Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области
p align="left"> запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию о состоянии системы дошкольного образования в области, об организации деятельности и эффективности управления муниципальными системами дошкольного образования;

разрабатывать и предлагать к стандартизации и унификации на уровне Челябинской области перечни показателей и индикаторов развития управляемой системы, сроки и периодичность сбора, формы предоставления управленческой информации;

разрабатывать и инициировать установление регионального компонента государственных стандартов дошкольного образования; привлекать к этой работе специалистов по дошкольному образованию органов местного самоуправления, руководителей дошкольных учреждений, специалистов вузов, средних специальных учебных заведений, областного института дополнительного и профессионального образования педагогических работников;

принимать участие в разработке регионального норматива финансирования дошкольной образовательной системы, вносить предложения по его совершенствованию;

вносить предложения по установлению региональных льгот воспитанникам, их семьям, педагогическим и другим работникам дошкольных образовательных учреждений;

организовывать совещания, конференции, семинары и проч. для специалистов по дошкольному образованию, руководителей детских садов, других категорий педагогических кадров; привлекать к этой работе специалистов областного института дополнительного и профессионального образования педагогических работников, специалистов местных органов управления образованием, заведующих дошкольными образовательными учреждениями;

контролировать исполнение федерального и регионального законодательства, установленных норм, нормативов и стандартов в сфере дошкольного образования;

Управление обязано:

осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством;

в установленные сроки выполнять поручения министра образования и науки Челябинской области, заместителя министра, курирующего дошкольное образование;

не разглашать сведения, касающиеся государственной и иной охраняемой законом тайны

Управление ответственно за:

своевременное и полное предоставление информации о состоянии системы дошкольного образования, о соответствии деятельности системы федеральному и региональному законодательству по запросу руководителей министерства образования и науки Челябинской области, Правительства Челябинской области, Законодательного собрания.

качество подготовки аналитических предложений, направленных на улучшение функционирования и развитие региональной системы дошкольного образования;

принципиальность и объективность выводов, полученных в результате контрольно-инспекционной деятельности;

реализацию областных программ развития дошкольного образования в пределах установленной компетенции.

2.3 основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению

Приоритетный национальный проект «Образование», его мощная поддержка Губернатором Челябинской области П.И.Суминым, большинством глав городских округов и муниципальных районов призваны дать новый импульс развития образовательных учреждений области, стать основой для творческой результативной работы педколлективов, сделать образование доступным и качественным для всех слоев населения. По выражению А.А.Фурсенко, Министра образования и науки РФ «Главная идея нацпроекта - это не раздача денег. Его задача - снять системные психологические барьеры в области образования и промотивировать новации, принципиально новые решения в этой сфере».

В политическом плане ПНПО призвал расширить государственную и общественную поддержку сферы образования, организовать всестороннее и полноправное партнерство государства, органов местного самоуправления, гражданского общества в инновационном развитии образования.

Важнейшим направлением совместной деятельности МОиН, глав городов и районов, глав поселений является реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования.

По закону за дошкольное образование полностью отвечают муниципальные власти. Однако, осознавая непреходящую ценность образования в становлении личности ребенка в раннем возрасте, 4 года назад Правительство Челябинской области приняло первую программу «Развитие дошкольного образования на 2003-2005г.», на которую было выделено 496 млн. рублей. Вторая, аналогичная программа, принята в 2005 г. на 5 лет и стоимость ее уже в 3 раза больше - 1,5 млрд. рублей. Что удалось сделать? Охват детей дошкольным образованием в нашей области составляет - 75% против 59% общероссийского. Построено 3 новых детских сада. За 4 года возвращено в систему 26 детских садов и 11 открыто после капитального ремонта. Значительно улучшилась материальная база и питание детей. Многие сельские районы стали практиковать подвоз детей в детские сады школьным автобусом, открыли группы дошкольников в школах и даже на дому у воспитателей.

Только в нашей области Правительством установлена льгота по оплате за детский сад для малообеспеченных семей, и в 2006 г. этой льготой воспользуются 13 тыс. семей (по программе выделено на эти цели 16,6 млн. рублей). Только в нашей области Губернатором выделены 100 грантов лучшим детским садам в рамках национального проекта «Образование». В результате совместных действий число детей, посещающих дошкольные учреждения, возросло на 17 тыс. и составляет 146 тыс. в 1503 детских садах.

Вместе с тем, за последние 4,5 года в области родилось на 41 тыс. детей больше. Сегодня число дошкольников от 0 до 7 лет составляет 241,5 тыс. человек, а предельная мощность детских садов области 140 тыс. мест. Даже увеличение по программе этого года числа мест на 5 тыс. проблему не решит. Многие муниципалитеты заняли выжидательную позицию: «дадите денег - будем строить детсады, а нет - так и нет». Ни о каких других формах (возврате детсадов, краткосрочных группах, частных детсадах, детсадах на дому и др.) и речи нет. Доказательством этого служит то, что в некоторых муниципальных районах охват детей дошкольным образованием был низок, а за 2005 год еще уменьшился: в Озерске на 11,6%, Уйском, Чесменском, Трехгорном, Каслях и Троицке на 5%; в Верхнеуральском районе, Магнитогорске, Усть-Катаве, Еманжелинске на 2,5%, в Аше, Чебаркуле на 1,5%. Причем, кроме Уйского района, Троицка, Трехгорного, Озерска и Магнитогорска, во всех остальных районах и самый низкий охват. Значительно ниже охват детей в Аше - 52,6% (сравните: в Варненском районе - 84,5%), Чебаркульском районе - 46% (в соседнем Уйском - 80%), в Карталах - 54%, в Кизильском районе - 56%, а в Нязепетровском - 78%! В Карабаше - 60%, Каслях - 64%, а в Снежинске - 97%, в Трехгорном - 96%, в Южноуральске - 89% и т.д.

Вывод один: в одних городах и этим вопросом серьезно, целенаправленно и планомерно занимаются; в других ищут серьезные оправдания и причины.

Нам необходимо в каждом сельском, поселковом и городском поселении проанализировать ситуацию с детскими садами; составить планы охвата детей к 2010 г. - 85%, как требует ФЦПРО и Правительство Челябинской области.

Необходимо до конца года во всех поселениях просчитать и иметь списки семей по льготированию родительской платы на 20% (однодетные семьи - их в области 55% - 80942 ребенка), на 50% (двухдетные семьи (их в области 38% - 56194 ребенка) и на 70% (из семей имеющих трех и более детей - 7% - 9296 детей). Льготирование будет производиться за счет федерального бюджета. По нашим подсчетам это потребует - 400 млн. рублей. Нам необходимы для этого федеральные, областные и муниципальные нормативные акты. Требует также решения вопрос льготирования дошкольного образования тем семьям, которые в связи с отсутствием мест в детсадах, не получают компенсации. Здесь нужны продуманные и взвешенные решения.

Следующая проблема - выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении их в школу. Охват детей в возрасте 6 лет дошкольным образованием составляет в области - 85%, в том числе в городах - 91%, и 64% - в сельской местности. Постановлением Правительства Челябинской области рекомендован первоочередной прием в детские сады детей, которым до школы осталось 1-2 года. На сегодняшний день детские сады не посещают 15% детей шестилеток - 4876, в том числе 2339 детей, проживающих в городах и 2537 - на селе. До сих пор в детских садах, школах, семьях обсуждается вопрос о подготовке детей к школе. Говорится о нецелесообразности подготовительных курсов для первоклассников, которые выливаются в научение читать и писать, о содержании программ в начальной школе. Серьезные вопросы преемственности детского сада и школы, вопросы выравнивания стартовых возможностей детей к обучению в школе мы намерены обсудить на Всероссийской конференции в Челябинске в конце ноября 2006 года. О том как будет решаться проблема будем информировать общество через СМИ и другие информационные источники.

Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области

3.1Состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области

На 1 января 2006 года в Челябинской области действуют 1503 детских сада различной ведомственной подчинённости, в которых воспитываются 146,1 тыс. детей. Наблюдается рост детей посещающих дошкольные образовательные учреждения. За последние пять лет возросло детей на 14,9 тысяч.

Учреждений дополнительного образования 211 в них занимающихся 230 тыс.детей. Наблюдается рост числа детей занимающихся в учреждениях (19 тыс.) по сравнению с 2004 годом.

Общеобразовательные учреждения на начало 2005-2006 учебного года различной ведомственной подчиненности функционируют в количестве 1262 в них 362,1 тыс. обучающихся, в том числе специальные коррекционные учреждения -50 в них 17,7 тыс. обучающихся. Количество общеобразовательных учреждений сократилось на 68 (2000-2005г).

В начальном профессиональном образовании на 01.01.2006 года действует 96 учреждений, в них обучается 46,1 тыс.чел. Средних специальных учебных заведениях на 01.10.2005 года функционирует 71 учреждение, в них студентов 73,6 тысяч.

Высших учебных заведений действует на 01.10.2005 года 34, в них студентов 152,6 тысяч.

В 2005-2006 учебном году в области при энергичной поддержке Губернатора были созданы 50 межшкольных методических центров, которые стали основой, фундаментом реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части информатизации.

Деятельность Министерства образования и науки направлена на реализацию приоритетов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие области. В результате реализации удалось:

- в дошкольном образовании

Завершена реализация «Программы развития дошкольного образования в Челябинской области на 2003-2005 гг.». За 2005 год расширилось число мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет ввода новых детских садов, открытия после ремонта и реконструкции 10 детских садов, организации работы групп и учреждений на базе школ. Всего на 1 сентября 2005 г. в дошкольные учреждения области было принято на 4,5 тыс. детей больше, чем в 2004 году. Охват детей дошкольным образованием составил: от 1 до 7 лет - 75%, 5-6 лет - 84-85% (Приложение 12), В детские сады привлечено 9300 детей (по плану 8282 детей) из малообеспеченных и неблагополучных семей. На развитие дошкольного образования было выделено 40 млн. рублей, в том числе 1,5 млн. рублей на приобретение образовательных программ дошкольного образования нового поколения. Разработан проект стандарта дошкольного образования в Челябинской области. Законодательным собранием Челябинской области утверждена областная целевая программа развития дошкольного образования на 2006-2010 года.

- в общем образовании

Охват обязательным общим образованием составил 99,8%. Число не обучающихся на 05.09.2005г. сократилось с 1120 человек в 2004г. до 770 в 2005 году. Продолжено развитие условий для обучения и воспитания: для мотивированных детей 49 общеобразовательных учреждений реализуют программы повышенного уровня образования; для детей, имеющих хронические заболевания, дальнейшее развитие получили 186 школ здоровья; 99 школ работают по программам с этнокультурным компонентом, на системной основе взаимодействуют школы Челябинской области и республик Башкортостан и Татарстан. Возросла эффективность деятельности областных школ (школа-лицей, школа с первоначальной летной подготовкой), организовано дистанционное обучение для 1112 обучающихся, более 80% образовательных учреждений работают на основе интеграции основного и дополнительного образования.

Продолжился эксперимент по введению ЕГЭ, в нем приняли участие 27136 учащихся. Средний тестовый балл по результатам ЕГЭ практически по всем предметам соответствует школьным отметкам «4» и «5» (от 50,2 до 82,7 балла) и выше чем по России, в среднем на 3-5 баллов (Приложение 13,14). . В целом успешно сдан Единый государственный экзамен, результаты наших учащихся выше среднероссийских (по математике и русскому языку на 10%). 56 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов (2 чел. - Мартынов Денис - лицей №127 г.Снежинска и Бычкова Татьяна - лицей №77 г.Челябинска получили 100 баллов по 2 предметам. По географии 3 выпускника Челябинских школ получили по 100 баллов, в России - 5; по обществознанию 1 челябинский школьник из 3 российских, по литературе 3 челябинских из 10 российских; по физике 9 челябинских из 32 российских и по русскому языку 20 челябинских из 243 российских).

Реализация программы «Информатизация системы образования» практически позволила завершить компьютеризацию образовательных учреждений: все средние общеобразовательные учреждения, детские дома, школы-интернаты, учреждения начального профессионального образования области оснащены компьютерами. В общеобразовательных учреждениях области на 45 учащихся приходится один компьютер.

Совместно с НП "Телешкола" (г.Москва) начата работа по созданию и реализации в практической деятельности общеобразовательных учреждений области моделей освоения образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.

В целях создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ в области осуществляется эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению в старшей школе. Данный эксперимент осуществляется на основе Соглашения между Министерством образования и науки Челябинской области и органами местного самоуправления. Всего в эксперименте приняло участие 169 (40%) средних школ, в которых обучается 133873 учащихся и работает 612 учителей.

Развитие специального (коррекционного) образования осуществлялось в рамках реализации областной программы «О мерах социальной защиты инвалидов Челябинской области». Проведенные мероприятия способствовали:

- совершенствованию работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий в районах и городах области,

- увеличению охвата детей специальными (коррекционными) образовательными услугами с 30,3% в 2004 году по 63,7% в 2005 году;

- повышению уровня коррекции детей-инвалидов,

- развитию физической культуры и спорта, как механизма адаптации обучающихся в социуме.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства явилось создание необходимых условий для выявления и развития одаренных детей, дальнейшее развитие олимпиадного движения в областной образовательной системе. В соответствии с графиком организованы и проведены районные (городские) и областные олимпиады школьников, а также сборы по подготовке к Всероссийским и международным олимпиадам. Всего в областных олимпиадах приняло участие 2215 учащихся, что на 5,6% больше, чем в 2004 году. Количество победителей и призеров составило 516 учащихся, что на 117 человек (29%) больше по сравнению с прошлым годом. 46 учащихся образовательных учреждений области приняли участие в федеральных окружных олимпиадах по учебным предметам: биология, физика, химия, математика и получили 27 дипломов. Количество участников Всероссийских олимпиад от Челябинской области в 2005 году составило 110 человек, победителей и призеров Всероссийских олимпиад - 47 человек. 62 ученика школ нашей области на 22 больше, чем в 2005 году стали победителями Всероссийских предметных олимпиад (из гг.Челябинска, Златоуста, Миасса, Пласта, Троицка, Снежинска, Озерска, Магнитогорска). Успешно проведена Всероссийская олимпиада по физике в г.Снежинске. Серебряную медаль 37-ой международной физической олимпиады в Сингапуре получил выпускник лицея №31 г.Челябинска Антон Попов. 2 место в астрономической олимпиаде Азиатско-Тихоакеанского региона занял Ваге Таамазян (8 класс физико-математического лицея №31 г.Челябинска). технологиями Школьники и студенты Челябинской области участвовали в I Всероссийских молодежных играх и заняли почетное третье место вслед за Москвой и Краснодарским краем. 66 лучших школ получили по 1 млн. рублей как победители всероссийского конкурса, 50 школ получат грант Губернатора Челябинской области по 500 тыс. рублей. 618 лучших педагогов получат премии Президента и Губернатора Челябинской области.

Учитель физики Челябинского физико-математического лицея №31 Иван Александрович Иоголевич в сентябре 2005 года стал лучшим учителем России в Калининграде, а его воспитанник Александр Каманцев получил престижную премию «Первый шаг к Нобелевской премии». Галина Викторовна Измайлова - лучшим учителем области (Магнитогорская школа №56). С 22 сентября по 3 октября 2006 года в Челябинске пройдет конкурс «Учитель России - 2006г.». Символично, что он проходил в юбилейном году, когда Челябинск празднует 270 лет со дня основания.

- в профессиональном образовании

В учреждениях начального профессионального образования осуществляется подготовка по 96 интегрированным профессиям начального профессионального образования, 19 из которых относятся к повышенному профессиональному образованию рабочих. В 2005 году 77 УНПО осуществили подготовку, переподготовку, повышение квалификации 7866 человек по 300 программам ускоренной профессиональной подготовки. На 01.07.2005г. из УНПО выпущено 16778 чел., из которых 9914 (59,1%) человек направлены на работу.

В учреждениях среднего и высшего профессионального образования обучается 237 тысяч студентов.

В деятельность учреждений СПО и ВПО привнесены инновационные формы работы, способствующие развитию нормативно-правовой, материальной, финансовой поддержки вузов и ссузов, академической и вузовской науки, активизации их участия в социально-экономическом развитии региона. При поддержке Министерства открыто 32 новых направления подготовки специалистов, внедряется система бакалавриата и магистратуры, механизм международного стандарта качества их подготовки. Открытие Южно-Уральского регионального центра Федерации Интернет Образования, институтов дополнительного профессионального образования в вузах, увеличило число получающих второе высшее образование и повышающих свою квалификацию в освоении информационно-компьютерных технологий. В вузах и ссузах области внедряется система международного менеджмента качества USO - 9000:2000 (TQM) (Снежинская государственная физико-техническая академия, Саткинский горно-керамический колледж, Уральский институт бизнеса).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать