Усвоение знаний в школе
p align="left">Все большее значение для экономики Фиджи приобретает создание пансионатов, туристских баз - объектов «туристической индустрии».

Многие километры песчаных пляжей, окаймленных пальмовыми рощами, также укромные бухты, коралловые постройки рифов с вечным грохотом морского прибоя, зеленые мангровые острова, поразительные пейзажи коралловых мелководий со стайками пестроокрашенных рыб, доступных для обозрения не только аквалангистам, но и туристам, путешествующим на специальных катерах с прозрачным дном, - все это сделало Фиджи одним из самых притягательных курортов в Тихом океане.

Столица государства - город Сува - находится на краю восточного полушария, поблизости от международной линии перемены дат. Фиджийцы говорят, что их столица первой в мире встречает каждое утро восход солнца.

Облик города типично тропический: всюду виднеются кокосовые пальмы с гроздьями плодов. Из декоративных растений распространена китайская роза, особенно популярная на Фиджи.

Внешность местных жителей своеобразна. Лица темные, широкие. Особенно удивляют волосы - пышная черная курчавая копна, словно большая шапка. Прическа одинакова как у мужчин, так и у женщин. Мужчины-фиджийцы носят юбки. В юбках ходят полицейские, служащие отелей, солдаты. Мужские юбки выглядят щеголевато, они белые, с крупными зубцами внизу.

Как правило, тексты-описания запоминаются плохо. Не случайно многие нетренированные писатели, встречаясь с описаниями пейзажей, интерьеров и проч., стремятся пробежать их глазами как можно быстрее, а то и вовсе перелистывают страницы, происходит это потому, что текст-описание является обычно длинной последовательностью мелких элементов информации. Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистра оперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед ним проходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания. Представьте, что вы находитесь в лесу во время густых сумерек; вы видите только то, что выхватывает из полутемноты узкий луч вашего фонарика. Общая картина не видна, ориентироваться трудно, из такого леса хочется побыстрее выбраться.

В то же время те страницы книги, в которых есть динамика, развитие сюжета, читаются с интересом и запоминаются без труда. Если придумать для текста-описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда, придется немного пофантазировать, но это небольшое напряжение с лихвой окупается.

Итак, активизируем наши ощущения, включая фантазию и... начинаем снимать фильм об островах Фиджи. С этого момента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма.

Первый план: острова Фиджи с птичьего полета... Стараемся охватить все одним взглядом: и острова, и атоллы, и вулканчики (их, конечно, нет на самом деле, но мы введем их в ЕИ, чтобы они напоминали о вулканическом происхождении многих островов).

Опускаемся с видеокамерой и низко-низко пролетаем над одним из островов, рассматривая «туристическую индустрию»: пансионаты, туристские базы, загорелых людей, кафе и проч. (Можем испытать и чувство зависти - нехорошее чувство, но запоминающееся).

При соответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в эту секунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что уже проскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, время от времени стремительно скользит к началу - и снова к объекту. То есть время от времени мы сканируем пройденный сюжет-маршрут.

Вылетаем из населенного пункта на природу... В третьем абзаце дается длинное перечисление однородных элементов информации, поэтому будем составлять маршрут своего движения и представлять его зрительно как непрерывную цепочку ярких образов, время от времени сканируя ее. ...Промчимся над пляжами, ощущая жар их горячих песков; свернем в пальмовую рощу, потрогаем руками прохладные зеленые листья; присущем на мгновение у воды тихой бухточки, вдохнем морской воздух, понаблюдаем, как трепещут на воде солнечные блики. Вылетаем дальше в море и мчимся над коралловым рифом, прислушиваясь к яростному грохоту прибоя, ощущая разгоряченным телом прохладные брызги. Забираемся еще дальше в морские просторы, к мангровым островам, дотронемся до шершавой коры деревьев, оторвав мягкий нежный листок. Теперь можно плюхнуться в мелководье, ощутить приятное сопротивление воды, когда пытаемся поймать руками рыбку из проплывающей мимо пестрой стайки. Вдруг рядом выныривает аквалангист, что-то хочет сказать нам, но наше внимание уже привлечено проплывающим мимо катером, пассажиры которого, как зачарованные, что-то рассматривают на дне катера. Нам любопытно, мы тоже перегибаемся через борт... Ба! Да у катера дно прозрачное! Какая красота!.. Снова взлетаем ввысь, охватываем взглядом архипелаг - хорошо на Фиджи! Вдалеке виден город. Сува! Прямо по океану прочерчиваем пунктирную линию - линию перемены дат. Всходит солнце, группа каких-то людей радостно приветствует его...

Влетаем в город, с интересом осматриваемся. Садимся на кокосовую пальму, отрываем гроздь плодов. Под пальмой - большой цветок. Это китайская роза!

Опустившись на землю, бредем по городу, рассматриваем местных жителей, рисуем их портрет: лица, прически, юбки...

После того как весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегать взглядом весь путь почти мгновенно, не останавливая внимание на деталях - только узловые моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозить и «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали.

Пробегаем взглядом сюжет-маршрут: вид сверху, «туристическая индустрия», пляж, роща, бухта, риф, мангровые острова, мелководье, рыбки, аквалангист, катер, Сува, пальма, цветник, жители... При этом выборочно останавливаемся то в одном месте пути, то в другом, чтобы глубже войти в текст.

Приложение 3.

ЛАТЕКС

Резина, или каучук, получаемый из сока некоторых тропических деревьев, - ценный продукт, добываемый в амазонском лесу. Многие виды каучуковых деревьев встречаются в лесах Амазонки. Наиболее распространенный и ценный - гевея бразильская - растет почти исключительно на правом ее берегу. В северной части амазонского леса встречается еще 20 других видов. Высота этих деревьев примерно 30 метров. Плод образует семенную коробочку. Достигнув зрелости, она лопается с такой силой, что содержащиеся в ней три зерна выбрасываются на расстояние 15-18 метров. Кора деревьев-каучуконосов надсекается, и сок, так называемый латекс, собирают в сосуды.

В 19 веке каучук использовался мало, экспорт латекса был затруднительным. Затем американский изобретатель Чарлз Гудийар открыл возможность постоянного использования каучука. Спрос на него так повысился, что в долину Амазонки стали стекаться любители наживы. Территория была поделена между крупными концессиями.

До 1873 года Бразилия была монополистом каучука, но затем англичанин Генри Уикхем сумел тайно вывезти семена гевеи в знаменитый ботанический сад в Кью, близ Лондона. После многих попыток семена все же дали ростки. Молодые растения перевезли на остров Шри-Ланка, и там были заложены плантации. Вскоре Бразилия потеряла свое монопольное право, поскольку каучук, получаемый с плантаций, почти полностью вытеснил добываемый в естественных условиях.

Формируем первую ЕИ. Представляем Южную Америку, Бразилию, Амазонку. Это общий план. Укрупняем на нем Амазонку, видим на правом ее берегу гевею (не важно, как вы представили себе это дерево). На левом берегу растут другие деревья, мы можем вставить в образ цифру 20 - столько видов деревьев-каучуконосов растет на левом берегу. Одно из деревьев стоит отдельно - можем, как на чертеже, стрелочкой обозначить его высоту: 30 м. Видим семенную коробочку этого дерева (в любом виде) и три вылетающие на 15-18 метров зерна (половина высоты дерева). Под деревом человек надрезает кору и подставляет сосуд для латекса.

ЕИ довольно велика, ее трудно увидеть всю целиком. Но это не страшно, достаточно просканировать картинку 15-20 секунд. Если же она видится хорошо, то время сканирования можно сократить. У тренированного человека на закрепление не очень сложного образа уходит 3-5 секунд.

После того как ЕЙ закрепилась в КВХ (кратковременное хранилище), ее нужно упростить. Можно, например, оставить в воображении только очертания Южной Америки и Амазонку:

До сих пор формирование ЕЙ происходило у нас по двум вариантам. Первый: из мелких деталей постепенно складывалась общая картинка. Второй: сразу появлялся общий план, который постепенно обогащался мелкими деталями, конкретизировался. На сей раз мы поступим иначе: начнем формирование новой ей, имея уже на внутреннем экране первую (упрощенную) ЕЙ. Прямо на нее станем наслаивать новые детали.

Образ расширяется, появляется Северная Америка; в одной из ее точек видим Чарлза Гудийара, изобретающего, например, резиновые калоши. От него проводим вниз, к Амазонке, стрелочку, по которой устремляются любители наживы. Затем делим земли Бразилии по Амазонке на территории, захваченные крупными концессиями.

Полученное изображение закрепим в КВХ, подержав несколько секунд, а затем снова упростим. Например, так:

Третью ЕИ начнем формировать с этой последней картинки. Представляем подробности вывоза семян в Англию. В ней видим Лондон и ботанический сад в Кью. От Англии прокладываем линию до острова Шри-Ланка (если в момент чтения вы не представляете, где он находится, поставьте точку в любом месте - потом уточните). На острове видим плантации и корабли, загружаемые латексом... Затем и эта ей упрощается. Остается приблизительно такой образ:

Полученная картинка является ключевым образом к тексту «Латекс». Мы должны убедиться, что это действительно так. Подержав в воображении общий план, будем поочередно разворачивать каждую ЕИ, входить в нее. Например, взглянув на Амазонку, мы должны увидеть всю ЕИ: гевею на правом берегу, 20 других видов на левом, отдельное дерево, семенную коробочку, три зерна, человека...

ЛЁСС

Лёсс - необычная горная порода. Лёссовые толщи залегают почти всегда близ поверхности (ниже почвы), имеют светло-желтый или светло-коричневый цвет. Лёсс содержит больше воздуха, чем твердого минерального вещества. Иначе говоря, в нем очень много пор, многие канальцы видны невооруженным глазом.

Толщи лесса не обнаруживают заметной слоистости, исключительно однородны. Под пальцами он рассыпается в порошок, потому что состоит из пылевых частиц диаметром в сотые доли миллиметра. В нем содержится до 7 % известковых частиц, и он вскипает от соляной кислоты.

В сухом состоянии лесс крепок и способен держать высокие вертикальные стенки. Его название происходит от немецкого слова «нетвердый, рыхлый». Однако сухой лесс прочен. Но если он увлажнен, то в этом случае проявляются его просадочные свойства: способность резко уменьшаться в размерах под нагрузкой (например, в основании инженерных сооружений). Лесс боится воды. Эта его особенность доставляет немало неприятностей людям.

На сухом лессе дом (или другое не очень массивное сооружение) стоит прочно. Но вот, предположим, лопнула водопроводная труба. Началась утечка воды. И вскоре по стенкам здания зазмеятся трещины: в лессе рушатся тонкие перегородки между порами, порода сжимается. От этого резко оседает часть здания, стоящая на увлажненном лессе.

Впрочем, строить на лессе можно без опаски, если предварительно провести мелиорацию (улучшение) грунта. Для этого в толще грунта бурят скважины глубиной до 6-8 м, в них опускают горелки. Лесс спекается, превращаясь в прочную полускальную породу. На этих подземных колоннах, как на сваях, возводится сооружение.

Главная загадка лесса связана с его происхождением. На этот счет мнения ученых расходятся. По всей вероятности, возник лесс под действием великих оледенений, при переносе пыли ветром из районов, испытывавших действие ледников. Пылеватые толщи накапливались и перерабатывались корнями растений и почвенными организмами.

Приложение 4.

Запоминая число 314625380 выделим три группы цифр: 314 - число п, 625 - это 25 в квадрате, 380 - напряжение эл. тока в промышленных сетях или Куликовская битва.

Запоминая число 191406127, выделим: 1914 - начало первой мировой войны, 061 - вызов такси в Минске, 27 - это 3 в кубе.

б) Если внимательно рассматривать цифровые ряды, то часто можно обнаружить различные последовательности цифр: восходящие или Снисходящие, четные или нечетные, простые или сложные. Например:

674523,

где 6-4-2 - это нисходящая последовательность четных, а 7-5-3 - это нисходящая последовательность нечетных.

214385, где 1-3-5 - восходящая последовательность нечетных, а 2-4-8 - это восходящая последовательность четных с пропущенными членами.

374349 - это сложная последовательность: 37+6+6, а 536046 - это 53+7-7.

396897, где 3-6-9 - сложная последовательность, а 9-8-7 - простая.

в) Можно обнаружить и другие признаки, например:

738837 - это зеркальное отражение. Оно может быть и через цифру: 2630362.

96 и 69 - перевертыши.

5712 - это 5+7=12.

1799 - это за год до конца века. (Подмечено, что цифры, стоящие в начале или в конце чего-либо, лучше запоминаются.)

Дадим несколько примеров запоминания по внешним признакам.

96191769 - по краям перевертыши, а в середине 1917 - революция.

261248162 - по краям зеркальное отражение, а в середине последовательность.

6357519949 - первые 6 цифр - это сложная последовательность, а потом: 100 без 1 и полета без 1.

Попробуйте самостоятельно найти способы для запоминания цифр:

8344381098

1814-1841

9768390

1789

69190596

2740531985

501499246

Приложение 5.

Например, требуется запомнить цифровой ряд:

5798169706

Считывая его слева направо, будем в этой же последовательности формировать картинку: пес (57) прыгает через диван (98) в огромную кастрюлю каши (16), из которой торчит доска (97), к которой привязан шарик (06). Нужно увидеть все предметы в одной картинке. Если же ряд очень длинный, то можно составить короткий сюжет из нескольких картинок:

894576975027183720-

Из ведра (89) льется вода на череп (45), который стоит на горе сушек (76) - одна картинка. Из-под сушек торчит доска (97), опирающаяся другим концом на пень (50), с которого прыгает лось (27) - вторая картинка. Лось прыгает на ковер (18), который тросами (37) привязан к луне (20). Теперь нужно несколько раз просканировать цепочку образов, стараясь видеть не 9

объектов, а только 3: ведро - череп - сушки, доска - пень - лось, ковер - трос - луна. Считывать цифры с этой цепочки несложно, если учитывать, что ассоциативный ряд построен на основе цифро-буквенного кода При запоминании телефонов необходимо учитывать, что картинка будет состоять из 4-х образов: адресат (тот, кому принадлежит теле-L фон) и три цифровых образа. Например:

Рыбаков: 28-12-77.

Если адресат - знакомое лицо, то формировать картинку начнем с него, расположив его в нужном месте: в квартире, на работе.

Если адресат не знаком, то фамилию надо перекодировать - то есть, ухватившись за какое-либо сочетание звуков, вообразить предмет или существо, которое напомнит фамилию адресата. В данном случае это сделать легко, потому что фамилия говорящая. И тогда получится такая цепочка: Рыбак с удочкой заставляет льва (28) прыгать на кол (12), на верху которого прикреплена большая соска (77).

Филимонов: 55-17-89 - Филя с лимоном дергает за рясу попа (55), который косой (17) опрокидывает ведра (89).

Поупражняйтесь:

Абалков: 48-73-23 Возняк: 88-22-94 Загорский: 29-03-85

ЗАПОМИНАНИЕ КАЛЕНДАРЯ

С помощью ассоциативного ряда легко запомнить календарь на год. Для этого нужно составить цепочку из 6 двузначных цифр. Например, для 1994 года: 26-63-15-37-42-64.

Эти цифры соответствуют числам, приходящимся на первое воскресенье каждого месяца: первое воскресенье января - 2-е число, первое воскресенье февраля - 6-е число и т. д. Благодаря цепочке цифр мы легко находим первое воскресенье каждого месяца. Остальные числа определяются несложным подсчетом: если к первой цифре прибавлять по 7, то каждый раз мы будем попадать в воскресенье, а остаток покажет день недели нужного числа.

Например, мы хотим определить, какой день недели был 28 января. Прибавляем к цифре 2 три раза по семь - получаем 23. До 28 не хватает 5. Значит, это будет пятница.

17 февраля. первое воскресенье 6-го числа, прибавляем 7, получаем 13. В остатке 4. Значит, четверг.

21 июня: первое воскресенье 5-го, прибавляем два раза по 7, получаем 19. В остатке 2. Значит, вторник.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать