Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области

Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Факультет культурологии

Кафедра культурологии и рекламы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области

Выполнила студентка 5 курса

факультета культурологии

Н.В.Санина

Научный руководитель:

доцент, кандидат искусствоведения

И.В. Берова

Киров 2006

Оглавление

Введение

Глава 1. Школа в контексте развития культуры Вятского края

1.1 Образование в средневековой Вятке

1.2 Просветительские реформы Петра I

1.3 Зарождение образования в Советском районе

Глава 2. Система образования Советского района в послереволюционный период

2.1 Культурная революция в народном образовании

2.2 Основные центры современного классического образования

2.3 Особенности развития школы слабослышащих детей

Глава 3. Центры дополнительного образования в системе культуры Советского района

3.1 Формирование и развитие школы «Искусств» г. Советска

3.2 Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района

3.3 Роль ДДТ в организации культурного досуга детства

Глава 4. Основные тенденции развития специализированного образования Советского района

4.1 Особенности гуманитарного специализированного образования

4.2 Специфика специализированного - технического образования

Заключение

Список литературы

Введение

“Земля - колыбель человечества” - говорил К.Э. Циолковский. Земля - родина человека. А что для человека может быть дороже Родины? На этот вопрос ответить очень трудно. Очень важно любить и уважать свою Родину. Воспитание любви к родному краю, к родному городу или селу - задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но не менее важно знание истории культуры того места, где ты родился и живешь.

Моя родина - г. Советск, которому в 2006 г. исполнится 412 лет. Советск имеет богатую и интересную историю. На протяжении веков жители города защищали его, участвовали во многих исторических событиях, и тем самым вкладывали свою частичку в историю его развития.

Важное составляющее культурологической структуры жизненного пространства человека - образование и воспитание. Образование - одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития.(18,104-105). Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого. Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непрерывному социальному воспроизводству сообщества как культурной системы целостности.(7,47).

С поступлением в школу начинается важный этап в жизни человека - подготовка с самостоятельной жизни. В современном мире без овладения научными знаниями не возможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Поэтому от того, какими сделала нас школа, зависит вся наша дальнейшая жизнь. Но без знания прошлого нет и будущего. Это определяет актуальность данной работы, которая посвящена теме изучения и формирования путей развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области. В данной работе под просвещением подразумевается не эпоха в русской культуре, а просвещение как система творческой деятельности, направленная на развитие той области культурного пространства, которое можно определить как просветительское. Просветительская деятельность тесно связана с образованием, школой.

Школа, как часть культуры как общественный институт, наконец, как сфера человеческой жизни требует постоянного обсуждения. На фоне проявляющихся в последнее время многочисленных исследований промышленной и социальной жизни города Советска явно ощущается отсутствие работ, связанных с аспектами истории развития системы образования. Поэтому, особую актуальность приобретает такое исследование, которое объединило бы отдельные фрагменты, факты системы образования, структурировало бы их, связало в хронологические рамки и осмыслило бы их в общем контексте развития культур.

Именно сейчас набирает силу тенденция обновления школы, качественного изменения содержания образования. Особенно это актуально в провинции, т.к. остро встает вопрос об обеспечении школ оборудованием компьютерами, нужной современной литературой, подбором квалифицированных кадров.

Система образования чутко реагирует на все изменения в жизни общества: политические, экономические процессы находят отражение в школе.(8,35). Переживаемые на протяжении последних лет нашим обществом драматические и эпохальные по своему историческому значению процессы, привели к образованию вакуума-политического, идеологического, культурного.(9,5). В ситуации «большого провала» З. Бжезинский подобный мировоззренческий и научный хаос представляет как большие опасности для системы образования.(2,5).

В настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывом и чреватой новыми культурно-историческими взрывами, важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая статусом культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического процесса, осмысление настоящей общественно - духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности.(9,5). Сегодня, пожалуй, лишь образовательные учреждения помогают молодежи подготовиться к жизни, адаптироваться к новым рыночным условиям.

Но система образования не является системой по обслуживанию интересов экономики, политики, элитарных групп. Она не является киоском по продаже образовательных услуг. Система образования - это отрасль занятости, а не отвлечения ресурсов. Это отрасль по производству духовного и интеллектуального потенциала, по наращиванию “человеческого капитала” - способности нации к производству материальных, интеллектуальных, духовных и культурных продуктов. Это отрасль по производству государственной и социальной безопасности, по производству мира и спокойствия, надежд и уверенности личности. (36,1-2).

Русская провинциальная школа формировалась на четырех уровнях: средневековый, дореволюционный, послереволюционный, современный. Эта структура позволяет рассмотреть, как средневековая школа влияла на развитие дореволюционной школы, какое влияние дореволюционная школа оказывала на послереволюционную школу и к чему это развитие привело на современном этапе. Следуя этой структуре, первая глава работы рассматривает историю возникновения и специфику развития средневековой школы Вятского края, зарождение письменности, книгопечатания, счета. В этой же главе рассматривается зарождение образования в Советском районе.

О системе образования Советского района в послереволюционный период рассказывает вторая глава работы. Рассмотрев ее и сопоставив с историей развития средневековой школы, мы можем установить особенности культурной революции в народном образовании; особенности этапов формирования системы общего образования; школу на современном этапе общества. В этой же главе нашло отражение общее положение о специальных образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии; а также организация деятельности специального образовательного учреждения II вида и коррекционных классов VIII вида, находящихся в г. Советске, как части системы общего образования.

Третья глава рассказывает об основных центрах дополнительного образования, их истории и современности в культуре Советского района. Профилизация общего образования продиктовала введение в работу четвертой главы, которая анализирует среднее специальное образование, что показало наличие преемственной связи между общим и специализированным образованием. Таким образом, данная тема исследуется с периода средневековья до наших дней.

Воссоздать историю образования в Советском районе помог “Очерк о слободе Кукарке, ныне город Советск”, составленный Осташовым П.Ф., в котором обозначены основные этапы становления образования в дореволюционный период.

Девятый том “Энциклопедии земли Вятской” рассказывает об истории образования в наших местах со стародавних времен до нынешних дней, о развитии науки. В девятом томе отражены не только история культуры и искусства, но и культура наших дней. Основу книги составляют статьи исследователей, ученых и краеведов. Том четвертый “Энциклопедии земли Вятской” живо, интересно и фактически достоверно рассказывает о существенных, ключевых периодах в истории.

Исследования по истории русской культуры вводят в научный и учебно - методический оборот принципиально новую концепцию русской культуры. В них нашли отражение многие сложные и дискуссионные вопросы социокультурной истории России. В развитии русской культуры нового времени рассматривается вопрос об образовании, как одном из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества.

Архивные материалы Советского краеведческого музея и отдела администрации Советского района рассматривают факты и вопросы, касающиеся народного образования и статистических сведений. Вопросы модернизации современного образования рассматривают сериальные издания: газеты, методические журналы. Таким образом, впервые удалось собрать и объединить материалы о путях развития русского просвещения в культуре Советского района.

Цель данной работы - исследование и восстановление этапов и путей развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области. Задачи работы вытекают из общего направления исследования:

Рассмотреть основные тенденции формирования системы образования;

На основе анализа материала определить специфику развития общего, специального, профессионального, дополнительного образования в Советском районе;

Структурировать собранный исторический и культурологический материал;

Установить место русского просвещения в культуре Советского района в контексте провинциальных культур;

Рассмотреть перспективы развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области.

В качестве объекта исследования является духовная культура Советского района Кировской области, как часть общей культуры.

Предметом исследования является становление и специфика русского просвещения в контексте культуры Советского района Кировской области.

Глава 1. Школа в контексте развития культуры Вятского края

Школа, как социальный, культурный феномен на территории Вятского края, складывалась постепенно, в тесной связи с тем, что происходило в отечественной культуре, истории в целом. Что такое школа? Определений много. И если не ссылаться на древних, то это место, где происходит передача знаний от учителя к ученику. Идет учебный процесс, изначально носящий воспитывающий характер. Обучать без письма, азбуки, книги нельзя. (31, 13).

Известно, что развитие письменности у славян связано с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия. Они основоположники литературно - письменного языка славян - старославянского.

1.1 Образование в средневековой Вятке

Русские принесли на Вятскую землю более высокую культуру. На протяжении длительной истории, коренные жители земли Вятской финоугоры создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Аборигены края имели свое представление об устройстве Вселенной и окружающем мире. Они постигали одну тайну природы за другой, в совершенстве освоили мир камня, кости, железа. Даже обиходные вещи они украшали сложным и искусственным геометрическим орнаментом, который нес и определенную смысловую нагрузку. Орнамент - это искусство, связанное с измерением и числом, первая письменность, ключ к прочтению, который утерян, уничтожен временем. В определенном порядке расположенные насечки и зарубки на предметах народов коми, мари, удмуртов - свидетельство наличия счета. (31, 15).

Местами передачи знаний могли быть рощи, где осуществлялась обрядовая деятельность древних, проводились инициации (возрастные обряды), знаменующие переход подростков после церемоний и испытаний из группы детей в группу взрослых, полноправных членов общества. Школой как особым социально - образовательным учреждением подобные места конечно, не были, но первыми шагами к ней, длиной в тысячелетие - возможно.

Письменность, книга, школа в подлинном смысле слова, получили свое развитие с приходом на Вятскую землю - русских. Грамоте учили священники, дьяконы, пономари, которых большими партиями расселяли в таких глубинках, как Вятка. Они тесно общались с местным населением, многому научили его - письму, чтению, счету.

Тормозящим фактором для развития культуры в Вятском крае была отдаленность его от Москвы и других культурных центров в России. Это приводило к относительной отсталости местной культуры. До XVIII века здесь не было ни одной школы. Дети духовенства, приказных людей, некоторых купцов получали начальное образование у домашних учителей, какими являлись монахи, подьячие, попы, которые сами были малообразованными людьми. Основная масса населения - крестьяне, ремесленники, мелкие посадские люди - за редким исключением были грамотными. Тем не менее, грамотность, письменность и образованность края постепенно росли. (5, 18).

О письменности на Вятке до присоединения ее к Москве сведений не сохранилось. Но она, несомненно, существовала. На раскопках Никулицкого городища был обнаружен стиль для письма (так называли «писало» - заостренная костяная палочка), аналогичный найденным при археологических раскопках в Великом Новгороде. Это дает основание думать, что вятчане, как и новгородцы, пользовались берестяными грамотами и, следовательно, умели читать и писать. Наличие на Вятской земле церквей и духовенства, а также какого - то канцелярского аппарата у местных воевод, тоже свидетельствуют о существовании письменности. Со времен окончательного присоединения к Москве в Вятском крае было создано новое управление. Общее для всего Московского государства. Широкое развитие получает и письменное производство. (32, 13).

В XVIII веке в связи с образованием Вятской и Великопермской епархии расширилось письменное дело в церковном управлении. С развитием торговли и промышленности грамотность стала распространяться среди посадских людей и крестьян. Но эта письменность имела чисто деловой канцелярский характер.

1.2 Просветительские реформы Петра I

XVIIIвек для России - век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития - это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому положили петровские реформы. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». (1, 226 - 227). Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалованье им, Петр I прежде всего преследовал цель обучения русских людей.

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивалась к государственной службе. А потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось. Иные, привыкнув к привольной жизни в отцовских поместьях, роптали на судьбу, пытались уклониться от учебы, но это редко удавалось. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы. (44, 57).

В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специализированных учебных заведений (до Петра I государственных училищ было мало). В училищах низшей ступени (цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (17, 345 - 346). Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также утвердило свои учебные заведения. Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение астрономия и т. д.) давала организованная в 1701 году школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дисциплина была строгая. Выпускники этой школы назначались преподавателями в другие училища.

При Петре I значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, переводных и русских авторов. Издавались пособия по математике, физике, грамматике, разнообразные словари («лексиконы»), календари. Распространению учебной литературы, как и других книг светского содержания, способствовало введение гражданской азбуки. Церковнославянские буквы изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию. Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги.

Таким образом, суть просветительских реформ в следующем: - организация первых светских школ профессионально - просветительского характера; - введение гражданского алфавита, который облегчил обучение грамоте и способствовал развитию светской литературы; - учреждение Академии наук с гимназией и университетом. Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, т. е. ее «обмирщение», разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры. Полоса петровских реформ. проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру - веру») на собственно «культуру» и собственно «веру». Т. е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). (1, 228 -229). Все это не могло не отразиться на культуре Вятского края, в том числе и на образовании.

По сведениям вятского историка Верещагина, до 1721 года на Вятке не было подготовленных учителей только в самом конце 1720 года учитель Чирков был прислан в Хлынов. (6, 17). После неоднократных предписаний священного Синода, преосвященный Алексий в 1721 г. открыл архиерейскую школу, в которой «обреталось» 27 детей. По мнению же вятского историка А. И. Вештомова, главными причинами неблагосостояния школы явились глубоко неверные взгляды на школьное образование духовенства, которое было приверженцем старого и противником петровских преобразований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать