Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области
p align="left">Исходя, из обозначенных актуальных вопросов сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования Челябинской области.

3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области

Целью управления системой образования области является развитие и повышение роли образования как ключевого, определяющего фактора устойчивого социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности области; сохранение лидирующих позиций Челябинской областной образовательной системы в России, непрерывности и единства образовательного процесса.

Целью является создание условий для модернизации системы образования области на основе сформулированных задач:

- обеспечить условия для реализации прав граждан на образование всех уровней;

- создать условия и механизмы для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях на основе реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области;

- сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для оптимизации, реструктуризации и развития системы непрерывного профессионального образования;

- обеспечить переход образовательных учреждений на нормативное финансирование из расчета на 1 ученика и отраслевую систему оплаты труда;

- обеспечить общественное участие в управлении образованием;

- обеспечить эффективное использование кадрового потенциала, в том числе подготовку и переподготовку работников образования (педагогических кадров) - инициаторов и лидеров изменений в школе, координаторов и методистов информационных технологий всех уровней, овладение компьютерными компетенциями широкого спектра;

- правовое обеспечение функционирования и развития областной образовательной системы;

- обеспечение доступности дошкольного образования для всех слоев населения, повышение охвата детей дошкольным образованием;

- обеспечение необходимых условий для возрастания качества воспитания и дополнительного образования детей в системе образования области;

- обеспечение доступности профессионального образования и профессиональной подготовки за счет использования различных форм обучения, в том числе и дистанционных.

Необходимо дать характеристику основным направлениям развития системы образования Челябинской области по базовым блокам системы

Дошкольное образование

К 2010 году в системе дошкольного образования должны гореть две цифры 85% и 100%.

85% детей во всех городских округах и муниципальных районах должны посещать детские сады. 100% детей шестилетнего возраста последний год перед школой должны посещать детские сады. Мы должны выровнять стартовые возможности детей перед поступлением их в первый класс.

Уже сегодня первую задачу (85%) решили в Снежинске (там в детские сады ходят 97% детей), в Трехгорном, Южноуральске, близки к этой цели - Варненский район, Верхний Уфалей, Сатка, Кыштым, Златоуст, Копейск.

Но очень много стоит потрудиться главам городов и районов, чьи показатели на сегодня менее 60% - Чебаркульский, Ашинский, Аргаяшский, Карталинский, Каслинский районы, чьи показатели ниже 70%.

Подробно этот вопрос рассмотрен на общем аппаратном совещании у Губернатора Челябинской области Сумина П.И. - 10 августа т.г. В настоящее время в 1504 детских садах воспитывается 146,1 тыс. детей. Очередность на 10 августа составляет 24 тыс. детей. 5 тыс. мест будет введено в этом году. За 5 лет дополнительно необходимо ввести 25-30 тыс. мест. Активно к этой проблеме подключились главы г.Челябинска, Магнитогорска, Троицка, Аши, Снежинска, Агаповского, Сосновского, Кизильского районов.

В то же время нам хотелось бы обратить особое внимание глав Аргаяшского, Ашинского, Брединского, Верхнеуральского, Еткульского, Каслинского, Кусинского, Октябрьского, Троицкого районов, городов Миасса и Златоуста на то, что плановые задания в этих территориях, которые они сами себе установили за I полугодие не выполнены. Необходимо срочно активизировать работу по их исполнению.

На совещании 10 августа было решено, что для решения проблемы ликвидации очередности в детские сады на уровне муниципалитетов необходимо:

- проанализировать и дополнить муниципальные программы «Дошкольное образование до 2010 года»;

- рассмотреть вопрос о возврате зданий детских садов по назначению (298 бывших детских садов заняты другими муниципальными учреждениями);

- решить вопрос о строительстве новых детских садов;

- создавать группы кратковременного пребывания детей;

- развивать и содействовать созданию в крупных городах частных детских садов.

В соответствии с новой демографической политикой, предложенной Президентом Путиным В.В. по установлению льгот по родительской плате за детские сады в размере 20% (за ребенка в однодетной семье), 50% (за ребенка в двухдетной семье) и 70% (в семьях имеющих 3-х и более детей) Министерством сделаны расчеты (требуется порядка 400 млн. рублей в год) и направлены в федеральное Министерство.

Общее среднее образования

1. 100% средних школ уже к 01.01.2007г. должны иметь выход в сеть Интернет, АРМ учителя, АРМ библиотекаря и не менее 50 цифровых образовательных ресурсов. Для решения этой задачи выделены финансы и она будет решена. Коркино, Снежинск, Трехгорный уже выполнили эту задачу. Наиболее активно подключали к сети Интернет школы в Магнитогорске (97%), Челябинске, Троицке, Коркино, Пласте, Уйском, Красноармейском районах.

2. До 90% должно возрасти число педагогов, освоивших информационно-коммуникационные технологии. (На 01.07.2006г. - 35%). По сути это результат работы районных ММЦ.

Выше среднеобластного этот показатель в Чебаркуле, Усть-Катаве, Верхнеуральске, Кыштыме, Озерске, Увельском, Уйском, Еманжелинском, Еткульском, Коркинском, Саткинском районах. Не выполнили план подготовки учителей в Нязепетровске, Пласте, Южжноуральске, Аше, Троицком, Кунашакском районах и Тракторозаводском районе г.Челябинска. Прошу глав названных территорий задать себе и ответить на вопрос: а зачем мы создавали ММЦ?

3. Доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий должна к 2010 году возрасти до 90%.

4. Удельный вес учащихся 9-10 классов, обучающихся по программам профильного обучения должны возрасти к 2010 году до 25%. Вчера с главами поселений нашей области в с.Кундравы Чебаркульского района и состоявшийся там разговор, нацеливает нас на создание на селе, в поселках и малых городах спорных и базовых школ, информационных центров для апробации сетевого взаимодействия для введения профильного обучения старшеклассников.

5. Доля учащихся, поступающих в вуз по результатам ЕГЭ к 2010г. должна возрасти до 90%, с 2009г. ЕГЭ будет обязательным в Российском образовании.

Ставится также задача довести удельный вес численности молодежи из малообеспеченных семей и сельской молодежи, поступившей в вузы на 5% больше, чем в 2005 году. В связи с введением нового эксперимента по предоставлению образовательного кредита предстоит большая подготовительная работа в наших вузах и хотелось, чтобы этот вопрос был рассмотрен сегодня на Совете ректоров. Нам необходимо сформулировать свое отношение к этому эксперименту, а также пакет документов к предстоящему визиту Министра образования и науки России А.А.Фурсенко в Челябинск в конце сентября 2006 года.

Высшее образование

Демографический кризис, который переживала школа, добрался и до высшего профессионального образования. Второй год вузы и их филиалы предлагают мест на I курс больше, чем число выпускников школ. До 2010 года этот кризис еще более обострится из-за отсутствия учеников.

В то же время перед высшей школой становятся непростые задачи. В 2006 году ни один вуз Челябинской области, как и всего Уральского федерального округа не выиграл гран Президента, как лучший вуз России. К предстоящему осенью этого года новому конкурсу надо серьезно готовиться и представить основательные, официальные программы развития.

Правительство области, Министерство образования и науки обеспечат материальную поддержку молодых специалистов, будет и впредь стимулировать результативный труд учителей.

Одна из ведущих тенденций развития образования в современном мире - повышение обязательного порога среднего образования.

Введение в будущем по инициативе Президента РФ обязательного бесплатного общего среднего (полного) образования - стержень современного этапа инновационного развития образования.

На фоне демографического спада введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, ведение предполагает развитие различных форм и видов его получения: очная, вечерняя, заочная, обучение на дому, дистанционная подготовка, экстернат, профильная и профессиональная подготовка в рамках школ в УНПО и ССУЗах.

В рамках национального приоритетного проекта «Образование» школы области получат огромное количество техники: 65 автобусов; около 400 компьютерных классов (за предыдущие 6 лет было получено 900 классов!); 800 АРМов учителя и библиотекаря, 100 новых учебных классов химии, физики, биологии, географии, технологическое оборудование. Главное для нас обеспечить сохранность оборудования и его использование в учебном процессе.

Жизнь ставит перед нами каждый год новые, более сложные задачи. В течение последних 10 лет в Челябинской области не закрывались, а только строились новые школы. Экономика образования потребовала от нас введение нормативного финансирования. А это значит, что начал работать принцип «деньги следуют за учеником». А это значит, что необходимо по-новому посмотреть на конечный результат работы школы: качество знаний учащихся. Результаты ЕГЭ показывают, что самые слабые знания показывают учащиеся сельских малочисленных классов (от 2 до 10 выпускников). Учителя основных школ жалуются, что самые низкие результаты у детей, пришедших из начальной малокомплектной школы. Обеспечить все школы в равной мере современным компьютерным оборудованием мы не сможем, значит настоятельно возникла необходимость оптимизации и реструктуризации школ, создания и максимального оснащения базовых опорных школ, информационных центров, наподобие ММЦ.

Примеры оптимизации школ имеются. Так, несколько лет назад в Кизильском районе все начальные школы стали филиалами средних. В Каслинском районе год назад создали несколько базовых школ, опыт показал, что это правильное решение. В Уйском районе из 20 школ только одна основная, все остальные средние. Серьезно занялись оптимизацией сети школ в Увельском районе. В Кизильском, Каслинском, Агаповском, Уйском районах при переходе на нормативное финансирование за 7 месяцев даже образовалась небольшая экономия ФОТа, а многие районы и главы продолжают писать письма и доказывать, что средств не хватает. Никто не хочет вникать, что управленческий и хозяйственный аппарат в некоторых и городских, и сельских школах составляет от 28 до 46%. А как же мы сможем повысить зарплату главному действующему лицу в учебном процессе - учителю?

Предметом общей заботы органов управления образованием и глав поселений в 2006-2007 учебном году становится:

- создание системы учета детей дошкольного и школьного возраста;

- выявление основных причин, по которым дети не посещают детский сад или школу, проведение на этой основе системы меры по обеспечению обязательного среднего образования;

- оказание целевой помощи детям группы риска, больным детям;

- проведение инвентаризации школ;

- усиление воспитательной роли школы;

- поддержка учителей;

- развитие попечительских советов образовательных учреждений.

В настоящее время наше Министерство работает над разработкой новой отраслевой системой оплаты труда учителей, а также над нормативным подушевым финансированием дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального образования с тем, чтобы в 2007 году это уже внедрить в областной образовательной системе.

3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления

Мы предлагаем обратиться в Правительство России с тем, чтобы новый конкурс среди вузов проходил по квотам, выделенным федеральным округам, так как есть опасность, что вновь 80% вузов-победителей будут московскими.

Ректорам вузов необходимо также пересмотреть свою работу, так как критериями оценки вуза становятся: доля иностранных студентов, обучающихся в вузе (не менее 10-12% от контингента);

15% вузов области должны выдавать европейское приложение к диплому. 20% выпускников должны освоить образовательные программы с использованием дистанционных методов обучения. 25% вузов должны вести образовательный процесс по программам, утвержденным работодателями.

Думается, каждое из этих направлений заслуживает не только пристального изучения и рассмотрения на Совете ректоров, но и абсолютно новых подходов к их решению. В октябре-ноябре 2006 года должен состояться отчет старого и выборы нового Президиума Совета ректоров Челябинской области. На наш взгляд, Совет ректоров должен активизировать свою работу и играть значительно большую роль в перспективном планировании и развитии областной образовательной системы.

Начальное и среднее профессиональное образование

Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования на 10 тыс. жителей составляет в Челябинской области 151 против 112 общероссийских, студентов техникумов 235 против 181 общероссийского показателя, а студентов вузов 430 против 480 общероссийских. Охват молодежи программами высшего профессионального образования (17-25 лет) составляет 27,3 против 31,2% в России.

2007 год объявлен Губернатором годом Профессионального образования. Предстоит доработать и утвердить на Правительстве и в Законодательном собрании программу «Подготовка современных рабочих и техников». Многие работодатели не удовлетворены сегодня качеством подготовки учащихся начального и среднего профессионального образования, их незнанием и не готовностью работать на современном оборудовании. (Строительные организации, ОАО «ММК», автотранспортники, центр «Автолада», объединение работников коммунального хозяйства, фирма «Кнауф»).

Нам необходимо при доработке программы решить вопросы не только создания ресурсных центров на базе профессиональных училищ, но и совместно с работодателями разработать и внедрить новые стандарты профессионального образования, перечень новых профессий на региональном рынке труда, создание системы двухуровневой подготовки учащихся путем оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования.

Мы предлагаем - ввести в критерии оценки работы глав сельских, поселковых поселений и городских округов - показатель возврата молодых специалистов на село, поселок, в муниципальные учреждения: учителей, врачей, работников сельского хозяйства, культуры, бухгалтерий. Наше Министерство предлагает также изменить Губернаторский набор: бюджетное место предоставлять только тем поселениям, кто конкретно заключает договор о возвращении и гарантирует проплату за студента. А оплату проводить не один раз - при поступлении, а после сдачи студентом экзаменов после каждой сессии. Это позволит готовить кадры прицельно, «точечно» следить за учебой будущих специалистов. Новый эксперимент по образовательным кредитам и задача, поставленная Федеральным Правительством: к 2010г. на 5% увеличить прием молодежи в вузы по результатам ЕГЭ из села и малоимущих семей, дают нам возможность это осуществить.

Задачи оптимизации и реструктуризации сети школ должны решаться совместными действиями Министерства и органов местного самоуправления. В ближайшее время нам необходимо:

- вести учет движения контингента школьников;

- определить наполняемость, дефицит или избыток ученических мест по всем типам и видам образовательных учреждений;

- установить диспропорции между населенными пунктами, определить объемы финансирования каждого образовательного учреждения;

- усовершенствовать действующие нормативно-правовые акты, в том числе регламентирующие эксплуатационные параметры школ.

Круг полномочий глав поселений широк и разнообразен, но если мы хотим чтобы у того населенного пункта, где сегодня Вы являетесь главой было будущее, мы должны заботиться, вникать в проблемы, заниматься их решением. Это проблемы, в центре которых стоят дети. Ребенок, не получивший ласки родителей в детстве, обязательно, став взрослым, им отомстит. Ребенок, не получивший достаточного воспитания и образования, не видящий перспективы развития села, поселка, малого города - уедет из него и не вернется.

У нас есть сегодня примеры гражданского подхода глав, несмотря на разделение полномочий, к школе, детям. Хотелось бы отметить глав Варламовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Шиховцева Вячеслава Алексеевича, Вишневогорского городского поселения Каслинского муниципального района Новикова Владимира Григорьевича, Степного сельского поселения Верхнеуральского района Гаммер Светлану Рудольфовну, Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района____________________,

Межевого поселкового поселения Саткинского района Тренину Любовь Степановну, Коелгинского сельского поселения Еткульского муниципального района Томм Виктор Александрович и другие.

К 2010 году мы совместно должны достичь следующих результатов:

- охват дошкольным образованием детей должен составлять 85%;

- 25% учащихся 9-11 классов должны учиться по программам профильного обучения;

- 90% всех учащихся должны быть охвачены обучением с использованием информационных технологий;

- 90% выпускников должны поступить в вуз по результатам Единого государственного экзамена;

- на 5% (по сравнению с 2005г.) должно возрасти число молодежи из села и малообеспеченных семей, поступивших в вуз по итогам ЕГЭ;

- все учебные заведения должны иметь институты общественного участия в управлении образованием;

- 7,2% взрослого населения должны быть вовлечены в систему дополнительного образования (по принципу «Образование через всю жизнь»);

- 100% дошкольников должны пройти предшкольное образование.

С учетом ФЦПРО и областных целевых программ нам необходимо спланировать на 2007 год пути достижения целевых индикативных показателей. И только совместными действиями мы можем этого достичь, должны достичь!

Заключение

Целостность системе управления развитием образования придают системообразующие связи: информационная обеспеченность, ресурснообеспеченные цели, организаторская деятельность субъекта управления по приоритетным направлениям, взаимодействие с внешней средой. Управление развитием образования невозможно без исследования реальной практики содержания и сущности целостного процесса управления социально-педагогической системой.

Разграничение сфер деятельности каждой из подсистем управления сферой предполагает взаимодействие между ними по оперативному решению актуальных проблем. Конечный результат в данной системе непосредственно зависит от уровня ориентации на приоритетные цели, от качества деятельности аппарата управления образованием и качества взаимодействия органов управления системой образования разных уровней власти.

Составной частью демократизации управления, без которой не может быть развития образовательной системы является реорганизация системы контроля и регулирования за качеством и эффективностью образовательного процесса. Инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и конечного результата уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовности к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.

Особое значение приобретают подготовка и переподготовка новых кадров организаторов образования с учетом задач национальной доктрины системы образования. Уровень квалификации управленческого персонала является одним из ключевых факторов успешности управления образовательной системой.

Программно-целевой подход к управлению развитием реальным результатам предполагает осуществление взаимосогласованных изменений в управляемой и управляющей подсистемах центрального, регионального, муниципального образования как целого. Можно выделить такие основные характеристики управления, как законосообразность, прогностичность, согласованное распределение прав и полномочий, ориентированность системы на развитие образования, переход от директивных методов управления к корпоративным, расширение сферы сервисных услуг образовательных учреждений, целенаправленность, гибкость и экономичность.

При создании целостной непрерывной системы управления развитием образования на всех уровнях целесообразно исходить прежде всего из прогноза социокультурных и экономических интересов и возможностей образовательных учреждений всех ступеней и типов, родителей и учащихся, тенденции изменения общей ситуации, в образовании и обществе в целом.

Список используемой литературы

Лазарев В.С. Системное развитие школы. Издание второе. - М.: педагогическое общество России, 2003. - 304 с.

Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом .М.: Политиздат, 1975.220 с.

Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления: Перевод. с англ. Киев: Наук. думка, 1990. 254 с.

Богомолов В., Рудзита А., Саметис О. Определение уровня управления и внедрения НОТ в школе: Метод, рекомендации.Рига, 1983. 124 с.

Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев: Рад. шк., 1987. 211 с.

Бочаров М.К. Наука управления. Новый подход (Точка зрения ученого). М.: Знание, 1990. 342 с.

Областная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-200 годы.

Областная целевая программа реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2007 годы

Статистический сборник детских дошкольных учреждений Челябинской области

Статистический сборник «Уровень образования населения Челябинской области по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года» /Челябинскстат, Челябинск, 2005 - 138 с.

Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области(отраслевая статистика за 2006 год) / под ред. Садырина, С.Е. Комаровой. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007.-46с.

Нормативные акты

Положение о Министерстве образования и науки Челябинской области

Закон Челябинской области об образовании в Челябинской области от 30 ноября 2004 г. № 15 27 // информационно-правовая система ГАРАНТ.

Об образовании : Федеральный закон от 10 июля 1992 года№ 3267-1// информационно-правовая система ГАРАНТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать