобрать такие воспитательные воздействия, которые способствовали бы формированию психологического пола ребенка с присущими этому полу формами поведения”. [27, с. 55]
Как известно, первичной социальной группой, в которой происходит процесс половой социализации, являются родители, братья и сестры, ближайшие родственники - семья. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка посредством овладения им нормами и стереотипами поведения в соответствии с половой принадлежностью. Механизм идентификации для выработки собственной полоролевой позиции срабатывает не только в отношении окружающих ребенка взрослых и детей, но и в отношении культурных носителей половой дифференциации, например, литературных и киногероев, сказочных персонажей.
От того, насколько ребенок будет знаком с проблемой полового воспитания, зависит его воспитание как личности, как будущего родителя.
“Алеша четырех лет часто говорил родителям, что хочет братика. Отцу он рассказывал, что он будет вместе с ним делать, во что играть и т.д. Отец поддерживал и поощрял фантазирование сына, думал, что они помогут старшему полюбить малыша. Однажды отец сказал сыну, что они с матерью выполнили его просьбу, и скоро в семье будет малыш. Когда новорожденного привезли, Алеша подбежал к нему, пытался разговорить его, хотел взять на руки. Малыш начал плакать, и старший брат тут же был отогнан прочь. Стоя в стороне, он угрюмо сказал матери: “Я просил братика, а ты кого мне привезла?”
В последующие дни Алеша пытался помочь матери присмотреть за новорожденным, однако мать побоялась подпустить его к малышу, опасаясь, чтобы тот нечаянно чего-нибудь не сделал. Она говорила первенцу: “Видишь, какой он еще маленький, слабенький и ничего не умеет. Лучше теперь не подходи к малышу. Вот он вырастет, и тогда ты с ним сможешь играть в разные игры!” Мальчик со временем стал меньше требовать общения с малышом, однако мать заметила, что в результате изменился характер Алеши. Прежде покладистый, нежный и послушный ребенок после рождения брата стал упрямым, противоречил родителям, часто грубил”.
Нередко бывают и такие ситуации. У отца периодические запои. Стасик, 6 лет:
- Моя мама очень хорошая и очень скучная. А мой папа очень интересный и очень плохой.
- А что в нем… интересного?
- Он большой, сильный, он умеет… (перечисление). Он знает… (перечисление).
- И ты, наверное, хочешь быть хорошим, как мама, и интересным, как папа?
- Нет. Я хочу быть невидимкой. Хочу быть никаким.
Как ни печально, но таких примеров великое множество, ведь дети интенсивно переживают всю гамму человеческих эмоций. Понять своих детей можно, только с уважением и объективно относясь к их переживаниям. осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Атмосфера в семье во многом отражается на правильном психосексуальном воспитании ребенка.
Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, так как задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
Цель исследования: рассмотреть и изучить способы и приемы полового просвещения и психосексуального воспитания.
Объект исследования: дошкольный возраст и проявление мужественности и женственности в поведении детей, как факт развития личности.
Предмет исследования: акт психосексуального воспитания и просвещения детей.
Гипотеза исследования. Половое воспитание представляет собой целостную систему планируемых мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки); предполагается, что раннее обращение к воспитанию пола в семье способствует осознанному развитию мужественности и женственности.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме психосексуального воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
3. Проанализировать и объяснить полученные результаты, разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей.
Теоретическая значимость исследования.
В квалификационной работе систематизированы новейшие исследования по проблеме психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы родителями и воспитателями для развития психосексуальной сферы детей дошкольного возраста.
Научная новизна:
1. Систематизирован теоретический материал по проблеме психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.
2. Разработан цикл занятий по проблеме появления человека на свет и знакомству с элементарным строением человеческого организма.
Квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, страниц, приложений, цикла занятий, рекомендаций для взрослых. Работа была выполнена на базе ясли-сада № 89.
Глава 1. Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Основные направления психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и, благодаря этому, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Половое воспитание - это система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Успешность полового воспитания определяется не только действиями отдельных воспитателей, но и согласованностью усилий широкого круга педагогов, психологов, а также непосредственно и родителей.
Для начала необходимо затронуть сущность полового воспитания - вопрос, который, благодаря работам ученых Д.В. Колесова и Н.Б. Сильверовой, приобрел если и не теоретическую законченность, то уж во всяком случае, так недостающую ему ранее стройность. По мнению этих авторов, половое воспитание представляет собой процесс, направленный на выработку черт личности и установок, определяющих полезное для общества отношение к человеку противоположного пола. Суть его заключается в реальной неотождествленности психосексуального воспитания и полового просвещения, которые, к сожалению, порой рассматриваются и учителями и родителями едва ли не синонимами. Это приводит к тому, что взрослые, конспективно изложив в ходе вынужденных, а то и просто навязанных юности педагогических монологов некую сумму сведений из попавшейся в руки брошюры соответствующей серии, считают свою задачу выполненной.
Если воспользоваться поэтической метафорой В.Г. Белинского, половое просвещение представляется зерном, которое либо взойдет на подготовленной почве, либо зачахнет на неудобренной и плохо вспаханной ниве, а то и просто даст уродливые всходы.
“Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова предлагают три положения, на которых, по их мнению, должна основываться система психосексуального воспитания”. [14, с. 58]
Первое: половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирование в детях эталонов настоящего мужчины или женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
Второе: половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицом противоположного пола.
Третье: необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.
“Первым краеугольным понятием системы полового воспитания Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение, которое выступает одной из важнейших педагогических задач.
Вторым основным понятием является понятие о сущности половых различий и значений половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного”. [14, с. 59]
Исходя из вышесказанного, можно определить задачу психосексуального воспитания, которая решается в процессе полноценного развития личности, - это формирование общественно-полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые обеспечивали бы сохранение личного здоровья, создание полноценной здоровой семьи и развитие способности учитывать половые особенности (физического и психологического) характера противоположного пола в процессе всех видов деятельности.
Однако правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути. В условиях нашей страны это имеет особое значение, так как дистанция между национальностями и региональными психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в этой сфере жизни огромное значение. Это выдвигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового воспитания.
Так или иначе, но совершенно очевидно, что суть половой дифференциации в психологии развития личности заключается в становлении психологического пола ребенка, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса “биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения”. [4, с. 215]
Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения. Это значит, что половая дифференциация, с одной стороны, отражает сам факт наличия определенных психологических признаков, связанных с половой принадлежностью, с другой, процесс приобретения этих признаков, формирование психологического пола личности в истории культуры (социогенезе) и индивидуальной истории человека (онтогенезе).