Работа педагога-психолога с трудными детьми
p align="left">Особенности развития у этих психопатичных детей проявля-ются с самого раннего детства и характеризуются двигательным беспокойством, немотивированной крикливостью и плохим сном. В дошкольном возрасте у них появляется драчливость, неумение ладить и играть с детьми, неуступчивость. К концу дошкольного возраста начинают проявляться повышенные примитивные влече-ния, упрямство и склонность к аффективным вспышкам. Развитие интеллекта, речи и моторики обычно протекает нормально.

Если не принимается мер к преодолению имеющихся у таких дошкольников особенностей, они, как правило, оказываются не-подготовленными к школьному обучению и недостатки их харак-тера и поведения выступают в школе с первых же дней. Такие де-ти не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в столкновения с товарищами, не слушаются педагога, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и даже из дому. При неблагоприятных условиях они мо-гут оказаться под влиянием правонарушителей, которые поль-зуются неустойчивостью, некритичностью этих детей, а главное, их повышенными влечениями к удовольствиям, еде и т. д.

Клинико-педагогическая картина пси-хопатии этих детей складывается из таких симптомов, как не-устойчивость в деятельности и поведении, раздражительность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, иногда с агрессивной тенденцией, сниженная работоспособность, слабость волевых компонентов, эмоциональное недоразвитие, некритичность, недоучет ситуации и повышенные примитивные влечения.

В развитии личности этой группы психопатических детей име-ются некоторые определенные закономерности. Ряд симптомов, возникающих на ранних этапах развития, непосредственно свя-зан с общесоматической и неврологической недостаточностью. Это общее беспокойство, крикливость, плохой сон. В дошкольном возрасте выступают некоторые дополнительные симптомы. В это время становятся более заметными повышенные влечения. Но один из главных симптомов, свидетельствующих уже о патоло-гии поведения,-- неумение ребенка ладить с коллекти-вом детей, включаться в игру. Это очень важно отметить, так как игра оказывает огромное влияние именно на развитие личности ребенка-дошкольника. Игра способствует развитию волевых ме-ханизмов поведения, обогащает эмоциональный опыт, развивает сознание, приучает подчиняться определенным правилам. Выпа-дение ребенка-психопата из игровой деятельности в дошкольном возрасте ведет к еще более резкому недоразвитию его характера и личности, что особенно остро скажется при переходе в школу.

При органической психопатии у детей к началу школьного возраста уже отчетливо выступает нарушение нормального хода развития личности. У них не возникает внутреннего отношения к ситуации, они ее не учитывают. Поэтому нет правильных дистантных отношений к взрослым, в частности к педагогу; они не мо-гут занять правильной позиции в детском коллективе, недоста-точно осознают свои поступки и действия.

Эмоции у таких детей поверхностны, поэтому они не дружат с товарищами, у них нет длительных привязанностей, они не переживают своих неудач, не обижаются на насмешки. Сохраняются в этом возрасте такие черты, как раздражительность, воз-будимость, импульсивность, но они уже не являются ведущими, видоизменяются, выступают в виде желания делать только то, что хочется, а не то, что требуется; нередко это приводит к столк-новениям с окружающими, к побегам из школы, из дому. Отсут-ствие критического отношения к своим поступкам, недопонима-ние ситуации, повышенная внушаемость и желание удовлетво-рить свои примитивные влечения иногда являются причинами антисоциального поведения таких детей. Интеллект у детей с органической психопатией не нарушен; мышление, память, зрительные и пространственные восприятия, речь достаточно развиты. Но продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные эле-менты задания, не умеют преодолевать препятствий.

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при наруше-нии интеллектуальной деятельности, сохранность элементар-ных эмоциональных образований при недоразвитии более слож-ных форм эмоционально-волевой сферы, и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из на-рушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бы-вает различной, но структура его остается всегда единой.

В работе с такими детьми необходимо обратить особое вни-мание на то. чтобы правильно организовать процесс первоначаль-ного обучения. Хотя детей не затрудняет усвоение чтения, письма в счета, они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача-той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, главное при обучении детей с органической психо-патией--настойчиво приучать их к тщательному выполнению за-даний, вначале облегченных и лишь постепенно усложняемых.

Очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность крайне затруд-нит дальнейшую работу с такими детьми. Большое значение име-ет воспитание у них интеллектуальных интересов. Это повышает эффективность учебной работы и способствует торможению име-ющихся примитивных влечений.

Воспитательные мероприятия в отношении этой группы де-тей-психопатов должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и пра-вильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недо-статочно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемость и легко попадают под отрицательное влияние, педа-гогу необходимо постоянно ставить их в условия строго органи-зованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с детьми-психопатами органического круга очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они возбудимы, могут легко раз-дражаться и доходить до аффективной вспышки по самому нич-тожному поводу. При этом педагогу нужно помнить, что в пери-од аффекта лучше переключить ребенка на какую-нибудь деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как последнее может только усилить возбуждение.

Большое воспитательное значение в работе с такими детьми имеют все виды труда. Привлечение к труду детей с этой формой психопатии имеет исключительное значение, так как на занятиях по труду легче организовать деятельность детей, выработать у них умение подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца, ра-ботать в коллективе. Труд снижает общую возбудимость детей-психопатов и отвлекает их от примитивных влечений.

В работе с психопатическими детьми педагогу очень большую помощь должны оказывать родители. Тогда может быть обес-печен единый подход к ребенку.

Кроме того, важен контакт с врачом-психоневрологом для ис-пользования в случае надобности необходимых лечебных меро-приятий.

1.3. Причины появления аффективных детей

Как известно, аффективная возбудимость в большей мере тесно связано с вегетативно-эндо-кринными изменениями. Однако у психически здорового ребенка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения, аффективная возбудимость не приводит к нарушениям социальной адаптации.

Г. Е. Сухарева [1959] относит синдром повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических состояний. По данным В. В. Ковалева [1976], этот синдром в ран-нем детском возрасте встречается в 18% случаев, в до-школьном и младшем школьном--в 13%, а в пубертатном--в 38%. [7,96]

Отмечается связь аффективной возбудимости с синдромом «гиперактивности». М. А. Тааль и другие подтверждают наиболее частую церебрально-органическую природу аффективной возбудимости у детей результатами экспериментального исследования их познавательной деятельности, регистрирующими недостаточность внима-ния, памяти, зрительно-двигательной координации, аб-страктного мышления[10,87].

Синдром аффективной возбудимости у детей, страдающих олигофренией, описан в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте [Лебединская К. С., Малинаускене В. А., Альбрехт Э. Я., 1977]. Аффективная возбудимость при психопатиях и акцентуациях характера рассматривается как одно из наиболее типичных проявлений этих анома-лий развития. [Личко А. Е., 1973; Ковалев В. В., 1979]. Отмечают частоту синдрома аффективной возбудимости, формирующейся и под влиянием неблагоприятных условий среды: дефектов воспитания, разрушения внутрисемейных связей, слабо-сти привязанностей, неправильного заполнения досуга, контактов с асоциальными группами [Трифонов О. А., 1973; Кулаков В. С., 1977; Аксентьев С. Б., 1978; и др.]. В этом психогенном формировании аффективной возбу-димости большая роль принадлежит фиксации повтор-ных реакций активного протеста либо имитации [Кова-лев В. В., 1976], а также индивидуальной предрасполо-женности. С. Б. Аксентьев указывает, что в семьях детей с патологическим формированием личности 54,6%, воспитывающихся в тех же неблагоприятных усло-виях, не обнаруживают признаков дезадаптации. По-этому он полагает, что склонность к патологическому формированию личности в неблагоприятных средовых условиях в определенной мере обусловлена неспособ-ностью к преодолению трудной ситуации из-за неполно-ценности нервной системы различного происхождения. Аналогичного мнения о роли биологической почвы в психической декомпенсации под влиянием средовых факторов придерживаются и другие исследователи [Трифонов О. А., 1973; Лебединская К. С. и др., 1978, 1980, 1982, 1984; Ковалев В. В., 1979].

Основным критерием отнесения ребенка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчато-сти, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дра-кам, нередкой неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дис-циплины. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от вос-питателей и педагогов, вызывали у этих детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким обра-зом, формировался ситуационный порочный круг, уси-ливающий дезадаптацию этих детей[16,197].

Так здесь можно выделить 2 подгруппы, отличающиеся по степени массивности и в определенной мере по характеру нарушений поведения.

К I подгруппе были отнесены дети, аффек-тивная возбудимость которых могла быть расценена как непатологическая. Она характеризовалась негрубой вы-раженностью расстройств поведения, отсутствием немо-тивированных колебаний настроения и невротических. наслоений, «мягкостью» сомато-вегетативного компонен-та аффективных реакций, а также способностью к ком-пенсации поведения в благоприятных условиях.

Как показало клиническое исследование, у 9 из этих ребят аффективная возбудимость проявлялась в виде легко возникающих вспышек агрессии, сопровождающихся речедвигательным возбуждением, негрубыми вегетативными расстройством.

Агрессия, как правило, была направлена на взрослых, чаще на родителей реже на учителей, сверстников.

Следует отметить, что у 5 из этих 9 были выявлены и неблагоприятные условия в семье: безнад-зорность, алкоголизм, нередко асоциальные формы по-ведения родителей. Особенно значимыми для таких детей являлись элементы деспотичности в семейном воспитании: требования беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации конфликтов приводили к возникновению реакций активного про-теста, оппозиции, имитации.

Ко II подгруппе были отнесены дети, у ко-торых характер аффективной возбудимости и рас-стройств поведения в целом был расценен как патоло-гический.

В поведении детей этой II подгруппы аффек-тивная возбудимость носила значительно более выра-женный и труднокорригируемый характер.

Ее проявления обнаруживали половые различия. Так, для мальчиков была характерна склонность к аффек-тивным разрядам с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости. Обращение к ним с требованием, замечанием немедленно вызывало импульсивную реакцию с агрессией, во время которой он терял контроль над собой, мог вступить в драку с более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тя-желый предмет.

Аффективные вспышки сопровождались выраженной вегетативно-сосудистой реакцией (резким покраснением кожи, гипергидрозом), заканчивались нередко головной болью, иногда повышением температуры..

Наблюдались и немотивированные колебания на-строения, приближающиеся к дисфориям со злобностью, угрюмостью, придирчивостью. В эти периоды они становились особенно чувствительными к различным психотравмирующим факторам, легко вовлекались в конфликты.

У девочек значительное место занимали истероидные явления: демонстративность аффективных вспышек, стремление привлечь к себе внимание чрезмерной выра-зительностью и бурностью эмоциональных реакций, гро-тескностью поведения со склонностью к конфликтам, инсценировкам, оговорам; лживость, повышенная само-внушаемость.

В структуре аффективной возбудимости компонент истероидных расстройств имел двоякий оттенок. У од-них девочек он более отчетливо сопровождался признаками органической недостаточности нервной системы (инертность аффекта, его астеническое завершение, со-провождение головной болью, тошнотой, иногда рвотой), у других эти аффективные разряды были более тесно спаяны с психопатическими особенностями характера: умением учитывать ситуацию, использовать аффектив-ный разряд как способ нажима на окружающих, позво-ляющий добиться удовлетворения своих желаний и тре-бований, большей частью--свободного образа жизни с времяпрепровождением в компании более старших под-ростков.

Вегетативно-сосудистая дистония выражалась в рез-ких колебаниях артериального давления.

Итак, и в первом, и во втором случае бесспорная роль принадлежит и социальному фак-тору: неблагоприятным условиям воспитания, не стиму-лирующим интеллектуальное развитие ребенка и спо-собствующим реализации аффективной возбудимости.. С неблагополучием воспитания тесно связан и такой фактор, как педагогическая запущенность, степень ко-торой, однако, обусловливается и биологической причи-ной -- тяжестью органической неполноценности нервной системы, реализующейся как в особенностях познава-тельной сферы, так и в деятельности и поведении в целом.

Патологический уровень расстройств поведения у аффективно-возбудимых детей с точки зрения пси-хологической характеризуется в большинстве случаев искаженным характером протекания чаще позитивной или реже негативной фазы пубертата. В негативной фа-зе у этих подростков обнаруживаются падение школь-ных интересов, нарушения взаимоотношений со взрос-лыми (вследствие нежелания выполнять социальные требования, предъявляемые им) и сверстниками (в свя-зи с повышенной раздражительностью, драчливостью, стремлением к лидерству, нередко с позиций силы, пу-тем подавления окружающих). В этих случаях проис-ходит «выпадение» не только из сферы учебной деятель-ности, основной на данном возрастном этапе, но и из сферы общения с социально положительным окруже-нием[26,76].

В позитивной фазе обнаруживается некоторая ста-билизация, сглаживание проявлений аффективной воз-будимости. На этом фоне «вызревают» интересы с нега-тивной направленностью, меняется мотивационная структура--существенное место начинает занимать примитивно-материальная направленность, стабилизи-руются неадекватные самооценка и притязания, форми-руется скептически-пренебрежительное отношение к социально приемлемым нормам и правилам поведения, закрепляются неадекватные способы достижения же-лаемой цели (обман, физическое воздействие, угроза и т. п.).

Представленное наблюдение достаточно демонстра-тивно для характеристики «трудного» ребенка с пре-обладанием явлений аффективной возбудимости.

Центральное проявление его дезадаптации--аффективные разряды, направленные на сверст-ников и взрослых. Тенденция к лидерству, очевид-но, находится в определенной связи с установкой на разрешение конфликтов с позиций силы. Обращает на себя внимание недлительность этих аффективных вспы-шек, определенное критическое отношение к ним в спо-койном состоянии. Явления повышенной аффективной возбудимости легко провоцируются конфликтами в шко-ле, особенно в ситуациях учебной несостоятельности.

Данные педагогических характеристик и психологи-ческого исследования указывают на значительную педа-гогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в ре-чевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд, работу, «само-стоятельный» образ жизни, не подкрепленный, однако, достаточной психической зрелостью.

В генезе явлений аффективной возбудимости играет роль ряд факторов как социального, так и биологиче-ского происхождения, находящихся между собой в тес-ной связи. К социальным факторам относятся отрица-тельное отношение к школе, связанное с ощущением своей несостоятельности, а также неблагоприятные условия воспитания--среда, в которой обычны агрессия, конфликты, пьянство.

В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит и легкой органи-ческой недостаточности нервной системы (данные нев-рологического исследования, нарушения работоспособ-ности по «органическому» типу: инертность, склонность к утомляемости и т. д.). Обращает на себя внимание накопление лиц с интеллектуальной недостаточностью в семье, алкоголизм и явная психическая неполноценность матери.

Несмотря на эти признаки органической недостаточ-ности ЦНС, уровень аффективной возбудимости следует квалифицировать как непатологический. Аффективные вспышки проявляются лишь в провоци-рующих ситуациях, не дезорганизуют поведения РЕБЕНКА в целом: сохраняется определенная критика своего поведения; в серьезных ситуациях есть достаточ-ная способность руководить собой. Относительно сохра-нен и стержень личности: имеются трудовые установки, критика своих интеллектуальных возможностей. В по-сильной трудовой деятельности под руководством взрослых ребенок оказывается в достаточной мере продуктивным и заинтересованным[21,175].

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми

2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило, ока-зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол-няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари-щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега-ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле-вать препятствий.

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз-витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос-ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать