Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
p align="left">

Литература.

1. Аглаи А. Все-все-все на твой вопрос “Где я был, когда меня не было?”.

2. Аудариня А., Путниньш М. Откуда берутся дети?

3. Арканцева Т., Заводилкина О. Нарисуй человечка // Обруч № 6, 1998, с.12-14.

4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000.

5. Безруких М.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. - М: Политиздат, 1991.

6. Борман Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании: о подготовке подростков к браку и формированию семьи; перевод с немецкого В.П. Милютина. - М: Педагогика, 1979.

7. Ваш ребенок (авторы: И.И. Гребешкова, Н.А. Ананьева, С.Г. Прибакин и др. /под редакцией И.И. Гребешевой). - М: Медицина, 1990.

8. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М: Педагогика, 1990.

9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М: “КСП”, 1996.

10. Захарова Л.Н. Дитя в очереди за лаской. - М: Политиздат, 1991. (Библиотечка семейного чтения).

11. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л: Медицина, 1979.

12. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. - Л: Медицина, 1988.

13. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М: Педагогика. 1991.

14. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информационно-методические материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”; Книга для учителя. - М: Просвещение, 1998. (Психологическая наука - школе).

15. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М: Педагогика, 1986. (Педагогика - родителям).

16. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М: Советский спорт, 1990.

17. Календарь для родителей. - М: издательство “Педагогика-пресс”, 1993.

18. Леви В. Нестандартный ребенок. - С-П: Питер, 1993.

19. Леонидова Б. “К моему не пристанет!” //Дошкольное воспитание № 3, 1997, с. 97-100.

20. Откуда я взялся? Издание для детей и юношества. Ред.: Боровой Е.В. малой предприятие МЭТЭК Белорусского экологического союза, 1991.

21. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников “Открой себя”. - М: Линка ПРЕСС, 2000.

22. Репина Т. Мальчики и девочки: две половинки?// Обруч № 6, 1998, с. 3-6.

23. Соловей П.С. Ты, я и все, все, все… - М: Политиздат, 1990.

24. Семья: (Книга для чтения) сост. Андреева И.С., Гулыга А.В., 1990.

25. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. // Дошкольное воспитание № 4, 2000, с.37-41.

26. Сигимова М.Н. Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.-Новосибирск: НИПК и ПРО, 1995.

27. Титаренко Т.М. Такие разные дети. - К: Рад. шк., 1989.

28. Тархова А.П. мальчик, мужчина, отец. - М: Знание, 1992.

29. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? - М: издательство “Прогресс”, 1980.

30. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: перевод с английского. - М: Педагогика, 1993.

31. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: перевод с английского/Предисловие К.Г. Митрофанова. - М: Прогресс, 1992.

32. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М: Педагогика, 1989.

33. Хиглинг М. Как беседовать с реюенком о сексе. - С-П: Питер Ком, 1998. (Серия “Вы и ваш ребенок”).

34. Ханхасаева И.Н. Растет дочка, растет сын. - М: Педагогика, 1991.

35. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? (Дети и семейный конфликт) Л. Анзорг: Книга для учителя: перевод с немецкого. - М: Просвещение, 1987.

36. Школа начальников. Раздельное воспитание: за и против.// Обруч № 6, 1998, с. 6-8.

37. Энциклопедия сексуальной жизни для детей: перевод с францезского Т. Большаковой, Е. Нартовой, иллюстрации Ф. Доре, М. Лорана. - М: Дом, 1994.

38. Юдин Г. Главное чудо света. - М, 1992.

Приложение № 2.

Беседа с детьми.

Цель: формирование представления детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности (у девочек), а у мальчиков - мужественности.

Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по-вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими, на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастете, то кем станете: юношей или девушкой, дядей или тетей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?

У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что у мальчиков и девочек есть одинаковое? (Глаза, нос, уши, руки, ноги и т.д.) Но есть ли у человека органы, по которым сразу можно определить, кто ты - мальчик или девочка? (Эти органы находятся ниже нашего пупочка и называются половыми органами, потому что по ним определяют пол человека: мужской или женский).

С какой девочкой вам хотелось бы дружить: с грубой, драчливой, крикливой или доброй, нежной, внимательной? девочки заботятся о создании красоты, уюта. О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.

Как вы думаете, что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность - это уважительное отношение к девочке, как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.

Чтение стихотворения К. Тангкрыхулиева “Совсем как папа”.

Приложение № 3.

Составление рассказов.

Цель: понимание девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков. Понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности.

Рассказ о мальчиках.

Мальчики - это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых сережек, длинных косичек и бантиков. Когда у нас праздник, мальчики надевают пиджак с галстуком или бабочкой. В отличие от девочек мальчики не носят юбочек, они голенькие совсем другие, чем мы. Всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы, модельки. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.

Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе (машину ремонтировать, игрушки). Было бы хорошо, если бы мальчиков не было в группе. Нет, нехорошо! (начался спор) “Просто ты, Настя, влюбилась в Никиту, вот и все!”

Мы считаем, что девочки послушнее мальчиков, потому что мальчики всегда бесятся. Они любят слушать тяжелый металл. Мальчики очень красивые. Они должны защищать девочек, уступать место и никому не отдавать девочек.

Рассказ о девочках.

У девочек длинные волосы, есть сережки. Они ходят в платьях. Девочки красят губы и ресницы. У них туфли с каблуком. Девчонки любят играть в куклы, рисовать. Всегда рисуют кукол, принцесс и собачек, а мальчишки рисуют мотоциклы, танки, самолеты, покемонов, домик, огород. Девчонки в своем кукольном уголке играют в мамочек. Качают кукол, кормят их и играют как будто они - воспитательница наша. А мы, мальчишки, любим играть в ракетки, футбол, бьемся в каратэ и строим самолеты. Мальчики относятся к девчонкам вежливо, ласково, поцелуют, ведь девчонки неженки. У них глаза красивые, в отличие от нас у них … другая. Девчонки послушнее мальчиков, они готовят, ухаживают, нянечками становятся. Мальчики работают, им же надо деньги зарабатывать. Они должны быть как папа. Вообще мальчики помогают маме, а девчонке - папе. (Многие мальчики очень хотели бы быть похожими на маму, вот несколько вариантов ответов: “потому что на папу не хочу, он пьет, курит, порошок не приносит”; “потому что мама добрая, они любит меня”; “мама мне все разрешает”).

Наши девчонки часто плачут, они плаксы, когда их кто-нибудь обидит. Все девочки красивые.

После составления рассказа детям было предложено написать красивые слова той девочке, которая нравится.

Приложение № 6.

Секретные совещания настоящих мужчин.

Занятие № 1. Мальчики - будущие мужчины.

Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Ход занятия:

1. Пальчиковый игротренинг “Солдаты”.

Цель: дать эмоционально-положительный настрой на занятие. Умение принять игровую роль.[Дошкольное воспитание № 5, 1997, с. 75]

2. Беседа. Все может родная земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди - и стар, и млад - поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины.

На земле нет войны, а настоящие мужчины есть. Кто они? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие поступки могут положительно оценить люди? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Настоящий мальчишка обязан воспитывать в себе настоящий мужской характер. Что это такое? Мужчина должен быть твердым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, - для этого нужна твердость. Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными.

А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда, даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.

Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества: решительность, смелость, твердость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость.

4. Обыгрывание нескольких ситуаций.

5. Упражнение “Волшебники”.

Цель: воспитание дружелюбного отношения друг к другу. Умение проявлять заботу и внимание. Способность действовать в определенных ситуациях по-мужски. Детям предлагается вообразить, что они волшебники и могут исполнять любые желания других.

Предлагаемые ситуации:

? вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;

? бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримите;

? вы видите женщину с девочкой, у которой в руках тяжелая сумка с покупками, что вы сделаете;

? другие ситуации;

? закончи предложение:

· когда я вырасту, я буду…;

· самое интересное - это…;

· мое самое любимое дело…;

· мама сердится, если…;

· мой лучший друг…;

· мама меня хвалит за…;

· я радуюсь, когда…;

· быть вежливым, значит…;

· проявление мужественности - это…;

· настоящий герой - это…

7. Работа в “Уголке мужского дела”.

Оборудование: гвозди, молоток, дощечки, шурупы, винтики, болты. ремонт игрушек.

Чтение:

? сказка “Как мальчик спас свой город”;

? К.Д. Ушинский “Сила не право”;

? сказка “Два брата”;

? Е. Пермяк “Для чего руки нужны”;

? Н. Носов “Заплатка”;

? Дж. Родари “Чем пахнут ремесла”;

? Е. Пермяк “Торопливый ножик”;

? В Осеева “Сыновья”;

? В. Бороздин “Тренировки”;

? С. Барузднин “Когда люди радуются”.

Занятие № 2. Мальчики - маленькие рыцари.

Цель: воспитание взаимоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых. Умение ценить женскую красоту и благородство.

Ход занятия:

1. Беседа. Знаете ли вы, кто такой рыцарь? Где его можно встретить?

Рыцарь - это самоотверженный, великодушный и благородный человек. Настоящий мужчина-рыцарь должен уважать девочку, женщину и быть опорой для них. Каждый должен быть бережным по отношению к своей маме, потому что мама любит, и любит сильно и безгранично. Рыцари ценят дружбу с девочками и их взаимоотношения должны быть чистыми и открытыми. Кто-нибудь дружит с девочкой? Какие чувства проявляете?

Встречались ли вам ситуации, когда вам хотелось обидеть девочку? Какие? (Разбор ситуаций). У рыцарей есть хорошее правило: конечно, жаловаться плохо, но драться с девочками не надо. Во-первых, драка - самый несовершенный и самый неубедительный способ доказательства. Во-вторых, если более сильный поднимет руку на более слабого, он не может быть правым.

Благородный мужчина-рыцарь должен находить красивые слова и быть сильным по отношению к девочкам. Какие слова вы сказали бы понравившейся вам девочке? Вспомните героев из волшебных сказок. Как проявляли они благородство? Какие поступки совершали? Ведь благодаря проявлению мужества, решительности, любви, сказки всегда заканчиваются хорошо.

2. Игра “Закончи и нарисуй сказку”.

В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй, нежной и умной. Но этого мало: она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными, поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось…

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невидимое существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее, и она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты, маленький рыцарь, помочь Принцессе и жителям сказочной страны? Попробуй. (Дети прелагают ситуации, идет обсуждение, затем предлагается нарисовать спасение Принцессы).

Чтение:

? “Русские богатыри”: Былины и героические сказки;

? Русские народные сказки;

? Дагестанская сказка “Храбрый мальчик”.

Клуб маленьких леди.

Занятие № 3. Девочки - маленькие хозяюшки.

Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.

Ход занятия:

1. Беседа. Что значит семья? Кто для тебя мама, папа? Бывают ли случаи, когда ты их огорчаешь? Ты помощница для них? Что входит в твои обязанности по дому? Помогаешь ли ты маме стирать, готовить, убираться? По-вашему, кто она, настоящая маленькая хозяюшка? Что значит слово “хозяюшка”? Слово “хозяйка” значит та, которая ведет хозяйственные дела в доме, в семье. Она создает уют, она хранительница домашнего очага, умеющая заботиться о людях и дарящая любовь природе. А словом “хозяюшка” называют маленьких маминых помощниц. Что, по-вашему, должна уметь хозяюшка? Те, у кого есть младшие братья и сестры, расскажите, в чем заключается ваша помощь им?

Умелую хозяюшку не должны страшить трудные поручения. Даже выполняя тяжелую, нелегкую работу, она должна быть женственной, красивой, ведь красоту женщины можно сравнить с цветком.

Быть женственной - это значит какой? Что является главным признаком женственности? Чем вы можете помочь маме, если она пришла с работы очень уставшая? Чем порадовать папу, если он огорчен? (Разбор и обсуждение ситуаций).

Какие сказки или сказочные персонажи помогают нам узнать о трудолюбии, заботе о животных, людях, о любви? Если каждая из вас сделает в день одно хорошее дело, уже тогда счастливее станут ваши воспитатели и родители, которые очень хотят, чтобы вы росли умницами, трудолюбивыми, нежными, ласковыми и умели любить.

2. Игра “Какого цвета счастье?”

Цель: формировать умение выражать определенное настроение, цвет, показывать мимикой эмоциональное состояние.

Предлагается мимикой изобразить счастье, затем нарисовать его (под музыку).

3. Организация самостоятельной деятельности детей.

Цель: развивать творческую активность детей, воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, умение действовать в кругу сверстников.

? Игровая зона “Салон красоты”.

? Игровая зона “Юннаты” (помощь в уголке природы).

? Игровая зона “Хозяюшка” (приготовление бутербродов, сервировка стола).

? Игровая зона “Ателье” (пришивание пуговиц).

4. Рисование “Я - маленькая помощница в доме”.

Чтение:

? В Осеева “Добрая хозяюшка”;

? Сербская сказка “Почему у месяца нет платья”;

? А Барто “Катя”;

? К.Д. Ушинский “Лекарство”;

? Л. Вороикова “Новая кукла”;

? С. Баруздин “Мамина работа”;

? Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка”;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать