Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области
p align="left">В настоящее время в школе №2 за последние годы наблюдается положительная динамика, способствующая повышению качества обучения и предполагающая возможность создания классов (групп) с профильной подготовкой обучающихся по отдельным образовательным циклам:

— достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, категорию имеют 71,1% педагогов (в 2000 - 2001 уч. г. -63%), из них высшую 7% педагогов, 1 квалификационную категорию 47%, вторую - 18% педагогов; (25).

— увеличение количества призовых мест в районных олимпиадах с 14 до 17 (2001-2003 учебный год); (25).

— увеличение количества учащихся, продолжающих образование в ВУЗах и ССУЗах после окончания школы от 83,9% учащихся до 88,6% учащихся (2001-2003 учебный год); (25).

— результативность обучения учащихся в классах с углублённым изучением предметов от 58% до 100% (по предмету углублённого изучения); (25).

— увеличение количества учащихся, сдающих выпускные экзамены по истории, обществознанию, географии, биологии. Таким образом, в настоящее время школа имеет возможности для создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучения в соответствии с социальным образовательным запросом общества.

Своего рода отправной точкой профилизации отечественного образования стала реформа 1864 г., когда были созданы семиклассные гимназии 2-х типов:

— классические (цель - подготовка в университет);

— реальные (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). (11, 31).

К началу XX века в России сложилась система основных видов полных общеобразовательных учреждений: гимназии реальные и коммерческие училища. В тоже же самое время сам подход, согласно которому профилировалось учебные заведения, а не образовательные программы, встретил оппозицию в лице профессоров Московского университета. В их письме, адресованном в Совещание при Московском округе (1899 г.) предполагалось объединить различные типы школ с целью сообщения всем ученикам известного минимума общего образования и одновременно организовать преподавание по 2-3 расходящимся направлениям (гуманитарному, натуралистическому и древнеклассическому), с сохранением всех общеобразовательных предметов, но с оттенками в обстоятельности и интенсивности их изучения.

Профилизация сохранялась до 1934 г., тогда в старших классах выделялись гуманитарные, естественно - математическое и техническое направления, затем на основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР для всех школ страны был введен единый учебный план и единые программы для всех школ страны. (18, 56).

Общепринято считать, что настоящая дифференциация образования в нашей стране началась в конце 80-х - начале 90-х г.г. прошлого столетия. Именно тогда педагогические коллективы общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав отдельных вузов страны одновременно пришли к мысли о необходимости такого введения и начали поиск путей его реализации. В стране появились в это время новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углублённое обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Этому процессу способствовал закон РФ «Об образовании» 1992 г., закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направления развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29. 12. 2001г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение.(40,2).

Согласно концепции введения профильного обучения наиболее целесообразно в старших классах школы. На основании периодизации возрастного развития юношеский возраст - период в развитии человека, на который приходится переход к самостоятельной взрослой жизни, зрелости. Основным компонентом социальной ситуации развития юности является потребность и необходимость определить своё место в жизни. Новая и центральная духовная потребность юношеского возраста - в своём жизненном самоопределении.

Познакомившись с состоянием проблемы «Профильное повышение качества обучения», сформулировать следующую цель работы по этому направлению: разработать систему профильного обучения на старшей ступени обучения как средства осуществления дифференцированного подхода к обучающимся и одного из условий повышения качества обучения на основе учёта особенностей личностного развития учащихся, формирования устойчивой мотивации к образовательному процессу, способности обучающихся к профессиональной самореализации и социальной адаптации.

Опираясь на принципы личностно - ориентированного обучения в школе организованы классы компенсирующего обучения (ККО). ККО в начальном звене (продолжают функционировать в среднем звене) создаются в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Примерным положением о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение к приказу Министерства образования РФ от 09. 09. 92 г. №333), принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, оптимальных психолого -- педагогических условий в соответствии с их возрастными и индивидуально - психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно - психического здоровья, позволяющих предупредить дезадаптацию.

В ККО зачисляют дети с недостаточной степенью готовности к обучению в общеобразовательном учреждении, с признаками социально - педагогической запущенностью, слабо выраженной органической недостаточностью (повышенная утомляемость, несформированностью произвольных форм деятельности, негрубыми нарушениями внимания и направленности).

Кроме этого в школе открыты классы очно - заочного обучения. Эти классы позволяют желающим молодым людям получить общее (полное) образование. 40% обучающихся очно - заочного обучения составляют учащиеся ПУ-28 и ПУ-39, 68% обучающихся - молодежь допризывного возраста.

В связи с внешними условиями функционирования адаптивная модель школы неизбежно претерпевает изменение. Испытывает потребность в обновлении содержания образования, в совершенствовании технологий и методик преподавания. Необходимо рационально использовать влияние образования на процесс формирования гражданина. Воспитание духовности невозможно без отражения российской культуры и местных традиций. (35,6).

Исходя из основной стратегической идеи - реализация личностно - ориентированного образования, необходимо обеспечить обучающимся достижение:

· Уровня образованности, характеризующего решать задачи познавательной, ценностно - ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на социальный опыт;

· Уровня сформированности и функциональной грамотности;

· Уровня компетентности ( обеспечивается профилизацией обучения и складывается из показателей общекультурной, допрофессициальной и методологической компетентности).

Таким образом, задачами, которые ставит школа на новом этапе развития для достижения целей, являются следующие:

1. обеспечение овладения учащимися содержания образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации и поступления в ВУЗы и ССУЗы;

2. создание условий для творческой деятельности в области профильных дисциплин;

3. максимальное использование возможностей гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.

Выпускник школы должен быть сориентирован на следующие ценностные ориентиры:

Здоровье - физическое и психическое - как основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей, основа счастливой жизни;

Культура - усвоение национальных и общечеловеческих культурных ценностей;

Отчизна - воспитание на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры и исторических традиций вятского края, объединение воспитательных возможностей учебных курсов исторического, литературного, географического краеведения с воспитательными возможностями школьного музея, библиотеки;

Труд - умственный и физический как основа цивилизации и источник всех ценностей на земле, основа социализации;

Семья * подготовка к семейной жизни, осознание семьи как условия развития личности. Организация взаимодействия педколлектива с семьями обучающихся.

Дополнительное образование в рамках образовательной программы школы решает задачи:

· адаптации школьников к жизни в социуме, допрофессиональную подготовку;

· выбора программ дополнительного образования, взаимосвязанных с образовательными и вариативными учебными программами. Работа осуществляется по двум направлениям: в не учебной и культурологической. Программа в не учебной деятельности включает:

· предметные семинары, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции;

· программу подготовки учащихся к олимпиадам разного уровня;

· программы творческой и исследовательской деятельности по профильным дисциплинам. (45, 26).

Культурологическая ориентация включает занятия в театральной студии, драмкружке, спортивных секциях, музыкальных и художественных студиях и т. д. учащиеся и преподаватели школы являются ежегодными участниками районных и областных соревнований (Приложение 11).

Сейчас школа носит название - «Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» (МОУ СОШ с УИОП №2). Этапы создания модели школы с углубленным изучением отдельных предметов:

I этап: 2001 - 2002 учебный год - подготовительный. Определяется направленность. Выбираются предметы для углубленного изучения, идеи, принципы образовательной политики. Разрабатывается образовательная программа школы, программа школы, программа развития, программа эксперимента и другая документация, регламентирующая деятельность школы в новых условиях.

II этап: 2002 - 2003 учебный год - этап апробации. Характеризуется развертыванием поисковой педагогической деятельности, апробацией научно - методических разработок инновационного типа.

III этап: 2003 - 2004 учебный год - этап становления и развития. Характеризуется развертыванием в школе эксперимента.

IV этап: 2004 - 2005 учебный год - этап функционирования. Характеризуется существованием инновационных процессов.

V этап: 2005 - 2006 учебный год - этап социализации результатов. (25). Характеризуется отлаженностью рефлексивных и технологических процессов.

2.3 Особенности развития школы слабослышащих детей

Педагогика - наука о воспитании. Одна из ее современных ветвей получила название коррекционной педагогики (от лат. сcorrection - исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. Предмет коррекционной педагогики - отклоняющееся развитие и поведение. Коррекционная педагогика возникла в ответ на вызов жизни - угрожающее повышение детской и подростковой невоспитанности. Этой беде противопоставить новое воспитание, исходящее из глубоких современных знаний о растущем организме.

Традиционно предметом коррекционной педагогики считалось обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Само понятие коррекционной работы связывалось с аномальными, т.е. неправильно развивающимися, детьми, причина которого есть органические нарушения. Но теперь мы видим, что у детей появляется все больше неорганических, т.е. приобретенных, отклонений, которые также приводят к искривлению их развития и поведения. Здоровых детей приходит в школу все меньше. Поэтому можно не оспаривать традиционное понимание предмета коррекционной педагогики, просто современная наука раздвигает границы, включая в сферу своего действия всех детей с нарушениями развития и поведения.

Для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

· Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

· Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

· Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат. (12, 75).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения РФ в зависимости от вида специального (коррекционного) учреждения. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, специальной адаптации и интеграции в общество. (27, 65).

В городе Советске для детей с отклонениями в развитии создано специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида. Оно создано для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

1 ступень - начальное общее образование;

2 ступень - основное общее образование;

3 ступень - среднее (полное) общее образование.

В первый класс зачисляются дети с 7-летнего возраста, наполняемость от 8 до 10 человек.

Кроме слабослышащих детей в школе есть дети с умственной отсталостью, для них открыты классы VIII вида. Коррекционные классы VIII вида создаются для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Сроки обучения в классах VIII вида могут быть 9-11 лет. Трудовое обучение в 10 - 11 классах носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.

Обучение организуется по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования. В первый класс принимаются дети в возрасте 7-8 лет. Количество воспитанников от 6 до 12 человек.

Школа ведет свое образование с 1938 года. 29 октября 1938 года приказом № 769 по Кировскому Областному отделу народного образования в г. Советске была открыта школа глухонемых детей. Тем же приказом первым директором школы был назначен Бердников Павел Сидорович, первой учительницей - Семакова Анна Петровна, а воспитателем Несмелов Василий Васильевич. 10 марта 1939 года прибыли в школу первые ученики. К концу марта в школе было 18 детей-переростков. (12, 76).

С осени того же года в здании школы №1 по ул.К.Маркса (ныне базовая школа) начались уроки с учащимися двух подростковых групп. А проживали учащиеся в здании нынешнего нарсуда. В этом же году распахнулись двери нового школьного здания по ул. Красноармейской.

Прибывают в школу учащиеся. К началу 1940 уч. года в школе обучалось 42 ученика. Работало 5 учителей. Создаётся 2 класса подготовительных и 3 класса для переростков. Назначаются в школу новые учителя. В летний период учителя обучались на курсах в городе Ленинграде при институте слуха и речи. Занятия проводились по программам и учебникам массовой школы. Все наглядные пособия учителя и воспитатели изготовляли сами.

В начале Великой Отечественной войны учащихся в школе было 100 человек, работали в 2 смены. (28, 12). Силами коллектива школы производится заготовка дров, оказывается помощь колхозам в уборке урожая, собираются тёплые вещи для отправки на фронт. Учащиеся связали 18 пар носков, на заработанные деньги купили табака и отправили на фронт. Коллектив сотрудников школы в помощь защитникам Ленинграда отчислил месячный оклад в сумме 9000 рублей.

В 1942 г. здание школы занимается под госпиталь. Классы и интернат разбросаны по городу, но занятия продолжаются, создаётся комсомольская организация. Комсомольцы школы помогали колхозам в уборке урожая, шефствовали над ранеными бойцами госпиталя. Ряд работников школы награждены медалью за «Доблестный труд в Великой Отечественной войне».

После войны увеличилось количество детей с недостатками слуха и речи: 1947 г. - 105 уч-ся, 1948 г. - 147 уч-ся, 1949 г. - 156 уч-ся. (24). Учащиеся школы под руководством педагогов участвуют в смотре художественной самодеятельности, в районной выставке детского творчества. Комсомольская организация школы растёт. Комсомольцы разбивают сквер во дворе школы, готовятся к 30-летию комсомола.

Завучем школы с 1 сентября 1951 г. назначается Куклина. А.Ф., а зав. воспитательной частью Шерстнёва А.А. В этом же году на базе школы организован областной пионерский лагерь (начальник В.С. Смехова).

Летом 1953 г. директором школы назначается Барышникова Александра Николаевна, руководившая школой более 20 лет; школа начинает работать по новым программам для глухонемых.

В честь сорокалетия ВЛКСМ в «Книгу почёта» РК ВЛКСМ заносится пионерская дружина школы и получает наименование «Дружина имени 40-летия ВЛКСМ».

В январе 1957 г. за отличные успехи в учёбе и спорте председатель совета дружины Семёновских Н. Кировским ОБЛОНО премирован путёвкой на Кремлёвскую ёлку. С этого времени учительница Полушина В.М. начала работать по методу Зыкова С.А. В январе 1960 г. на базе школы был проведён областной семинар директоров и завучей спец. школ.

Первый класс слабослышащих детей (13 чел.) был набран 1960 - 1961 уч. году - учителем Софроновой А.В. В последующие годы в школу направляются только слабослышащие дети. Мальчики ремонтировали обувь, шили тапочки, делали этажерки и различные поделки в сапожной и столярной мастерских, а девочки в швейной мастерской ремонтировали школьную одежду, шили, вышивали салфетки и наволочки.

Учителя и воспитатели занимаются методической работой, что является подготовкой для педчтений в г.Горьком докладов: Попова Н.В. «Роль пионерской организации в учебно-воспитательном процессе», Смехова В.С. - «Художественная самодеятельность - средство воспитания». В 1966 - 1967 уч. году был первый выпуск 8 класса слабослышащих детей -16 чел. (25), они были направлены на учёбу или работу в г. Киров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать