· владение культурными способами самореализации: воспроизводит (создает) формы культуры,
· выбор осознанной (осознает себя творцом культуры), позитивной (считает культуру ценностью) и активной культурной позиции (предпринимает культуротворчески е и ответственные усилия и действия),
· исполнение соответствующей культурной роли,
· проявление культуротворческой инициативы,
· стремление к целеосмысленному жизнестроительству.
Следовательно, обучающийся строит свою жизнедеятельность и организует социокультурную среду, чтобы его культуросообразное бытие актуализировалось в каждом (любом) его проявлении в единстве культурного смысла и культурной формы.
Внутренний аспект культуризации - превращение школьника в культурного человека. Если рассматривать культурность как степень овладения ребенком своей собственно человеческой, то есть культурной сущностью, то «культурный человек» - тот, кто овладел всей полнотой культурных орудий обладания своей сущностью и сущностью мира, взятого в развитии, что выражается в способности усваивать, использовать и создавать (воссоздавать) культурные ценности.
Общеобразовательное учреждение, естественно, не может ставить цель каждого своего выпускника сделать культурным человеком. Во-первых, это процесс глубоко индивидуальный и не ограничивающийся периодом социально-физиологического взросления (он может длиться всю жизнь, а может вообще не начаться). Во-вторых, результат принципиально недостижим в силу постоянного развития культуры и многогранности процесса совершенствования. Школа может только создавать условия для овладения учащимися началами и принципами этого процесса.
Воспитание музыкальной культуры в общеобразовательном учреждении в соответствии со стандартами общего образования направлено на достижение следующих целей:
· становление музыкальной культуры ребенка как неотъемлемой части духовной культуры;
· развитие его музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
· освоение школьником знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
· овладение обучающимся практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
· воспитание у ребенка эмоционально-ценностного отношении к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Опираясь на компетентностный подход в образовательном процессе,
ученик должен
знать/понимать:
· специфику музыки как вида искусства;
· значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
· основные жанры народной и профессиональной музыки;
· многообразие музыкальных образов и способов их развития;
· основные формы музыки;
· характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
· виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
· имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
· выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанров, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
· распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
· певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
· размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
· музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;
· определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Таким образом, компетентностный подход выступает как ориентация педагога - практика при конструировании современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала.
2 Подготовка и проведение современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
2.1 Технология проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного подхода в общем образовании внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Осознание целесообразности использования личностно-ориентированного подхода в процессе развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала побудило педагогов МОУ СОШ № обратиться к разработке технологии подготовки и проведения учебных занятий на основе применения данной методологической ориентации.
Под технологией нами понимается логически целесообразный и последовательный порядок умственных и практических действий, выполняемых при разработке проекта (по В.С. Безруковой). В результате научных консультаций и дискуссий был определен и апробирован следующий порядок действий педагогических работников общеобразовательного учреждения по организации личностно-ориентированных учебных занятий (см. схему 1).
Схема.1.Алгоритм организацииличностно-ориентированных учебных занятий в школе
I. Подготовительный этап | |
1. Знакомство педагогов с сущностью личностно-ориентированного подхода. 2. Освоение педагогами основных понятий личностно-ориентированного подхода. 3. Совместное формулирование исходных положений и основных правил построения процесса музыкального образования учащихся. 4. Формирование у педагогов устойчивых представлений о компонентах личностно-ориентированного учебного занятия. | |
v | |
II. Проектировочный этап | |
5. Формулирование замысла личностно-ориентированного учебного занятия. 6. Определение целевых ориентиров личностно-ориентированного учебного занятия. 7. Отбор содержания личностно-ориентированного учебного занятия. 8. Определение типологии и структуры личностно-ориентированного учебного занятия. 9. Выбор формы проектирования личностно-ориентированного учебного занятия. | |
v | |
III. Внедренческий этап | |
10. Создание необходимых организационных и мотивационных условий, пространственно-временного и материально-технического обеспечения личностно-ориентированных учебных занятий. 11. Апробирование на учебных занятиях наиболее адекватных данной ориентации способов педагогической деятельности. | |
v | |
IV. Аналитический этап | |
12. Отработка методики педагогического анализа и самоанализа личностно-ориентированного учебного занятия. 13. Обобщение педагогического опыта работы и его распространение. |
Деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированных учебных занятий в школе предусматривала систему логически взаимосвязанных и последовательных действий педагогов общеобразовательного учреждения по следующему алгоритму: от освоения теории - через технологическую проработку - к самостоятельной творческой работе учителей. В школе реализуется принцип уровневого подхода в совершенствования педагогического мастерства: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной профессиональной деятельности.
Кратко охарактеризуем последовательность наших действий.
1. Знакомство с сущностью личностно-ориентированного подхода, которая заключается в том, что профессиональные устремления педагога направлены на содействие развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
2. Освоение основных понятий личностно-ориентированного подхода, которые являются главным инструментом мыследеятельности педагогических работников. Отсутствие этих понятий в сознании педагогов или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в учебно-воспитательной деятельности.
К таким понятиям, на наш взгляд, можно отнести следующие:
· индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
· личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
· самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
· самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
· субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
· субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
· Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
· выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
· педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (по О.С. Газману, Т.В. Фроловой).
3. Формулирование исходных положений и основных правил построения процесса музыкального образования учащихся, которые в совокупности являются основой педагогического кредо работников школы.
ь Принцип самоактуализации.
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Педагог должен верить в возможности каждого ребенка, пробуждать, поддерживать и стимулировать стремление детей проявлять и развивать свои природные способности и социально приобретенные возможности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
ь Принцип индивидуальности.
Индивидуальность - системообразующее свойство личности, придающее ей целостность (Е.В. Бондаревская). Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога - это одна из главных задач общеобразовательного учреждения. Поэтому необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности обучающегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
ь Принцип субъектности.
Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности и общения. Поэтому следует помогать ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Педагог должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися.
ь Принцип выбора.
«Я есть мой выбор» (Ж.-П. Сартр). Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора. Дети должны обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на занятиях и способов их выполнения.
ь Принцип творчества и успеха.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность детского коллектива. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Поэтому важно использовать на учебных занятиях задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
ь Принцип доверия и поддержки.
Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на занятиях активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон, достижению максимально возможных результатов в выполняемой деятельности.