8. Определите, какая соль образовалась и какова ее масса, если раствор гидроксида кальция объемом 200 мл, концентрация которого 0,2 моль/л, прореагировал с 9,8%-м раствором ортофосфорной кислоты массой 200 г.
Ответ. 9,36 г Са(Н2РО4)2.
9. Оксид фосфора(V), полученный окислением 31 г фосфора, растворен в 495 г воды с образованием ортофосфорной кислоты. В этот раствор пропущено 44,8 л аммиака. Определите состав полученной соли и ее концентрацию в растворе (массовую долю в процентах). Ответ. 22% (NH4)2НРО4.
Ответы на задания для самоконтроля [28]
Тесты
1. Определите содержание по следующей характеристике: применяется в домашних холодильниках в качестве охлаждающего средства, устойчив, сильно разрушает озоновый слой.
а) NH3
б) CF2Cl2 +
в) CFCl3
г) H2SO4
2. “Нашатырь” получают на производстве в результате взаимодействия аммиака с хлороводородом, реакция протекает ступенчато: NH3 + H2O = NH3H2O, NH3H2O + HCl = NH4Cl + H2O. Определите роль воды в суммарном процессе:
а) растворитель
б) промежуточный продукт
в) конечный продукт
г) катализатор
3. Выберите вещество, которое при возгорании нельзя тушить водой:
а) метан
б) аммиак
в) калий
г) фосфор
4. Выберите наиболее экологически чистое топливо из перечисленных ниже:
а) нефть
б) уголь
в) биомасса
в) природный газ
д) солнечная энергия
5. В атмосфере какого газа производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи:
а) неон
б) водород
в) азот
г) аммиак
6. Как влияет уменьшение содержания связанного азота в почве на растения?
а) при недостатке азота задерживается рост и развитие растений, листья приобретают бледно-зеленую окраску, а затем желтеют; +
б) при недостатке азота задерживается рост и развитие растений и листья чернеют;
в) при недостатке азота растения начинают цвести и листья приобретают особый оттенок, так как азот является сдерживающим фактором.
7. В современных установках получения азотной кислоты нет постоянных источников сточных вод. Почему?
а) для получения азотной кислоты нет необходимости использовать воду;
б) эти установки потребляют большое количество оборотной охлаждающей воды, которую периодически сливают в приямок и нейтрализуют;
в) системы, в которых используется для охлаждения вода, полностью заменены на системы с воздушным охлаждением.
8. Назовите важнейшие области применения аммиака в народном хозяйстве:
а) получение сложных и азотных минеральных удобрений;
б) производство синтетических красителей;
в) взрывчатые вещества, нитролаки;
г) пластические массы и лекарственные вещества;
д) все варианты.
9. Что привело к существенному снижению количества сточных вод при производстве аммиака?
а) применение воздушного охлаждения;
б) в результате замены поршневых компрессоров трубокомпрессорами; +
в) существенное снижение забора воды.
10. Какие выбросы в окружающую среду характеризуют крупнотоннажное производство NH3?
а) газовые, содержащие в своем составе NH3, оксиды азота и углерода и др. примеси;
б) сточные воды, состоящие из конденсата, продуктов промывки реакторов и систем охлаждения,
в) низкопотенциальную теплоту.
Ответ: все
11. Между атомами в молекуле азота существует:
а) двойная связь;
б) тройная связь; +
в) одинарная связь;
г) пять химических связей.
12. Азот достаточно инертен по отношению к металлам, но сравнительно легко протекает следующая реакция:
а) Cu + N2 = ... ;
б) Zn + N2 = ... ;
в) Al + N2 = ... ;
г) Li + N2 = ... . +
13. Летучее водородное соединение азота имеет формулу:
a) NH2;
б) N2H4;
в) NH3; +
г) NО2.
14. В какой реакции азот проявляет восстановительные свойства? (б)
15. Вещество Mg3N2 называют:
а) нитрат магния;
б) нитрит магния;
в) сульфат магния;
г) нитрид магния. +
16. Сколько свободных электронных пар имеет азот в молекуле аммиака?
а) 2;
б) 4;
в) 1;
г) 3.
17. Аммиак в лаборатории получают по реакции:
а) NH4Cl + Ca(OH)2
б) N2 + 3H2 =
в) Са3(PO4)2 + (NH4)2SO4
г) (NH4)3РO4 + HCl
18. Выберите ряд веществ, соответствующий нарастанию молекулярных масс:
а) озон, аммиак, кислород;
б) аммиак, кислород, озон;
в) кислород, аммиак, озон;
г) кислород, озон, аммиак.
19. Аммиак может реагировать с соляной кислотой по реакции NH3 + HCl = NH4Cl. Четвертый атом водорода присоединяется по донорно-акцепторному механизму, при этом донором является:
а) водород;
б) хлор;
в) азот;
г) группа NH4+.
20. В аммиаке и катионе аммония степень окисления азота одинаковая: -3. Какие валентности у атомов азота в этих соединениях?
а) Обе - III; б) обе - IV;
в) III и II;
г) III и IV.
21. Нашатырный спирт - это:
а) NH3;
б) NH3*H2O;
в) NH4Сl;
г) N2H4.
22. Для какой реакции повышение давления сместит равновесие вправо?
а) N2 (г.) + О2 (г.) = 2NO (г.);
б) Н2 (г.) + S (ж.) = Н2S (г.);
в) N2 (г.) + 3Н2 (г.) = 2NН3 (г.);
г) Н2 + Сl2 = 2НCl.
23. В лаборатории азотную кислоту получают по реакции: (б)
24. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с серебром помимо соли и воды выделяется газ:
а) NO2;
б) NO;
в) N2;
г) N2О.
25. При термическом разложении нитрата калия выделяется газ:
а) N2;
б) NO2;
в) О2;
г) N2О.
26. Формула аммиачной селитры:
а) КNO3;
б) (NH4)3PO4
в) NH4NO3;
г) (NH4)2SO4.
4.2. Задачи и тесты по теме «Кислород»I. Задачи1. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: KClO3 O2 CO2 H2O O2 P2O5Ответ: 2KClO3 2KCl + 3O2C2H5OH + 3O2 2CO2 + 3H2O2Na2O2 + 2CO2 2Na2CO3 + O22H2 + O2 2H2O2H2O 2H2 + O2 P + O2(изб) P2O53. Какой объем (н.у.) занимает кислород, выделившийся из одного моля каждого из веществ: KClO3, KMnO4, KNO3, HgO?Решение: Все реакции протекают при нагревании:2KClO3 2KCl + 3O22KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2KNO3 2KNO2 + O22HgO 2Hg + O2Согласно этим уравнениям из одного моля KClO3 выделяется 1,5 моль О2, из одного моля остальных веществ по 0,5 моль кислорода. 3. Закончите уравнения реакций:O3 + Mn(OH)4 + 2NaOH Na2MnO4 + O2 + 3H2OO3 + 2FeSO4 + H2SO4 Fe2(SO4)3 O2 + H2O2O3 + PbS PbSO4 + O24. Сколько граммов KClO3 потребуется для получения 3 молей О2?Дано: (О2) = 3 моль = m/M m(KClO3) - ? х 96KClO3 3O2 + 2KCl2 моль 3 мольM(O2) = 32 г/мольх = 64 г.Ответ: m(KClO3) = 64 г5. Определите процентное содержание кислорода в оксиде свинца (IV) PbO2. Дано:М (PbО2) = 239 г 239 - 100 % % сод. [O] - ? 32 - х % х = 13,3 % Ответ: 13,3 %6. Найти массу в граммах 18,061024 молекул кислорода.Дано:N (О2) = 18,061024 1 моль - 6,021023 m(O2) - ? х моль - 18,061024 1 моль - 32 г 30 моль - х г Ответ: m(O2) = 960 г. II. Тесты1. Укажите формулы соединений, в которых степень оксиленя кислорода равна -1а) Fe3O4 в) Mn(IV)O2б) Ba(II)O2 + г) K2O2 +2. Какие характеристики верны в описании кислорода?а) самый распространенный элемент в земной коре +б) легче воздухав) имеет два аллотропных видоизменения +г) связи в молекуле кислорода образуются за счет перекрывания 2р-орбиталей +3. При окислении аммиака кислородом в отсутствие катализатора образуетсяа) оксид азота (II)б) азот +в) оксид азота (IV)г) вода4. При равных массах термическое разложение какого вещества даст наибольший объем кислорода:а) пероксид водорода +б) хлорат калияв) перманганат калияг) оксид ртути (II)5. Укажите схемы реакций, в которых продуктом может быть кислород:а) +б) в) +г) +6. Факторы, смещающие равновесие процесса 3О2 2О3 - Q вправо:а) повышение температуры +б) понижение температурыв) увеличение давления +г) уменьшение объема реакционной системы +7. В составе каких молекул, формулы которых приведены ниже, степень окисления кислорода равна -2а) OF2б) H2O2в) H2SO4 +г) Cl2O7 +4.3. Банк тестовых заданий по теме «Халькогены»Обведите номера всех правильных ответов и запишите, если необходимо, соответствующие формулы или уравнения реакций, указав условия их протекания. [29-34] 1 УРОВЕНЬ1. Электронная конфигурация атомов элементов VIA группы периодической системы может быть представлена в виде общей формулы ? , где п -- номер энергетического уровня. Ответ: ns2 np42. В каком из соединений наибольшая массовая доля (%) серы:Na2SO3; (3) Na2S4O6; (Ответ: 0,64)Na2S2O3; (4) Na2S2O8?4. Пропускание какого газа через раствор соли свинца вызывает образование черного осадка: СО2; (3) H2S; + N2; (4) О2?4. Какое количество FeS2 (моль) потребуется для получения 64 г SO2 по уравнению 4FeS2 + 11О2 = 2Fe2O3 + 8SO2:0,4; (3) 3,2;0,5; + (4) 6,0?5. Чему равен объем (л) 8,0 г оксида серы (IV) при н. у.:2,8; + (3) 11,2;5,6; (4) 22,4?6. В 1 л воды растворяется при н.у. примерно 2,3 л сероводорода. Массовая доля (%) сероводорода в полученном растворе равна:0,23; (3) 2,3;0,34; + (4) 3,47. При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной H2SO4 приливанием к ней воды:может возникнуть пожар;может произойти разложение воды;может выделиться ядовитый газ;может произойти разбрызгивание раствора вследствие выделения теплоты? +7. При взаимодействии сероводорода с раствором одной из солей:8. Na2SO4; (3) FeSO4;CuSO4; + (4) CdSO4 --выпал осадок желтого цвета.9. К растворам солей, содержащих ионы:К+; (3) Рb2+;Bi3+; (4) Zn2+,прилили раствор сульфида натрия. При этом осадки сульфидов металлов выпали во всех случаях, кроме ? . (1)10. Пропускание H2S через бромную воду приводит к обесцвечиванию последней. При этом имеет место реакция, уравнение которой ? . H2S + Br2 = 2HBr + S11. Сульфиды s-элементов I группы периодической системы хорошо растворимы в воде. Их растворы имеют среду:слабокислую; (3) щелочную; +сильнокислую; (4) нейтральную.12. Сера в свободном состоянии образует наиболее стабильные молекулы:(1) S2; (3) S6; (2) S4; (4) S8.13. Химическую формулу сульфида стронция можно записать следующим образом: SrS; + (3) SrS2; Sr2S; (4) SrS3.14. Какую массу (г) сульфида цинка (II) можно получить при нагревании 10 г цинка и 10 г серы:10,0; (3) 20,0;14,9; (4) 88,0?15. Неметаллические свойства в ряду Se -- Те -- Ро ? (усиливаются, ослабевают?).16. Растворимость сульфатов в ряду CaSO4 -- SrSO4 -- BaSO4: увеличивается; уменьшается; остается неизменной; увеличивается, затем уменьшается.17. Сила кислот в ряду H2SO3 -- H2SeO3 -- H2TeO3: увеличивается; уменьшается; остается неизменной; увеличивается, затем уменьшается.18. При сгорании серы в кислороде преимущественно образуется соединение:SO; (3) SO3;SО2; (4) S2О3.19. Одним продуктом реакции взаимодействия серы с бертолетовой солью будет хлорид калия, а другим ? . Уравнение реакции: ? .20. Одним из продуктов прокаливания дихромата калия с серой является:Cr2S3; (3) K2CrS4;K2CrO4; (4) Cr2О3.2 УРОВЕНЬ1. Некоторые свойства атомов элементов VIA группы, такие, как атомный и ионный (Э2-) радиусы, в ряду О -- S -- Se -- Те закономерно:(1) уменьшаются;(2) возрастают;(3) не изменяются;(4) уменьшаются, а затем возрастают,а некоторые, такие, как электроотрицательность и первый потенциал (энергия) ионизации:уменьшаются;возрастают;не изменяются;уменьшаются, а затем возрастают.2. Навеску цинка с двухкратной массой серы нагрели без доступа воздуха. Что оказалось в тигле по окончании реакции; чистый сульфид цинка; смесь сульфида цинка и серы; смесь цинка и сульфида цинка; смесь цинка и серы?3. Образованию оксида серы (VI) при окислении оксида серы (IV) препятствуют ? (повышение, понижение?) температуры и ? (повышение, понижение?) давления.4. Через стеклянную трубку пропускают смесь оксида серы (IV) и воздуха. В приемной пробирке начинает появляться продукт реакции -- оксид серы (VI) при: комнатной температуре; нагревании до 500 °С; внесении в трубку оксида железа (III) и нагревании до 500 °С; комнатной температуре и внесении в трубку оксида железа (III).Дано:S(т) + О2(г) SO2(г) + 296,9 кДж, SO2(г) + l/2О2(г) SО3(г) + 101,3 кДж.Тепловой эффект (кДж) образования SO3(г) по уравнению S(т) + 3/2О2 (г) = SO2 (г) равен:195,6; 3) 796,4;398,2; 4) 499,5.6. Теплоты сгорания моноклинной серы и ромбической серы соответственно равны +296,83 и +297,21 кДж/моль. Тепловой эффект превращения 1 моль моноклинной серы в ромбическую равен ? кДж.7. Пучок из медных проволок сгорает в парах серы, образуя ? .8. Д. Пристли получил оксид серы (IV) нагреванием ртути с концентрированной серной кислотой по реакции:Hg(ж) + 2H2SO4(ж) = HgSO4(т) + SO2(г) + 2Н2О(г).В настоящее время в лабораторных условиях SО2 можно получить, используя в качестве исходных реагентов ? и ? . Принципиально отличным от него способом является получение SO2 взаимодействием ? с ? 9. В ряду Н2О -- H2S -- H2Se -- H2Te сила кислотуменьшается; (3) остается неизменной;возрастает; (4) уменьшается, затем возрастает.10. При пропускании сероводорода через раствор хлорида железа (III) происходит реакция ? |.11. При взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с медью при нагревании будут получены:(1) CuSO4 + H2; (3) CuSO4 + H2O + SO2; (2) CuO + H2SО3; (4) CuO + H2S.12. Концентрированная серная кислота восстанавливается цинком, как правило, до оксида серы (IV). Чему равна масса (г) оксида серы (IV), образующегося при полном взаимодействии с цинком концентрированного раствора, содержащего 245 г серной кислоты: 64,0; (3) 128; 80,0; (4) 160? '13. Составьте уравнения реакций для каждого из приведенных ниже способов получения растворимого в воде сульфата.Способ получения | Уравнение реакции | |
(1) Взаимодействие металлов с раствором H2SO4 (2) Разложение солей летучих кислот серной кислотой (3) Окисление сульфитов или сульфидов | ?? ? |
Восстановление | Уравнение реакции | |
(1) Раствор KMnО4 до MnSO4(2) Кислый раствор K2Сr2О7 до Cr (3) Раствор нитрата ртути (I) до металлической ртути | ?? ? |
Еще академик Л. И. Вальден (1863-1957) в работе «Обесценивание материи» с исчерпывающей полнотой сформулировал практически все экологические проблемы, связанные с крупномасштабной химико-технологической деятельностью человека. Прекрасно понимая, что «путь материальной культуры ведет через месторождения полезных ископаемых, эти питательные пункты промышленности: неиспользованные еще месторождения поэтому являются вехами, обозначающими будущее направление сосредоточения промышленности», П. И. Вальден ставил проблему истощения ресурсов и предлагал следующие пути ее решения: бережливость, создание суррогатов, разведка новых ресурсов, переработка отходов. Он утверждал, что «в химической промышленности каждое производство стоит тем выше, чем меньше в нем есть отбросов и остатков». Вальден особое внимание обратил на вопросы воспитания и подготовки кадров с учетом экологических проблем [смотрицкий…]. Таким образом, проблемы экологического воспитания волновали умы еще задолго до того, как эта проблема стала глобальной, а ее игнорирование стало оборачиваться катастрофическими последствиями.
На сегодняшний день именно школа призвана заложить основы экологической культура подрастающего поколения. Формы проведения уроков экологической направленности могут быть различны: собеседование, семинар, урок-практикум, ролевая игра, но в любом случае учащиеся могут проявить активность, самостоятельность, применить знания, а также максимально их углубить. Такие уроки способствуют формированию умений понимать научный текст, выбирать главное и обобщать прочитанное, планировать, проводить исследование, отстаивать свою точку зрения, т. е. приводить научно обоснованные аргументы в ходе дискуссии [Егорова-9].
Можно привести множество примеров использования р-элементов и соединений на их основе в производствах, которые ведут к загрязнению окружающей среды, а также биохимической роли этих элементов, и все эти аспекты почему-то в школьном курсе рассматриваются недостаточно полно. Поэтому для экологизации школьного курса химии важное значение имеет рассмотрение р-элементов с точки зрения экологии.
В этой связи нельзя не отметить, что учебные пособия по химии в школах должны быть более экологизированными. Также мне кажется, что объяснение темы по химии с использованием экологических фактов способствовало бы проявлению большего интереса учащихся к предмету.
ЛИТЕРАТУРА 1. Исидоров. Химия атмосферы. М.: Мир, 1991.2. А. И. Бусев, И. П. Ефимов. Определения, понятия, термины в химии. М.: Просвещение, 1981, 192 с. 3. Рудзитис Г. Е. Химия: Неорган. химия. Орган. Химия: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. / Г. Е. Рудзитис., Ф. Г. Фельдман. - 10-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001, с. 133 - 139. 4. Экологическая химия азота / www.1september.ru5. Ахметов Н. С. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.6. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. Сост. Н.И.Габрусева. -- М.: Дрофа, 2000. -- 192 с.7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень). www.edu.ru8. Асадник В. Н. Неорганическая химия. Блок-схемы, таблицы, формулы: Учеб. пособие. / В. Н. Асадник. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - с. 28 - 41.9. Реми. Неорганическая химия. Т. 1.10. Олеин С. С., Фадеев Г. Н. Неорганическая химия. Учебник для с/х вузов. М., 1979.11. Хомченко Г. П. Неорганическая химия. М., 1978.12. М.Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, А.В. Трубников, С.Я. Шулов. Проблемы жизни в окружающей среде. Учебное пособие. Химия. 1996г, №16. 13. Денисов В.В., Дрововозова Т.И. и др. // Химия. М.: Р- н/Д, Март, 200314. Алпатьев А.М. Развитие и преобразование окружающей среды. Л.: Наука, 1983 15. Богдановский Г.А. Химическая экология. М.: МГУ, 1994.16. Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. и др. Задачи и вопросы по химии окружающей среды. М.: Мир, 2002. 17. Химия в школе // Журнал. - М.: Просвещение, 2001, № 4, стр.16.18. Кутепов А. М. и др. Общая химическая технология. Учеб. для техн. вузов. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1990, стр.148-162.19. Практикум по неорганической химии. Учеб. пособие для студ. хим.-биол. фак-в пединст-в. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1978. стр.180-183.20. Бабич Л. И. Практикум по неорганической химии. Учеб.пособие.М.:Просвещение.1978,с. 312.21. Система уроков по теме «Кислотные дожди» для 10-11 классов с углубленным изучением экологии http://www.1september.ru/ru/him/22. Государственные доклады Госкомэкологии «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации». Российская экологическая газета «Зеленый мир», 1994-1998.23. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 кн. М: Пангея, 1996, т. 3.24. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. М.: Мир, 1997.25. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2 т. М.: Мир, 1993.26. Гольбрайх З. Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для хим.-техн. вузов. М.: Высш. шк., 1984, стр. 224.27. Р. П. Суровцева, С. В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.28. Сайт «Я иду на урок химии» www.1september.ru29. Ахметов М. А. Система обучающих заданий: творческий уровень. / Химия в школе, 2004, № 1, с. 21 - 28.30. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.31. Н. Н. Черняев, М. А. Ахметов. Тестовые задания и индивидуализация обучения / Химия в школе, 2001, № 9.32. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8-9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.33. Глориозов П.А., Рысс В.Л. Проверочные работы по химии. 7, 8, 9, 10 классы. М.: Просвещение, 1980, 1981, 1985.34. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8-9 классы. М.: Просвещение, 1990.Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9