Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике
b>Общенаучный системный подход в педагогических исследованиях рассматриваемого периода в его оригинальном виде использовался редко. С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу методологи наметили главное условие легитимности его использования в педагогических исследованиях: педагогическое осмысление и разработка специально педагогической методологии системного подхода (М.А.Данилов, Ф.Ф.Королев).

Разработка педагогической методологии системного подхода начиналась с определения особенностей педагогических явлений и процессов как объектов системного исследования, то есть необходимо было выделить особый класс системных объектов - педагогические системы и дать их специфическую характеристику.

Обобщая поиски отечественных педагогов рассматриваемого периода в этом направлении, мы убедились, что специфика педагогических систем не может быть определена через выяснение социальной, информационной, управленческой, деятельностной или какой-либо другой природы системы, кроме собственно педагогической. Качественные особенности педагогических систем ученые пытались определить через «элементарную клеточку», «основное противоречие», «инвариантную связ» и другое. Результаты поисков специфики педагогической системы в рассматриваемый период обобщены нами в виде представления об имманентном для педагогической системе процессе передачи социального опыта подрастающим поколениям, воспитательном воздействии (взаимодействии), упорядоченности системы под цели воспитания, гуманитарной природе педагогической системе, о динамических противоречиях между наличным опытом ребенка и требуемым уровнем знаний, умений, навыков и личностных качеств; между целью педагогической и предметной деятельностей и т.п. Кроме того, не менее, чем результаты исследования в области специфики педагогических объектов системного рассмотрения, важен сам его процесс, ориентированный на все более пристальное внимание к сущности, к природе педагогического явления, а не к его форме или к формам его представления. Очевидно, в этом смысле также можно говорить о гуманитаризирующей роли системного подхода в отечественной педагогике.

Реализация системного подхода к специфическим педагогическим объектам предполагает выстраивание логики определенных исследовательских шагов, позволяющих увидеть и исследовать предмет познания как систему. Так же, как и в общенаучной системологии, педагогическая программа системного исследования и его методика выстраивались на основе конкретизации сущности системного подхода: как рассмотрение взаимосвязанной совокупности элементов, выступающих как целостность по отношению к среде; как синетеза всех «срезов» полисистемного и полиструктурного объекта в целостную картину; как анализ одной, существенной, определяющей, системообразующей стороны объекта.

Специфика педагогических систем диктовала определенную коррекцию программы общенаучного системного подхода. В системологических поисках рассматриваемого и последующих периодов такая программа не была представлена целостно, можно выделить лишь более или менее полные ее варианты.

Обобщение опыта системных исследований педагогических объектов позволяет целостно представить модель методологии педагогического системного подхода, которая отражает и общие подходы к системному познанию педагогических объектов, и этапы программы системно-педагогического исследования как его общей стратегии, инварианта, и представления о методике системного исследования на определенных этапах программы как его вариативной части, тактике познания, определяемой в соответствии с задачами конкретной ситуации (таблица 2 в §3 третьей главы)). Причем особенностью программы системно-педагогического исследования является нарушение логической последовательности определенных процедур, их синхронность вследствие необходимости удержания сразу несколько позиций в исследовании предмета. Так, например, на методологическом уровне системного исследования представляются результаты онтологического и гносеологического уровней, но приступить к реализации онтологического и гносеологического уровней невозможно, не решив задачи методологического уровня.

Еще более очевидной специфика педагогического системного подхода становится на этапе разработки методики системного исследования. Понятие «методика» в современной методологии определяется с разных точек зрения: с праксеологической - как нормативная упорядоченность действий в какой-то конкретной области (а/ как некий целостный образ результативной деятельности в сознании людей, как норма, благодаря чему деятельность человека регулируется и существует как логически выстроенный процесс; б/ как вербальное отражение определенного образа и способов действий в виде описания, предписания, представления); с гносеологической точки зрения - как особая область знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере (Е.В.Титова).

В рассматриваемый период методика системного исследования в гносеологическом смысле еще не сформировалась, но существовала в виде нормативной упорядоченности действий. Анализ методических поисков дал возможность классифицировать методики педагогических системных исследований в соответствии с их отношением к логике и познавательной программе системного подхода: : методика, повторяющая, но не уточняющая «шаги» программы; методика, связанная с интерпретацией «инонаучных» методов и синтезом формальных и содержательных методов для реализации этапов программы; методика, позволяющая детально реализовать отдельные этапы системологической программы; методика, связанная с попытками синтеза всех представлений о системе в целостную картину.

Таким образом, анализ системологических поисков отечественных педагогов-исследователей позволяет утверждать, что общенаучный системный подход не был механически перенесен на педагогическую почву и получил дальнейшую разработку в педагогических исследованиях рассматриваемого периода как на уровне методологической программы, так и на уровне методики реализации этой программы на основе выяснения специфики педагогических объектов системного исследования. Различия в понимании природы системного подхода, педагогическая парадигма, в которой формировались познавательные установки и нормы ученого, различный уровень методологической рефлексии педагогов обусловливали различия в методиках системных исследований, в степени продуктивности этих методик.

В целом, мы попытались, проанализировав системологические поиски педагогов-исследователей конца 60-х - 80-х годов ХХ века в широком социокультурном контексте, выстроить концепцию взаимосвязанного развития отечественной методологии педагогики и методологии педагогического системного подхода, позволило утвердиться в правильности избранной методологической основы и сформированной методики исследования, то есть, достаточно эффективно решить выдвинутые задачи и реализовать поставленную цель.

Теоретически осмысленный и концентрированный опыт системологических изысканий педагогов-исследователей конца 60-х - 80-х годов ХХ века может стать уроком и точкой опоры в современных поисках методологов, теоретиков и практиков педагогики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Н.Т. Кибернетика и проблемы теоретизации научного познания //Вопросы философии. - 1977. - №5. - С.79-88.

2. Абрамова Н.Т. О соотношении части и целого в строении материи //Вопросы философии. - 1962. - № 2. - С.46-56.

3. Абалкин Л.И. Тектология А.Богданова: на пути к новой парадигме //Вопросы философии. - 1995. - №8. - С.3-7.

4. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976. - 188 с.

5. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

6. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы //Вопросы философии. - 1998 - № 7. - С.171-178.

7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М.: Просвещение, 1979. - 225 с.

8. Азаров Ю.П. Научный отчет по теме "Теория и практика всестороннего и гармоничного развития личности советского школьника в целостном процессе воспитания". - НА РАО, ф.31, оп.2, д.1358, 1977. - 53 л.

9. Актуальные проблемы методологии педагогики /Н.Д.Никандров, Б.С.Гершунский. - М.: НИИОП АПН ССР, 1984. - 48 с. (Обзорная информация /НИИОП АПН СССР. Сер. "Обзоры по основным направлениям развития педагогической науки и практики". Вып.7(55)).

10. Александров В.Б. Основания гуманитарного познания //ХI Международная конференция "Логика, методология, философия науки. В 3-х ч. - Ч.III. - Москва-Обнинск, 1995. - 176 с. - С.32-36.

11. Александров Г.Н. Методологические проблемы использования математических методов в педагогике //Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов /Под ред. А.М.Арсеньева и М.А.Данилова. - М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. - 420 с. - С.5-12.

12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ им.А.А.Жданова, 1968. - 332 с.

13. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика, 1991. - 416 с.

14. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление. - М.: "ЛМА", 1996. - 380 с.

15. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978. - 300 с.

16. Анохин П.К. Теория функциональной системы //Успехи физиологических наук. - 1970. - Т.1. - №1. - С.19-54.

17. Арсеньев А.М., Королев Ф.Ф. Методологические проблемы социалистической педагогики //Проблемы социалистической педагогики. - М.: Педагогика, 1970. - 250 с. -С.10-40.

18. Артемов В.А. Кибернетика, теория коммуникации и школа //Советская педагогика -1962 - №1 - С.72-73.

19. Архангельский С.И. Некоторые методологические вопросы введения в теорию обучения высшей школы //Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. В 2-х ч. - Ч.II. - М., 1976. - 218 с. - С.15-41.

20. Атутов П.Р. О применении кибернетики в педагогике //Советская педагогика. -1962. - №9 - С.34-36.

21. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

22. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. - М.: Мысль, 1964. - 414 с.

23. Афанасьев В.Г. Системность и общество - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

24. Ачильдиев И.У. В рабстве у систем. - М., 1993. - 150 с.

25. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1988. - 500 с.

26. Байденко В.И. Образовательный стандарт, теоретические и концептуальные основы (опыт системного исследования). Автореферат дисс. … д.п.н. - М., 1993. - 38 с.

27. Балясная Л.К. Совершенствовать систему воспитательной работы //О системах и системности в воспитании: Сборник научн.трудов в 2-х ч. - М., 1976. - Ч.1. - 218 с. - С.4-30.

28. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (начало ХХ - 90-е годы ХХ века) Дисс. … д.п.н. - М., 1997. - 348 с.

29. Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе. Дисс. … д.п.н. - СПб, 1995. - 418 с.

30. Батурина Г.И. Пути интеграции научно-педагогических знаний //Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. - М., 1983. - 96 с. - С.4-24.

31. Батыгин Г.С. О специфике текста и подтекста советского обществоведения //Вопросы философии. - 1997. - №11. - С.18-21.

32. Беляева Л.А. Системный анализ педагогической деятельности //Философские проблемы теории коммунистического воспитания. - Свердловск: СвГПИ, 1985. - 150 с. - С.74-79.

33. Беспалько В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения. Дисс. … д.п.н. - М., 1968. - 360 с.

34. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике //Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С.59-60.

35. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977 - 304 с.

36. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 300 с.

37. Беспалько Л.В. Поэлементный подход к совершенствованию трудового обучения. Автореферат дисс. … к.п.н. - М., 1984. - 18 с.

38. Бим И.П. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации. Автореферат дисс. … д.п.н. - М., 1976. - 48 с.

39. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 116 с.

40. Битинас Б.П. Математика и педагогика //Учительская газета. - №28. - 27.06.1970. - С.2.

41. Битинас Б.П. Методологические вопросы измерения свойств личности учащихся //Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов /Под ред.А.М.Арсеньева и М.А.Данилова. - М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. - 420 с. - С.91-99.

42. Битинас Б.П. Методологические проблемы выявления научной информации в педагогическом исследовании. Автореферат дисс. … д.п.н. - Вильнюс, 1971. - 42 с.

43. Битинас Б.П. О некоторых структурных свойствах объектов педагогического исследования //Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. В 2-х ч. - М., 1976. - Ч.2. - 218 с. - С.73-82.

44. Битинас Б.П. Стохастический характер закономерностей, изучаемых педагогикой //Материалы IV сессии Всесоюзного методологического семинара по проблеме "Методологические основы построения педагогической теории". - М., 1971. - 74 с. - С.49-54.

45. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. - Каунас: Швиеса, 1984. - 169 с.

46. Блауберг И.В. Из истории системных исследований в СССР: попытка ситуационного анализа //Системные исследования. Ежегодник. 1989-1990. - М.: Наука, 1991. - 300 с. - С.110-125.

47. Блауберг И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода. - М.: ВНШСИ, 1980. - Вып.7. - 70 с.

48. Блауберг И.В. О категориях целого и части в марксистской философии //Вопросы философии. - 1957. - № 4 - С.41-50.

49. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования /Ред.И.В.Блауберг и др. - М.: Мысль, 1970. - 455 с. - С.7-48.

50. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. - М.: Знание, 1969. - 48 с.

51. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. - М.: Наука, 1986. - 300 с.

52. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М., Наука, 1973 - 69 с.

53. Бирюкова Б.В., Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социально-культурологических концепциях //Вопросы философии. - 1996. - №12. - С.33-47.

54. Блонский П.П. Трудовая школа //Избранные педагогические сочинения. - М.:АПН РСФСР, 1961. - 695 с. - С.209-224.

55. Богуславский М.В. Блуждание по альтернативным полям. История росийского образования: современные подходы // Учительская газета. - 1996. - № 49. - 09.12.96. - С.9.

56. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети ХХ века //Педагогика. - 1996. - №3. - С.72-75..

57. Богуславский М.В. История педагогики и современность. - М., 1987. - 30 с.

58. Болдырев Н.И. О системе воспитательной работы в школе //Народное образование. - 1957. - № 2 (приложение).

59. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 1998. - 1456 с.

60. Бондарь В.И. Повышение эффективности подготовки директора школы к управлению процессом обучения. Автореферат дисс. … д.п.н. - Киев, 1986. - 42 с.

61. Брежнев Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - М., 1981. - 150 с.

62. Буковская Н.В. Феномен саморефлексивности науки и процесс гуманизации научного знания // Методология науки: нетрадиционная методология: Сборник трудов участников Всероссийского семинара. - Томск: Издание Томского ун-та, 1997. - 320 с. - С.30-35.

63. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания: пособие для студентов вузов. - М.: АО "Аспект-пресс", 1994. - 303 с.

64. Бургин Ю.Г. В "Новом мире" //Век ХХ и мир. - 1999. - № 2. - С.86-93.

65. Буторина Т.С. Стиль педагогического руководства как фактор формирования комсомольского коллектива класса. Дисс. … к.п.н. - Л., 1976. - 180 с.

66. Вальт Л.О. Соотношение структуры и элементов //Вопросы философии. - 1963. - №5. - С.45-48.

67. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. - М., 1916. - 600 с.

68. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: В 2-х т. - Т.2.- М., 1912. - 344 с.

69. Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания //Свободное воспитание-ВЛАДИ. - Вып.2. Январь-февраль. 1993. - С.9-13.

70. Вентцель К.Н. Психологические и педагогические условия торжества новой религии //Свободное воспитание-ВЛАДИ. - 1993. - № 2 - С.2-8.

71. Визгин В.П. Наука и культура: размышление и проблемы их взаимосвязи //Наука и ее место в культуре. - Новосибирск: Наука, 1990. - 274 с. - С.58-76.

72. Воловик П.Н. Приемы применения методов теории вероятностей и математической статистики в педагогической теории и практике. Автореферат дисс. … д.п.н. - Киев, 1977. - 48 с.

73. Вопросы воспитания: системный подход /ред.Л.И.Новикова. - М.: Прогресс, 1981. - 136 с.

74. Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. Ч.I. - М.: НИИОП АПН СССР, 1976. - 224 с.

75. Вульфов Б.З. К проблеме повышения эффективности воспитательной деятельности школьного комсомола // О системах и системности в воспитании. В 2-х ч. - Ч.I.- М., 1976. - 218 с. - С.72-80.

76. Вульфов Б.З., Плоткин М.М. Учебно-воспитательный комплекс как система: варианты общеобразовательной школы //Советская педагогика -1991. - №2. - С.64-48.

77. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - Т.2. - М., 1982. - 300 с.

78. Высокий долг ученых //Правда- 13.10.75. - № 241. - С.1

79. Выше качество воспитания и обучения //Народное образование. - - 1954. - №7. - С.3-10.

80. Гвишиани Д.М. Методологические проблемы моделирования глобального развития //Вопросы философии. - 1978. - № 2. - С.3-25.

81. Гершунский В.С. О взаимоотношениях категорий "целостность", "системность", "комплексность" //Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1985. - 160 с. - С.14-24.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать