Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
p align="left">Не правда ли, стоит призадуматься: ведь немало зависит и от особенностей самого ребенка. Не всякий ребенок восприимчив к таким “обратным влияниям”. Риск феминизации мальчиков и маскулинизации девочек тем больше, чем больше в “природных” задатках ребенка склонности к навязываемому стилю поведения.

1.4. Роль родителей в половой идентификации ребенка.

Семья образует интимный, приватный мир человека, это прикасающаяся непосредственно к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества и социально-психологическая ниша: ее отношения с обществом не лишены диалектических противоречий. Она может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом; способна украсить жизнь и искалечить ее.

В семье сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты. “Мой дом - моя крепость” - в нее нелегко заглянуть, а тем более разглядеть во всех мелких подробностях и управлять ею со стороны. Но семьи вне общества нет. Мы привыкли говорить, что какова семья - таково общество. Не менее справедливо утверждать, что каково общество - такова семья.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако, семейная жизнь - не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. “Для этой “экологической системы” характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени). Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную “экологическую нишу”, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции”. [32, с. 44]

Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость, заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой.

Несомненно, что ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Ответственность родителей за половое воспитание детей очень велика, потому что только они могут научить своих детей взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей - главный воспитывающий фактор воздействия на ребенка. “Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок”. (В.И. Кочетков).

Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). Однако, продолжающаяся десятилетиями жизнь двух эмоционально разъединенных людей ради ребенка часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия. Нерешенные супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, влияют на ребенка посредством психологических механизмов.

Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти проблемы и таким образом помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Семья - единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его “плохое” поведение, как правило, является симптомом других семейных “болезней”.

Двое на жизненном пути. Как найти друг друга? Как, найдя, не потерять? Как видеть в избраннике не соперника, а друга? И как быть ему опорой и самому находить в нем опору? Трудно, все трудно.

Двое на жизненном пути. Но их никогда не бывает двое. Рядом родители, дети, друзья и товарищи. Все они - каждый по-своему - дороги нам, и хочется сохранить с ними близость и понимание. И это тоже трудно. Трудно еще и потому, что за бегом дней, переполненных заботами, не успеваешь подумать о самом главном - об отношениях с теми, кого любим. И часто спохватываемся лишь тогда, когда что-то разлаживается. Мы начинаем что-то лихорадочно предпринимать, но… поздно.

Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей, особенно, если они скрыты от ребенка. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного человека переживались лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать. Новорожденный, не понимающий языка, ни значения выражения лица, тем не менее, улавливает состояние матери. Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придает им своеобразный смысл. Однако, часто он просто воспринимает, что, когда мама и папа такие, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое.

“Ребенок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением”. [32, с. 146]

Даже не понимая, что он делает, ребенок “ощупью” находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения. Не всегда эти средства и способы, интуитивно или случайно найденные ребенком, достигают продолжительного эффекта. Часто за минутное избавление от напряжения ребенок платит большую цену. Однако он этого не понимает и не видит, как не видят и не понимают этого его родители…

Заметим, что, как правило, родители исходят из своих собственных переживаний, не учитывая переживаний ребенка, не понимают, что они могут оказать или оказывают негативное влияние на дальнейшее его развитие. Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких-либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды трех-семи лет и в период полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяет нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передается ребенку. Если родители ведут себя естественно, то ребенка до поры, как правило, не смущает его обнаженное.

Ребенок может задавать родителям вопросы о телесном различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей

Если родители осознают это, то им необходимо заметить, что не только они воспитывают ребенка, но и ребенок, в свою очередь, воспитывает их, и тогда родители смогут найти удовольствие и удовлетворение в этих взаимозависимых отношениях. Ведь, к сожалению, не существует универсальной “технологии” воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полным научным знанием о семье.

Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С другой - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Согласно традиционному стереотипу - стандарту мужественности мужчина должен быть активным, сильным, уверенным, властным, эмоционально сдержанным, предприимчивым. От женщины ожидают мягкости, слабости, пассивности, зависимости, эмоциональности, подчиненности. Однако, эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, все более широкое участие женщины в общественном труде привели к угнетению женственных качеств и усилению у женщин мужественных, сильных сторон - деловитости, целеустремленности, воли. Рядом с такими мужественными женщинами изменились и мужчины, частично утратившие свои традиционные черты, но приобретшие способность в определенной мере делить с женщиной ее домашние заботы.

Это смешение половых ролей отражает реалии современного общества. Если раньше распределение ролей и набор желательных качеств мужчин и женщин были полярными, то в настоящее время все большую роль играют взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимодействие. Такое положение привело к гибкому распределению ролей и появлению более разнообразного набора качеств, что отнюдь не означает полного стирания граней между полами.

Материнство - вот единственная область, где женщина незаменима, и это главное ее предназначение в жизни. Основные добродетели женщины - нежность, заботливость, ласковость, трудолюбие. А современный мужчина? Мужской была и останется роль воина - защитника Родины, защитника жизни женщин и детей. В семейной жизни никогда не обесценится авторитет мужчины, основанный на уме, эрудиции, способности хладнокровно взвесить обстоятельства и принять решение в трудной ситуации. В воспитании детей он определяет “генеральную линию”, так как меньше, чем мать поддается колебаниям чувств и смене настроений, более беспристрастен и требователен. Если женщина эмоциональный лидер в семье, то мужчина - волевой. Он уверен в себе, и это обеспечивается ответственностью во всех делах, самостоятельностью в жизни, умением взять на себя трудности. Он закален, у него умелые руки, способные справиться с любым делом.

Считается, что отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка, и, следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя и в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково важны для формирования половой идентичности у ребенка того же пола.

Особое значение имеет ошибочная родительская тактика в отношении половых качеств своих детей. Малмквист, останавливаясь на ошибках отца в отношении к дочери, указывает на вредность для развития половой идентификации как поощрения мальчишеского поведения в дочерях, так и “открыто обольстительного” поведения. Оптимальным является, если отец, начиная с дошкольного возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине.

Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке ее женственные черты, а в мальчике - мужественность.

Нельзя начинать с вопроса: “Как нужно воспитывать мальчиков и девочек?”. Сначала нужно ответить на вопрос: “Какую роль мужчины и женщины хотят играть в нашем обществе?”. Когда мужчины и женщины найдут для себя ответ на вопрос, какую роль они хотят играть в обществе, тогда легче ответить на вопрос, как воспитывать девочек и мальчиков.

Никто еще не исследовал, не изучил, насколько велика роль отца в воспитании ребенка. Все педагогические сочинения, все научные труды ориентированы на мать, адресованы матери и никогда - отцу, начиная с “материнской школы” Яна Амоса Коменского и кончая любой современной книгой по воспитанию, где есть главы, специально написанные для матери, для бабушки, даже для свекрови. Но на наш взгляд отец должен участвовать в воспитании мальчика с первых минут его появления на свет. Нельзя ограждать его ни от пеленок, ни от недосыпа, ни от каких иных нагрузок. Все вместе, все хотя бы пополам! Ведь его влияние огромно, утрата влияния невосполнима.

“Отец, отказываясь от ухода за малышом, лишает и его, и себя многих прекрасных минут. Эмоциональные отношения между ребенком и отцом - результата частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное - отношения между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью”. [28, с. 20]

Для отца ребенок обычно представляет довольно большую психическую нагрузку: ночью от него плач, беспокойство, днем и вечером из-за младенца того и гляди, лишишься любимой спортивной передачи, смотреть которую было его священным правом. Иногда муж с трудом может смириться с тем, что он больше не центр внимания, вокруг которого вращается вся жизнь семьи.

У каждого отца есть, разумеется, любопытство, интерес к малышу, и здесь жене необходимо умело это использовать, поручая ему все более сложные и ответственные дела.

О том, чем отличается материнское и отцовское воздействие на детей, интересно и тонко написал писатель Симон Соловейчик. “Материнское отношение, - говорит он, - означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты. При таком сочетании ребенок чувствует, что он нужен, что он любим, хорош и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше”. [28, с. 30]

Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается отношений, любви. Отцовская критика - просто критика, материнская - отказ в любви (так кажется ребенку). Если отец отвернется - проживу, если мать - пропал.

Да, сексуальная ориентация нужна, пусть отец покупает сыну игрушечные машины, пистолеты, приглашает помогать во дворе, гараже, а дочери покупает куклы и делает ей комплименты по поводу нового платья или приготовленного блюда. Правильно ориентировать девочку - это значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду прививать женские навыки, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, а также развивать такие качества, как мягкость, справедливость (к ней особенно чувствительны девочки), восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому: помочь накрыть стол к приходу гостей, помыть посуду, испечь пироги. С удовольствием девочки приобщаются к шитью, вышиванию, учатся вязать. Не остается без внимания внешний вид детей, аккуратность прически, ведь, если люди опрятно одеты, с ними приятно общаться.

Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны.

В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, заласкивание. В таких случаях мальчик, как правило, вырастает безвольным, пассивным, зависимым.

Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, мог бы проявить себя как представитель “сильного” пола, приучался бы брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. Так, следует приучать мальчиков уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку, тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: “Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!” воспримутся сыном как настоящая награда.

Необходимо уделять особое внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.

Достаточно часто встречаются и особые случаи, когда родители, мечтавшие о рождении сына и получившие желаемое, в данном случае отец, посчитали мальчика развивающимся недостаточно маскулинным. отец начал усиленно тренировать сына, заставляя лазать его по деревьям, драться и выполнять то, что отец считал подходящим для своего мальчугана, таким образом постоянно подчеркивая его недостаток. А правильно ли поступал отец? Ведь такие сверхмаскулинные требования и трудности общения с отцом могут оказаться мальчику не по силам и привести к невротическому срыву.

В книге Д.Н. Исаева и В.В. Кагана “Психология пола у детей” приводится случай с мальчиком восьми лет, который не мог глотать пищу (в течение недели - твердую, в последние два дня - жидкую). Оказалось, что его отец - тренер по плаванию. Он, волевой, категоричный человек, считал сына недостаточно мужественным, постоянно навязывал жесткий режим зарядки, затем бег и плавание. Он взял его в свою группу с интенсивным режимом занятий и не изменил режим даже после появления у мальчика бассейного коньюктивита. В процессе такого “перевоспитания” мальчик начал бояться отца, больше стремился к общению с матерью, стал хуже спать и хуже учиться в школе. Отец расценивал все как упрямство, нежелание быть мужественным, стал еще более строгим. После очередной тяжелой тренировки он во время обеда прикрикнул на сына. Мальчик поперхнулся, чем вызвал снова резкое недовольство отца, и следующий кусок ребенок проглотить уже не смог ни в этот день, ни на следующий. Мать старалась кормить его жидкой пищей, но через неделю, когда отец взорвался и по этому поводу, мальчик не смог глотать и ее. В конце концов, ребенка все же показали врачу. С ним было проведено несколько лечебных сеансов гипноза, и он смог вернуться к обычному питанию. Отец же, после беседы с врачом, не изменил своей позиции, хотя согласился ее смягчить. Он стал меньше вмешиваться в жизнь сына, но настоящей эмоциональной близости между ними так и не возникло. Сын еще больше привязался к матери, стал осторожным в общении с другими мальчиками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать