Работа педагога-психолога с трудными детьми

Работа педагога-психолога с трудными детьми

102

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении

1.1. Девиантное поведение и его формы

1.1. Аффективные дети

1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением

1.3. Причины появления аффективных детей

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми

2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

2.2. Коррекция аффективного поведения детей

2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении

3.1. Проведение констатирующего эксперимента

3.2. Формирующий эксперимент.

Заключение

Используемая литература

Приложение

Введение

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".

Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных детей", часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные дети" сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. "Трудные дети" всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении "трудных детей" вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

Формирование "эгоцентрической и эгоистической индивидуальности" в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.

Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].

Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме - хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами. Мать шестилетней девочки сказала:» Я понимаю, как нужно делать, но не могу себя сдерживать, чтобы не сделать замечания, не повысить голоса. Потом я долго переживаю и думаю, что это в последний раз и больше не повторится. Но вот наступает утро, и все повторяется снова»[7,95].

Аффективность проявляется у матерей с холерическим темпераментом. Здесь на первый план выступает нетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность. А потом мать жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее с первого раза. Но чем больше она настаивает, повышая голос и часто переходя на крик, тем более возбудимым или заторможенным становиться ребенок.

Можно предположить, что дети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей.

«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей. Я хочу помочь «трудным» детям выйти из этого состояния, так как, если ребенку не помочь в дошкольном возрасте, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание.

Здесь не обойтись без помощи психолога и педагога. Отсюда целью работы - показать технологию работы педагога- психолога с трудными детьми. Задачи исследования, которые вытекают из цели:

· определить условия полноценного психического развития в дошкольном возрасте;

· определить в чем специфика развития детей с трудностями в поведении;

· разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития «трудных детей»

· выявить характерные черты детей с аффективным поведением;

· показать основные психолого - педагогические направления в работе с ними;

· описать методы, формы коррекционно-педагогической работы.

При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально - психологический, педагогический методической литературы по данной теме, а так же изучение и обобщение опыта педагога по данной проблеме.

Объектом исследования стала коррекционная деятельность педагога с детьми.

Предмет изучения - снижение у детей в процессе коррекционно-педагогической работы аффективных вспышек.

Экспериментальной базой исследования являлось ДОУ № г. Лабинска.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрены концепции отечествен-ных ученых по проблеме девиантного поведения;

- разработаны и научно обоснованы воспитательные технологии по коррекции поведения с учетом возрастных особенностей дошкольников;

- создана и в ходе опытно-экспериментальной работы про-верена модель системообразующим компонентом которой является снижение уровня аффекта у детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в опре-делении научно-педагогических основ воспитательной работы с аффективными детьми.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут исполь-зоваться в практике в целях воспитательной работы.

Источники исследования: изучение и анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав и литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении

1.1. Девиантное поведение и его формы

Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, непра-вильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти на-звания говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющим-ся. Но обилие переводной психолого-педагогической литературы, которую рекомендуют читать студенту, требует, чтобы он знал и понимал значения иностранных терминов.

Девиантное (от англ. -- отклонение) поведение -- это общее название для различных нарушений правил поведения, ис-пользуемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно назы-вают поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренни-ми причинами, психическими расстройствами.

Девиантное поведение -- обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается на-растание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, сни-жению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, спо-собен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищен-ный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего повеления? Таким образом, девиантное поведение -- это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуа-цию.

Кроме главной и всеобъемлющей причины -- нарастания на-пряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы вос-питательные. Девиантное поведение -- почти всегда результат не-правильного воспитания. Неправильное воспитание -- это и вос-питание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характери-зуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансирован-ном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди.

Приведем пример чрезмерного воспитания, или так называе-мой неумеренной опеки. Ребенок живет в благополучной, зажи-точной семье. Он единственный наследник. Для родителей «са-мый, самый». Его постоянно ласкают, опекают, им любуются, находят у него всякие таланты, самые лучшие качества. Ему ни в чем и никогда не отказывают. При этом он растет неумелым, не-самостоятельным, беспомощным. День за днем формируется эго-ист, семейный деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а только требует исполнения своих желаний. Можно легко пред-положить, каково ему будет в школе. Для него, непривычного трудиться, обычные задания и требования школьного распорядка оказываются чрезмерными. Неизбежно возникает девиантное по-ведение. результат которого нетрудно предсказать -- истероидный характер. Ребенок негативно реагирует на все трудовые уси-лия. Он надолго останется инфантильным, в жизнь вступит без надлежащей подготовки и закалки, с характером трудным, неу-живчивым. Эгоизм, себялюбие, нежелание трудиться, привычка жить за счет других будут сопровождать этого человека всю жизнь. Нелегко придется ему среди нормально воспитанных лю-дей, а обществу трудно будет удовлетворять все его прихоти.

Другой весьма ныне распространенный пример -- недостаточ-ного воспитания. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то. что оно видит в окружающей жизни, -- в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.

Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

Аномальное поведение -- ответная реакция ребенка на ситуа-цию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она силь-но затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в созна-нии, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство.

Расстройство -- приобретенная форма поведения. Оно не свя-зано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обыч-но сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, соз-дающая для него определенные трудности и приводящая к пере-живаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания.

Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловле-на пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирова-ния. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен нау-читься самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком об-ременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся -- для взрослых, но естествен-ное для ребенка в возникшей ситуации.

Сегодня все чаще высказывается мнение, что ребенку необхо-дима почти не ограниченная свобода в его развитии. Тогда, мол, он вырастает свободной, раскрепощенной личностью. При этом обычно ссылаются на теорию свободного воспитания и ее якобы положительные результаты -- формирование творческой лично-сти. Особенно ее поддерживают воспитатели и учителя, самоуст-ранившиеся от сложного и многотрудного воспитательного про-цесса. Может, одному из сотни при благоприятном стечении обстоятельств и посчастливится вырасти нормальным человеком. Остальные же дети, предоставленные самим себе, только наращивают нецеленаправленное, нецелесообразное поведение. Посмотрите на детей из «канализационных люков», растущих «свободно» и независимо. Злейшему врагу своему не пожелаешь такой «свободы». Нет, не свободу нужно предоставлять ребенку, а правильно руководить его воспитанием. Нужно устранять излиш-ние препятствия, мешающие неопытному ребенку адаптировать-ся к жизни. Каждому хорошо известно, что ребенок, не обладаю-щий еще ни развитым умом, ни опытом жизни самостоятельно не постигнет всей ее сложности. Преступно бросать его в бушующем жизненном море.

В какие же сложные ситуации попадает ребенок, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, ос-корбляющие самолюбие, насмешки над его родителями и близки-ми, над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликт-ная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагиру-ет), все случаи депривации и многие другие причины. К сожалению, они не могут быть устранены только школьной коррекцией.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень сущест-венно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравнове-шенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям.

Без жизненных принципов и нравственного стержня, сла-бого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведе-ния не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

До 12 лет особенно интенсивно идет становление духовного, социального и телесного в человеке. В этот период происходит запечатление в себе внутреннего образа действий и внешнего пове-дения взрослых людей. Как поступают взрослые -- так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт тому, чтобы брать пример со взрослых.

Закон последовательности впечатлений утверждает: то, что в жизни взрослого человека является наиболее значимым, в ребен-ке запечатлевается прежде всего. Ребенок видит взрослого не так, как мы. Внутреннюю сущность другого человека он ощущает ин-туитивно, а внешность воспринимает непосредственно. Выраже-ние взрослости для него -- прежде всего взрослые атрибуты: оде-жда, манера поведения. Сколько слез пролито из-за того, что мама не разрешает надевать девочке туфли на высоких каблуках, а папа не позволяет сыну употреблять бранные слова, которые сам с таким смаком произносит в его присутствии!

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначи-тельный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность це-ликом ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спо-койный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудно-стей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и пре-ступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вме-сте с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого -- неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быст-рый и эффективный. Но требует большого педагогического мастер-ства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его про-сто -- реалистическим воспитанием, а можем и профессиональ-но -- сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему. Этим путем мы и пойдем. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм бо-лее привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве та-кого мотива может выступать стремление школьника к одобре-нию взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

Дети не растут, как бурьян в поле. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания форми-рование привычки к правильному поведению, т. е. такой привыч-ки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда пра-вильное поведение становится его потребностью.

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющего-ся поведения по уровням и содержанию. Нарушения -- от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, гранича-щих с серьезными нарушениями -- легко различает каждый учи-тель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать