Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
p align="left">Изучение социального запроса родителей и представителей образовательной сферы (учителей школ и педагогов дополнительного образования), их мнения о роли эстетически ориентированного дополнительного образования в жизни ребенка выразилось в следующем: понимают необходимость делать жизнь ярче и интересней - 59,3%, готовить ребенка к жизни во всех отношениях - 40,1 %, дополнять образованием школу - 33,7%, отрывать ребенка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%; при этом считают, что дополнительное образование не нужно - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.

В ходе опытно-поисковой работы выявлены наиболее эффективные практико-ориентированные формы освоения мира, интегрирующие познание, творчество и социальную практику учащихся:

- занятия в творческих объединениях, студиях, мастерских, школах, групповые и индивидуальные самопрезентации и массовые творческие дела в учреждении дополнительного образования;

- социально-творческие проекты открытого типа вне учреждения дополнительного образования в виде участия в фестивалях, праздниках, концертах, деятельности в социальных центрах, социально значимая деятельность, при осуществлении которой учащиеся принимали участие в целеполагании, моделировании, в подготовке и разработке сценария, в организации предметно-практической деятельности при поддержке педагогов дополнительного образования;

- презентация успехов участников творческого объединения в фестивалях, конкурсах, выставках эстетического характера - городского, регионального, международного уровня, которые в атмосфере близкого общения со сверстниками, коллегами по избранному делу, содержали эталоны мастерства и формировали эстетический вкус.

В ходе нашего исследования разработана и внедрена в процесс дополнительного образования технология мироосваивающей деятельности в социуме (МДС), которая представляет собой совокупность трех составляющих (социально-педагогической, полихудожественной и индивидуально-дифференцированной), имеющих специфику методической инструментовки. В частности, полихудожественность технологии основана на «азбуке наблюдения» за интонационным, цветовым, динамическим многообразием мира и человека, и содержит следующие операции:

- поиск пределов выразительности посредством сопоставлений тождеств и контрастов, нарушений норм в характере линий, мелопластики, ритма, объемов, фактуры, цветовых акцентов;

- прочувствование всех эмоциональных констант, логики их «сцепления»;

- всматривание в детали, соотношение целого и частей;

- постижение красоты наблюдаемого феномена, соотнесение значимого для многих людей эталона с личностным смыслом значения красоты;

- интерпретация своего «шлейфа восприятия» и воплощение его в акте созидания.

Апробация технологии мироосваивающей деятельности в социуме в ходе ОПР подтвердила результативность совокупности известных художественно-педагогических методов и инновационных форм: театрализацию, художественное иллюстрирование, игротехники, метод проблемной эстафеты, моделирование звуковых картин, эмоционально-образный тренинг, эвритмические методы (интонации и пластика), имаго-техники вдохновения, техника эвристической работы с сюжетом, техника полимодальных шагов построения образа, системное проведение занятий турнирного типа.

Пролонгированность диагностики на различных этапах ОПР отражала положительную динамику в развитии способностей учащихся к эстетическому освоению мира, давала возможность увидеть происходящие в личности изменения и своевременно корректировать процесс дополнительного образования.

Значимым индикатором способности к эстетическому освоению мира учащимся является, как показала ОПР, эстетическая позиция личности, побуждающая видеть красивое, выделять его, иметь в качестве эталона, развиваясь во вдохновенной деятельности, организуемой в учреждении дополнительного образования, становясь устойчивым мотивом и регулятором деятельности личности.

В ходе исследования был разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявлять основные условия и факторы, определяющие тенденции изменения эстетической позиции учащегося в соответствии с обоснованной системой критериев:

1) гностического - тесты, опросники по диапазону эстетических знаний, анализ результатов деятельности учащегося;

2) эмоционального - методика диагностики интенсивности субъективного отношения к красоте «Эстет», методика «СПО», вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо), анкеты, наблюдения;

3) деятельностного - методика «Альтернатива» (В.А. Ясвин), решение эстетических задач, моделирование ситуаций, экспертная оценка и самооценка, методика диагностики уровня творческой активности учащихся (Е.С. Алишев, Л.А. Волович и др.), индивидуальное и групповое собеседование, тренинги.

Результаты ОПР, количественный и качественный анализ её итогов привели нас к следующим выводам: учащийся в процессе эстетически ориентированного дополнительного образования приобретает способность к эстетическому освоению мира, это любознательный, увлеченный, исследующий, всесторонне развитый, творческий человек. В результате ОПР расширился диапазон знаний и представлений учащихся о процессе эстетического освоения мира и преобразования действительности на основе красоты, гармонии и соразмерности; осуществлялось взаимодействие с социумом на основе понимания роли эстетического в жизни человека; проявлялась эмоциональная отзывчивость, удовлетворенность процессом эстетического наслаждения; демонстрировалась внешняя эмоциональная экспрессия (развитая мимика, жест, богатство интонаций голоса); активизировалась потребность в эстетических впечатлениях, чувствах, мотивах; использовалось умение учащихся строить свою деятельность по законам эстетики, применять образное моделирование и осуществлять рефлексию.

По завершению исследования результаты показали (рис.2), что количество учащихся с низким уровнем эстетического освоения мира уменьшилось с 58,6% до 20, 6 %, со средним уровнем с 28, 6% соответственно увеличилось до 36,8%, количество учащихся, обладающих высоким уровнем, возросло с 12, 8 до 42,6%.

Рис.2. Динамика уровня эстетического освоения мира учащимися.

Данные, полученные на каждом этапе исследования, обнаружили положительную тенденцию в развитии способности учащихся дополнительного образования к эстетическому освоению мира, что подтверждает правомерность обоснованной в исследовании социально-педагогической теории и реализации разработанной концепции на основе избранной методологии.

В заключении диссертации представлены результаты и основные выводы.

Проблема эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей является актуальной в связи с наличием совокупности социально-экономических предпосылок: общественно-исторических, социокультурных, психолого-педагогических; необходимостью адекватного реагирования подрастающего человека на непредсказуемые изменения социальной ситуации. Особо важным является педагогическое обеспечение становления способности учащихся к сознательному эстетическому освоению мира на основе эстетических знаний, умений, ценностей, что актуализирует целенаправленную разработку социально-педагогической теории эстетического освоения мира с учащимися в системе дополнительного образования детей на методологическом, концептуальном, методическом и прикладном уровнях.

Эстетическое освоение мира представляет собой процесс интеграции теоретического познания и практического опыта эмоционального чувствования и неотрывного от него мышления в постижении личностью окружающей действительности; в единстве эстетического восприятия, творческой активности и преобразующей деятельности личности, на основе чувственного раскрытия в образах многосторонних отношений личности и общества, в соответствии с законами совершенства, гармонии, соразмерности действительности. В процессе дополнительного образования детей эстетическое освоение мира в деятельности творческих объединений в целях постижения личностью окружающей действительности в результате целевого педагогического сопровождения.

Категориально-понятийное пространство исследования содержит совокупность традиционно трактуемых и авторски уточненных в русле концепции ведущих понятий и категорий: освоение, эстетизация, социализация, полихудожественность, эстетическое освоение мира, мироосваивающая деятельность, эстетический потенциал личности, эстетически обогащенная среда, позволяющих разносторонне отразить целостность представлений об эстетизации дополнительного образования детей с позиций педагогической науки.

Концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает: методологически значимые подходы, закономерности и принципы, целевые ориентиры в эстетическом воспитании личности учащихся; многообразие содержания предметной и надпредметной деятельности, отражающего наличие свободных видов художественно-эстетического творчества и личностного мироосвоения; сопряженность и взаимодополнение функций (информационная, обучающая, развивающая, социализирующая и др.), необходимых для эмоционально-нравственного обогащения личности. Принципиально значимой идеей выступает эстетизация дополнительного образования, способствующая в рамках эстетически окрашенной образовательной среды органическому объединению интеллектуальных сил личности с ее эмоциональном миром, успешной гармоничной социализации.

Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей интегрирует: целевой (развитие субъектности и эстетически ориентированной позиции личности); содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера); технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоц-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результативный (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и соответствующие показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющий выявить уровни эстетического освоения мира учащимися) структурные блоки. Модель выступает в качестве действенной технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Социально-педагогическая технология мироосваивающей деятельности личности в социуме (МДС) представляет собой триединство составляющих: социально-педагогической (педагогическая поддержка, социоигровые методы, социально значимая практика); полихудожественной (эмоционально-чувственное погружение, образное моделирование, художественное творчество) и индивидуально-дифференцированной (по возрасту, по полу, по индивидуальным различиям, по способностям); интегрирует этапы (вводный, диагностический, прогностический, деятельностно-практический, рефлексивный) и процедуры (гармонизация, эмоционально-образная настройка, диагностика затруднений, выявление эстетического потенциала, моделирование целей и содержания, активизация творческой деятельности, анализ и интерпретация результатов), наличие обратной связи, рефлексии и коррекции, предусматривает усложнение целеполагания, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, актуализацию опыта освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования.

Педагогическими условиями эффективности реализации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися являются:

- активизация познавательной эстетической деятельности учащихся, обеспечивающая освоение эстетических понятий, норм и правил мировосприятия;

- учет социально-психологических и гендерных особенностей учащихся как условие персонификации дополнительного образования детей, способствующий личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;

- развитие эстетического потенциала личности педагога дополнительного образования, обеспечивающее демонстрацию многообразия образцов эстетически окрашенного сознания и поведения.

Проведенное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Перспективными представляются: разработка механизмов освоения многомерности окружающего мира детьми, студентами и педагогами в образовательных учреждениях различного типа; исследование специфики процесса эстетического освоения мира различными категориями учащихся с учетом их гендерных и социономических особенностей; взаимосвязь процесса эстетического освоения мира с учетом социокультурных особенностей региона.

Диссертационные исследования, выполненные под научным руководством диссертанта: Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: Дисс…канд.пед.наук. - Оренбург: ОГПУ, 2003. - 145с.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Монографии

1. Жданова С.Н. Педагогические основы музыкального воспитания девочек и мальчиков. Монография/ С.Н.Жданова. - М.: Изд-во ИХО,1998.- 72с.

2. Жданова С.Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография / С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- 244с.

3. Жданова С.Н. Эстетическое освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей: монография / С.Н.Жданова. - Екатеринбург: Изд-во, 2006. - 133с.

Учебно-методические пособия и программы

4. Жданова С.Н.Реализация дифференцированного подхода в музыкальной педагогике. Учебное пособие/ С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.- 52с.

5. Жданова С.Н. Социальная работа: характеристика содержания профессионального образования. Научно-методическое пособие/ С.Н.Жданова. - Оренбург, 2002 .- 102с.

6. Жданова С.Н. Научно-праксеологические основы социономии. Программа НИЛ РАО-СОИН ОГПУ. // Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского педагогического университета/ С.Н.Жданова.- Оренбург: Изд.: ОГПУ, 2002 г. с.20-27.

7. Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учебное пособие / С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 55с.

8. Жданова С.Н.Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования: социально-педагогический аспект Учебно-методическое пособие / С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.- 104с.

9. Жданова С.Н.Социально-педагогическое сопровождение процесса освоения мира учащимися: учебное пособие / С.Н.Жданова. - Оренбург, Принт-Сервис, 2006. - 87с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

10. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема. / С.Н.Жданова. //Дополнительное образование: М., ИОСО РАО, 2001. - №10(24), - С.16-19.

11. Жданова С.Н. Cоциономические аспекты высшего образования. /Культура - Экономика - Социальное образование: актуальные проблемы, Росток (Германия) - Оренбург, Изд-во ИЭК, 2002. - С.36-42.

12. Жданова С.Н. Социально-психологические предпосылки исследования процесса освоения мира учащимися. // С.Н.Жданова. «Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования». - Екатеринбург: УрО РАО, 2006.- № 1(37), - С.100-105.

13. Жданова С.Н.Концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования. / С.Н.Жданова. //Журнал «Вестник ОГУ».- 2006.- № 6, - Оренбург, Изд-во ОГУ - с.98 - 103

14. Жданова С.Н. Эстетизация как базис освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования /С.Н.Жданова. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Специальный выпуск:«Актуальные проблемы гуманитарных наук».- Самара, Изд-во Самарского научного центра РАН - 2006.- №2, - с.134-140

15. Жданова С.Н.К вопросу о роли полихудожественных методов в процессе эстетического освоения мира учащимися [Электронный ресурс] // Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2006г., ART 1091, Гос. рег. N 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1091.htm , объем 0.5 п.л.

16. Жданова С.Н. «Веерный» подход к организации обучения мальчиков и девочек как механизм учета гендерных особенностей в процессе эстетического освоения мира учащимися. [Электронный ресурс] // Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2006г., ART 1111,Гос.рег.N0420600031.Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1111.htm , объем 0.5 п.л.

17. Жданова С.Н. Взаимосвязь дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися / С.Н.Жданова. //Журнал «Вестник ОГУ». - Оренбург, Изд-во ОГУ. - 2006 .- № 12, 10с. 0,5 п.л.

18. Жданова С.Н.Об освоении мира ребенком. [Электронный ресурс] // Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2006г., ART 1126,Гос.рег.N0420600031.Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1111.htm , объем 0.5 п.л.

19. Жданова С.Н.Об освоении мира молодежью. [Электронный ресурс] // Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2006г., ART 1139,Гос.рег.N0420600031.Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1111.htm , объем 0.5 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

20. Жданова С.Н.Основные теоретические положения социальной педагогики. // С.Н.Жданова. Теоретические и практические аспекты социальной педагогики: Сб. науч.работ.Вып.1.-Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.-С.16-27

21. Жданова С.Н.Эстетическое освоение социума как установка на гармонизацию жизни. //Теория и практика высшего социально-педагогического образования/С.Н.Жданова.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-С.96-100.

22. Жданова С.Н.Исследование социальной ситуации детства как педагогическая задача. //Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки/С.Н.Жданова.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.-С.100-105.

23. Жданова С.Н.Философское обоснование социально-педагогических технологий. //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004 -С.113-115.

24. Жданова С.Н.Социально-педагогические аспекты эстетического освоения мира. //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста Нижний Новгород/С.Н.Жданова.- Изд-во НГЛУ, 2004 -С.115-118.

25. Жданова С.Н.Социально-педагогическая поддержка эстетического воспитания школьников в условиях дополнительного образования. //Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики/С.Н.Жданова.- М: Изд-во РГСУ, 2005-С.77-91.

26. Жданова С.Н.Гендерные различия в освоении мира учащимися // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса /С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- С.41-47

27. Жданова С.Н.Педагогика и эстетика: анализ взаимосвязи социально-ориентированных наук. // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса/С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - С.33-41.

28. Жданова С.Н.Мироосваивающая парадигма педагогической деятельности. /С.Н.Жданова. - М., Изд-во Наука //«Научное обозрение».- 2006.- №3 -С.199-205.

29. Жданова С.Н.Эстетические детерминанты мироосваивающей деятельности учащихся в системе дополнительного образования // «Научное обозрение», 2006.- №3 - М., Изд-во Наука -с.205-209.

30. Жданова С.Н.Социально-педагогический подход в понимании процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования. // «Научное обозрение» 2006.- №4 - М., Изд-во Наука - с.199-204.

31. Жданова С.Н. Исследование гендерного аспекта в освоении мира учащимися. // «Научное обозрение» 2006.- №4 - М., Изд-во Наука - с.204-207.

32. Жданова С.Н.Интеграция педагогических технологий эстетического освоения мира учащимися // «Научное обозрение» 2006.- №5 - М., Изд-во Наука -c.159-162.

33. Жданова С.Н.Эстетический потенциал личности как детерминанта современного образования //Социальная педагогика как синтез науки и практики: ведущие тенденции и динамика развития: Сб.статей/ Под ред. С.В.Сальцевой - Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006. - c.93-103.

Материалы научно-практических конференций

34. Жданова С.Н.Музыка как макромир. Личность и окружающая среда в современном мире: Материалы ХУ11 препод. И ХХХУ студ. науч.-практ. конф./ С.Н. Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1993.- c.67 - 69.

35. Жданова С.Н.О целях и содержании программы школьного предмета «Мировая музыкальная культура». Наука и образование в педвузе и в школе: Материалы ХУ111 преп. науч.-практ. конф. ОГПИ./ С.Н. Жданова.- Оренбург: Изд-во ОГПИ,1994.- c.72-73

36. Жданова С.Н.Особенности содержания музыкально-эстетического потенциала школьника. Наука и образование в педвузе и в школе: Материалы ХУ111 преп. науч.-практ. конф. / С.Н. Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1994.- c.74-75.

37. Жданова С.Н.Интонационный метод как ведущий в формировании музыкально-эстети-ческого потенциала личности. Материалы Х1Х преп. науч.-практ. конф. ОГПИ./ С.Н. Жданова.- Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995.-С.79-80.

38. Жданова С.Н.Эвритмия как метод развития музыкально-эстетического потенциала младшего школьника. Материалы Х1Х преп. науч.-практ. конф. ОГПИ./ С.Н. Жданова.-Оренбург: Изд-во ОГПИ,1995.-С.82-83.

39. Жданова С.Н.Дифференцированный подход к развитию восприятия школьников на уроке музыки. Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всерос. совещ.-семинара./ С.Н. Жданова.-М.- Самара: Изд-во ИУУ, 1996.-С.213-215.

40. Жданова С.Н.Традиции и новаторство дифференцированного подхода в музыкальной педагогике.//Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования: Материалы междунар. науч.-практ.конф./ С.Н. Жданова.-М.-Йошкар-Ола: Изд-во,МИО, 1997.-С.67-68.

41. Жданова С.Н.К вопросу осмысления музыкального воспитания как социально-педагогической ценности. Развитие идей художественного и эстетического воспитания в ХХ веке: Материалы юбилейной конф. К 70-летию ИХО РАО./ С.Н. Жданова.-М.: Изд-во ИХО, 1999.-С.117-119.

42. Жданова С.Н. Совершенствование образовательных технологий подготовки социальных педагогов как средство повышения качества дополнительного образования. Управление качеством образования: Материалы межвуз.науч.-практ. конф.23-24 июня 1999г./ С.Н. Жданова.-Оренбург: Изд-во ОИПКРО, 1999.- c.41-43.

43. Жданова С.Н.Парадоксы художественно - эстетического освоения социума. Воспитательный потенциал системы доп. образования в современном социокультурном контексте (из опыта работы ФЭП РАО): Материалы всерос.науч.- практ. Конф.24-25.03.2000 / С.Н. Жданова. - М.-Оренбург: Изд-во ОГПУ 2000. -С.83-85.

44. Жданова С.Н.Cоциономические подходы в социальном образовании.// Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования: материалы ХХ111 препод.науч-практ.конф ОГПУ25-26.04.2001/ С.Н. Жданова. - Изд-во ОГПУ, 2001.- c.96-100.

45. Жданова С.Н.Действенность полихудожественных технологий в социально-педагогическом образовании. // Наука ХХ1 века: проблемы и перспективы: Материалы ХХ1V препод. научно-практ. конф. ОГПУ 5-7 апр.2002/ С.Н. Жданова. - Изд-во ОГПУ, c.74-79.

46. Жданова С.Н.Освоение действительности личностью как стимул образования. // Модернизация образования: проблемы и перспективы./ С.Н. Жданова.- Оренбург: Изд.: ОГПУ, 2002 г.- c. 155-159.

47. Жданова С.Н. Туризм как фактор эстетического освоения мира. //Социально-экономические и педагогические основы развития туризма: Материалы Всероссийской науч-пр.конф.17-18 дек. 2002, РМАТ/ С.Н. Жданова. - М.- 2002. - c.49-54.

48. Жданова С.Н. Социально-педагогическая поддержка художественно-эстетической деятельности по освоению социума. //В.А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири: Материалы регион. Науч.-практ. конф.12-14 марта 2003,Изд-во ОГПУ/ С.Н. Жданова.- Оренбург 2003. - c.174-178.

49. Жданова С.Н.Формирование культуры социально-эстетического освоения мира личностью.//Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения ХХIвека/ С.Н. Жданова.- Челябинск: ЧГАКИ, 2005 - c.116-119.

50. Жданова С.Н. Мироосваивающие доминанты в технологиях социального образования. //Человек.Культура.Образование/ С.Н. Жданова. - Уфа: изд-во БГПУ, 2006 - c.35-38.

51. Жданова С.Н.Формирование культуры освоения мира в генезисе. //Материалы международной науч.-практ.конф./ С.Н. Жданова. -Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005- c.234-238.

52. Жданова С.Н. Оптимизация процесса освоения мира личностью в полисубъектном взаимодействии. //Всероссийская науч.-практ.конф. «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций»/ С.Н. Жданова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005.- c.128-134.

53. Жданова С.Н. Исследование закономерностей процесса освоения мира личностью в полисубъектном взаимодействии // Международной научно-практической конференции: «Стратегические ориентиры в профессиональной подготовке субъекта деятельности» 23 апреля Академия социального образования г. Казань-10с. На сайте www.ksui.ru

54. Жданова С.Н. Эстетизация дополнительного образования как методологический ориентир активизации процесса освоения мира личностью // Социальная педагогика: диалог теории и практики/ Под ред.Т.А. Морозовой - Дорофеевой. - Саратов: Изд-во Научная книга, 2006. - c.366-370

55. Жданова С.Н. Социально-педагогическая парадигма эстетического освоения мира учащимися // «Подготовка и переподготовка учителя начальных классов в условиях модернизации: проблемы и перспективы»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20-21 апреля 2006 г., Южно-Сахалинск. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2006. - С.158-163.

56. Жданова С.Н. Социально-педагогический подход к формированию культуры освоения мира учащимися // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: Сб.научных статей / Под ред. А.Г. Козловой. - Спб.: Изд-во Verba Magistri, 2006 - c..157-161.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать