Экологические аспекты преподавания темы "Р-элементы" на уроках химии и экологии
p align="left">Как показывают экспериментальные данные, увеличение концентрации озона в пробах воздуха, содержащих разбавленные выхлопные газы автомобилей, связано с характерным изменением относительного содержания оксидов азота. Рост концентрации О3 в пробах воздуха начинается после того, как отношение концентраций NO2 и NO достигает максимума. Образование и разрушение озона в тропосфере происходит при протекании следующих реакций:

СН4 + ОН СН3 + Н2О

СН3 + О2 СН3ОО

СН3ОО + NO CH3O + NO2

CH3O + O2 CH2O + HO2

HO2 + NO NO2 + OH

CH2O + OH H2O + CO

HO2 + NO NO2 + OH

NO2 + hv NO + O

O + O2 + M O3 + M*

CH4 + 8O2 + 4M CO2 + 2H2O + 4M* + 4O3

Таким образом, концентрация озона в тропосфере будет возрастать при увеличении скорости конверсии NO в NO2.

Значит, фотохимический смог является следствием выбросов автотранспорта и отрицательно сказывается на жизнедеятельности и здоровье людей и животных [16].

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «р-ЭЛЕМЕНТЫ»

3.1 Урок на тему «III-А группа периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева»

Занятие 1. Характеристика химических элементов III-а группы периодической системы

Алюминий

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Характеристика химических элементов III-a группы периодической системы. Строение атома, физические и химические свойства, применение и получение алюминия.

Оборудование. Периодическая система химических элементов, рис. 2, 1 б.

Вещества. Алюминий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание

Формы обучения

Методы обучения

Средства обучения

1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

1) Перечислите химические элементы IIIa группы периодической системы в порядке усиления их металлических свойств.

Рис. 2

2) Электронная формула внешнего энергетического уровня 3s23p1 принадлежит атому:

а) бора; б) алюминия; в) галлия; г) таллия.

3) Перечислите физические и химические свойства и области применения алюминия, используя рис. 21.3

2. Получение алюминия

Рис. 1, б

3. Подведение итогов

Краткое сообщение на тему «Металлы III группы с точки зрения химика-эколога»

Опросить учащихся.

Информация о домашнем задании. § 50 ([3]). Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ:

Самоанализ урока

Занятие 2. Оксиды и гидроксиды алюминия

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Углубить знания учащихся об амфотерности оксидов и гидроксидов. Аквакомплексы, гидроксокомплексы, химизм производства алюминия электролизом оксида алюминия.

Оборудование. Схема производства алюминия (процесс электролиза), штатив с пробирками, рис. 1, а.

Вещества. Растворы AlCl3, NaOH, H2SO4.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание

Формы обучения

Методы обучения

Средства обучения

1. Амфотерность оксида алюминия

2. Запись уравнений реакций взаимодействия оксида алюминия с гидроксидом натрия и азотной кислотой

3. Амфотерность гидроксида алюминия. Запись ионных уравнений реакций. Разбор образования аква- и гидроксокомплексов. Сверить запись уравнений реакций с домашним заданием. Коллоидные частицы

Лабораторный опыт 21

4. Разбор химизма образования гидроксида алюминия в производстве алюминия

рис. 3

5. Подведение итогов

Сообщение на тему «Экологические аспекты переработки алюминийсодержащих руд»

Опросить учащихся.

Информация о домашнем задании. § 50; таблица 21.1 ([3]).

Самоанализ урока

Занятие 3. Гидролиз солей алюминия

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Расширить знания о гидролизе солей. Применение гидролиза солей.

Оборудование. Штатив с пробирками, схема «Гидролиз солей».

Вещества. Растворы сульфата или хлорида алюминия, лакмусовая бумага (лакмус) синяя, фиолетовая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание

Формы обучения

Методы обучения

Средства обучения

1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся об амфотерности оксида и гидроксида алюминия

2. Гидролиз солей алюминия:

а) анализ результата опыта;

б) запись ионных уравнений проделанного опыта;

в) вывод

Лабораторный опыт 22(1)

Схема «Гидролиз солей»

3. Выполнение задания. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ:

4. Подведение итогов

Опросить учащихся

Информация о домашнем задании. § 50 ([3]).

Самоанализ урока.

3.2 Уроки по теме «V-A группа ПС»

3.2.1 Экологические аспекты преподавания темы «Азот. Соединения азота»

Знать: важнейшие свойства и применение азота, аммиака, оксидов азота, азотной кислоты, нитратов; важнейшие минеральные удобрения, условия их рационального хранения и использования; устройство прибора для получения аммиака в лабораторных условиях; качественные реакции на нитрат-ионы и ион аммония; химические реакции, лежащие в основе производства аммиака и азотной кислоты, условия их осуществления; общие научные принципы химического производства.

Уметь: давать характеристику подгруппе элементов; составлять уравнения изученных реакций, рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных и ионных представлений; определять на практике нитрат-ионы, а также ион аммония; решать комбинированные задачи.

Основные понятия: донорно-акцепторный механизм образования связи, ион аммония, несолеобразующий (безразличный) оксид, селитры, удобрения (туки), азотистый ангидрид, азотный ангидрид, нитриды.

Контрольные вопросы

1. Каково строение атома азота?

2. Каковы возможные валентности и степени окисления азота?

3. Где в природе встречается азот?

4. Как получают азот в лаборатории и в промышленности?

5. Каковы физические свойства азота?

6. Каковы химические свойства азота? Напишите уравнения реакций.

7. Где применяется азот?

8. Каково строение молекулы аммиака? Какой тип химической связи в молекуле NH3?

9. Как образуется донорно-акцепторная связь в ионе аммония?

10. Почему аммиак способен окисляться?

11. Каковы физические свойства аммиака?

12. Как аммиак взаимодействует с водой и кислотами?

13. Какие два способа окисления аммиака вам известны? Приведите уравнения соответствующих реакций.

14. Где применяется аммиак?

15. Почему соли аммония схожи с солями калия?

16. Какова растворимость в воде солей аммония?

17. Как получают аммиак в лаборатории и на производстве? Составьте уравнения реакций получения NH3.

18. Каковы общие свойства солей аммония? Напишите уравнения реакций.

19. Каковы специфические свойства солей аммония? Подтвердите свой ответ уравнениями реакций.

20. Какова качественная реакция на соли аммония? Составьте уравнение реакции.

21. Какие оксиды азота вам известны?

22. Как можно получить монооксид азота? Каковы его физические свойства?

23. Как можно получить диоксид азота? Каковы его физические свойства?

24. Как диоксид азота взаимодействует с водой и щелочами? Напишите уравнения реакций.

25. Каковы физические свойства азотной кислоты?

26. Каково строение молекулы азотной кислоты?

27. Каковы валентность и степень окисления азота в азотной кислоте?

28. Как можно получить азотную кислоту? Приведите уравнение реакции.

29. Почему азотная кислота является сильным окислителем?

30. Как азотная кислота взаимодействует с металлами?

31. Какие газообразные вещества могут выделяться при восстановлении азота в азотной кислоте?

32. Какие металлы не взаимодействуют с концентрированной азотной кислотой? Почему?

33. Как взаимодействуют с разбавленной азотной кислотой медь и серебро? Напишите уравнения реакций.

34. В какой таре можно хранить азотную кислоту?

35. Как разлагается азотная кислота?

36. Как взаимодействуют неметаллы с азотной кислотой? Приведите уравнения реакций.

37. Какие еще соединения азота вам известны?

38. Как называют соли азотной кислоты? Каковы их физические свойства?

39. Какие нитраты являются удобрениями?

40. Какие способы получения нитратов вам известны? Составьте уравнения реакций.

41. Как могут разлагаться нитраты при нагревании? Напишите уравнения реакций разложения KNO3, Cu(NO3)2 и AgNO3.

42. Почему нитраты могут быть окислителями?

43. Как отличить нитраты от других солей?

44. Какие вещества называют удобрениями?

45. Какие виды удобрений вам известны?

46. Перечислите важнейшие удобрения каждой группы.

47. Какие элементы составляют семейство азота?

48. Как изменяются свойства элементов группы Vа и их соединений с увеличением атомного номера? Почему?

Рассмотрим в качестве примера разработки некоторых уроков по теме «Производство азотной кислоты».

3.2.2 Урок по теме «Получение азотной кислоты»

Цель урока: Рассмотреть процесс получения азотной кислоты в лабораторных условиях, изучить и закрепить химизм процесса.

Приборы и материалы: штатив, реторта, воронка, тубус, резиновая пробка, чашка с холодной водой, печь или спиртовка

Реактивы: концентрированная серная кислота, 15-20 г. нитрата натрия.

ХОД УРОКА

Собрать прибор по рисунку 3. В реторту поместить 15-20 г NaNO3 и прилить через воронку, вставленную в тубус столько концентрированной H2SO4, чтобы она покрыла соль. Закрыть тубус стеклянной или резиновой пробкой и опустить конец реторты в сухую колбу, помещенную в чашку с холодной водой. Осторожно нагревать реторту. Когда в приемнике соберется несколько миллилитров кислоты, нагревание прекратить и, дав реторте охладиться, разобрать прибор. Кислоту сохранить для следующих опытов. Объяснить появление у нее окраски..

Остерегаться попадания HNO3 на одежду или на руки: она быстро разрушает ткань, а на руках появляются желтые пятна и ожоги.

Написать уравнение реакции:

H2SO4 + NaNO3 HNO3 + NaHSO4

Вопросы: Почему реакция проводят при несильном нагревании?

Сделайте вывод о проведенной работе.

3.2.5 Практическая работа на тему «Азотная кислота и ее соли»

Цель урока: Научиться применять полученные знания о свойствах азотной кислоты и ее солей на практике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос:

- Какие реакции называют окислительно-восстановительными?

- Какие химические свойства HNO3 вы знаете?

- Дождевая вода после грозы содержит следы азотной кислоты. Чем это объясняется?

III. Индивидуальный опрос

1-й учащийся - задание №

2-й учащийся - задание №

IV. Самостоятельная работа

На оставшееся время учитель раздает всем карточки с тремя заданиями, два из которых уже разбирались на уроке, а третье задание - творческое, направлено на выявление дополнительных знаний по данной теме.

Например, такая карточка может выглядеть следующим образом:

Карточка № 1

1) Рассчитайте массовую долю азота в следующих веществах:

а) N2O; б) N2O4; в)Cu(NO3)2; г)NH4NO3; д)Fe(NO3)3.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепь следующих превращений:

NO2 HNO3 Ba(NO3)2 KNO3

Почему молекула NO2 легко димеризуется, а для SO2 подобный процесс не характерен?

V. Домашнее задание:

Задача № 7; 2) Составить кроссворд на тему: «Азотная кислота и ее большое семейство». [3 (c. 55-60), 17-20]

3.3 Уроки по теме «VI-A группа ПС»

3.3.1 Урок-лекция по теме «Кислород»

Цель урока - ознакомить учащихся с элементом кислород, его физическими, химическими свойствами, методами получения, аллотропной модификацией - озон. Определить значение кислорода и озона для живых организмов, промышленности и техники.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент - проводим перекличку - 2 минуты

2. Фронтальный опрос - выясняем, что такое химический элемент, строение атома, простое вещество - 5 минут.

3. Объяснение новой темы:

Делим урок на две части

I. (35 мин)

- химический элемент кислород

- строение атома кислорода

- простое вещество - кислород

- строение молекулы - кислорода

- аллотропные состояния кислорода - кислород и озон

- строение молекулы озона

- физические свойства кислорода

- физические свойства озона

- химические свойства кислорода

- химические свойства озона

- получение и применение кислорода

- получение и применение озона

II. (40 мин)

- озоновый слой планеты, его значение для жизни всего живого на планете

- образование и разрушение озонового слоя

- кислород в атмосфере нашей планеты, его значение для живых организмов. Круговорот кислорода

- способ получения кислорода в природе - фотосинтез. Реакции связывания кислорода в природе, выводящие его из круговорота

Домашнее задание - выучить все свойства и методы получения кислорода и озона. Составить таблицу.

Что делал

Что наблюдал

Уравнения реакций

1. налили в пробирку H2O2 и добавили MnO2; вносим тлеющую лучинку

Выделяется газ, в которой воспламеняется тлеющая лучинка

2Н2О2 = 2Н2О + О2

2. нитрат калия вносим в пробирку и нагреваем

Выделяющийся газ воспламеняет тлеющую лучинку

2KNO3 = 2KNO2 + O2

3. перманганат калия вносим в пробирку и нагреваем. Выделяющийся газ улавливаем в стакан

Лучинка, опущенная в стакан, горит, значит, там находится кислород

2KMnO4 = MnO2 + K2MnO4 + O2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать