Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области
p align="left">Начальное женское училище было преобразовано в 1879 году в двухклассное училище, в этом особая заслуга заведующей - Шубиной Юлии Александровны. Она преподавала русский язык и пение, заботилась о воспитании девочек, старалась подарить им яркие, счастливые минуты детства, помочь нуждающимся.

Еще в 1877 году жители Кукарки обратились с просьбой к уездному исправнику о преобразовании училища в женскую прогимназию, но строительство затянулось на долгие годы. Только в 1905 году с разрешения министерства просвещения России Кукарское женское двухклассное училище было преобразовано в прогимназию с 4 летним курсом обучения. 1 июля 1909 год - день рождения Кукарской женской гимназии с 7 лет курсом обучения.

Годом позже в гимназии открыт восьмой (педагогический) класс. Всего учащихся в гимназии 25 лиц. Председатель педагогического совета - кандидат богословия, законоучитель С.А.Правдолюбов. Начальница гимназии - А.А.Мальцева. Всех учащихся 366 человек. Преподавались: закон Божий, словесность, русский язык, педагогика, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, физика, естествознание, космография, французский язык. Учебный год начинался с 15 августа. До начала занятий ходили в зал читать молитву. С 1 по 7 класс гимназистки носили форму. Длина коричневого платья от пола была у всех одинаковая. В волосы вплетали черные или коричневые ленты. На голове шапочки «татарочки», с левой стороны приколот значок с буквами КЖГ (Кукарская женская гимназия). Здоровались девочки реверансом. В кино ходили только организовано, а на улице разрешалось быть лишь до 7 часов вечера. За 7 классов ученицы получали аттестат, 8 классов - свидетельство о присвоении квалификации учителя.

На основании декрета ВЦИК от 16 октября 1918 года «О единой трудовой школе РСФСР» (32, 137) гимназия преобразована в первую единую трудовую школу второй ступени. Обучение стало бесплатным и совместным для мальчиков и девочек. В списке школ города Советска на 1923 год значится «1-я школа 2-й ступени» (в собственном здании, бывшая женская гимназия). Обучается в группах 184 человека. Предполагается обучение в 8 группах - 240 человек.

Работа Советской образцовой неполной средней школы в 1933 - 34 г. была направлена на осуществление исторических постановлений ЦК ВКП(б) в начальной и средней школе, чтобы добиться внесения школы в титульный список образцовых школ РСФСР и оправдать это звание на деле. По ходатайству РК ВЛКСМ и постановлению горсовета от 1 сентября 1934 г. образцовой средней школе присвоено имя «КИМ».

А годы летели, летели как птицы. Сменялись за школьными партами ученики, и верилось, что всё трудное, тяжёлое осталось позади, а впереди счастье огромное, как солнце. Но впереди была война. На начало войны в Советске всеобщим начальным обучением было охвачено 99,8% детей. Создавались условия для обязательного семилетнего обучения. Но из-за вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну решить эту задачу удалось лишь в 50-е годах. (28, 13).

С начала войны в школах введён укороченный учебный год. Вместе с местными ребятами за парты сели дети, эвакуированные из других городов. В связи с уходом директоров и завучей на фронт администрации школ часто менялись. «Учитель и на фронте оставался, верен своей профессии -- личным примером учил, как воевать», - такую высокую оценку дал учителям Маршал Советского Союза Васильевский. (28, 11).

Страна ещё находилась в разрухе, но Советское правительство принимает меры к дальнейшему повышению образования. Был открыт интернат для детей погибших воинов, рядом комната для подготовки домашних заданий, спортзал. С особой теплотой и благодарностью вспоминают учителей той поры: Бизяеву С.И. (учитель географии), Вахонину Е.П. и Куклину Т.Г. - русский язык и литература, Дьякову Е.А. - стоявшую у источников клуба «Книголюб», который и сейчас работает в школе (Приложение 4).

В послевоенные годы учителей в районе не хватает, особенно в сельских школах. Райком партии совместно с РОНО принимает решение открыть при средней школе №1 специальный класс, одиннадцатый, который назывался педклассом. Дело новое, ответственное - за десять месяцев подготовить учителей. Но педагогический коллектив взялся за осуществление поставленной задачи. Подобрали самых лучших преподавателей. Как вспоминают выпускники Г.Коноплёва и Мельницев: «Очень доброжелательно встречали нас А.Н.Кошкина, В.В Таныгина, Е.А.Шустова, Т.С.Мотовилова, помогали готовить и проводить наши первые самостоятельные уроки. Сколько было волнения и радости, когда за урок получали высокую оценку. С тех пор прошло много лет, но воспоминания живы в памяти. Ведь всё хорошее помниться долго». (12, 76). С 1964 по 1970 годы школа имела следующие названия: Советская общеобразовательная трудовая политехническая средняя школа №1; Советская средняя школа №1; общеобразовательная средняя школа №1 (Приложение 5). (52).

До 1972 г. школа размешалась в старом здании гимназии с пристроями, построенном на улице Казанской, ныне ул. Ленина. С 11 января 1972 года дни школьной жизни потекли в современном здании. Жизнь в школе кипит, учащиеся занимаются поисковой работой, участвуют в районных и областных олимпиадах. Традиционными в 80-х годах стали праздники первого и последнего звонка, уроки знаний и уроки мужества, конкурсы «Защиты профессий», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девушки», игры «Зарницы», туристические слёты, походы, встречи разных поколений.

Какова же школа в современности? Коллектив школы всеми усилиями старался добиться успехов, и результат на лицо. Благодаря их работе не только увеличилась результативность обучения, но и также возросло и качество знаний. Реальным показателем деятельности учителей является успеваемость учащихся. Ежегодно выпускники оканчивают школу с медалями.

Сейчас в школе 51 класс комплект, в них обучается 1290 учащихся (среди них 564 мальчика и 726 девочек). В начальных классах обучается 384 человека, в школе работает 60 учителей и воспитателей. Среди них 12 отличников просвещения РСФСР, один заслуженный учитель. (25). Многие учителя награждены грамотами Министерства просвещения, управлением народного образования, региональными представителями дополнительного образования (Приложение 6).

Большой и работоспособный коллектив постоянно в поиске. Социальный запрос образования на хорошие знания требует большой ответственности педколлектива за качественную работу по обучению учащихся. Поэтому школа сегодня ежегодно экспериментирует, вводит что-то новое, используя опыт передовых школ области. Сегодня в школе осуществляются инновационные процессы с учётом возможности школы, интересов учащихся и пожеланий родителей. С сентября 1993 г. педколлектив стал работать по новому базисному плану. Используя возможности базисного плана, введены новые предметы. Этот план позволяет учесть особенности и возможности школы, желания учащихся и их родителей изучать предметы по выбору в 10 - 11 кл., создавать индивидуальные учебные планы для одарённых детей, вводить различные курсы для их развития, в творческой деятельности многие педагоги используют современные педагогические технологии. Два класса начальной школы занимаются по методике Занкова, учащиеся 5 класса - по пробным экспериментальным учебникам русского языка. Группа ребят второго класса начала изучение английского языка. Для способных учащихся 3, 8 и 9-х классов в дисплейном кабинете организованы занятия по новой программе «Основы информатики и вычислительной техники».

В школе кабинетная система, оформлено 14 кабинетов. Создан методический кабинет, учителя могут подобрать необходимую литературу. Библиотека школы насчитывает 40268 книг. Многие годы в библиотеки работали поэтесса Дьяконова Е.А. и заслуженный работник культуры Чернышёва А.П.

Учащиеся ежегодно занимают передовые места в районных и областных конкурсах и олимпиадах. За последние 10 лет 32 человека окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Выпускники, в т.ч. и медалисты, ежегодно подтверждают свои знания на вступительных экзаменах в вузы. Школа растит будущие педагогические кадры для района, ежегодно выпускники поступают в пединститут и педучилище. Только в средней школе №1 работает более 30% учителей - бывших её выпускников.

За годы существования школы из её стен вышло много замечательных людей, которые трудятся в разных районах нашей Родины и за рубежом. Среди них: Ожиганов Юрий - старший научный сотрудник в научно-производственном объединении им. Ползунова (кандидат наук, имеет 8 изобретений, 30 научных работ), Гелий Чураков - учёный - физик, лауреат государственной премии, Фадеева Лидия - профессор - вирусолог, почётный гражданин г. Праги, Соснина Маргарита - научный сотрудник Пулковской обсерватории, Меньшиков Валерий - работавший главным инженером Байконура, участвовавший в запуске космических кораблей.

Второй центр современного общего классического образования - средняя школа № 2. До революции здание школы принадлежало купцу Сайфуллину. С 1918 года на верхних этажах находился исполком, а внизу - народный театр «Красная лира» в 20-х годах это здание было передано под школу второй ступени, реорганизованную в последствии в школу колхозной молодежи. Позже школа колхозной молодёжи была разукрупнена: 7 групп были выделены в образцовую школу, а остальные группы учащихся - в массовую школу. Директором образцовой школы был И.А.Арбузов, массовой -С.И.Ежова.

В 1934 г. эти школы стали называться средней школой №1 и средней школой №2. С 1964 по 1966 года школа имеет следующие названия: Восьмилетняя школа №2; средняя школа №2 города Советска (Приложение 7). (53). С 1972 г., в связи с переездом первой средней в специально построенное здание, вторая средняя расположилась в двух зданиях. (22, 159).

Через год был создан поисковый клуб «Росинка» под руководством преподавателя русского языка и литературы Л.А.Поляковой, награжденной орденом Октябрьской революции. Ребята под её руководством собрали богатый материал по истории школы и о выпускниках, что позволило в 1975 г. открыть школьный музей. Этот музей существует и по сей день (Приложение 8).

Здесь работали: заслуженная учительница школы РСФСР М.И.Лебедева, Е.И. Крутовских и И.И. Оносова, награждённые орденами Ленина, О.А. Оносова, награждённая орденом «Знак Почёта», поэтесса Е.А. Дьяконова... В школе учились: писатели Н.Ф. Васенев, В.Г. Корнилов, инженер-конструктор, автор многих научных работ Г.Л.Новиков, доктор юридических наук, преподаватель МГУ В.П. Балезин, кандидаты наук К.М. Бурханова и Ю.П.Путятин, заслуженные учителя школы РСФСР К.Ф. Красилова и Т.А. Красилова.

В настоящее время Муниципальная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Советска Кировской области является массовой, территориально и социально доступной, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан на бесплатное образование на уровне государственных и региональных образовательных стандартов (Приложение 9).

Образовательной целью школы является создание условий для обеспечения качественного образования, для интеллектуального, эстетического, физического и нравственного развития, формирования самостоятельно, гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. В обучении, развитии и воспитании учащихся школа опирается на принципы природосообразности, "всеобщей талантливости" и "неизбежности перемен", культуросообразности, системности. Содержание учебного материала становится личностно значимым, обучающийся - не сторонний наблюдатель, а личность, изучающая мир изнутри и осознающая себя его частью.

На образовательную ситуацию оказывают влияние удаленность школы от центра города, от учреждений дополнительного образования (школа искусств, ДДТ, спортивной школы, краеведческого музея, библиотеки).

В последние годы произошел резкий рост детей из неполных семей и малообеспеченных, что является следствием социально - экономических процессов, происходящих в обществе, и отражается в работе школы. Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей. Более 70% обучающихся и родителей относятся к школе положительно. Несмотря на это, коллектив школы за педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания, в 1997 году был награжден дипломом «Школа года - 97» (Приложение 10).

На 2005 - 2006 учебный год в школе образовано 29 классов-комплектов, в них 530 учащихся, из них: 1 - 4 - 6 классов, 104 учащихся; 5 - 9 - 14 классов, 273 учащихся; 10 - 11 - 9 классов, 153 ученика.

Классы с углублённым изучением предметов: 3«а» класс (английский язык) - 20 человек; 5 «а» класс (русский язык) - 23 человека; 6 «а» класс (русский язык) - 21 человек; 8 «а» класс (русский язык) - 21 человек; 9 «в» класс (физкультура) - 24 человека;

Класс предпрофильной подготовки 9 «а» - предметы биолого-географического цикла - 20 человек.

Классы компенсирующего обучения - 6 классов: 5б, 6б, 7б, 8б, 8в, 9б, всего 76 учащихся. (25).

Классы очно - заочной формы обучения - 5, в них 61 учащийся. На современном этапе школа работает на основе базисного учебного плана. Педагогический коллектив школы использует новые педагогические технологии, осуществляет инновационные процессы.

В связи с изменяющимися задачами и изменяющейся системой взглядов на конечный продукт деятельности - выпускника школы, характеризующегося высокой степенью самостоятельности, высоким уровнем культуры, разносторонним интеллектом, готового к осознанному выбору и освоению профессиональных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, способного осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность и способного к саморазвитию, - перед школой встаёт необходимость открытия классов с углублённым изучением отдельных предметов. Это предполагает следующие изменения в личностно-ориентированной модели школы (15, 78):

* построение образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самоопределиться и самореализоваться, прожить в школе «ситуацию успеха» в режиме учебных проблем и проблемных ситуаций;

* систему отношений «учитель - ученик», построенной на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве;

* дальнейшую дифференциацию и индивидуализацию обучения, достигаемую путём организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсии, коллективной работы на уроке и т.п..

* изменения в кадровом направлении деятельности школы через:

а) осознание, рефлексию, анализ имеющегося педагогического опыта, выявление развивающего опыта;

б) технологическое оформление инновационного педагогического опыта, согласующегося с образовательной программой школы;

в) освоение новых норм и образцов педагогической деятельности, адекватных концептуальным идеям образовательной политики школы;

г) экспериментальной апробации педагогических инноваций и системы мониторинга - является звеном системы непрерывного образования;

Образовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов - вид государственного, муниципального учреждения, реализующего общеобразовательную программу, направленную на углубленное изучение одного или нескольких учебных предметов независимо от профиля. Цели и задачи деятельности школы углублённым изучением отдельных предметов.

В частности, школа:

— представляет каждому ученику возможность получения знаний на уровне государственных образовательных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений;

— даёт углублённое образование по отдельным предметам и профилям (биолого - географический) с учётом интересов учащихся;

— осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний;

— создаёт условия для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность по профильному предмету).

Классы с углублённым изучением предметов обеспечивают обучение на повышенном уровне сложности. Образовательный процесс осуществляется на принципах уровневой дифференциации и личностно - ориентированного подхода в обучении. Классы с углублённым изучением предметов содействуют:

— удовлетворению образовательных потребностей, разделению природных задатков творческих способностей личности, готовой к деятельности в различных областях фундаментальных наук, повышению общей культуры учащихся;

— обеспечению выпускнику школы среднего (полного) образования и одновременно углублённое овладение знаниями, умениями и навыками по одному из учебных предметов образовательной области, по выбору самих учащихся и их родителей за счёт повышенного уровня содержания реализуемых программ. (21, 45).

Классы с углублённым изучением предметов открылись по решению педсовета школы, по согласованию с учредителем, на основании изучения заказа родителей при условии кадрового, программного, учебно-методического обеспечения школы. Они работают параллельно с общеобразовательными классами, осуществляющими обучение по типовым государственным программам, на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Кировской области «Об образовании», действующего положения о школе с углублённым изучением отдельных предметов.

В настоящее время в литературе достаточно актуальна проблема проектирования образовательных систем и технологий на основе учёта интересов и индивидуальных особенностей учащихся, построения модели разнопрофильного обучения, с разной глубиной усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям, способностям и желаниям обучающихся, социальному заказу общества и возможностям школы. (4, 12).

Процессуально различие целей образования и планируемых результатов обучения для различных категорий обучающихся реализуется в существующих образовательных концепциях через дифференциацию и индивидуализацию обучения, основная идея обновления содержания образования которых состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. (4, 19).

Реализация данной идеи способствует организация профильного обучения на старшей ступени обучения как, средства осуществления дифференцированного подхода к обучающимся, который предполагает личностное разделение учащихся, формирование устойчивой мотивации к образовательному процессу, способности к профессиональной самореализации и социальной адаптации.

Таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

1) обеспечение углублённого изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования;

2) создание условий для дифференцированного обучения старших школьников;

3) создание условий для равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников для продолжения образования по выбранной программе профессионального обучения.

Для реализации данных целей необходима организация системной вариативной, образовательной среды на старшей ступени обучения с привлечением всех участников общеобразовательного процесса, в соответствии с возможностями школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать