Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей

Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Жданова Светлана Николаевна

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА УЧАЩИМИСЯ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор С.В.Сальцева

Оренбург

2007

Работа выполнена на кафедре общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Сальцева Светлана Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Журкина Алла Яковлевна

доктор педагогических наук, профессор Литвак Римма Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор Прасолова Елена Лазаревна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

Защита состоится 26 апреля 2007г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, в зале заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru 9 марта 2007г.

Автореферат разослан 23 марта 2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Существенные изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентированности подрастающего поколения на эстетическое освоение мира как базиса успешной социализации, что позволяет личности не только осмыслить все многообразие мира в единстве, но и определить свое место в нем. Присущее человеку эстетическое начало, как важнейший элемент культуры, является общим универсальным свойством, пронизывает восприятие всех видов деятельности человека, отражая яркость красок и смыслов неотчужденного, неравнодушного отношения человека к окружающему миру, содержит скрытые резервы для воспитания гармоничной личности.

Современное образование, недостаточно обеспечивающее развитие личности, способной к эстетическому освоению мира, вынуждено ориентироваться в рамках сложившихся социально обусловленных ограничений на приоритет пользы, а не красоты как блага. Существующее положение касается различных социальных институтов, в частности, учреждений дополнительного образования детей, которые призваны реализовать эстетически ориентированную концепцию освоения мира учащимися в социуме.

Актуализирует проблему эстетического освоения учащимися мира Приоритетный национальный проект «Образование», основные положения которого предполагают развитие целостности личности, поддержку талантливой творческой молодежи, что подчеркивает необходимость преодоления барьеров отчуждения личности от своей сущности, требуют качественного изменения процесса позитивного освоения социальных норм жизнедеятельности. Востребованной остается целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира, от которой во многом зависит гармоничность взаимодействия человека и общества.

Исследования современных ученых констатируют углубляющееся несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека, что ведет к отчуждению от культуры, природы, самого себя. (М.А. Верб, Н.А. Гончарук, Л.П. Печко, В.А. Разумный, Б.П. Юсов). Пессимистический взгляд на эстетическое освоение мира всегда появляется в период социально-экономических, политических преобразований, вызывающих недовольство у многих людей в ситуации аномии. Неспособность человека различить прекрасное и безобразное отмечается, как правило, когда новые поколения, «порывая» с традиционными устоями, считают, что ценности предшествующих поколений исчерпали себя.

Социально-педагогический смысл феномена эстетического освоения мира учащимися заключается в приобретении личностью эстетического отношения к миру, включающего способность сопереживать природе, истории, другому человеку, чувствовать мир во всех взаимосвязях и осознавать целесообразность бытия, развивать и закреплять опыт жизнедеятельности по законам эстетики.

Значимым социальным институтом, способным адекватно реализовать эстетически ориентированную концепцию освоения мира учащимися в социуме, выступают учреждения дополнительного образования детей, в которых создается эстетически обогащенная среда, обеспечивающая персонификацию образования. Перед педагогической наукой возникает необходимость разработки социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, в системе дополнительного образования детей позволяющей, адекватно и объективно проявляющемуся социальному и личностному заказу, обеспечить социализацию учащихся.

Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблеме эстетического освоения мира как научного направления в контексте основного и дополнительного образования свидетельствует, что к настоящему времени имеется объем научно-педагогического знания, позволяющего обосновать базис исследования, выделяя философский, психологический, педагогический уровни изучения.

Проблема эстетического освоения мира далеко не новая научная проблема. В научной литературе и в исследованиях, проведенных в 70-80 годы прошлого века, накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности, содержания эстетического отношения к миру и механизмов его воспитания и развития у человека. Категория «эстетическое освоение мира» приобрела статус междисциплинарной категории, фиксирующей в каждой научной дисциплине ее значение и область применения, как содержащая эталоны красоты.

На философско-эстетическом уровне выясняется соотношение между эстетическим освоением и бытием, обосновывается своеобразие отражения данного бытия в эстетическом отношении, выявляются пути и механизмы их «движения друг к другу», раскрывается структура индивидуального эстетического освоения мира человеком (А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили). Эстетика в качестве звена философской теории рассматривает эстетическое отношение, при этом эстетическое освоение имеет иную ценностную природу и служит средством постижения поведения, деятельности человека и общества в их взаимодействии.

Наибольшую значимость для исследования общих закономерностей процесса дополнительного образования детей и проблем эстетического освоения учащимися мира представляют:

- отечественные философские традиции исследования эстетического отношения человека к миру (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.А. Розанов, А.Ф.Лосев, Э.В. Ильенков);

- теории эстетического воспитания (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский., М.А. Верб, Ш.М.Герман, О.В. Дивненко, Ю.Я. Егоров, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Лукин, В.К. Скатерщиков, А.В. Разумный);

- психолого-педагогические идеи о социальной и познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты личностной активности учащихся (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Бодалев, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, А.М. Матюшкин, В.Г. Мордкович, В.Д Небылицын, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев);

- общепедагогические подходы к организации общего и дополнительного образования (Б.С. Гершунский, В.А. Горский, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, Г.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.И. Щетинская);

- концепция социально-педагогического подхода в воспитании, образовании и социализации личности (В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, В.И.Загвязинский, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, В.И. Попова, С.В. Сальцева, Ф.Ш. Терегулов).

Анализ теории педагогики и реального положения дел в учреждениях дополнительного образования в связи выдвинутым обществом социальным заказом на личность, способную к эстетическому освоению мира, позволяет констатировать наличие противоречий между:

- объективной потребностью общества в личности, способной к эстетическому освоению мира и недостаточной подготовленностью выпускников образовательных учреждений к познанию окружающей действительности по законам эстетики;

- потребностью учащихся в осуществлении эмоционально-окрашенного взаимодействия с окружающим миром на основе представлений о гармонии и красоте жизни и отсутствием мироосваивающих технологий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей;

- потребностью образовательной практики в наличии научно-методического обеспечения процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей и неразработанностью социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися в педагогической науке.

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема исследования: в теоретическом плане - это разработка концепции эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих эстетическое освоение мира учащимися в системе дополнительного образования детей.

Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость и научная неразработанность определили тему диссертационного исследования: «Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей».

Объект исследования: процесс дополнительного образования детей.

Предмет исследования: теория и практика эстетического освоения мира учащимися в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель исследования: обоснование социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: система дополнительного образования детей становится эффективной при создании и реализации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, предусматривающей:

- разработанность понятий и категорий, дающих целостное представление об эстетизации образования, определяющей основные направления его совершенствования в целях обеспечения эстетического освоения мира учащимися;

- обоснованность закономерностей и принципов, рассматривающихся как методологическое основание, отражающее исторически и социально сложившиеся эстетические начала жизнедеятельности, и определяющие связи между ведущими компонентами процесса освоения;

- разработанность концепции реализации теории освоения мира учащимися, включающей в качестве содержательно-смыслового ядра ведущие идеи относительно специфики образного отражения многомерной действительности адекватно законам эстетики жизнедеятельности;

- конструирование эвристической модели процесса эстетического освоения мира учащимися, отражающей структурно взаимосвязанные целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный блоки, составляющие технологическую основу обновления дополнительного образования детей;

- создание технологии мироосваивающей деятельности в социуме, включающей алгоритм содействия персонификации социально-личностного эстетического развития, способы (этапы, шаги, операции) формирования познавательной, мотивационной и практической сфер личности учащегося, обеспечивая активность его вхождения в социальные связи и отношения;

- обоснованность педагогических условий, детерминирующих создание эстетически окрашенной среды дополнительного образования, предъявляющей учащимся позитивные образцы социокультурной деятельности.

Эвристичность выдвинутой гипотезы состоит в том, что предлагаемая социально-педагогическая теория впервые раскрывает процесс эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей, с новых позиций акцентируя: актуализацию резервов эмоционально-чувственной сферы и неотрывного от нее мышления личности; активизацию творческого потенциала учащихся; обеспечение социализации личности.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать категориально-понятийное пространство социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей.

2. Разработать концепцию реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей.

3. Сконструировать эвристическую модель процесса эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования детей.

4. Разработать социально-педагогическую технологию мироосваивающей деятельности учащихся.

5. Выявить совокупность педагогических условий эффективности реализации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися.

Методологической основой исследования являются: положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; диалектики объективного и субъективного факторов в истории общества; обоснованное отечественной философией положение об эстетической детерминации развития целостной личности системой общественных отношений человека как активного субъекта освоения мира; методология и методы психолого-педагогических исследований эстетического развития личности.

В исследовании использована совокупность взаимообогащающих методологических подходов: социально-педагогический, средовый, персонифицированный, полихудожественный.

Теоретическую основу исследования составляют:

- на философском уровне: философские положения о познании и освоении мира человеком (Г.Гегель, И. Кант, К. Маркс, М. Хайдеггер); традиции отечественной философии исследования эстетического начала, теории единства и общности эстетического сознания, эстетической деятельности, эстетического отношения (А.Ф. Лосев, Ю.Б. Борев, А.И. Буров, М.С. Каган); идеи философии о социально-исторической обусловленности развития личности как активного субъекта освоения действительности и общественных отношений (А.Ф.Лосев, В.А.Розанов, Э.В.Ильенков, Г.П. Щедровицкий); научно-философские концепции образного отражения картины мира в сознании и поведении человека (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Э. Гуссерль, В.Дильтей, Т. Лукманн, С.Л. Рубинштейн); гносеологические основы эстетики, логики и методологии научного исследования (В.И. Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков); философские основы образования и теории дополнительного образования детей (А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова, С.И. Гессен, В.А. Горский, А.Я.Журкина, В.В. Краевский, О.Е.Лебедев, С.В. Сальцева, В.А. Сластенин, О.Г. Тавстуха, А.Б. Фомина, А.И.Щетинская).

- на общенаучном уровне: гуманистические социально-психологические и педагогические теории личности (А.Г.Асмолов, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, К. Роджерс, Д.И. Фельдштейн); теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский); научные положения личностно ориентированного образования, антропологические воззрения на человека как целостную социоприродную сущность (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.В. Сериков, Ф.Ш. Терегулов); теоретические основы развития творческого и эстетического потенциала личности в образовательном процессе (В.И. Андреев, Н.Б. Крылова, А.Н. Лук, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына); идеи социально-педагогического подхода в воспитании, образовании и социализации личности (В.Г. Бочарова, А.Я. Журкина, В.И. Загвязинский, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, В.И. Попова, С.В. Сальцева); теоретическое обоснование персонифицированного образования с учетом гендерных особенностей развития личности (А.И. Белкин, Л.И. Божович, В.А. Геодакян, И.Г. Дубов, И.С. Кон, Н.А. Обозов, В.В. Столин, А.В. Петровский, И.И. Чесноков, А.В. Черкасова); средовый подход в воспитании личности (П.Ф. Лесгафт, Ю.С. Мануйлов, В.Д.Семенов, С.Т. Шацкий)

- на конкретно-научном уровне: теории эстетического воспитания (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, А.И. Буров, М.А. Верб, Ш.М. Герман, О.В. Дивненко, Ю.Я. Егоров, Т.И. Костина, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Лукин, В.К. Скатерщиков, С.Т. Шацкий); научно-методические идеи о роли эстетических факторов в образовании и социокультурном развитии личности (А.Ю. Гончарук, Н.Б. Крылова, В.А. Разумный, Л.Б. Соколова); идеи психологии и педагогики искусства, концепция полихудожественного развития личности учащегося (Л.С. Выготский, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов, Л.В.Школяр); методика и технологии эстетического воспитания и творческого развития учащихся (В.П.Беспалько, Л.П. Печко, М.Н. Чошанов, М.В. Шакурова, Б.П. Юсов).

База исследования. Реализация концептуальных основ социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися осуществлялась в учреждениях дополнительного образования г. Оренбурга и Оренбургской области. Основные идеи исследования углубленно реализованы в Центре эстетического воспитания детей и детских клубах по месту жительства Южного округа г.Оренбурга; Центре внешкольной работы «Подросток» г.Оренбурга; Центре детского творчества г.Новотроицка; Орджоникидзевском Центре творчества детей г.Магнитогорска; в Оренбургском государственном педагогическом университете на факультетах социальной педагогики, психологии, институте естествознания и экономики; Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования; на отделении дошкольного воспитания Оренбургского педагогического колледжа №3; на базе федеральной экспериментальной площадки Российской академии образования в УДО г. Оренбурга; в деятельности научно-исследовательской лаборатории Социального института Оренбургского государственного педагогического университета. Всего в опытно-поисковой работе участвовало 1460 учащихся учреждений дополнительного образования, 170 педагогов, 230 студентов, 36 преподавателей вузов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать