Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
p align="left">Социально-педагогическая теория освоения учащимися мира в системе дополнительного образования детей интегрирует совокупность идей, составляющих смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации эстетической позиции субъекта освоения мира); базируется на научно обоснованных подходах (социально-педагогический, средовый, персонифицированный, полихудожественный); выявленных закономерностях (эстетико-природная обусловленность развития личности; образного отражения действительности; значимость активности субъекта в освоении мира); системе принципов (принципа эстетизации как системообразующего, единства истины, добра и красоты; гармонии; открытости; резонирования; увлеченности; образности; рефлексивности); составляющих концептуальные основы исследования.

В качестве ведущего методологического основания эстетического освоения мира учащимися, обеспечивающего принципиально новые преобразующие возможности постановки и решения не только прикладных, но и фундаментальных педагогических проблем, нами рассматривается принцип эстетизации.

Эстетизация образования представляет собой совокупность условий, обеспечивающих теоретически, методологически, содержательно, организационно и методически органическую целостность развития интеллекта в единстве с эмоциональным миром ребенка в целях формирования эстетически социализированной личности. Эстетизация дополнительного образования обогащает становление человека, содействует проявленности качеств и состояний, связанных с объединением биосоциальных начал человека (Ф.Ш.Терегулов), обеспечивающих его успешную гармоничную социализацию.

Идея эстетизации дополнительного образования детей тесно связана с реализацией совокупности подходов: социально-педагогического, средового, персонифицированного, полихудожественного, обеспечивающих гуманистическую направленность образования, усиливает утраченную нравственно-эстетическую сторону учебно-воспитательного процесса, содействует формированию способности гармонизировать жизнь и творчески преобразовать ее.

Социально-педагогический подход (А.Я. Журкина, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, С.В. Сальцева) предусматривает акцентирование социализирующих факторов процесса дополнительного образования, доминантой которого утверждается становление личности, способной полноценно осваивать окружающую среду с эстетических позиций, реализовать свои права и свободно развиваться. Реализация идей социально-педагогического подхода способствовала организации помощи и поддержки подрастающему человеку в развитии его эстетического начала, в творческом освоении того, что заложено в индивиде от природы, и осознании того, что он приобрел в индивидуальном опыте социализации.

Реализация смысловой связи идеи эстетизации (Н.В. Осипова, С.Ю. Полуйкова, С.Т. Шацкий) и средового подхода (Ю.С. Мануйлов, В.И.Попова, В. Д. Семенов, В. Н. Шульгин) требует организации эстетической мироосваивающей деятельности учащихся как конструируемой и развивающейся в социуме, имеющем пространственные рамки, протяженность социальных отношений, действий, поступков. В нашем диссертационном исследовании создавалась эстетически формирующая педагогическая среда как цель и результат непрерывного личностно-ориентированного (персонифицированного) дополнительного образования детей, что позволяло усилить воспитательно-развивающий функционал дополнительного образования в освоении мира учащимися.

Персонифицированный подход (И.Я. Лернер, А.В. Петровский, И.Г. Дубов, А. Солонин, В. Солонина, Ю.Ф. Тунгусов, Е.Н. Устюжанина, Г.Г. Шек) в нашем исследовании предопределяет организацию соответствующей идее эстетизации культуро-творческого педагогического взаимодействия, усиливающего внимание к индивидуально-специфическим особенностям учащегося и его персональным успехам и достижениям, где педагог и учащийся встречаются и взаимодействуют как самобытные системы. Тип персонализированного обучения особенно актуален и необходим в дополнительном образовании, поскольку именно в творческих объединениях (мастерских, студиях, коллективах, секциях) освоение мастерства происходит благодаря стремлениям участников внести свой вклад в развитие индивидуальности другого и развитие общности. Особое значение в нашем исследовании придавалось учету гендерных различий в алгоритмах эстетического освоения мира мальчиками и девочками (по смысловому и эмоциональному признакам).

Полихудожественный подход (Б.П. Юсов) в процессе эстетизации дополнительного образования обуславливает многоаспектное освоение действительности, являясь концентрацией идей глубоких образных духовных связей явлений, объектов и субъектов мира, идеи планетарности как всеохватности во взаимосвязях мировых и космических процессов, ноосферные разработки ученых-космистов В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена, Л.Н. Гумилева, Г.Д. Гачева, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского и др.

Целостное поле взаимосвязей микро- и мега-уровней образного проявления в системе искусств обеспечивает «полифоническую палитру возможностей» развития личности каждого учащегося. Иерархическая структура видов художественного проявления Образа имеет пять восходящих слоев: 1) слой обобщенных картин; 2) звуко-двигательный слой (движение, танец, жест, мимика, звук, пение; 3) знаковый слой (устная речь, живое слово, поэзия, проза, знак рисованный; 4) визуально-символический слой (рисунок, живопись-цвет, архитектоника-пространство; 5) резонансный слой (аромат, вибрации, интонация, свет-радуга-цвет). В результате, пройдя все слои полифонической иерархии, учащийся приобретает многомерную и многоуровневую способность освоения образов, свободно переходит на любой уровень образного выражения действительности.

Эффективность полихудожественного подхода в педагогическом сопровождении эстетического освоения мира учащимися в дополнительном образовании усиливалась тем, что ребенок изначально полихудожественен, т.е. синкретичен и полимодален в восприятии образов мира. В процессе дополнительного образования осуществлялось сенсорное насыщение детских представлений и действий богатым разнообразием ощущений и чувств, что дало свои результаты по формированию эстетической готовности при повторении, фиксации понравившегося образа в опыте общения и творчества учащихся, привносило в жизнь учащихся состояние устойчивого вдохновения.

Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися.

Предлагаемая нами эвристическая модель является динамичной и многоуровневой, выступает необходимой не только в качестве исходной теоретической разработки, концепции, исходного образца, но и в качестве действенного механизма формирования и развития программы исследования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования.

Моделирование позволило увидеть связи, лежащие, согласно предположению, в основе выделенной группы наблюдаемых явлений (эстетического освоения мира, специфики образного отражения многомерной действительности, формировании эстетических констант в мировосприятии учащегося, гармоничной социализации личности, создании эстетически окрашенной среды). Выступая аналогом фрагмента действительности, мироосваивающая деятельность учащихся представлена как компонент образовательного процесса в УДО, как совокупность занятий по освоению мира.

Обоснованная и апробированная нами эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает в совокупности целевой (развитие субъектности и эстетически ориентированной позиции личности), содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера) технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоц-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результативный (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и адекватные им показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности эстетической позиции личности в освоении мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории); структурные блоки, выступающие в качестве технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей (Рис.1).

Целевой блок эвристической модели - ведущий целевой ориентир нашего исследования - формирование способной к эстетическому освоению мира личности как субъекта дополнительного образования, развитие личности, владеющей технологией мироосваивающей деятельности в социуме, осуществляющей рефлексию как способность познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Сформированность эстетической позиции личности, являющейся индикатором эстетической культуры учащегося проявляет личностную направленность на поиск и создание красоты, соразмерности, гармонии во взаимоотношениях и социальных явлениях в целях гармонизации жизнедеятельности на основе знаний, умений и прочувствования эстетического богатства мира.

Содержательный блок модели отражает наличие основных направлений содержания, видов и форм мироосваивающей деятельности учащихся, интегрирующей процессы эстетического восприятия, познания и преобразования объектов, явлений и субъектов окружающего мира, предусматривает сопряженность образовательных вариативных и индивидуальных программ для учащихся; совокупность приобретаемых учащимися эстетических знаний, ценностей, умений, навыков в избранном деле на предметном и надпредметном уровнях; опыта гуманизации отношений, креатива в эстетическом преобразовании среды и микроокружения.

В дополнительном образовании в процессе решения педагогических задач в творческой деятельности каждого направления (декоративно-прикладного, познавательного, туристско-спортивного, художественного, музыкального, досугового), ведущим становилось формирование эстетической установки на созерцание, наслаждение красоты и преобразование мира, позволяющей глубже понять и объективный смысл жизни.

Технологический блок модели включает технологию мироосваивающей деятельности в социуме как системы последовательных взаимосвязанных процедур и операций, направленных на достижение цели формирования эстетически ориентированной личности, которая содержит этапы и процедуры пошаговой ее реализации, включая вводный, диагностический, прогностический, практический, рефлексивный, коррелирующих с эффективным применением определенных эстетически обогащающих техник.

Технология мироосваивающей деятельности личности в социуме как процессуальная категория обеспечивает деятельностный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся; совокупность приемов и методов освоения мира; моделирование и организацию образовательного процесса; наличие комфортных условий для преодоления разного типа препятствий, способствуя достижению цели формирования эстетически ориентированной личности.

Аналитико-результативный блок включает гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности способности личности к эстетическому освоению мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования детей.

Столь достаточно субъективированное явление как эстетическое освоение мира личностью потребовало специальной разработки критериев и соответствующих им показателей.

Гностический критерий содержит показатели системы знаний учащихся, включая: 1) знание основных эстетических понятий (красоты, гармонии и соразмерности явлений и предметов окружающего мира) и эстетических свойств действительности (прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного); 2) представления о процессе эстетического освоения мира и преобразования действительности (замысел - образ - поиск вариантов - продукт эстетической деятельности- эстетическое действие, рефлексия); 3) понятия о роли интуиции и воображения в творческом процессе освоения мира; 4) характеристики связей личности с социумом на основе понимания роли красоты в жизни человека; 5) диапазон эстетических интересов личности.

Эмоциональный критерий сформированности эстетической позиции учащегося конкретизирует следующие показатели: 1) эмоциональная отзывчивость на эстетическое богатство мира, 2) внутренняя интенсивность эстетических чувств и переживаний, удовлетворенность процессом эстетического наслаждения; 3) внешняя эмоциональная экспрессия (развитая мимика, жест, богатство интонаций голоса); 4) диапазон вербального выражения своего отношения к красоте мира в интерпретациях и высказываниях; 5) выраженность потребности в эстетических впечатлениях, чувствах, мотивах.

Деятельностный критерий эстетической позиции личности содержит показатели: 1) умение построить свою деятельность по законам эстетики; 2) умение реализовать в деятельности эталоны красоты; 3) эстетическая активность в избранном виде деятельности; 4) умение применять образное моделирование; 5) осуществление рефлексии своей деятельности.

На основе выявленных критериев и показателей были определены группы для проведения дифференцированной опытно-поисковой деятельности учащихся в соответствии с уровнем их способности к эстетическому освоению мира. Использование экспериментальных программ, эстетически ориентированных проектов, творческих дел позволило повысить уровень развития учащихся, что показала входная, промежуточная и итоговая диагностика в рамках пролонгированного мониторинга.

На высоком уровне развития учащиеся показывали освоенные глубокие, осознанные, личностно принятые знания о канонах красоты, эмоциональные проявления учащихся были ярко выражены; проявлялся творческий осознанный уровень умений действовать и поступать в соответствии с эталонами красоты, рефлексия осуществлялась постоянно.

На среднем уровне констатировались знания разрозненные и личностно неосознанные, выявлялось недопонимание канонов красоты в конкретной предметной деятельности; эмоциональные проявления были неадекватны, недостаточно гармоничны; наблюдалось репродуктивное воспроизведение эталонов красоты в конкретной предметной деятельности и поступках; рефлексия ситуативна.

На низком уровне фиксировались отрывочные бессистемные знания в виде отдельных представлений, обнаруживалось непонимание канонов красоты даже в конкретной предметной сфере; эмоциональные проявления слабо выражены, дисгармоничны; наблюдалось отсутствие рефлексии, прослеживались эпизодические проявления в действиях и поступках в соответствии с эталонами красоты или полное отсутствие подобных.

Рис.1. Модель процесса эстетического освоения мира личностью в учреждении дополнительного образования детей

Опытно-поисковая работа подтвердила, что представленная эвристическая модель обеспечивает качественно обновленное состояние образования, способствующее освоению мира учащимися на основе сущностных изменений внешней, внутренней сред, структуры и содержания эстетико-ориентированного дополнительного образования.

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнитогорска («Центр детского творчества Орджоникидзевского района» (констатирующий этап - 2598 учащихся, родителей и учителей школ Южного округа г.Оренбурга, формирующий - 1460 учащихся, 170 педагогов, 25 методистов первой и высшей категории, 12 специалистов социально-психологической службы учреждений, 10 руководителей учреждений дополнительного образования.

Совокупность апробируемых в ОПР условий эффективности эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования включала: активизацию познавательной деятельности учащихся, учет социально-психологических и гендерных особенностей детей, развитие эстетического потенциала педагога.

На констатирующем этапе изучался социальный заказ детей и родителей по содержанию дополнительного образования (анкетирование 2598 школьников 6-11 классов). Результаты анкетирования показали, что учащиеся предпочитают следующие направления: досуговое - 38, 1%, хореографическое - 22,2%; театральное - 14, 3%; спортивное -18,4 %; декоративно-прикладное - 30,5%; музыкальное - 17,6%; туристско-краеведческое - 16,7%; психологическое - 10,8%; научно-исследовательское - 11,9%; техническое - 18,1%; экологическое - 14,2%; общественные молодежные организации - 20,3%. Более 73% выборов учащимися художественно-эстетической деятельности, таким образом, подтверждают приоритетность эстетической составляющей в дополнительном образовании. Это позволило сделать вывод о том, что духовно-эстетические потребности учащихся педагогами недостаточно учитываются, условий для эстетического освоения мира учащимися не создается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать