в исполнении на балалайке учащегося 3Б класса
У: Вы узнали этот инструмент? Как прозвучала балалайка? Сколько у неё струн? Верно, три. «А всего-то три струны ей для музыки даны», - это слова какой песни?
(Дети отвечают)
У: Правильно, «Балалайка». Мы сейчас исполним ее так: вступление - с шумовыми инструментами, среднюю часть споём со словами, а заключительную часть - более подвижно, с ансамблем шумовых музыкальных инструментов
(Термины помещаются на доску).
(Учитель исполняет аккомпанемент на фортепиано)
У: Вам понравилось исполнять эту песню? Какое исполнение вам больше пришлось по душе? Петь со словами или играть на инструментах? Очень хорошо, что вам понравились оба варианта. А я хочу вам предложить послушать еще одно произведение с использованием шумовых инструментов - «Плясовые наигрыши».
(Звучит музыка)
У: Как звучали наигрыши? Каков жанр произведения? Вы услышали интонации русских народных песен? Какие из них вам знакомы?
(Дети отвечают)
Ученица: До наших времен дошли необычные по складу песни-коротышки (частушки). Частушка - это озорная, веселая, маленькая песня, чаще всего сатирического содержания. В ней поется больше о ленивых людях, неряхах, обманщиках и т.д. Мелодия частушек простая, а куплетов в них может быть великое множество.
У: Давайте послушаем ребят, они сами сочиняли тексты частушек. Выберем из них самые интересные, а затем частушки исполним двумя группами знакомые всем частушки.
(На доску помещаются карточки с терминами).
Детям раздаются слова частушек, которые исполняются поочередно группами.
У: Молодцы, хорошо исполнили частушки. Дома, с вашими родителями продолжайте сочинять тексты частушек, а на заключительном уроке - концерте мы с вами исполним наиболее удачные.
(Учитель читает стихи А.Горской «Урал - наш край родной»)
У: Ребята, как вы думаете, создавались ли у нас, на Южном Урале, народные песни?
(Дети отвечают)
У: А знаете ли вы название популярной передачи на телевидении г. Челябинска, где знакомят слушателей с народными песнями и исполнителями народной музыки? Узнайте к следующему уроку, кто ведёт эти передачи?
У: Все песни, которые звучали сегодня на уроке, были сочинены русским народом очень давно, но и сегодня мы их слушаем, исполняем и любуемся их красотой. Народная песня рассказывает о жизни человека и поэтому во все времена, пока живет на земле человек, народная песня всегда будет жить рядом с ним.
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах
На санях и на лугах.
Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Сколько песен у России-
Никому не сосчитать.
Закончить наш урок я предлагаю песней «Край родной»
(Исполняется песня «Край родной»)
У: Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо вам за творчество. Молодцы! Итак, наш урок подошёл к концу, но наши встречи с русской народной музыкой будут продолжаться.
Конспект учебного занятия по музыке в 5 классе по теме «Знакомство с народными музыкальными инструментами»
«Без музыки не проживу и дня! Она во мне, она вокруг меня!»
Цель учебного занятия - знакомство с народными музыкальными инструментами.
Задачи урока:
· Воспитание у детей интереса и любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта.
· Формирование представлений о музыкальных инструментах, истории их создания, особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных инструментах.
· Оказание помощи ученикам в приобретении навыков музыкально-ритмической деятельности, раскрытия индивидуальных познавательных интересов.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, домра, балалайка, треугольники, трещотки, бубны, маракасы, ложки, карточки с музыкальными терминами.
Художественный материал: иллюстрации русских народных инструментов, аудиозапись «Плясовые наигрыши».
Ход учебного занятия
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте ребята!
- Добрый день!
(Звучит музыка «Плясовых наигрышей»)
Учитель (У): В каком исполнении прозвучали плясовые наигрыши? Совершенно верно, звучали русские народные инструменты. Назовите те инструменты, которые вы услышали, узнали их звучание. Какие группы музыкальных инструментов чаще всего солировали?
(Дети отвечают: cтрунные, деревянно-духовые,
шумовые, гармонь, береста)
У: Я предлагаю вам взять имеющиеся в классе музыкальные инструменты и самим исполнить «Плясовые наигрыши».
(Дети исполняют)
У: Вам понравилось исполнение музыки? Как вы считаете, исполнение было удачным?
(Дети отвечают)
У: Ребята, а как вы думаете, такие музыкальные инструменты могли раньше использоваться в народном быту? Затрудняетесь? Давайте послушаем рассказ Егора.
Ученик: С давних времен народ изготавливал из самых различных материалов простые музыкальные инструменты. Наверно поэтому такие инструменты и стали называть народными. Из глины изготавливали свистульки, из ивы дудочки, из других пород дерева изготавливали трещотки, ложки, бубны, домры и балалайки. Умельцы из народа исполняли мелодии даже на бересте. Из кожи животных и дерева делали ударные инструменты - барабан и деревянные палочки. Позже умельцами из народа была изготовлена гармонь, которая наравне с балалайкой пользовалась большой популярностью. Рожки, жалейки, дудочки из тростника - это всё мастерство народных умельцев.
У: Я предлагаю вам, ребята, выбрать понравившийся музыкальный инструмент и сыграть вместе со мной русскую народную песню «Калинка». Эта песня состоит из 3 частей. Подумайте, какой инструмент можно выбрать для медленной первой части?
(Дети отвечают)
У: Совершенно верно - треугольник. А для других частей?
(Дети отвечают)
(Исполняется р.н.песня «Калинка»)
У: Молодцы! Я вижу, что вам нравится исполнять музыку на народных инструментах. Сегодня у нас есть возможность ближе познакомиться с разными народными инструментами. В городе Челябинске, в одном из залов Театра ЧТЗ находится музей народных музыкальных инструментов. Мы с вами совершим экскурсию в этот музей. А как вы думаете, для чего создаются музеи?
(Дети отвечают)
У: Музеи создаются для того, чтобы современные люди познакомились с жизнью, бытом, обычаями прошлых поколений. Чтобы все ценности, созданные в более ранние времена стали достоянием всего народа и человечества. А знаете ли вы, как вести себя в музее? Давайте послушаем наших ребят.
Ученик: 1. Правило культурного человека - приветствовать работников музея при входе вэкскурсионный зал, раздеться в раздевалке.
2. Внимательно слушать беседу, рассказ экскурсовода.
3. Вести себя культурно: не разговаривать с соседом во время рассказа, все возникшие вопросы задавать после рассказа экскурсовода, подняв руку.
4. Двигаться по залу бесшумно, экспонаты (в нашем случае - инструменты) не трогать руками.
5. Играть на музыкальных инструментах только по разрешению экскурсовода, обращаться с музыкальными инструментами бережно.
6. Поблагодарить работников музея за интересную экскурсию, при желании написать отзыв о проведенной экскурсии.
7. Попрощаться с работниками музея и экскурсоводом, не торопясь, выйти из зала музея.
У: Надеюсь, что все ребята хорошо усвоили правила поведения при посещении музея музыкальных инструментов.
Дважды я была в этом музее. Хочу вас уверить - это уникальный музей, в нем сотни музыкальных инструментов, собранных со всех уголков Южного Урала. Директор музея очень интересный, талантливый человек, владеющий игрой на многих музыкальных инструментах. Он сам увлеченно о них рассказывает. Мы с вами и увидим эти инструменты и услышим их звучание. Интересным будет то, что вы сами примите участие в игре на музыкальных инструментах, а в итоге - организуете свой оркестр. Перед посещением в музей хочу задать вам, ребята, несколько вопросов:
1. Когда был организован музей, кто директор музея музыкальных инструментов?
2. Какие названия инструментов вам запомнились?
3. Что нового вы узнали о музыкальных инструментах, их звучании?
4. Какие инструменты вам были знакомы?
5. Что больше всего в данной экскурсии вам понравилось (показ музыкальных инструментов, рассказ об истории создания, игра на инструментах).
6. Возникло ли желание у вас изготовить несложный музыкальный инструмент или сочинить сказку о полюбившемся инструменте?
После посещения музея мы постараемся вместе ответить на эти вопросы. А сегодня наш урок мы закончим сюрпризом. В исполнении ученика 3б класса Георгия Горина прозвучат вариации на русские народные песни.
(Исполнение вариаций на балалайке)
У: Ребята, вам понравилось исполнение Георгия? Вы узнали музыкальный инструмент?
(Дети отвечают)
У: Правильно, это балалайка. «Балалайка, балалайка веселее поиграй-ка!» В народе без песен и плясок не обходилось ни одно торжество, ни один народный обряд. Музыкой был пронизан повседневный быт человека. Игра на народных музыкальных инструментах ценилась высоко в народе. Особенно, игра на балалайке и гармони. Закончить наш урок я предлагаю исполнением знакомой вам веселой песни «Балалайка»
(Исполнение песни В. Агафонникова и З. Петрова «Балалайка»)
Продолжением урока является экскурсия в Музей музыкальных инструментов Театра ЧТЗ г. Челябинска
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме «Театральная встреча с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
С музыкою мир становится добрей!
Цель учебного занятия: познакомить учащихся со сказочной оперой Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Задачи учебного занятия:
1. Воспитание любви к опере - крупой и сложной форме музыкального искусства.
2. Формирование представлений об опере, как синтезе искусств, истории создания и отличительных особенностях данного жанра.
3. Знакомство с музыкально-поэтическими образами оперы, оказание помощи учащимся в раскрытии их познавательных интересов
Оборудование и средства обучения: карточки с музыкальными понятиями, портрет Н.А.Римского-Корсакова, музыкальный центр
Музыкальный материал: фрагменты оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», фортепиано, детские музыкальные инструменты
Художественный материал: рисунки учащихся, иллюстрации о театре, фотографии, авторские стихи А.Горбик.
Ход учебного занятия:
(Звучит «Третья песня Леля» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»)
Учитель (У): Ребята, вам знакома прозвучавшая музыка?
(Дети отвечают)
У: Совершенно верно, это музыкальный жанр - опера
(Помещается карточка с музыкальным понятием на доску).
У: Давайте, ребята, вспомним название музыки и её автора (композитора).
(Дети отвечают)
У: Верно, это «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. А кто такой Лель?
(Дети отвечают)
У: Правильно, это пастух, играющий на музыкальном инструменте - рожке. Кто из вас сможет охарактеризовать эту песню?
Ученица: песня написана композитором Римским-Корсаковым в духе народной песни, она песенно-плясовая по характеру. Песенность, распевность, широта, смещение ударений в словах - всё это характерные черты народной песни. В ней встречаются изобразительные моменты (во вступлении подражание игре на рожке, подражание раскатам грома, подражание народным пляскам). В музыке замедляется и ускоряется темп.
У: А какой в песне лад: мажорный или минорный?
(Наигрывает мелодию на фортепиано)
У: Правильно, минор. Но песня не вызывает в нас грусть, в ней чувствуется наоборот - радость, веселье. Радость по поводу долгожданного дождика, ожидание девушками сбора ягод - любимого занятия летом. Давайте, вместе исполним эту песню, но возьмем еще и музыкальные инструменты для плясовых наигрышей.
(Дети исполняют песню Леля
с сопровождением музыкальных инструментов)
У: Молодцы! Получилось неплохое вокально-инструментальное исполнение. А как вы думаете, зачем мы сегодня обратились к музыке Н.А.Римского-Корсакова? Обратите внимание на тему нашего урока: «Театральная встреча с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Совершенно верно, мы готовимся к встрече с оперой «Снегурочка», которая состоится в Театре оперы и балета имени Глинки в городе Челябинске.
Кто-то из вас уже познакомился с этим театром, и слушал оперу. Очень рада, что некоторые ребята побывали в театре. Надеюсь, что вы соблюдали правила поведения в этом храме искусства. Давайте еще раз вспомним эти правила.
Ученик:
1. Посещать театр в опрятном виде, с собой должна быть чистая вторая обувь.
2. Настроить себя на восприятие серьезной музыки.
3. Не опаздывать к началу представления (спектакля).
4. Во время спектакля не отвлекаться, не создавать суеты, шума.
5. Аплодировать, сдерживая свои эмоции, не вставать со своего места во время спектакля; выключить мобильный телефон.
6. При возникших недоразумениях, вопросах различного характера, обращаться к дежурным театра в вежливой форме.
7. В антракте вести себя спокойно, в буфете употреблять пищу только за столиками, соблюдая чистоту.
8. Благодарить артистов аплодисментами после окончания действий и всего спектакля, в конце поблагодарить музыкантов оркестра и дирижера.
У: Давайте поближе познакомимся с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.
Ученик: Все известные оперы этого композитора были написаны на сказочные сюжеты. Н.А.Римский-Корсаков написал 15 опер, несколько симфонических картин. Наиболее известны оперы: «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко», «Снегурочка», историческая опера «Царская невеста». Популярностью у слушателей пользуется симфоническая картина «Шехерезада» по мотивам сказок Востока «Тысяча и одна ночь». На этот сюжет создан балет «Тысяча и одна ночь». Н.А.Римский-Корсаков был великим симфонистом. Он умел образно, очень достоверно и правдиво написать любую картину для симфонического оркестра (картины моря в «Садко», в «Шехерезаде»). Кроме того, композитор имел ещё одну профессию - он был морским офицером. Вторую жизнь у Н.А.Римского-Корсакова получили три оперы - «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка» - это замечательные фильмы - оперы.
У: Посмотрите фотографии с места съёмок фильма-оперы «Снегурочка».
(Показ фотографий)
Вы видите очень живописное место в лесу, в центре - озеро, а на заднем плане - дворец мудрого лесного царя Берендея. Снимался фильм-опера недалеко от города Костромы, родины Ивана Сусанина.
Давайте познакомимся с историей создания и содержанием весенней сказки-оперы «Снегурочка»
(Рассказ ведут двое учащихся).
У: Ребята, посмотрите, как выглядит главная героиня этой сказки - Снегурочка. Посмотрите, какой изобразили ее сами ребята.