Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме
p align="left">2. Подстановочные, направленные на закрепление материала.

3.Трансформационные, дающие возможность закреплять грамматический материал для употребления его при решении речевых задач.

4. Упражнения на комбинирование двух простых предложений с целью усвоить структуру сложных предложений.

5. Упражнения на расширение высказывания.

В эту группу входят также условно-речевые упражнения (с опорами), не только развивающие навыки употребления грамматического материала, но и помогающие решению задач в разных ситуациях общения.

При усвоении грамматических явлений, которых нет в родном языке, нужны упражнения, рассчитаны на сознательное употребление этого явления в речи.

Вторая группа упражнений

Упражнения с грамматическим материалом, употребляемым в текстах для чтения.

Степень обучения

Упражнения

Средняя ступень

7-8-е классы

Старшая ступень

9-10-е классы

1. Выбор из текста примеров, содержащих определённый

грамматический материал.

2. Анализ предложений.

3. Заполнение пропусков.

4. Замена лиц или времён глагола в повествовательном тексте.

1. Анализ текста.

2. Перевод.

3. Грамматические комментарии к тексту.

Эти упражнения относятся к тем грамматическим явлениям, которые не будут часто употребляться в диалогической речи, например Past Simple. Однако в монологической речи при пересказе художественного текста или ответах на вопросы по его содержанию может встретиться необходимость в частом употреблении этой формы. Такие упражнения, как письменные ответы на вопросы, содержащие изложение исторических событий или связанные с фабулой прочитанного текста, а также план пересказа, будут способствовать непроизвольному запоминанию правильному воспроизведению этой формы. Необходимость таких упражнений очевидна в тех случаях, когда речь идёт о грамматическом материале, не употребляемом в устной речи.

Применение наглядных пособий и технических аудиовизуальных средств помогает усвоению грамматического материала. Можно использовать схемы, фото, таблицы, в том числе динамические, магнитофоны и фильмы. Хорошим примером использования технических средств служат кинокольцовки, входящие в учебный комплекс.

В зависимости от характера языкового материала в старших классах и даже уже в 8-м классе объяснение учителя может быть заменено самостоятельной работой с грамматическим справочником.

2.2 Способы предъявления грамматического материала

Как же необходимо построить урок и организовать работу на нём, чтобы сформировать грамматические навыки должного качества?

Общая схема «грамматического» урока следующая [15].

Тема урока: (указывается разговорная тема).

Цель урока: (указываются цель и задачи).

Речевой материал:

1) указывается конкретно новый материал - грамматическое явление (речевой образец);

2) указывается материал для повторения: это могут быть какие-то другие грамматические явления, необходимые для усвоения нового (в целях противопоставления, сравнения, совмещения, систематизации).

Оснащение урока: ….

Ход урока: …

Как и в «лексическом» уроке, здесь обычно три главных вида работы:

1) речевая зарядка или речевая подготовка,

2) презентация нового грамматического материала,

3) автоматизация речевого материала.

Не следует думать, что эти три вида работы строго отделены друг от друга как этапы работы. Во-первых, они плавно переходят один в другой. Во-вторых, презентация и автоматизация вообще могут «перекрещиваться»: новый материал может предъявляться дозами (сначала один образец, потом другой и т.д.), каждая из которых автоматизируется.

Главным в презентации грамматического материала является показ функционирования его в речевой деятельности (со стороны учителя). Приведём пример презентации придаточного дополнительного предложения.

- Вы знаете, ребята,- говорит учитель, войдя в класс, - где-то месяц тому назад я попросил своего коллегу из Англии рассказать, как он провёл свой отпуск. И вот вчера я получил от него письмо.

Учитель показывает письмо, полученное из Англии, и продолжает:

- Я решил рассказать вам содержание письма, так как мой коллега провёл сой отпуск необычно. Он пишет, что …

Здесь учитель прерывает свой рассказ, и на доске появляется:

Он пишет, что …

Затем следует пересказ содержание письма, во время которого учитель после фраз, содержащих придаточное предложение, записывает на доске начало фразы с союзом и схематическое изображение сказуемого, в результате чего к концу рассказа на доске возникает примерно такая схема:

Он пишет, что …..

Он пишет также, что …..

Он не знает, будет ли …..

Он рассказывает, как …..

Имея подобную схему, ученики сами могут сделать вывод о месте сказуемого в придаточном предложении.

Важнейшим видом работы, как и на лексических уроках, является автоматизация, которой отводится почти всё время (презентация не должна занимать более 3-5 минут). Она осуществляется также на основе условно-речевых упражнений [35]. Вот некоторые из них для усвоения дополнительных придаточных предложений.

а) Если вы знаете это, то подтвердите

- Я знаю, что Петя жил один год в Англии.

- Я тоже знаю, что он там жил.

б) Скажите, слышали ли вы об этом.

- Говорят, что мы поедем в Англию.

- Я тоже слышал, что мы поедем в Англию.

в) Спроси у своего товарища и передай мне его слова.

П. - Спроси его, поедет ли он с нами.

У1 - Ты поедешь с нами?

У2 - Нет, не поеду.

У1 - Он говорит, что не поедет с нами.

г) Передайте мой вопрос вашему товарищу.

- Ему понравилась поездка?

- Анна Ивановна спрашивает, понравилась ли тебе поездка в Англию.

- Да, конечно.

д) Расскажите мне:

- что вы узнали нового

(Я узнал, что …);

- что вы думаете о наших друзьях

(Я думаю, что…);

(Я не знаю … ли …).

При использовании условно-речевых упражнений для формирования грамматических навыков нужно, как правило, включать в комплекс все их виды (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) в необходимой последовательности.

К сожалению, ещё встречаются уроки, на которых массу времени занимают рассуждения о формальной стороне языка, звучат парадигмы склонений и спряжений, проводятся обильные сравнения форм родного и иностранных языков. Часто это делается вопреки рекомендациям учебников.

«Грамматический» урок функционален по своей сути, это не урок усвоения грамматики в её традиционном понимании, т.е. знаний о тех или иных формах иностранного языка.

На основе изложенного выше методического материала нами было проведено формирование грамматического навыка по теме Past Simple Tense в 6-м классе средней школы на втором году обучения английского языка. В классе было 11 учащихся.

Список класса:

1. Варфоламеев Д.

2. Еленок С.

3. Комогорцев И.

4. Посвистёл А.

5. Рожкова К.

6. Сусков П.

7. Сидоренко В.

8. Смирнова А.

9. Табалова Н.

10. Полозин В.

11. Ульянова М.

К тому времени, учащиеся уже обладали необходимыми грамматическими навыками по теме Past Simple Tense и минимальным лексическим запасом, позволяющими им адекватно воспринимать новые грамматические и лексические единицы и эффективно работать в процессе формирования навыков по этапам. Также дети возрастной категории 11 лет уже обладают достаточными навыками анализа и проведения аналогий между грамматическими структурами в изучаемом иностранном и родном языках, что позволяло проводить обучение согласно общей методике преподавания грамматики. Формирование грамматических навыков по данной теме происходило в сочетании с формированием лексических навыков по теме «How I spent my summer».

Формирование навыков происходило поэтапно, производилось в учебно-речевой ситуации, на данном этапе изучения - под нашим руководством, в следующей последовательности:

Распределение материала по урокам.

1 урок этап 1-3

2 урок этап 4

3 урок этап 5

4 урок этап 6-7

5 урок этап 8

1. Учащимся давалась общая установка на функциональную направленность новой грамматической структуры.

Мы объясняли ученикам, что сегодня они познакомятся со способом выражения в английском языке действия, происшедшего в прошлом. Просили их привести примеры прошедшего действия в родном языке. Учащиеся выполняли задание и приводили такие примеры:

1) Я вчера читал очень интересную книгу.

2) Вчера я ходил с папой в цирк.

3) Позавчера я играл с друзьями.

4) У меня вчера было день рождения. И т.д.

После того как мы увидели правильное понимание учащимися функциональной направленности новой структуры, мы осуществили переход к следующему этапу.

2. Нами были создана и предъявлена учебно-речевая ситуация, типичная для функционирования Past Simple Tense, которая противопоставляется сходной ситуации в Present Simple Tense.

Нами было произнесено предложение в Present Simple. Затем мы записали обе конструкции на доске.

I watch television every evening.

I watched television yesterday evening.

После чего мы попросили учащихся проанализировать обе структуры, выявить смысловые различия и сделать выводы о способе образования формы прошедшего времени в английском языке.

Большая часть класса сразу же отметила, что во втором предложении к слову watch добавилось окончание ed, а также появилось слово yesterday.

После успешного выполнения поставленной задачи мы перешли к следующему этапу.

3. Нами было дано учащимся правило образования формы Past Simple правильных глаголов.

Мы продиктовали правило образования формы с учётом изменения флексии некоторых глаголов. Записали примеры на доске. После чего попросили учащихся образовать формы прошедшего времени самостоятельно. Один учащийся писал на доске, остальные записывали в тетрадях. После чего было выполнено ряд языковых и условно-речевых упражнений.

Exercise 1

Write the past simple of these verbs.

work, stay, clean, arrive, start, dance, try, stop, study, plan, copy, enjoy.

В данном упражнение некоторыми учащимися допускались ошибки при образовании прошедшего времени таких голосов как study, copy. Ученики не заменяли «y» на «ie», а просто добавляли ed (studyed, copyed).

Exercise 2

Complete the sentceces. Use one of these verbs in the past simple:

clean die enjoy finish happen open rain start stay want

1. I ........... my teeth three times yesterday.

2. It was hot in the room, so I .......... the window.

3. The concert ........... at 7.30 and .......... at 10 o'clock.

4. When I was a child, I .......... to be a doctor.

5. It's nice day today but yesterday it .......... all day.

6. The accident ........... last Sunday afternoon.

7. We ............ our holiday last year. We .......... a very nice place.

8. Ann's grandfather .......... when he was 90 years old.

При выполнении данного упражнения, учащиеся не допустили ошибок при образовании прошедшего времени, просто добавляли к глаголу окончание ed. Несколькими учащимися были допущены смысловые ошибки, были неправильно подставлены глаголы в предложения:

Ann's grandfather finished when he was 90 years old.

It was hot in the room, so I cleaned the window. И т.д.

4. Учащимся была дана таблица образования формы прошедшего времени неправильных глаголов.

Мы объяснили, что помимо правильных глаголов в английском языке существует ряд правильных глаголов, образующих форму прошедшего времени по особым правилам. Мы разобрали вместе с учениками таблицу форм неправильных глаголов, данную в учебнике. Следили за правильным произнесением учащимися форм прошедшего времени. Выполнили ряд языковых и условно-речевых упражнений.

Exercise 3

Write the past simple of these verbs.

get, see, play, pay, visit, buy, go, think, copy, know, put, speak.

Это упражнение не вызвало больших затруднений у учеников, так как в учебнике была дана таблица неправильных глаголов, которую они и использовали при выполнении задания.

Exercise 4

Read about Lisa's journey to Madrid. Put the verbs into the correct form.

Last Tuesday Lisa ........... (fly) from London to Madrid. She ........... (get) up at six o'clock in the morning and .......... (have) a cup of coffee. At 6.30 she .......... (leave) home and .......... (drive) to the airport. When she ......... (arrive), she .......... (park) the car and then .......... (go) to the airport cafe where she .......... (have) breakfast. Then she ........... (go) through passport control and .......... (wait) for her flight. The plane .......... (depart) on time and ............ (arrive) in Madrid two hours later. Finelly she .......... (take) a taxi from the airport to her hotel tn the centre of Madrid.

Это задание вызвало некоторые затруднения у нескольких учеников, так как в нем были правильные и неправильные глаголы. Учащиеся допускали такие ошибки как:

She geted up at six o'clock in the morning and hased a cup of coffee.

Finelly she taked taxi from the airport to her hotel tn the centre of Madrid.

Учащимся было задано на дом выучить формы прошедшего времени 40 наиболее употребимых неправильных глаголов.

5. Далее нами было проведено закрепление и подведение итогов по теме образование утвердительной формы Past Simple Tense.

Мы провели речевую зарядку, одновременно проверяя знание учениками форм прошедшего времени правильных и неправильных глаголов. Выполнили условно-речевые и речевые упражнения.

Exercise 5

Write sentences about the past (yesterday/last week etc.)

1. Jim always goes to work by car. Yesterday ............................... .

2. Rachel often loses her keys. She ............................ last week.

3. Kate meets her friends every evening. She .................. yeasterday evening.

4. I usually buy two newspapers every day. Yesterday I .......................... .

5. we usually go to the cinema on Sundays. Last Sunday we ................... .

6. I eat an orange every day. Yesterday I ...................................... .

7. Tom always has a shower in the morning. This morning he .......... .

8. Our friends come to see us every Friday. They ................... last Friday.

В данном упражнении некоторые учащиеся опять допустили несколько ошибок при образовании прошедшего времени некоторых глаголов (meeted, comed, goed и т.д.), но в целом справились с заданием значительно лучше.

Exercise 6

Write sentences about what you did yesterday.

Учащимися были написаны такие примеры:

I got up at 7 o'clock and went to school yesterday. I watched TV yesterday. I cleaned my room yesterday. I played with my fried yesterday. И т.д.

6. После мы предложили учениками правило образования отрицательной формы Past Simple Tense.

I played tennis yesterday.

I did not play tennis yesterday.

Затем попросили учащимся проанализировать оба предложения и вывести правило образования формы прошедшего времени. Продиктовали правило учащимся. Попросили их провести аналогии с образованием отрицательной формы Present Simple. Записали приведённые примеры на доске.

I don't watch television very often.

I didn't watch television yesterday.

Попросили учащихся привести свои примеры. Выполнили языковые и условно-речевые упражнения.

Exercise 7

Put the verbs into the negative form.

I played, we watched, you started, they had, he saw, she did, it rained.

Exercise 8

Complite these sentence with the verb in the negative.

1. I saw Barbara but ...................... Jane.

2. They worked on Monday but they ........................ on Tuesday.

3. We want to the post office but we ........................ to the bank.

4. She had a pen but she ................................ any paper.

5. Jack did French at school but he ................................ German.

Эти упражнения не вызвали у учеников никаких затруднений, так как они выполняли их по аналогии с отрицательной формой Present Simple.

7. Учащимся было дано правило образования вопросительной формы Past Simple Tense.

Мы произнесли утвердительных предложений в Past Simple затем задали вопросы к этим предложениям. Записали предложения на доске.

You worked yesterday.

Did you work yesterday?

Затем попросили учащихся проанализировать оба предложения и вывести правило образования вопросительной формы прошедшего времени. Продиктовали правило учащимся. Попросили их провести аналогии с образованием вопросительной формы Present Simple Tense. Записали приведённые примеры на доске.

Does she often go away?

Did she go away last week?

Просили привести свои примеры. Выполняли языковые и условно-речевые упражнения.

Exercise 9

Write questions with Did .....?

1. I watched TV last night. And you?

2. I enjoyed the party. And you?

3. I had a good holiday. And you?

4. I finished work early. And You?

5. I slept well last night. And you?

Exercise 10

Write B's questions. Use:

arrive cost go go to bed late happen have a nice time stay win

A: We went to New York Last month.

B: Where ......................................?

A: With some friends.

A: We came home by taxi.

B: How much ...................................?

A: Ten pounds.

A: I was late tis morning.

B: What time ....................................?

A: Half past nine.

A: I'm tired this morning.

B: ...................................................?

A: No, but I didn't sleep very well.

A: I played tennis thus afternoon.

B: ........................................................?

A: No, I lost.

A: We went to the beach yesterday.

B: .....................................................?

A: Yes, it eas great.

A: I had a nice holiday.

B: Good. Where ..................................?

A: To the mountains.

A: The window is broken.

B: How .........................................?

A: I don't know.

Далее мы закрепили и подвели итоги по теме Past Simple Tense.

Мы провели речевую зарядку, одновременно проверили знание учениками образование утвердительной, вопросительной и отрицательной форм прошедшего времени. Выполняли условно-речевые и речевые упражнения.

Exercise 11

Put the verb into yhe correct form - positive, negative or question.

1. We went to the cinema but the film wasn't cery good. We ...................... it. (enjoy)

2. Tim ................... some new clothes yesterday. (buy)

3. “......................... yesterday?” “No, it was a nice day”. (rain)

4. The party wasn't very good, so we ............................ long. (stay)

5. “Did you go to tthe bank this morning?” “No, I ........... time”. (have)

6. It was very warm in the room, so I .................... a window. (open)

7. “I cut my hand tis morning”. “How ...................... that?” (do)

В целом все ученики класса хорошо справились с данным упражнением. Только трое учащихся допустили ошибки при образовании формы прошедшего времени неправильных глаголов (buyed, haved и т.д.).

Exercise 12

Compose a dialoge about your summer holidays.

Учениками были составлены диалоги, такие как:

- Where did you go in summer?

- I went to my grandmother. And you?

- I was at home.

- What did you do?

- I read books.

Exercise 13

Make up a story about tour summer time.

Все ученики справились с данным заданием. Многие с большим интересом писали как они провели лето:

I like summer holidays very much. This summer I went to a camp. I had got happy time at the camp. In the morning we swam in the lake, played sports games and went for a walk. In the evening we read books, watched TV and did a lot of interesting things. I liked my summer time very much.

Подводя итоги, отметим что для того чтобы учащиеся смогли оперировать грамматическими навыками по теме Past Simple Tense, им необходимо было приобрести эти навыки с помощью тренировки, но не механической. Для приобретения навыка первоначально использовались мыслительные операции, направляющие выполнение действий. Знакомство учащих с ходом мысли выполнения действий происходило с помощью правил. Тренировка грамматического навыка по теме Past Simple Tens трудоемкая работа, поэтому мы старались с экономить время путём отбора наиболее простых действий и операций.

После выполнения всех вышеуказанных упражнений учащиеся смогли оперировать грамматическими навыками по теме Past Simple Tense. Закрепление навыков и выработка языковой компетенции предполагает в ходе дальнейшей работы на почве различного лексического материала.

Выводы к главе II

1. При формировании грамматических навыков по теме Past Simple Tense учитывается способность детей возрастной категории 11 лет к анализу и проведению аналогий между грамматическими структурами в изучаемом иностранном и родном языках. Что, соответственно, делает возможным использование дедуктивных и индуктивных методов при ознакомлении с данным грамматическим материалом.

2. На данном этапе изучения иностранного языка учащиеся обладают грамматическими навыками по теме Presrnt Simple Tense и необходимым лексическим минимумом, позволяющими им эффективно работать в процессе формирования грамматических навыков по данной теме.

3. Формирование навыков производится в учебно-речевой ситуации под руководством преподавателя.

4. Формирование навыков происходит в строгой последовательности по следующим этапам:

1) ознакомление - раскрытие значение, формирование и употребления изучаемой грамматической структуры, при этом происходит выполнение ряда языковых и условно-речевых упражнений;

2) тренировка грамматического материала методом выполнения ряда условно-речевых упражнений;

3) применение нового материала в речи при выполнении речевых упражнений.

5. Формирование грамматических навыков по данной теме происходит в сочетании с формированием лексических навыков по теме “How I spent my holiday”, что способствует более ясному осознанию учащимися коммуникативной направленности данной структуры.

6. Для полного закрепления материала и дальнейшего развития рецептивных навыков составляется сводная таблица образования форм Past Simple.

7. Закрепление сформированных навыков и выработка языковой компетенции по данной грамматической теме предполагается в ходе дальнейшей работы на почве различного лексического материала.

Заключение

В данной работе мною были рассмотрены основные принципы формирования грамматических навыков: отбор и организация методического материала, методика работы над активным и пассивным грамматическими минимумами, проблема систематизации грамматических навыков и последовательность методических действий преподавателя в процессе формирования навыков.

По написании этой работы и по результатам педагогической практики в средней школе мною были сделаны следующие выводы:

1. При овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и её оптимальному сочетанию с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности - учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур.

2. При практических целях обучения иностранному языку в средней школе задача обучения грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определённого программами грамматического минимума. Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе позволяет сформулировать основное требование к объёму грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой приделах и реальным для усвоения его в данных условиях. Необходимость ограничения языкового, в том числе и грамматического, материала обусловлена тем объективным фактором, что в условиях средней школы нет реальной возможности для овладения учащимися всем грамматическим строем данного конкретного языка в силу его обширности и трудности формирования грамматических навыков. Так как создание грамматических навыков сопряжено с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений, то овладеть всеми явлениями иностранного языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях школьного обучения иностранному языку маловероятно. Необходимы определённые, весьма значительные ограничения в отборе грамматического материала и прежде всего тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно - в продуктивных и рецептивных видах деятельности.

3. Завышение объёма активно усваиваемого грамматического материала, как показывает практика, отрицательно сказывается на качестве владения им: учащиеся недостаточно прочно владеют совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. В пассивный грамматический минимум включается грамматические явления, наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять на слух и при чтении. Совершенно очевидно, что объём пассивного минимума может быть больше объёма активного минимума.

4. Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности и следовательно, конечные результаты преподавания иностранного языка в средней школе.

5. Современное состояние теорий навыков и умений в иностранном языке позволяет выделить четыре основных этапа работы над материалом:

1) Этап презентации грамматических явлений и создание ориентировочной основы для предыдущего формирования навыка. Целью этого этапа является создание новой ориентировочной основы для последующего формирования навыка в процессе:

- презентация его в устной и письменной речи;

- ознакомление со способами образования;

- первичного выполнения действий, включающих данное явление.

2) Формирование речевых грамматических навыков путём их автоматизации в устной речи. Этот этап можно считать самым важным, так как с ним связана автоматизация грамматических действий, без которых невозможно создание навыка.

3) Включение речевых навыков в различные виды речи. На этой стадии работы формируется речевой стереотип тренируемого явления как психофизическая основа для создания важнейшего качества навыка - переноса речевых действий в сходные речевые ситуации.

4) Развитие речевых умений. Этот этап является переходным к включения навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения.

6. Выстраивание системы из изученных ранее относительно изолированных грамматических форм полезно, оно выполняет важную практическую и общеобразовательную роль.

7. При формировании грамматического навыка преподавателю, для наибольшей эффективности усвоения нового грамматического материала, следует соблюдать строгую последовательность методических действий а также учитывать особенности изучаемых структур, этапов формирования навыков возрастной категории учащихся и целевой направленности обучения.

Библиография

1.Андреявская-Левенстерн Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1983. - 243 c.

2.Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. - 248 с.

3.Багрова А.Я. Новые подходы к обучению грамматики для чтения. М, 1999. - 189 с.

4.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

5.Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения // Иностр. языки в школе 1998. №3. С.12-15.

6.Бухбинднр В.А. О системе упражнений. М.: Хрестоматия, 1999. - . 304 с.

7.Васильева М.М., Синявская Е.В. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1967. - 298 с.

8.Гальперин П.Я. К изучению иностранного языка // научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранных языков в высшей школе. М., 1967. - 315 с.

9.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие учителя. М.: АРКАТИ, 2000. - 267 с.

10.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в школе // Иностр. языки в школе 1994. №1. С.8-16.

11.Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М., 1938. - 274 с.

12.Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980. - 104 с.

13.Жинкин Н.И Механизм речи. М., 1958. - 187 с.

14.Кипа В.П., Кипа В.А. О технологии обучения грамматическому аспекту 2-го иностранного языка. М., 2000. - 364 с.

15.Кузовлев В.П. и др. Английский язык: Кн. Для учителя к учебнику для 5 кл. общеобразоват. учреждений 2-е изд. М.: Просвещение, 2000. - 156 с.

16.Леонтьев А.А. Высказывание как элемент психолингвистики и теории коммуникации // синтаксис текста. М.: Наука 1979. - 260 с.

17.Леонтьев А.А. Методика. М.: Русский язык, 1988. - 281 с.

18.Любарская А.А. Методика преподавания французского языка в средней школе. М.: Учпедгиз, 1939. - 398 с.

19.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховский, А.А. Миролюбов и др. М.: Высш. шк., 1982. -276 с.

20.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе под редакцией В.М. Филатов // Ростов на Дону 2004. - 376 с.

21.Методика обучения иностранным языкам. Республиканский межведомственный сборник, выпуск №5. Минск: «Вышэйшая школа», 1985. - 487 с.

22. Миллер Дж. А. Психолингвисты // Теория речевой деятельности / под ред. А.А. Леонтьева. М., 1968. - 241 с.

23.Миролюбова А.А. К вопросу отбора грамматического минимума для средней школы // Иностранные языки в школе, 1956. №2. С. 17-19.

24.Москальская О.И. Понятие «практического владения иностранным языком» в средней школе // Иностранные языки в школе, 1971. №1. С. 14-17.

25.Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. М, 1967. - 457 с.

26.Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования для учител. Немец. языка средн. школы. М.: Просвещение, 1978. - 235 с.

27.Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иностранной речи. Воронеж, 1974. - 301 с.

28.Практикум по методике преподавания иностранных языков в средней школе // Под общ. ред. К.И. Саламатова, С.Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985. - 278 с.

29.Программа для средней общеобразовательной школы. Иностранные языки. М.: Просвещение, 1997. - 199 с.

30.Рабинович Ф.М. Активный грамматический минимум по немецкому языку для средней школы. Автореферат конд. дис. М., 1962. - 232 с.

31.Рахманов Н.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения ин. яз. в средней школе. М., 1991. - 276 с.

32.Рудик П.А. Педагогические и психологические основы наглядности в обучении иностранным языкам //Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам / Под. ред. В.А. Артемова, И.В. Карпова, И.В. Рахманова. М., 1947. - 231 с.

33.Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. М., 1966. - 267 с.

34.Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. - 311 с.

35. Филатов В.М. и др. Коммуникативная грамматика английского языка для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: АНИОН, 2002. - 265 с.

36.Филипова Т.И. Принцип систематизации при обучении грамматики. М., 2002. - 240 с.

37.Funk H. Sowiesol. Deutsch als fremdsprache fыr Jugendsche Arbeitsbuch.Langenscheidt., Berlin und Mыnchen, 1994. - 237 s.

38.Heilbig G. Wieviel Grammatik braucht der Mensch? In Deutsch als Fremdsprache. - 1992. S. 150-155.

39.Johen-Dittbar B. ch sehe was, was du nicht siehst.// Primar, 1997 №15. s. 255.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать