Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области
p align="left">При управлении развитием слабо реализуются прогностические функции. Поэтому действующие механизмы управления способны обеспечивать лишь запаздывающую реакцию, включаясь, когда ситуация обостряется настолько, что не принимать решения нельзя, т.е. они реализуют реактивный тип управления, неэффективный применительно к процессам развития.

Наряду с повышением целенаправленности, системности и гибкости управления развитием требует расширения участие общественности, и прежде всего педагогической, в определении перспектив развития образования и экспертизе программ развития. Пока оно еще незначительно и во многом формально. Усиление демократических начал в управлении - одна из важнейших задач, решение которой требует особого внимания.

Недостатки управления становятся фактором, в наибольшей мере влияющим как на стабильность функционирования, так и сдерживающим развитие системы образования. Поэтому необходимо обеспечивать опережающее развитие управления, рассматривая это как одну из наиболее приоритетных проблем, от решения которой зависит эффективность решения всех других проблем образования.

Новые ориентиры управления развитием образования.

В настоящее время в образовании наблюдаются новые тенденции, связанные с коренными преобразованиями в социально-политической и экономической сферах.

По сути происходит смена эпох, коренной перелом в жизни страны, подлинное значение которого мы сможем оценить лишь по прошествии значительного периода времени. Мы в него включены. А для того, чтобы понять смысл и направленность происходящего, необходимо новое концептуальное и практическое осмысление путей развития отрасли - образование.

Прежняя концепция образования закладывалась в пору, когда культура по существу была ведомственной.

Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области

2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области

Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику в сфере образования, науки, научной, научно-технической деятельности, а также молодежной политики.

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами РФ, Уставом (основным законом) Челябинской области, законами Челябинской области и другими нормативно-правовыми актами РФ и Челябинской области, а также Положением о Министерстве образования и науки Челябинской области.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством образования и науки РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными организациями, органами исполнительной власти Челябинской области, Законодательным собранием Челябинской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением полного герба Челябинской области, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и соответствующие бланки, счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством.

Основной задачей Министерства является реализация единой государственной политики в сфере образования, науки, молодежной политики с учетом областных социально-экономических, демографических, национальных, экологических, культурных и других особенностей.

В соответствии с возложенной задачей Министерство выполняет следующие функции:

участвует в разработке проектов областных законов, нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, разрабатывает проект плана работы и прогнозных показателей деятельности Министерства, участвует в разработке федеральных программ;

разрабатывает и реализует областные целевые программы развития образования, научных исследований, экспертной деятельности, молодежной политики;

осуществляет в пределах своих полномочий лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию образовательных учреждений и организаций;

определяет порядок и осуществляет контроль за государственной итоговой аттестацией выпускников образовательных учреждений и организацией, создает и организует работу областных и медальных комиссий;

осуществляет экономический анализ деятельности находящихся в ведении Министерства государственных областных унитарных предприятий и организаций, утверждает экономические показатели их деятельности;

обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства, по мобилизационной подготовке;

совместно с Министерством здравоохранения Челябинской области совершенствует механизм контроля за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. Принимает участие в развитии сети учреждений оздоровления детей и молодежи. Организует летнюю оздоровительную кампанию для учащихся и воспитанников образовательных учреждений;

совместно с Министерством культуры Челябинской области, главным управлением по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области, учреждениями дополнительного образования, творческими союзами, добровольными обществами организует работу по развитию художественной самодеятельности, краеведения, туризма, технического творчества. Разрабатывает комплекс мер по стимулированию творческого и добросовестного отношения учащихся и студентов к учебе;

разрабатывает и утверждает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, областной базисный учебный план (ОБУП); осуществляет инспекционый контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и организацию по исполнению ими законодательства Российской Федерации, Челябинской области в сфере образования, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организует в пределах своей компетенции проведение аттестации руководящих, педагогических и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений и организаций Челябинской области, аттестация проводится Главной аттестационной комиссией, действующей на основании Положения утверждаемого Министром образования и науки Челябинской области;

создает научно-методические советы, межведомственные комиссии, экспертные и рабочие группы по вопросам в установленной сфере деятельности, координирует их деятельность;

совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, советами директоров учреждений начального, среднего профессионального образования, Советом ректоров учреждений высшего профессионального образования, руководителями образовательных учреждений:

разрабатывает и реализует региональную программу профессионального образования молодежи и высвобождающегося населения с учетом их потребностей;

разрабатывает предложения по установлению регионального (областного) перечня профессий, направлений и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное образование в Челябинской области;

организует социальную поддержку и реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии и инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, детей с девиантным поведением;

создает и реализует систему социализации учащихся студентов

обеспечивает руководство подведомственными учреждениями и организациями, в том числе учреждениями начального и среднего профессионального образования, и в рамках своей компетенции, осуществляет координацию деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, профессионального, после вузовского профессионального образования, научных учреждений и организаций;

определяет стратегию развития и координирует деятельность муниципальных образовательных систем, образовательных и научных учреждений и организаций всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в целях обеспечения преемственности и непрерывности процесса образования, оказания государственных услуг в области образования, науки и научно-технической деятельности, молодежной политики, реализуемой на территории Челябинской области;

осуществляет совместно с Министерством образования и науки РФ контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики;

проводит социально-педагогическую экспертизу проектов, нормативно-правовых актов, областных целевых программ, разработанных другими органами власти в сфере образования и науки, молодежной политики;

назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений;

организовывает и осуществляет мероприятиями по целевому губернаторскому приему студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования, координирует работу по развитию движения студенческих трудовых отрядов;

дает экспертную оценку при сдаче в аренду объектов социальной инфраструктуры для детей;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении в подведомственных учреждениях;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций; осуществляет в пределах своей компетенции функции распорядителя бюджетных средств, выделяемых из федерального бюджета для получателей бюджетных средств - учреждений начального профессионального образования;

организовывает в пределах своей компетенции обеспечение образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, входящими в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;

выполняет иные функции, установленные действующим законодательством.

Структура Министерства образования и науки Челябинской области (Приложение 1)

Организация деятельности Министерства

Министерство возглавляет Министр образования и науки Челябинской области (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Челябинской области.

Министр имеет первого заместителя и двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Челябинской области по представлению Министра и согласованию с первым заместителем Губернатора Челябинской области, координирующим данную сферу деятельности. Количество заместителей Министра определяется Губернатором Челябинской области.

Министр образования и науки Челябинской обасти:

1 руководит деятельностью Министерства;

2 распределяет обязанности между заместителями;

3 назначает на должности и освобождает от должности сотрудников Министерства, принимает решение о поощрении и применении дисциплинарных взысканий к сотрудникам министерства;

4 утверждает штатное расписание министерства в пределах штатной численности, утвержденной Губернатором Челябинской области;

5 утверждает смету расходов на содержание министерства в пределах выделяемых ассигнований, предусмотренных областным бюджетом;

6 утверждает Положения о структурных подразделениях Министерства, должностные инструкции руководителей структурных подразделений сотрудников Министерства;

7 вносит предложения по изменению структуры, штатной численности Министерства;

8 утверждает планы работы структурных подразделений Министерства, а также отчеты об их деятельности

9 организует работу Министерства, издает в пределах своей компетенции приказы, решения, проводит совещания;

10действует без доверенности от имени Министерства, представляет ее интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях и организациях;

11 осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ и Челябинской области.

Для рассмотрения важнейших вопросов в Министерстве образуется коллегия Министерства, являющаяся совещательным органом, в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководителей структурных подразделений министерства. В состав коллегии министерства могут включаться по согласованию представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, ученые и специалисты. Организация деятельности коллегии регламентируется Положением о коллегии, утвержденным Министром.

При министерстве могут создаваться другие научно-методические, совещательные и консультативные органы, действующие на основании положений, утверждаемых Министром.

Министр вправе делегировать своим заместителям полномочия по подписанию приказов, других документов по конкретным вопросам деятельности Министерства.

В случае отсутствия Министра (командировка, отпуск и другие) его полномочия осуществляет первый заместитель Министра или заместитель Министра на основе соответствующего приказа.

Сотрудники Министерства в своей деятельности руководствуются настоящим Положением, должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка.

Штатная численность Министерства образования и науки Челябинской области.

Наименование должности

Количество государственных служащих

1

Министр

1

2

Первый заместитель Министра

1

3

Заместитель министра

2

4

Начальник управления

6

5

Начальник отдела

8

6

Главный специалист

19

7

Ведущий специалист

22

8

Специалист 1 категории

8

Всего государственных служащих

67

2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования

Управление дошкольного образования является структурным подразделением министерства, обеспечивающим осуществление федеральной (в части, отнесенной к компетенции субъекта РФ) и региональной политики в сфере дошкольного образования.

В своей деятельности специалисты управления руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области о государственной службе, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Уставом Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области, приказами Министра образования и науки Челябинской области.

Управление дошкольного образования находится в подчинении заместителя министра образования и науки Челябинской области, курирующего вопросы дошкольного образования.

Основной задачей управления дошкольного образования является реализация единой государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом областных социально-экономических, демографических, национальных, экологических, культурных и других особенностей. Обеспечение соблюдение федерального и регионального законодательства в сфере дошкольного образования. Для выполнения основных задач управление дошкольным образованием использует сетевые показатели (приложение 2).

Основные функции, выполняемые управлением дошкольного образования:

1.участие в разработке проектов областных законов, нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области по вопросам дошкольного образования;

2.выполнение постановлений, распоряжений, поручений Губернатора Челябинской области, первого заместителя Губернатора, министра образования и науки Челябинской области;

3.разработка и реализация областной целевой программы развития дошкольного образования;

4.разработка и установление национально-регионального компонента стандарта дошкольного образования;

5.осуществление инспекционного контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием, дошкольных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организация ими выполнения законодательства РФ;

6.обеспечение соблюдения муниципальными органами управления образованием, дошкольными образовательными учреждениями государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

7.обеспечение защиты прав и свобод участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, установленных нормативов;

8.изучение и распространение опыта инновационной деятельности специалистов по дошкольному образованию, муниципальных органов управления образованием, органов местного самоуправления в части развития областной системы дошкольного образования;

9.обеспечение информацией в пределах своей компетенции органы местного самоуправления, дошкольные учреждения областной системы дошкольного образования;

10.пропаганда дошкольного образования в средствах массовой информации на интернет-сайте министерства образования и науки Челябинской области;

11.организация в пределах своей компетенции обеспечения дошкольных образовательных учреждений методической литературой, входящих в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;

12.работа с письмами и обращениями граждан и должностных лиц.

Управление в праве разрабатывать и вносить предложения, направленные на развитие и совершенствование системы дошкольного образования, по всей вертикали отраслевого управления; разрабатывать проекты законодательных и нормативных актов, планов и программ для рассмотрения законодательными и исполнительными органами управления области;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать