Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
p align="left">Исследование проводилось с 1997 по 2005 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1997-2000) определялась методологическая база исследования, выявлялись теоретические и социально-педагогические предпосылки эстетического освоения мира учащимися, состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике; выявлялись ключевые позиции исследования, его понятийно-категориальный аппарат; разрабатывалась социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися, модель педагогического обеспечения освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Основными методами, применяемыми на первом этапе, являлись теоретический анализ, систематизация и обобщение общих и частных философско-педагогических исследований, синтезирование и классификация ведущих идей проблемы, понятийное моделирование, экстраполяция, прогнозирование.

Второй этап (2000-2004гг.) был посвящен апробации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, осуществлялась экспериментальная проверка модели эстетического освоения мира детьми; внедрялась технология мироосваивающей эстетической деятельности личности в социуме; определялись критерии эффективности теории эстетического освоения мира личностью. Основными методами работы являлись анализ и синтез эмпирических данных, изучение и обобщение педагогического опыта, метод экспертных оценок, собеседование, наблюдение, формирующий эксперимент.

Третий этап (2004-2006гг.) включал обобщение и анализ полученных результатов исследования; происходило уточнение и корректировка концептуальных подходов и идей, проверялась достоверность полученных выводов; разрабатывались и внедрялись в практику авторские научно-методические рекомендации; подвергалась количественной и качественной обработке полученная информация и оформлялся текст диссертации. Для этого применялись методы: анализ и синтез эмпирических данных, обобщение педагогического опыта, математической статистики.

Научная новизна исследования:

1.Разработана социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися на методологическом, концептуальном, методическом и прикладном уровнях, включающая базовые понятия, основные научно-педагогические подходы, закономерности, принципы и технологии.

2.Уточнены научно-педагогические категории (освоение, эстетизация, социализация, полихудожественность) и понятия (эстетическое освоение мира; мироосваивающая деятельность, эстетический потенциал личности, эстетически обогащенная среда дополнительного образования), составляющие содержательно-педагогическое поле теории эстетического освоения мира учащимися.

3.Обоснована концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей, базирующаяся на социально-педагогическом, средовом, персонифицированном и полихудожественном научно обоснованных подходах, включающая закономерности и эстетические принципы, совокупность ведущих идей, эвристическую модель.

4.Сконструирована эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в дополнительном образовании, структурно представленная целым, содержательным, технологическим и аналитико-результативным блоками, включающими педагогические средства, формы и методы формирования эстетической позиции личности в процессе мировосприятия и гармоничной социализации.

5.Разработана социально-педагогическая технология мироосваивающей деятельности учащихся в социуме, представляющая алгоритм содействия эстетического развития личности, способы преобразования познавательной, мотивационной и практической сфер личности, обеспечивающая активность вхождения учащихся в социальные связи и отношения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

- созданная социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования дополняет теорию общей и социальной педагогики в разделе «Методология дополнительного образования»;

- предлагаемая в исследовании концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися реализуется за счет специально организованной деятельности учащихся и педагогов учреждения дополнительного образования, позволяет на теоретической основе осуществлять учащимся выбор способов мироосваивающей деятельности в процессе дополнительного образования;

- уточненные в свете концепции основные категории и понятия исследования, отражающие логику и внутреннюю динамику освоения мира личностью, обогащают категориально-понятийное пространство педагогической науки в рамках гуманистической парадигмы эстетического воспитания;

- выявленные закономерности и принципы, определяющие методологические требования к педагогическому сопровождению процесса эстетического освоения мира учащимися, обогащают сложившиеся в педагогике представления об эстетизации как базисе дополнительного образования детей;

- охарактеризованный комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации процесса эстетического освоения мира учащимися (активизация познавательной эстетической деятельности учащихся; учет социально-психологических и гендерных особенностей учащихся как фактор персонификации дополнительного образования детей; развитие эстетического потенциала личности педагога дополнительного образования) расширяют теоретические представления о содержании процесса эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования.

Результаты исследования способствуют решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, открывают новое направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением процесса эстетического освоения мира учащимися.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью широкого применения в массовой практике дополнительного образования полученных выводов и рекомендаций по модернизации традиционной системы эстетического воспитания; переподготовке педагогов учреждений дополнительного образования, способных превращать эстетическое освоение мира учащимся в личностно значимый процесс.

Разработано научно-методическое сопровождение процесса эстетического освоения мира учащимися в условиях дополнительного образования, позволяющее комплексно проектировать и осуществлять образовательный процесс на основе научно обоснованных:

- программ (учреждения, отделов, творческих объединений) эстетически ориентированного содержания с учетом социальных запросов к дополнительному образованию детей и родителей;

- технологии мироосваивающей деятельности в социуме, раскрывающей алгорим этапности социально-педагогического, полихудожественного и персонифицированного взаимодействия учащихся и педагога;

- оценочно-критериального инструментария педагогического мониторинга, включающего комплекс диагностических материалов, обоснованных процессуально-личностных критериев и показателей оценки результативности эстетического освоения мира учащимися в дополнительном образовании, обеспечивающих объективность, системность и комплексность контроля и оценки;

- учебных пособий, научно-методических материалов и рекомендаций по эстетическому освоению мира личностью «Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования», программ авторских спецкурсов для студентов, педагогов учреждений дополнительного образования;

Прошедшие экспериментальную проверку монографии, учебные пособия и методические рекомендации используются в массовом педагогическом опыте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в учреждениях дополнительного образования детей включает:

- на методологическом уровне - закономерности (эстетико-природная обусловленность развития личности; роль образного отражения в познании действительности; значимость активности субъекта в освоении мира); принципы (единства истины, добра и красоты; гармонии; открытости; резонирования; увлеченности; образности; рефлексивности); ведущие идеи, составляющие смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации эстетической позиции субъекта освоения мира);

- на концептуальном уровне - цель (формирование эстетически ориентированной личности); задачи (приобретение и накопление эстетических знаний о мире, творческое освоение социально-ролевого взаимодействия, преобразование себя и мира по законам красоты); содержание (обогащение деятельности творческих объединений учащихся на основе эстетизации образовательного процесса);

- на методическом уровне - научно обоснованные методы и формы (эвристические, эмоционально-образные, полихудожественные, персонифицированные, социоигровые); технология мироосваивающей деятельности в социуме и педагогические условия реализации дополнительного образования (активизация познания учащихся, учет гендерных особенностей личности, развитие эстетического потенциала педагога);

- на прикладном уровне - проекты и программы эстетически ориентированной деятельности учащихся и педагогов; эвристическая модель освоения мира учащимися (в совокупности целевого, содержательного, технологического, аналитико-результативного блоков); диагностический инструментарий мониторинга (комплект диагностико-измерительных методик, включая проективные, прогностические, вербально-ассоциативные, лонгитюдное анкетирование и др.);

2. Категориально-понятийное пространство исследования содержит совокупность традиционно трактуемых и авторски уточненных в русле концепции ведущих понятий и категорий:

- освоение как процесс интеграции теоретического познания и практического опыта (эмоционального чувствования и неотрывного от него мышления) в постижении личностью окружающей действительности;

- эстетизация как фундаментальная идея реализации законов эстетики в образовании, определяющая роль формирующих эстетических влияний, способных объединять в единое целое интеллектуальные и эмоциональные проявления личности;

- социализация как процесс вхождения в общество на основе интеграции эстетических образцов прекрасного, обеспечивающих закрепление результатов познания мира в структуре личностного опыта привнесением персонифицирующих смыслов в индивидуальную жизненную картину мира;

- полихудожественность как многомерность образной представленности окружающей действительности, выступающая не внешней формой существования, а имманентно содержательной характеристикой эстетического освоения личностью мира;

- эстетическое освоение мира как процесс в единстве эстетического восприятия, творческой активности и преобразующей деятельности личности на основе чувственного раскрытия в образах многосторонних отношений личности и общества, в соответствии с законами совершенства, гармонии, соразмерности действительности;

- мироосваивающая деятельность как процесс приобретения личностью чувственно-логического опыта и рефлексии последействия на основе художественной переработки образа действительности в результате переживаний и действий, в соответствии с алгоритмом «чувствовать-осознавать-творить»;

- эстетический потенциал личности - как интегративная целостность способностей, качеств и умений личности органически объединять интеллектуальные возможности с чувствами и эмоциями при вступлении в художественно обогащающее взаимодействие с окружающим миром на основе эстетически ориентированной личностной позиции;

- эстетически обогащенная среда учреждения дополнительного образования как пространство совместной деятельности сообщества детей и педагогов по освоению разносодержательных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макро- уровнях, предполагающее развитие в образовательном процессе эмоционально- чувственной сферы, эстетических переживаний и продуктивного воображения учащихся.

3. Концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает: методологически значимые подходы, закономерности и принципы, целевые ориентиры в эстетическом воспитании личности учащихся; многообразие содержания предметной и надпредметной деятельности, отражающего наличие свободных видов художественно-эстетического творчества и личностного мироосвоения; сопряженность и взаимодополнение функций (информационная, обучающая, развивающая, социализирующая и др.), необходимых для эмоционально-нравственного обогащения личности.

4. Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей интегрирует: целевой (развитие субъектности и эстетически ориентированной позиции личности); содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера); технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоционально-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результативный (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и адекватные им показатели; диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности эстетической позиции личности в освоении мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории) структурные блоки, выступающие в качестве технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Социально-педагогическая технология мироосваивающей деятельности личности в социуме (МДС) представляет собой триединство составляющих (социально-педагогическая: педагогическая поддержка, социоигровые методы, социально значимая практика; полихудожественная: эмоционально-чувственное погружение, образное моделирование, художественное творчество) и индивидуально-дифференцированная: по возрасту, по полу, по индивидуальным различиям, по способностям); интегрирует этапы (вводный, диагностический, прогностический, деятельностно-практический, рефлексивный) и процедуры (гармонизация, эмоционально-образная настройка, диагностика затруднений, выявление эстетического потенциала, моделирование целей и содержания, активизация творческой деятельности, анализ и интерпретация результатов); наличие обратной связи, рефлексии и коррекции; предусматривает усложнение целеполагания, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, актуализацию опыта освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования.

6. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования являются:

- активизация познавательной эстетической деятельности учащихся, обеспечивающая освоение эстетических понятий, норм и правил мировосприятия;

- учет социально-психологических и гендерных особенностей учащихся как условие персонификации дополнительного образования детей, способствующий личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;

- развитие эстетического потенциала личности педагога дополнительного образования, обеспечивающее демонстрацию многообразие образцов эстетически окрашенного сознания и поведения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается аргументированностью построений его методологических оснований, опорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки; полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; методологическим анализом исходных теоретических положений: использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам исследования и специфике каждого этапа исследования; сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных; успешными результатами внедрения в образовательную практику мироосваивающих технологий в рамках деятельности научно-практической лаборатории Социального института Оренбургского государственного педагогического университета, под руководством автора объединяющей студентов, педагогов дополнительного образования, аспирантов и соискателей; итогами опытно-поисковой работы, подтвердившей правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.

Объективность полученных данных и выводов исследования гарантируется использованием апробированных, валидных, взаимодополняющих и дублирующих методов исследования; репрезентативностью выборки контингента опытной и экспериментальной работы; использованием на этапе обработки методов математической статистики и компьютерной программы, личным участием автора в апробации экспериментальных программ эстетико-ориентированной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования; количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-поисковой работы, на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики ОГПУ(1999-2007), при участии в научных и научно-практических конференциях:

- международных (Москва, 1996, 1998, 2002, 2005, 2006; Казань, 2006; Челябинск, 2005; Шадринск, 2005; Ярославль, 2005);

- всероссийских (Уфа, 2005; Магнитогорск, 1998, 2002; Нижний Новгород, 2004; Волгоград, 2005;Тамбов, 2005; Уфа, 2005; Саратов, 2006; Южно - Сахалинск, 2006; Санкт-Петербург, 2006 );

- региональных (Оренбург, 1996, 1999, 2000, 2002, 2004; Уфа, 2005; 2006, Рязань,2005);

- областных, городских, вузовских (1994-2007);

- интернет-конференциях (Тюмень, 2005, Санкт-Петербург, 2006, Казань 2006);

- на семинарах - практикумах по инновационным технологиям регионального, городского и окружного уровня для педагогов дополнительного образования в период с 1997 по 2007гг;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать