Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
p align="left">4. Формирование устойчивых представлений о компонентах личностно-ориентированного учебного занятия: целевом, содержательном, организационно-деятельностном и оценочно-аналитическом. Это помогло выявить характерные черты занятия, без знания которых нельзя было начинать деятельность педагогов по конструированию учебных занятий.

Итак, в ходе теоретической подготовки педагогов школы осваивались концептуальные составляющие личностно-ориентированного подхода в общем образовании: его сущностная характеристика, основные понятия, исходные положения и правила, представление об учебном занятии как педагогической системе.

5. Формулирование замысла личностно-ориентированного учебного занятия, который, на наш взгляд, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

6. Определение целевых ориентиров личностно-ориентированного учебного занятия, которые связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности

- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

7. Отбор содержания личностно-ориентированного учебного занятия в соответствии с образовательной программой по музыке для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. Содержание учебного занятия должно быть личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания урока наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся. Педагоги не всегда могли найти в учебниках и пособиях материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода. Чаще всего им приходилось вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности.

8. Определение типологии и структуры личностно-ориентированного учебного занятия.

9. Выбор формы проектирования личностно-ориентированного учебного занятия. Формы проектирования учебного занятия: план, конспект или методическая разработка. План учебного занятия - это основные компоненты содержания урока, представленные в четких и кратких формулировках; краткое изложение методической структуры урока. В плане фиксируются цель и задачи урока, его тип, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень этапов урока и обозначение ведущей деятельности педагога и обучающихся. Конспект учебного занятия - это подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и обучающихся. Методическая разработка учебного занятия - это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. Любая форма проектирования учебного занятия должна быть целесообразной и соответствующей особенностям обучающихся и педагога, их возможностям. В противном случае выбор жанра проектной разработки будет восприниматься как формальный.

10. Создание необходимых организационных и мотивационных условий, пространственно-временного и материально-технического обеспечения личностно-ориентированных учебных занятий в школе.

11. Апробирование на учебных занятиях наиболее адекватных данной ориентации способов педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей (Е.И. Казакова, Т.В. Машарова, А.П. Тряпицына, Т.В. Фролова и др.) склонны включать в данный арсенал диагностику и самодиагностику, диалог, методы создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора, ситуаций успеха, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Организация личностно-ориентированных учебных занятий в школе предусматривает включение в образовательный процесс следующих обязательных моментов:

- учебное взаимодействие на основе учета личностных особенностей детей;

- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

- создание для учащихся ситуации успеха;

- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «по моему мнению», «я думаю, что…» и т.д.

Итак, конструирование личностно-ориентированных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала включало определение замысла урока и его целевых ориентиров, отбор содержания образования и выбор способов организации учебной деятельности.

12. Отработка методики самоанализа личностно-ориентированного учебного занятия. Использование самоанализа личностно-ориентированного учебного занятия, на наш взгляд, помогает учителям глубже осмыслить основополагающие идеи-принципы личностно-ориентированного подхода, более детально разобраться в технологических аспектах организации такого урока, что, несомненно, способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов, обогащению их теоретического и методического арсенала.

На личностно-ориентированных занятиях в школе учащиеся являются полноправными организаторами урока. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагоги заботятся о создании для детей ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые формы общения.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного учебного занятия должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами урока. Это значит, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на занятии, как обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта; сформированность способов учебной деятельности школьников и индивидуального стиля познания; проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

В качестве критериев оценки результативности личностно-ориентированного учебного занятия выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия на уроке.

13. Обобщение педагогического опыта работы по организации личностно-ориентированных учебных занятий в школе и его диссеминация.

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство Челябинской области, Уральского региона и России. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Большинство коллективов общеобразовательных учреждений настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе, чему способствует обобщение передового педагогического опыта работы и его распространение.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

2.2 Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Конспект учебного занятия по музыке в третьем классе по теме «Разнообразие русского музыкального фольклора»

Сколько песен у России - никому не сосчитать!

Цель учебного занятия - знакомство учащихся с разнообразием русского музыкального фольклора.

Задачи учебного занятия:

· воспитание у детей любви к русской народной культуре на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта музыкальной деятельности;

· расширение у младших школьников представления о разнообразии русских народных песен; знакомство с музыкально-поэтическими особенностями русских народных песен;

· содействие детям в развитии творческих и исполнительских особенностей, овладение ими умениями и навыками самопознания в процессе учебного занятия;

· закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности и о тембрах шумовых музыкальных инструментов, полученных ранее, интонационное освоение исполнения русских народных песен.

Оборудование и средства обучения:

· Учебник Г.П.Сергеевой «Музыка», 3 класс

· Карточки с музыкальными терминами

· Магнитофон

· Музыкальные инструменты: фортепиано, балалайка, домра, бубен, трещотки, ложки, треугольники, маракасы, коробочка

Художественный материал:

· Виды уральской природы (рисунки детей, фотографии)

· Русские народные песни: «Во саду ли, в огороде», «Вниз по матушке по Волге», «Снежная баба», «Пряха», «Балалайка», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Колядка», «Край родной», «Добрый тебе вечер», «Частушки», «Плясовые наигрыши», «Светит месяц»

· Стихи: В.Гин «Песня русская», А.Горская «Урал - наш край родной».

Ход учебного занятия:

Звучит русская народная песня «Светит месяц»

Учитель (У): Ребята, знакома ли вам очень известная песня? Вы её узнали? Как она называется? Кто её сочинил?

(Дети отвечают)

У: Совершенно верно - это народная песня. Лирическая, хороводная, трудовая, плясовая? Вы почувствовали характер песенно-плясовой. Давайте вспомним несколько подобных песен, ранее нам знакомых.

(Звучат р.н.песни «Ах вы сени, мои сени», «Как у наших, у ворот» в исполнении на фортепиано)

Ученик: Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть -

Грустью, кажется, наполнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь -

Пляшут вечер и синие звёзды.

И старушка Земля всё никак не поймёт,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие?

В. Гин.

У: Народные песни звучат повсюду - в любом уголке нашей Родины. Звучат они и на Южном Урале, а что такое Урал?

(Дети отвечают)

У: Правильно, это наш родной край, располагающийся вдоль Уральских гор. Здесь издавна жили трудолюбивые и творческие люди, которые сочинили множество песен о своей жизни и родном крае.

Ученик: В 18 веке, когда закладывалось большинство уральских городов, скоморохи, щедрые на песни и танцы, принесли в эти края своё искусство. Они веселили народ, потешали своим жизнерадостным творчеством. Без песен и плясок не обходилось ни одно торжество. С музыкой связывались и многие другие народные обряды: новогоднее рождество и крещенские игры молодежи, обряд масленицы.

У: Вы хотите познакомиться с другими русскими народными песнями? А может быть, вы предложите сами исполнить знакомую, полюбившуюся вам песню?

(Исполняют р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» с запевом солиста)

У: О чём эта песня? К какому жанру отнесем эту песенную, протяжную, широкую мелодию?

(Дети отвечают)

У: Совершенно верно. Это трудовая, лирическая, протяжная песня (в народе их называют «долгими», «проголосыми»)

(На доску прикрепляется карточка с терминами).

У: Сегодня на уроке мы не только будем знакомиться с русскими народными песнями, но даже попробуем сочинять стихи к песням-коротышкам, исполнять песни и водить хороводы.

(Учитель исполняет р.н.п. «Во саду ли, в огороде»)

У: Как прозвучала эта песня? Что такое хоровод? Какие особенности вы отметили в ней? Каков жанр песни?

(Дети отвечают: лирическая, хороводная,

прикрепляется карточка на доску)

У: Давайте вместе исполним эту песню!

(Класс делится на две группы - 1-ая группа с двумя ведущими

(девица и молодчик) водит хоровод, 2-ая группа исполняет песню)

У: Вам понравилась эта задушевная песня? Чем именно понравилось? Давайте поменяемся ролями и подумаем, какие инструменты можно выбрать для повторного исполнения этой песни.

(Повторное исполнение)

У: Как это интересно и увлекательно, узнавать как жили раньше люди, дети и взрослые, знакомиться с их бытом, обрядами, нравами и обычаями. Узнавать с помощью музыки и других видов искусства то, как раньше, до нас жили наши предки - русские люди. Обратите внимание на нашу классную доску - на ней тема сегодняшнего урока: «Разнообразие русского народного фольклора».

А что такое фольклор? Кто является создателем этого жанра музыки?

(Прикрепляются карточки с понятиями.

Квартет мальчиков исполняет р.н.песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)

У: К кому обращена эта песня? Каковы её интонационные и ритмические особенности? Каков жанр песни?

(Дети отвечают)

У: Вы правы, солдатская песня отличается особой удалью, четкостью ритма и стиха.

(Учитель исполняет р.н.песню «Пряха»)

У: Вы услышали сейчас русскую народную песню «Пряха». Она вам понравилась? Как она звучала?

(Дети отвечают: нежно, грустно, певуче).

У: Можно сказать, что песня прозвучала задушевно и чувственно? Такие чувственные песни называются лирическими.

(Карточка прикрепляется на доску).

У: В этой песне передаются душевные переживания человека. А давайте выберем русскую народную песню, чтобы отдохнуть!

(Звучит хороводная игровая песня «Снежная баба»)

Ученик: В быту русского народа особенно был почитаем рождественский праздник. Эта народная традиция дошла и до наших дней. Манера исполнения колядок отличается простотой, незатейливой мелодией и ритмом. (Исполняется знакомая детям колядка: «Пришла коляда накануне Рождества» и разучивается колядка из народных славянских песнопений: «Добрый тебе вечер».

У: Ребята, домашнее задание на следующее занятие будет таким: узнайте у ваших бабушек, как отмечался праздник Рождества раньше, когда они были молодыми, как это было в их жизни. Обратитесь к ним с просьбой напеть знакомые бабушкам колядки. А сейчас звучит народный инструмент - балалайка!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать