Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
p align="left">(Показ рисунков ребят)

У: Сейчас мы с вами послушаем самый поэтичный фрагмент из этой оперы, сочетающий в себе необычайную задушевность, лирику, теплоту и мягкость. Это хрупкий, чистый образ главной героини оперы - Снегурочки.

(Слушание прощальной арии Снегурочки).

У: Ария поражает нас красотой музыки, поэтичностью текста. К кому обращается Снегурочка?

(Дети отвечают. На доску помещаются музыкальные понятия)

У: Впервые побывав в театре на спектакле и услышав арию Снегурочки, я написала небольшое стихотворение:

«Какая боль! Снегурочка… Ты любишь Мизгиря.

А я люблю тебя за кроткий нрав и чистоту.

Ты прыгаешь в огонь из-за него!

В твоей груди сейчас течет тепло.

Познав любовь, ты жизнью поплатилась.

Бессильна я унять ту боль, что мучает меня.

И никогда, я не услышу никогда: «Люблю и таю»…

Не сплю… Прерывисто вздыхаю».

Возможно, что после увиденного и услышанного на сцене театра вам тоже захочется написать стихи, отзыв, поделиться с нами своими мыслями об опере. Пробуйте, пишите.

Продолжением урока является посещение оперного спектакля Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Вопросы учащимся после посещения Театра оперы и балета:

· Какой обрядовый праздник вы увидели в опере «Снегурочка»?

· Какой женский голос исполнял партию Снегурочки?

· Назовите имя исполнительницы роли Снегурочки.

· Чем понравилось вам её исполнение?

· Почему Мизгирь полюбил Снегурочку и забыл Купаву?

· Изменился ли образ Снегурочки в процессе происходящих событий? В чём проявилось это изменение?

· В чем причина гибели Снегурочки? За что она поплатилась?

· Какой музыкальный инструмент звучит в сцене таяния Снегурочки?

· Что нового вы узнали об опере «Снегурочка»?

Конспект учебного занятия - лекции по музыке в седьмом классе по теме «Творчество вокально-инструментального ансамбля «Ариэль»

«Без серьёзной музыки - жизнь пуста, без легкой смешна»

Э. Карузо

Цель учебного занятия: знакомство с творчеством вокально-инструментального ансамбля «Ариэль»

Задачи учебного занятия:

· Воспитание художественного вкуса у подростков на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного музыкального опыта.

· Воспитание духовной культуры, желания испытать эстетическое наслаждение при соприкосновении с творчеством ансамбля «Ариэль»

· Расширение знаний о «легкой» музыке, о принципах бытового фольклора в современной музыке.

· Развитие индивидуальной музыкальной культуры, потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Оборудование и средства обучения: карточки с музыкальными понятиями, музыкальный центр.

Художественный материал: фотографии ансамбля «Ариэль», города Челябинска, стихи «У русских песен крылья лебединые»

Музыкальный материал: песни в исполнении ансамбля «Ариэль»: «На горе-то, горенке», «Нахлебалася прясного молока», «Танюша», «Ох, ты Порушка-Параня», «Баба-Яга», «Комната смеха»,«Благодарствуйте, сударыня».

Ход учебного занятия:

(Звучит песня «Баба Яга», музыка возникает из тишины)

Учитель (У): Ребята, вам знакома прозвучавшая песня? В исполнении какого ансамбля она прозвучала?

(Дети отвечают)

У: Совершенно верно, это очень популярная песня - «Баба-Яга», которая прозвучала в исполнении известного в нашей стране и, конечно же, у нас на Южном Урале, вокально-инструментального ансамбля «Ариэль». К жанру «легкой» или «серьёзной» музыки» мы отнесем эту песню?

(Дети отвечают)

У: Ребята, вы заметили, как много изобразительных моментов в этой песне? Это характерная черта всех песен ансамбля «Ариэль». Давайте вместе с вами перелистаем страницы творческого пути этого замечательного коллектива.

Ученица: Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» был создан в 1966 году в городе Челябинске. Все музыканты ансамбля имели высшее музыкальное образование. Руководителем и солистом ансамбля «Ариэль» стал Валерий Иванович Ярушин - яркий, талантливый музыкант. Начало творческого пути пришлось на 1970-ые годы. Признание пришло в 1974 году, когда ансамбль получил первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Вскоре фирма «Мелодия» выпустила первый диск ансамбля «Ариэль», а в 1977 году вышел второй диск - «Русские картинки».

У: Давайте послушаем ещё одну композицию из репертуара этого ансамбля. Послушаем очень популярную, талантливо написанную песню «Комната смеха». Попробуйте проанализировать эту песню самостоятельно.

(Дети слушают песню и пробуют ее проанализировать)

У: Молодцы! Продолжим знакомство с творчеством ансамбля «Ариэль».

Ученик: Серьёзных музыкантов не могла не привлечь интересная работа коллектива с фольклором. Взгляды на традиционный крестьянский фольклор прошлого в настоящее время более или менее устоялись, а само понятие «фольклор» в какой-то степени даже стало модным.

(Помещается понятие на доску)

У: (читает) «Энергетизм фольклора, столь убедительно продемонстрированный в своё время Д.Покровским, послужил едва ли не главной причиной, заставившей многих поклонников джаза и, в особенности рока, с удивлением почувствовать в народной песне что-то неожиданно знакомое, своё, столь ценимое ими в роке» (Ю.Дружкин, кандидат философских наук).

Ученик:

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша…

Они летят весёлые и грустные,

Не прерывая кружевную нить…

У русских песен бьётся сердце русское,

И от России их не отделить.

(Звучит песня «Нахлебалася прясного молока»)

У: Какими средствами музыкальной выразительности в этой песне воспользовались музыканты?

(Дети отвечают)

У: Известный композитор Никита Богословский писал в «Литературной газете» в 1973 году: «В обработке русских народных песен, сделанных руководителем «Ариэля» В.Ярушиным, бережно сохранены своеобразие и очарование народных мелодий. В современном звучании оркестрового сопровождения мы с радостным удивлением слышим характерные тембры русских инструментальных наигрышей, ладовые гармонии. По балалаечьи запели те же электрогитары и орган».

А сейчас прозвучит ещё одна известная песня этого ансамбля. Назовите её сами.

(Звучит песня «На горе-то горенке»)

У: Валерию Ярушину удалось достичь такого тонкого понимания природы русской песни, поражающего и совершенством формы, и лаконизмом мысли, и оправданной сложностью. Ни одной лишней детали, всё подчинено единственному и логическому развитию. В своих композициях В.Ярушин сумел соединить безыскусную простоту русской песни с утонченной оркестровой окраской, по-своему их услышав.

Ученик: Работу над фольклором В.Ярушина можно сравнить с работой ювелира: он оттачивает каждую деталь, проявляя большое внимание каждому элементу, он постоянно открывает для себя новое, умеет создать кульминацию сочинения. Первые аранжировки русских народных песен определили лирико-драматическое направление. Одной из таких лирических песен является песня «Танюшка» на стихи С.Есенина.

(Звучит песня «Танюшка»)

У: Вам понравилась песня? Её аранжировка? Поэтичность стиха песни, её кульминация вполне соответствует замыслу автора? Позже В.Ярушин приходит к мысли о необходимости расширения жанрового содержания народных песен «Ариэля» за счет игровых и шуточных. Ребята, возможно вы знаете аранжировки таких песен, приведите примеры.

Ученица: Для них характерны широта жизненных ощущений, юмор, мир ярких красок и образов. Особенно это характерно, пожалуй, для песни «Ох, ты Порушка-Параня». «Баба-Яга», «Комната смеха» дополняют жанр шуточных песен. Народные песни исключают вымысел, наполнены правдой жизни, простотой человеческих отношений. Безусловно, обработки русских народных песен - центральная часть творчества В.Ярушина, но не единственная. Им написаны песни, пользующиеся популярностью у слушателей: «Зимы и весны», «Обращение к России», «Маленькая история» и другие. Создаются В.Ярушиным и масштабные сочинения: рок-сюита «Русские картинки», рок-оратория «Мастера», рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве» по поэме С.Есенина.

Ученик: «Ариэль под руководством В.Ярушина добился значительных творческих достижений. Им записано пять дисков-гигантов, несколько миньонов. С концертами ансамбль объездил всю страну, совершил более двух десятков зарубежных гастрольных поездок. В ситуации, когда в 80-е годы «модные звезды» потеснили «Ариэль» в популярности челябинцы не сбились на суетливое желание непременно быть на гребне славы и моды. Ансамбль, как и прежде, верен своему творческому кредо, неся зрителю чистую, задушевную русскую музыку. Признанием, причём высоким, стал не только стойкий успех ансамбля у зрителей (хотя прежнего ажиотажа вокруг его концертов уже не было), но и включение коллектива в 1988 году в первый выпуск комплекта открыток «Мастера советской эстрады», который выпустило Министерство культуры СССР совместно с издательством «Планета». «Ариэль» находится в одном ряду с самыми видными представителями советской эстрады.

У: Ребята, как вы считаете, это заслуженное признание творчества коллектива? В вашей фонотеке имеются песни «Ариэля»? Есть ли у ансамбля песни для детей? Они вам знакомы? Назовите эти песни.

(«Разноцветный ветер» слова и музыка В.Ярушина,

«Рождественское чудо» на стихи А.Горской,

«Кто березку причесал», «На асфальте классики» и др.)

Ученица: Заслуга В.Ярушина в том, что он стремился к глубокому личностному решению тем, подкупая сердечностью, доверительностью, на которую слушатель отзывается очень легко. Всё, что он пишет, сразу становится достоянием слушателей. В 1988 году за заслуги в развитии музыкального искусства Валерию Ярушину присвоили почётное звание «Заслуженный артист РСФСР. В 1989 году Валерий Ярушин покинул ансамбль и создал новую группу «Иваныч», в которой продолжил развитие своих творческих устремлений, связанных с традициями русской музыки. В 1990 году группа «Иваныч» стала дипломантом Международного фестиваля «Шлягер-90» в городе Ленинграде.

У: Заканчивая наш сегодняшний урок, я предлагаю вам послушать две песни ансамбля «Ариэль», сравнить их по жанру и характеру, выявить средства музыкальной выразительности.

(Звучат песни «Ох, ты Порушка-Параня», «Благодарствуйте, сударыня».

Дети высказываются)

У: Вы правы, эти песни разные по характеру и жанру. «Ох, ты Порушка-Параня» - шуточная, озорная, в ней юмор, яркие краски, а «Благодарствуйте, сударыня» - лирическая, поэтичная, созерцательная, спокойная, необыкновенно мелодичная.

Сегодня мы вам представили ансамбль «Ариэль». Я думаю, у вас появилось желание побывать на концерте этого коллектива.

Домашнее задание - найти и послушать диски с записями песен ансамбля последних лет; познакомиться с группой «Иваныч», пополнив свою фонотеку.

У: По возможности - собирайте материалы, касающиеся ансамбля «Ариэль» и ансамбля «Иваныч». Не упускайте возможности слушать радио и телевидение. Благодарю вас за работу на уроке.

2.3 Педагогические условия эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

В качестве необходимых для эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время нами были выявлены следующие педагогические условия:

· использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки;

· интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков;

· совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.

Кратко охарактеризуем каждое из этих условий.

Первое условие - использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки.

Данная методика является одним из основных компонентов концепции Д.Б.Кабалевского. Целостность и образность в его концепции проявляется, прежде всего, в том, что цели учебных занятий по музыке введены в широкий контекст духовной культуры ребенка, раскрыты пути их реализации в системе - от основных принципов до конкретных методов. Главная идея - воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры.

Задачи музыкального воспитания в общеобразовательной школе:

· формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления, вкуса. (сверхзадача - «музыка-жизнь»);

· формирование у ребенка личностно-нравственного отношения к жизни через музыку, развитие базовых способностей творческого мышления, навыков общения, формирование интеллекта;

· целенаправленное накопление музыкального опыта;

· проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки, прежде всего, на уровне интонационно-слуховой целостности.

При решении каждой из этих задач единственно органичным путем «присвоения» ребёнком общечеловеческих ценностей на уроке музыки является общение учителя и учащихся в русле идей педагогики сотрудничества.

Важно, чтобы в каждой теме каждый раз на новом уровне своего возрастного развития дети убеждались как многообразна музыка, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находят отклик в ней, и как это многообразие всегда говорит по сути об одном - о человеке, о его отношении к миру. Сущность искусства заключается в художественно-образном отражении мира, соответственно и методы воспитания искусством должны быть адекватны этой сущности.

Показательно, что Д.Б.Кабалевский через методы проводит идею формирования духовной культуры музыкой. «Методы - это инструменты прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение детей» (А.С.Макаренко). В частности, выделив методический принцип «сходства» и «различия», композитор подчеркивает, что этот принцип является «сквозным» не только для формирования музыкальной культуры ребенка, но и всей культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений, для всей их учебной трудовой деятельности в школе и вне школы.

Кратко остановимся на каждом из них.

1. Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Один источник - жизнь, один предмет исследования - человек.

2. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней. Этот метод как один из важнейших путей формирования художественно-образного мышления детей. Суть его - личностное присвоение духовных ценностей.

3. Метод созидания композиций. Этот метод требует более широкого творческого применения на практике (оркестр, четырехручие, исполнение классики, движение под музыку, сольное пение). Исполнение очень увлекает ребят, развивает их музыкальность. Большие развивающие возможности заложены в методе музыкального диалога. Исходя из художественного образа, можно придумывать самые разнообразные варианты исполнения музыкального произведения.

4. Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному». Этот метод позволяет накапливать музыкально-слуховой опыт учащихся. «Повторное слушание и исполнение должно стать обычным и даже обязательным», - подчеркивал Д.Б.Кабалевский.

Второе условие - интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков.

Для успешного развития представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время нами используется интеграция общего и дополнительного музыкального образования. Проводится совместная деятельность со школой искусств по музыкальному воспитанию детей. Во внеурочное время учащиеся посещают выставки изобразительного искусства, концерты различных коллективов школы искусств (хореография, театр, эстрадное пение, детские хоровые коллективы, оркестр русских народных инструментов). Ежегодно проводятся совместные мероприятия: календарные праздники, фестивали, концерты художественных коллективов. Формировать духовный мир ребенка позволяют филармонические уроки-концерты, организованные для общеобразовательной школы. Тематика концертов разнообразна по содержанию, с учетом разного возраста школьников: «Эта знакомая и незнакомая классика», «Рождество! Как это было…», «Пусть музыка народная звучит», «Что такое музыка», «Русские народные инструменты», «Рисунок и музыка», «Новогодняя сказка», «Что такое балет».

Во внеурочное время учащиеся занимаются в музыкальных кружках:

вокальные ансамбли девочек и мальчиков. Солисты и дуэты выступают на:

- школьных вечерах и мероприятиях, концертах - встречах в детских садах города;

- городских праздниках: «День города Южноуральска», «Городской День Учителя», «Рождественские вечера».

В Доме Культуры «Энергетик» ежегодно проводятся отчётные концерты школы искусств. В концертах принимают участие в качестве слушателей учащиеся общеобразовательных школ. Концерты профессиональных коллективов позволяют во внеурочное время формировать устойчивый интерес детей к явлениям музыкальной жизни, их высокую слушательскую культуру и эмоциональный отклик на музыку, стремление самостоятельно делать выбор в художественно-творческой деятельности, заниматься музицированием, созданием домашней фонотеки. «Восприятие музыки - это познание самого себя» Ф.Лист.

В современных условиях, формируя музыкальную культуру учащихся в урочной и внеурочной деятельности, мы опираемся на национально-региональный компонент. Используя на уроках стихи и музыку уральских поэтов и музыкантов: «Песня о Южноуральске», «Гимн города Южноуральска» (сл. Е.Морозова, муз. Е.Мишустина), мы формируем чувство гордости за свой город, любовь к нему. На уроках часто звучат стихи местных поэтов (Н.Желнина, А.Басова, Н.Еремяшева, Е.Морозова) и сочинения композиторов Южного Урала (А.Кривошея, Е.Гудкова, М.Смирнова, Е.Попляновой, В.Козлова, Л.Долгановой).

Постоянно расширяется круг интересов учащихся в области искусства посредством посещения:

- спектаклей театра оперы и балета имени Глинки: оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова», «Иоланта» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, оперетты «Летучая мышь» Штрауса, «Севастопольский вальс» Листова, балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» Прокофьева, А.Адан «Жизель», «Чипполино» Хачатуряна;

- концертов хоровых коллективов области: Академического хора духовной музыки города Челябинска (В.Михальченко), хоровой студии «Мечта» (В.Шереметьев);

- региональных и областных фестивалей вокально-хоровой музыки «Челябинские композиторы - южноуральцам».

Третье условие - совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.

Формировать духовный мир ребенка продуктивнее всего в совместной деятельности на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества. Именно она «возрождает к жизни художника, дремлющего в душе каждого человека» (К.Станиславский). Художественно-творческая деятельность включает в себя индивидуальную и коллективную творческую деятельность. В художественно-творческой деятельности каждый ребёнок проходит путь: от художественного восприятия - к пониманию художественного языка данного вида искусства; от понимания и сопереживания - к художественному сотворчеству; от сотворчества - к самостоятельному творчеству. Коллективное творчество детей - это труд и общение. Именно здесь происходит формирование коллективистских отношений, где эстетическое, художественное и нравственное не отделимы друг от друга.

Центральное место в коллективной творческой деятельности занимают годовые традиционные праздники:

1. Праздник «День знаний»

2. Праздник «День Учителя»

3. Праздник «Посвящение в первоклассники»

4. Праздник «Осенний бал»

5. Новогодние и рождественские праздники

6. День Святого Валентина

7. Праздник «Моя семья»

8. Фестиваль детского самодеятельного творчества «Весенняя капель»

9. Отчетные концерты для родителей

10. Праздник «Последний звонок»

11. Выпускной бал.

На учебных занятиях используются разные формы индивидуальной и коллективной творческой работы:

- в начальной школе - сольное и коллективное (дуэтное, групповое) исполнение вокальных произведений, музицирование - четырехручье, сольное исполнение инструментальных произведений, использование шумовых музыкальных инструментов, ролевое исполнение;

- в основной школе - групповые формы работы: коллективное прослушивание музыкального произведения и его анализ, вокальное исполнение музыки («про себя» и вслух), выбор и выполнение творческих работ (отзыв, анализ сочинения, сообщение, исследование), взаимопроверка знаний, музыкальные викторины, зачётные уроки; индивидуальные формы работы: сочинение стихов, музыки, сказок о музыке и музыкантах, сольное пение, ролевое исполнение, домашнее музицирование, создание домашней фонотеки, приобретение музыкальной литературы.

Использование в начальной и основной школах такой формы общения, как диалог, способствует прямому сотрудничеству, выработке совместного решения учебно-художественных проблем.

Указанные формы творческой деятельности содействуют развитию индивидуальности учащегося, его самовыражению. Задача педагога - способствовать стремлению учащегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, осознанно реализовать стремление стать самим собой.

Таким образом, совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учеников, разворачивающаяся в разнообразных формах общения с музыкой и другими искусствами, направлена на раскрытие общечеловеческих ценностей в музыке («музыка и жизнь») и на этой основе предполагает познание друг друга и самосозидание себя как личности.

Заключение

Проведенное исследование показало корректность выдвинутой гипотезы и дало возможность сделать следующие выводы.

1. Выделены, обоснованы и опытным путем проверены педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время: 1) использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки; 2) интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков; 3) совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.

2. Разработана процессуальная модель развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время, содержащая теоретическое обоснование и технологическое воплощение.

3. Уточнено содержание понятия «развитие представлений школьников о музыкальной жизни».

Таким образом, результаты исследования дают основание сделать необходимый вывод о том, что выдвинутая гипотеза доказана и поставленные в работе задачи решены.

Список использованной литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000.

2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога - исследователя. Екатеринбург: Дом учителя, 2000.

3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д, 2000.

5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. №5. С. 12 - 15.

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 1999.

7. Бочкарёв К.Н. Челябинская область: энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.

8. Валиахметова Т.А. Традиционная культура нагайбаков Челябинской области. Челябинск, 2004.

9. Вольфович В. Играй гармонь уральская. Челябинск: Знание, 1991.

10. Вольфович В. Музыканты Южного Урала. Челябинск: Знание, 1991.

11. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. М.: Просвещение, 1988.

12. Дружкин Ю. Фольклор и молодёжь. М.: Просвещение, 1990.

13. Зубанова Л. Старая сказка в новом мире. Челябинск: Автограф, 2001.

14. Ильясов Д.Ф. Выпускная аттестационная работа. Челябинск: ЧИППКРО, 2007.

15. Ильясов Д.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2008.

16. Историческое краеведение. Челябинский Урал: учебное пособие / Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. Челябинск: АБРИС, 2008.

17. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: очерки / Редкол.: Д.Б.Перчик и др. Челябинск: Каменный пояс, 2006.

18. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: хронология / Сост. В.И.Богдановский и др. Челябинск: Каменный пояс, 2006.

19. История Урала XIX - XX веков / Л.А,Обухов, В.А.Шкерин, Г.С.Шкребень. Екатеринбург: Сократ, 2005.

20. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.М.Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983.

21. Культура и развитие человека: Очерки философско-методологических проблем. Киев, 1989.

22. Летягина А. Южноуральск - крепость - станица - город. Челябинск: Автограф, 1995.

23. Львов Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный подход: учебное пособие. Челябинск: ЧГАУ, 2007.

24. Макаров В.Н. История культуры Челябинского края. Челябинск: Каменный пояс, 2005.

25. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1988.

26. Молчанов С.Г., Симонян Р.Я. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие. Челябинск: ИДППО, 2005.

27. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995.

28. Развитие лингво-гуманитарной гимназии: понятийно-терминологический словарь / Сост. и ред. В.Г.Швеммер. Челябинск: ЧГПУ, 1996.

29. Развитие художественно - эстетического потенциала личности в воспитательной системе школы-комплекса /Сост. Г.А.Красюн, О.В.Сенина. Челябинск: РЕКПОЛ, 2008.

30. Салмина М.С. История Южного Урала. XX - начало XXI века. Челябинск: Взгляд, 2004.

31. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. №4. С.138 - 143.

32. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала. Челябинск

33. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2005.

34. Суслова Г.П. Лекции по истории мировой культуры. Челябинск: ЧИППКРО, 2008.

35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.

Приложение

Музыкальный словарь

Ансамбль - музыка, написанная для совместного исполнения

Антракт - перерыв между действиями в спектакле (опере, балете, оперетте), между отделениями в концерте.

Аранжировка - переложение (привести в порядок) для какого-либо инструмента или оркестра.

Ария - сольный музыкальный номер в опере.

Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины.

Вариация - видоизмененная мелодия.

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.

Домра - струнный, щипковый инструмент.

Жанр - род произведений в пределах одного какого-то искусства.

Лад - это согласие, мир, стройность, порядок, взаимосвязь звуков, между собой их согласованность, слаженность.

Лёгкая музыка - наиболее доступная по содержанию, в основном это развлекательная музыка, которая даёт слушателю минуты отдыха.

Либретто - музыкально-сценическое сочинение (пьеса предназначенная для постановки на сцене).

Мелодия - это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.

Музыкальная форма - построение музыкального произведения, его композиция.

Опера - это жанр синтетический, содружество различных видов искусств - драматическое действие, симфоническая музыка, пение, балет, живопись, декорации, костюмы.

Оркестр - коллектив музыкантов, исполняющих музыку на музыкальных инструментах.

Песня - вокальная музыка (музыка для пения) обычно куплетной формы с запевом и припевом

Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.

Серьёзная музыка - наиболее сложная по восприятию и содержанию, чем легкая. Заставляет размышлять и задумываться над ней слушателя.

Фольклор - народное творчество («народная мудрость»)

Частушка - быстрая, скорая песенка с множеством текстов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать