Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими все то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к детям и самим родителям, как воспитателям.
Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта), он не сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе.
Сыновьям властных матерей - семейных лидеров - грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребенка трех-четырех лет, то есть блокирую проявление формирующегося “Я”, в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми. В личном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской половой роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения считать грубость, агрессивность, жестокость. Словом то, с чем нередко встречаются на улице и, как ни печально, в кино. У таких детей труднее развить способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением.
Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребенка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!
Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата - ребенка. Дело в том, что он не умеет читать мыслей и чувств родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.
Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Но и случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
То есть “появляющийся на свет человеческий индивид имеет от природы достаточный диапазон задатков и возможностей, чтобы стать личностью, приобрести определенную социальную ценность. Однако в действительности, как мы знаем, это происходит далеко не всегда одинаково успешно. Возможно, как раз, одна из причин состоит в том, что первоначальная жизненная школа, условия, в которых начинается освоение мира и поиск своего места в нем, столь неоднозначны”. [27, с. 7]
Обобщая все сказанное выше, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь, как чувство, не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. И если взрослый вдруг захочет понять другого, ему непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания.
Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя - это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь - одна из самых больших человеческих ценностей, Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь матери и отца помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.
“Как известно, любят - не за что-то,
а вернее, любят - почему-то,
это сердца тайная работа
и ума спасение и смута.
И поскольку: ничего - бесплатно,
и коль скоро: никому - задаром, -
дорога любовь невероятно
на Земле, на шаре нашем старом”.
А. Кондратьев.
Глава 2. Материалы методологии и методы исследования психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников.
2.1. Методика и методы экспериментально-психологических исследований.
Основной целью экспериментальной работы явилось выявление полоролевой идентификации ребенка дошкольного возраста, что позволило бы нам утвердиться в правильности поставленной гипотезы о том, что раннее обращение к воспитанию пола в семье способствует осознанному развитию мужественности и женственности.
Для проведения исследовательской работы использовались:
1. Диагностический прием “Рисунок человека”.
Данный метод был предложен в 1926 году Ф. Гудинаф, которая предприняла попытку создания стандартной шкалы признаков для оценки качества рисунков человека. Эта шкала была направлена на оценку рисунка с точки зрения уровня интеллектуального развития, и при помощи нее можно выявить, как воспринимает себя ребенок, его полоролевые предпочтения и ориентации.
В 1963 году Д. Каррис, ученик Ф. Гудинаф, провел новую стандартизация данного задания. Шкала признаков для оценки рисунка “Нарисуй человека” по Гудинаф-Харрису содержит 10 категорий информативных признаков, которые учитываются при анализе:
? части тела, детали лица;
? объемные изображения частей тела;
? качество соединения частей тела;
? соблюдение пропорций;
? правильность и детальность изображения одежды;
? идентификация ребенком своего пола;
? качество владения карандашом: твердость, уверенность линий;
? степень произвольности владения карандашом при рисовании;
? детализация рисунка;
? величина фигуры.
Детям в количестве 29 человек предлагается нарисовать человека, не указывая, кого конкретно, идет уточнение представлений детей о своей принадлежности к тому или иному полу.
2. Беседа с детьми.
Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребенком роли мужчины и женщины.
3. Составление рассказов.
Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям, в количественном составе: 15 девочек и 14 мальчиков. девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.
Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек.
4. Анкета для родителей.
Анкета содержит 14 вопросов, с помощью которых выясняется осведомленность и просвещенность родителей о проблемах психосексуального воспитания и полоролевого развития ребенка в семье. Рассматриваются взаимоотношения ребенка с членами семьи, с кем чаще общается ребенок, к кому больше привязан; как организована деятельность детей в семье. Анкета позволяет выяснить, имеют ли место в семье беседы с ребенком на тему, какая должна быть девочка и какой должен быть мальчик.
5. Анкета для воспитателей.
Анкета содержит 8 вопросов, с помощью которых идет попытка выявить, ведется ли работа воспитателями по восприятию ребенка себя, как представителя определенного пола. используются ли игры, упражнения, занятия и другие разнообразные формы работы с детьми по половому воспитанию. При анализе анкеты учитывается актуальность проблемы психосексуального воспитания в условиях данного дошкольного учреждения.
6. Цикл занятий.
Состоит из 5 занятий, которые направлены на понимание и осознание ребенком роли матери и отца, воспитание чувств любви и уважения к ним. Занятия знакомят ребенка с проблемой проявления чувства мужественности и женственности, позволяет увидеть женскую красоту и испытать чувство благородства. Занятия построены в доступной, занимательной форме с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей. В них использованы развивающие игры, психологические этюды, упражнения, формы совместной деятельности детей.
2.2. Результаты исследований.
1. Тест “нарисуй человека”.
Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятие ребенком себя, принадлежность к тому или иному полу.
Анализируя рисунки детей, можно сделать вывод, что уровень нормального интеллектуального и психического развития без нарушений в общении, высокий эмоциональный настрой у детей составляет 86 % из числа тестируемых. Восприятие себя и идентификация себя со своим полом из 100 % числа детей составляет 93 %. Приложение № 1.
2. Беседа.
Цель: формирование представления детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности у девочек, у мальчиков - мужественности.
Из проведенной беседы можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста достаточно полно сформировано представление о своей половой принадлежности. Это объясняется умением детей различать половые и возрастные отличия людей. Дети способны определять и идентифицировать пол, как по внешним признакам, так и по строению и особенностям тела.
Понимание девочками чувства женственности, также как мальчиками - мужественности есть, но недостаточно осознанно. Внимание этому аспекту уделяется мало, и в повседневной жизни знания не применяются. Приложение № 2.
3. Составление рассказов.
Цель: понимание девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков. Понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности.
Анализируя составленные детьми рассказы, можно сказать, что дети с неподдельным интересом и удовольствием участвовали в их составлении. Девочки использовали сложные предложения, детально поясняя то, о чем говорили, были очень эмоциональны. Мальчики отличались простотой изложения. Но общая для девочек и мальчиков трудность состояла в недостаточности словарного запаса, особенно для выражения чувств.
Рассказ без наводящих вопросов составить было затруднительно, но тем не менее, тонкой нитью чувствуется понимание детьми и интерес к противоположному полу. Есть осознание и значимость того, что мальчики - настоящие мужчины, которые берут на себя сложные поручения и обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся о создании красоты, учатся быть терпеливыми и нежными. Приложение № 3.
4. Анкета для родителей.
Цель: выявить, насколько значима и актуальна для родителей проблема психосексуального воспитания и полоролевого развития ребенка в семье. Уточнить просвещенность родителей по данной проблеме.
По результатам анкетных данных было выявлено, что число опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка в семье, составляет:
? 56 % - мама и папа;
? 44 % - только мама.
Данные о большей привязанности ребенка составляют:
? 60 % - к матери;
? 7 % - к отцу;
? 33 % - к обоим.
Родители, которые уделяют внимание психосексуальному воспитанию и утверждают значимость этой проблемы, по результатам исследований составляют 71 %.
На многочисленные почему, как, откуда, какая должна быть девочка, какой должен быть мальчик, способны беседовать с детьми 93 % из числа опрошенных. К тому же 26 % родителей могут и читают литературу детям, касающуюся вопросов психосексуального воспитания, а 74 % считают, что литературу читать не нужно.
По итоговым результатам рассказ родителями о факте рождения ребенка в интерпретированной для него форме составляет 78 %. Нашлись и такие, которые повествуют в научно-публицистической форме, число таких родителей составляет 22 %.
Из 100 % всех опрошенных число тех, для которых пол ребенка при рождении не имел значения. по данным анкетирования составляет 22 %. Хотели мальчика, а родилась девочка - 11 %. Хотели мальчика, и родился мальчик - 41 %. Хотели девочку, и родилась девочка - 26 %.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что проблема психосексуального воспитания и полоролевого развития ребенка в семье достаточно актуальна для родителей (93 %), и большой процент родителей способны и имеют желание передать свои знания детям. Приложение № 4.
5. Анкета для воспитателей.
Цель: выявить, какая работа ведется воспитателями по восприятию ребенком себя, как представителя определенного пола. Актуальна ли проблема психосексуального воспитания в дошкольном учреждении.
По данным анкетирования выявлено, что проблема психосексуального воспитания в условиях дошкольного учреждения актуальна на 100 %, так как оно способствует формированию мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Результаты показали, что воспитателями ведется работа по данному направлению: на занятиях познавательного цикла, в беседах, играх, показах, чтении художественной литературы, задаваемых ситуациях и даже на личном примере. При возникающих трудностях в поведении детей воспитателями тактично и умело использованы попытки выхода из кризисной ситуации, найдены хорошие способы и приемы для их предотвращения.
Воспитателями отмечен факт, что чем раньше обращаться к вопросам половой принадлежности, тем уверенней чувствуют себя дети и не допускают каких-либо возможных ошибок. Приложение № 5.
6. Цикл занятий.
Из проведенного цикла занимательных занятий следует сделать вывод, что такие занятия необходимы детям, интересны; они направлены на формирование чувства мужественности и женственности, развитие своего “Я”, умение действовать самостоятельно, проявлять смекалку, воображение и творчество.
Идея, с которой были проведены занятия - это полученные знания использовать в жизни, постигать новое, интересное и непонятное не только в сфере психосексуального воспитания, но везде и повсюду. Приложение № 6.
Выводы.
На основании полученных результатов исследования были сделаны выводы:
1. Нашим исследованием подтверждено предположение о том, что раннее обращение к воспитанию пола в семье способствует осознанному развитию мужественности и женственности. Результаты полученных данных доказывают это, 93 % родителей уделяют внимание психосексуальной сфере развития ребенка.
2. Роль родителей является важнейшим условием в половой идентификации ребенка, 80 % детей воспитывается в полной семье.
3. Проведенное нами исследование подтвердило положение о том, что игра является важнейшим фактором полоролевого воспитания детей.
4. Полученные результаты имеют свою практическую значимость. Воспитание с учетом половых различий и создание условий для их развития в детских садах и дома поможет родителям и воспитателям способствовать наиболее полноценному психическому развитию детей.
Таким образом, полученные данные помогают не только решить теоретические вопросы, связанные с проблемой полоролевого воспитания дошкольников, но и осуществлять целенаправленную работу с детьми и по просвещению родителей.
В заключение хотим дать рекомендации. Приложение № 7.
Словарь терминов.
Интимность | глубокая личная значимость, сокровенность. | |
Маскулинность | совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины. | |
Образ “Я” | восприятие себя, представление о себе. | |
Пол | комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку. | |
Половая идентичность | переживание своей соотнесенности с характеристиками пола. | |
Половая роль | модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского пола. | |
Половая социализация | процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин. | |
Половое воспитание | система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки). | |
Фемининность | совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины. |