В аппарате администрации 5 заместителей (в том числе 2 первых заместителя: по промышленности и экономике и по Управлению сельского хозяйства и продовольствия), один управляющий делами, 11 начальников управления, 11 заместителей начальников управлений, 7 начальников отделов, 20 главных, 8 ведущих, 23 специалиста первой и 25 второй категории и т. д. Все руководители с высшим образованием, за исключением ведущего специалиста по защите прав потребителей, председателя спорткомитета и заведующего архивным отделом.
Должностная структура работников аппарата администрации (таблица № 1, 2) характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих групп старших (19, 69%) и младших (50, 9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24, 1%, главных – 3, 6%, высших – 1, 8%.
Следует отметить, что руководители и их заместители и руководители структурных подразделений и их заместители составляют – 32, 15% общей численности работников.
-52
Доля женщин в общей численности госслужащих аппарата
администрации составляет 32, 35%, мужчин – 67, 85%, в том числе по группам должностей:
высшие должности – 100% мужчин,
главные должности – 25% женщин и 75% мужчин,
ведущие должности – 55, 5% женщин и 44, 5% мужчин,
старшие должности – 68, 18% женщин и 31, 72% мужчин,
младшие должности – 91, 2 % женщин и 8, 8% мужчин.
Наибольший удельный вес женщин в общей численности – в младшей (91, 2%) и старшей (68, 18) группах государственных должностей. Распределение государственных служащих аппарата администрации по уровню образования по группам государственных должностей представлено в таблице № 4.
В целом по аппарату 56, 24% госслужащих имеют высшее образование (из них 1, 7% - два высших образования), 41, 07% - средне-специальное, 3, 57% - среднее.
В таблице № 3 приведены данные, характеризующие уровень
образования госслужащих аппарата администрации по группам
государственных должностей.
Проведем анализ соответствия имеющегося профессионального
образования госслужащих требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации”, согласно которому высшие, главные, ведущие и государственные должности могут занимать лица с высшим
профессиональным образованием, служащие для старших и младших государственных должностей должны иметь среднее профессиональное образование по требуемой специализации (специальности) или образование, считающееся равноценным.
Ввиду отсутствия методических подходов к признанию имеющегося у госслужащих образования равноценным требуемому примем во внимание наличие любого высшего или среднего профессионального образования без учета специализации (осуществим “щадящую” оценку).
В целом на 1. 01. 99г. по всем группам государственных должностей 93, 0% госслужащих имели уровень профессионального образования, соответствующий требованиям их должностной группы. В то же время 3, 5% (или 4 человека) служащих по группе ведущих государственных должностей, 3, 5% (4 человека) – младших государственных должностей имели образовательный уровень ниже требуемого.
Из 29 (100%) руководителей структурных подразделений – 5 из них работают не по специальности.
Распределение госслужащих аппарата, имеющих высшее
профессиональное образование, по направлениям подготовки
(специализации) представлено на рис. 1.
-53
Как видно на рис. 1, 8, 03% госслужащих имеют высшее сельско хозяйственное образование; 25, 9% - высшее техническое образование, 31, 13% из них имели гуманитарное или социально-экономическое образование (в том числе по специальностям: 7, 14% - юриспруденция; 23, 2% - экономика и управление; 1, 7% - государственное и муниципальное управление); 30, 35% высшее педагогическое образование, практики без специального образования – 3, 57%.
По представленным данным удельный вес государственных служащих, являющихся дипломированными специалистами в областях “юриспруденция”, “государственное и муниципальное управление”, недостаточен и неадекватен современным задачам, решаемым госслужбой.
Одним из важнейших элементов системы работы с кадрами является повышение квалификации кадров.
Основной её целью является обеспечение предприятий, организаций, объединений, отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и иных сфер деятельности высококвалифицированными кадрами
руководителей, способных эффективно и в комплексе решать как экономические и организационные проблемы, так и вопросы социального развития подчиненных им коллективов.
Для эффективного управления производством, сельским хозяйством и любым другим коллективом необходимы глубокие знания в области экономики, менеджмента, права. Полученные в вузе знания, должны периодически пополняться. Поэтому необходимо пополнение знаний в
области экономики, маркетинга и т. д. в послевузовских центрах обучения. Сеть учебных заведений послевузовского профессионального образования за последние годы активно расширяется за счет учебных структур, специально создаваемых региональными администрациями для переподготовки и повышения квалификации работников республиканских правительств, областных, городских, районных, поселковых администраций. По имеющимся данным, при администрациях сегодня работает около 20 учебных центров. В их числе Башкирская академия государственной службы и управления, Институт государственного и муниципального управления (Йошкар-Ола) Кубанский кадровый центр и др. Главное направление их деятельности – повышение квалификации специалистов администраций, в первую очередь молодых, впервые приступивших к руководящей работе, работа с резервом за замещение должностей руководителей, главных (ведущих) специалистов администраций.
По данным кадровой службы администрации за прошедший 1998 год прошли краткосрочное обучение в Башкирской академии госслужбы и управления всего 30 человек–главы местных и администраций и начальники управлений, отделов администрации города и района.
-54
В течение 1997-98г. в институте повышения квалификации кадров АПК обучились 40 специалистов и руководителей хозяйств, прошли курсы повышения квалификации при Башкирском институте развития образования – 38 педагогических кадров.
Анализ структуры и численности работников аппарата администрации позволил выявить следующую кадровую ситуацию:
Аппарат администрации полностью укомплектован кадрами.
Должностная структура работников аппарата администрации
характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих старших (19, 69%) и младших (50, 9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют– 24, 1%, главных – 3, 6%, высших – 1, 8%. Среди госслужащих аппарата 32, 35% составляют женщины и 67, 85% мужчины.
В целом по аппарату 56, 24% госслужащих имеют высшее
образование, 41, 07% - средне-специальное, 3, 57% - среднее.
По направлениям (специализации) высшего профессионального
образования 8, 03% государственных служащих имели высшее сельскохозяймственное, 25, 9% - высшее техническое, 31, 13% - гуманитарное, 30, 35% - педагогическое, 3, 57% - практики без образования.
Учитывая вышеизложенное и делая вывод о том, что переход к новой модели госуправления осуществляется в условиях сложной кадровой ситуации в аппарате администрации целесообразно принятие мер по следующим направлениям: - стабилизация структуры аппарата администрации и оптимизация её штатной численности;
- улучшение качественного состава работников аппарата администрации; - формирование кадрового резерва и работа с ним с учетом:
динамики вакансий, сложившихся должностной и возрастной структур; прогноза его развития, требуемых направлений обучения;
- дальнейшее развитие системы организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на основе госзаказа;
- стимулирование профессионального развития и эффективного труда государственных служащих.
2. 2. Анализ структуры и численности. Руководители
и специалисты хозяйств Учалинского района.
Вопросы подготовки и переподготовки кадров в хозяйствах района обсуждались два раза на Совете при главе администрации: 10 апреля 1996 года, 14 марта 1997 года.
-55
В 17 хозяйствах района работает 5988 человек, из них должностных лиц 654, в т. ч. 128 – руководители и главные специалисты, 526 – руководители и специалисты среднего звена.
Распределение руководителей и специалистов хозяйств района по уровню образования приводится в таблице № 5. Из 654 руководителей и специалистов хозяйств района имеют высшее образование – 129 (или 19, 72%), 372 – средне-специальное образование, 153 – практики.
Так, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет – 44%. Низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего звена, где с высшим образованием – 63 человека или 12%, средне-специальным – 322 (61%), 140 человек – практиков (27%).
В хозяйствах района ощущается нехватка специалистов – зоотехников и ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района работают специалисты без специального образования. В СПК “Абзак” и СПК “Рысай” должности главных специалистов замещают специалисты не имеющие даже средне-специального образования. В таких сельско хозяйственных кооперативах как “Ильчигул”, “Озонкуль”, “Коммунар” – вакантны должности зоотехников и ветеринаров.
В последнее время специалистов, желающих работать в сельском хозяйстве, очень мало, наблюдается большая текучесть кадров, особенно в животноводстве. Так в течение 1998 года сменилось 75 работников, из них 6 руководителей хозяйств, 16 главных специалистов, 31 руководителей среднего звена, 28 специалистов.
В последние годы налажена тесная связь с башкирским аграрным университетом, где обучаются 61 студент на очном и 58 человек на заочном отделениях. Несмотря на достаточное число обучающихся, уменьшается число выпускников трудоустраивающихся в сельскохозяйственных предприятиях. Если проанализировать социальный состав обучающихся на очном отделении, то из числа студентов 60% составляют городские жители и 40% сельчане. Если взять в разрезе специальностей, так на факультете механизации сельского хозяйства – 4 студента сельчанина и 13 горожан. Факультет экономики и права из 6-ти студентов – все городские жители, факультет природообустройства – из 11-ти студентов 9 – жителей города. В 1997 году окончили аграрный университет – 18, устроились на работу в сельскохозяйственном производстве – 7 выпускников вуза. В 1998 году из 12 выпускников окончивших аграрный университет и 3-х выпускников средне специальных учебных заведений пришли работать только 9 человек, в т. ч. 6 – выпускников вуза.
-57
По состоянию на 1. 01. 1999г. в хозяйствах района со средне-специальным образованием работают 50 главных специалистов, в том числе: (чел. )
агрономы – 7
зоотехники – 4
ветврачи – 5
инженеры-механики – 10
экономисты – 7
бухгалтеры – 8
другие - 9
и со средним образованием – 4 человека.
Руководители среднего звена:
Специалисты всех специальностей
Средне-техническое образование (чел. )
Среднее образование
(чел. )
агрономы
11
7
зоотехники
16
ветврачи
32
8
инженеры
14
23
экономисты
3
бухгалтеры
117
13
строители
11
6
Итого:
204
61
Анализ структуры и численности руководителей и специалистов хозяйств района позволяет сделать следующие выводы:
отсутствие анализа кадрового состава, планирования потребности в кадрах;
необходимость разработки плана мероприятий по работе с кадрами на 1999 год.
Анализ структуры и численности руководящих работников
промышленных предприятий
С целью выявления определенной взаимосвязи темпов роста основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их кадрового потенциала был проведен анализ структуры и численности руководителей двух крупных предприятий города– ОАО “Учалинский ГОК” и ОАО “Кровля”. По состоянию на 1. 04. 99г. среднесписочная численность работников ОАО “Учалинский ГОК” составляет 6259 человек, из них 1931 женщин.
-59
Количество дипломированных специалистов по предприятию в целом составляет – 2037 человек, из них с высшим образованием – 735 человек, средне-специальным –1302 человека. Должности руководителей и специалистов и служащих исполняют 1058 человек.
ПО ОАО “Кровля” численность руководителей и специалистов составляет 168 человек, из них 69 – с высшим образованием (43, 6%), 89 –средне-специальным образованием (56, 3%). По предприятию национальный состав работников следующий:
башкир – 465 человек – 42, 5% татар – 310 человек – 28, 3 % русских – 302 человека – 27, 5% и других национальностей – 24 – 1, 9%.
Возрастная структура руководящих работников приведена в таблице 6. В целом по ОАО “Учалинский ГОК” 20% общей численности
руководящих работников составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет; 44, 23% в возрасте – от 50 до 60 лет;
17, 3% - лиц пенсионного возраста.
По ОАО “Кровля” наибольший удельный вес лиц наблюдается в возрасте 30-49 лет – 63, 33%.
По приведенным данным таблицы № 6 наблюдается “старение”
руководящих работников обоих предприятий.
Не ведется целенаправленная работа по формированию резерва кадров в данных предприятиях. Хотя в резерв кадров зачислено около 549 специалистов, из них с высшим образованием 295 человек. В резерв кадров включены кандидаты с учетом стажа руководящей работы на данном предприятии, образования, деловых качеств.
Кадровой службе предприятий в настоящее время необходимо больше внимания уделить тенденциям развития технологий, их требованиям к опережающей подготовке кадров.
Распределение руководящих работников города и района по уровню образования представлено в таблице № 7, по национальности в таблице № 8. В резерв кадров по ОАО “Учалинский ГОК” включены специалисты с большим стажем работы и старше 48 лет.
Анализ руководящих работников по направлениям подготовки
(специализации), имеющих высшее профессиональное образование, показывает высокий профессиональный уровень и соответствие руководителей специализации как в ОАО “Учалинский ГОК”, так и ОАО “Кровля”. Исходя из вышеизложенного можно отметить, что на обоих предприятиях работают управленческие кадры с высоким уровнем профессиональной подготовки. Рынок не может полагаться на действующие системы, препятствующие решению социальных проблем.
-62
Стремление к новшествам и переменам должно стать неотъемлемой чертой психологии современных руководителей.
В этой связи возникает задача формирования нового контингента управляющих, экспертов, способных активно вмешиваться в эволюцию рынка, создавать новые изделия, своевременно заменять морально устаревшую продукцию с тем, чтобы найти наилучшее сочетание производства и сбыта продукции – основную гарантию получения прибыли.
Если данный вопрос рассмотреть в разрезе предприятий города и района существует определенная взаимосвязь темпов роста основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их кадрового потенциала. Так, в градообразующем предприятии ОАО “Учалинский ГОК”, управленческие кадры соответствуют требованиям сегодняшнего дня; подбор кадров произведен с учетом стажа руководящей работы, деловых качеств, образования в соответствии специализации занимаемой должности, в общем работают высокопрофессиональные кадры. Такая же картина наблюдается в ОАО“Кровля”. В повышении эффективности работы данных предприятий особую роль играет первый руководитель, способный управлять в рыночных условиях. Если рассмотреть данный вопрос в разрезе сельскохозяйственных предприятий, то наблюдается следующее: только Товарищество на вере им. Ленина из 17 сельхозпредприятий АПК района завершили 1998 год
с балансовой прибылью. Так как в данном хозяйстве проводится перестройка производственной продукции и реализуется потребителями без посредников. В хозяйстве действует мельница, минипекарня, убойный цех, первичная переработка молока, производство макаронных изделий. В данном случае заслуга не только руководителей и специалистов хозяйства, но и первого руководителя, который работает творчески, не ждёт указаний сверху и принимает правильные решения.
-63
Глава Ш. Проектная часть.
1. Прогноз социально-экономического развития
города и района
Недра Учалинского района богаты залежами полиметаллических руд, месторождениями разнообразных поделочных и облицовочных камней. Достаточно сказать, что тут добывается и перерабатывается в концентраты 70% цинка и до 5% меди от общероссийского уровня производства. Более половины запасов драгоценных металлов республики также залегает на территории района.
В районе известно 26 месторождений яшмы. Сейчас в камнерезном цехе ОАО “Учалинский ГОК” делаются чудесные сувениры. Увеличение объемов промышленного производства в основном достигнуто за счет ведущего предприятия города - ОАО“Учалинский горно- обогатительный комбинат”. Объём производства товаров и услуг на комбинате составил 657, 67 млн. рублей или к уровню прошлого года увеличился на 123, 6%. Добыто 3130 тыс. тонн руды, на 282 тыс. тонн больше чем в 1997 году. Подземным способом добыто 2015, 6 тыс. тонн, что составляет 64, 4% от общей добычи руды и на 52% больше уровня прошлого года.
Комбинат в 1998 году продолжил строительство подземных рудников, объём капитальных вложений составил 93, 8 млн. рублей, что выше прошлогоднего объёма на 2. 2%.
В этом году было руководством комбината приостановлено капитальное строительство объектов и высвободившиеся средства направлены на поддержание основного производства.
Первостепенной задачей является использование законтурных руд, где содержание в них металлов не намного больше, чем в отвалах. По расчетам геологов запасы составляют 5 млн. тонн, что позволит безостановочную работу комбината на 5 лет. А в течение 5 лет необходимо комбинату разработать и подготовить к промышленному освоению новый карьер Татьянинского месторождения, где сырье залегает неглубоко. Данный карьер содержит 15 млн. тонн руды– это на 13-15 лет работы комбината. Далее разработка месторождений Учалинского рудника подземным способом, в котором запасы руды на 30 лет.