Конституционно-правовой статус народного депутата Украины и гарантии его деятельности - (диплом)
p>Депутат имеет право мнения по ответу на свой запрос. По ответу на запрос может быть проведено обсуждение, если на этом настаивает не менее одной пятой от фактического состава народных депутатов, полномочия которых определены и не прекращены в установленном законом порядке. При обсуждении ответа на заседании должны присутствовать должностные лица, к которым обращен запрос. Право законодательной инициативы народного депутата регламентируется ст. 93 Конституции Украины, согласно которой парламентарий, являясь субъектом права законодательной инициативы, имеет право представить в Верховную Раду на обязательное рассмотрение ею законодательного предложения, законопроекта или поправки к нему.

Законодательные предложения и проекты законов вносятся вместе и сопроводительной запиской, которая должна содержать обоснования необходимости их разработки и принятия, а также характеристику цели, задач и основных положений будущих законов, указание на их место в системе действующего законодательства, а также на ожидаемые социально-экономические и другие последствия их применения. Если реализация законопроекта требует материальных или других затрат за счет государственного или местных бюджетов, то прилагается их финансово-экономическое обоснование и предложение по поводу покрытия этих расходов.

Законодательное предложение или законопроект могут быть изложены их инициатором, если вопрос об их рассмотрении еще не включен в распорядок сессии Верховной Рады, а после того– только по согласию парламента. Закрепление основных положений конституционно-правового статуса народного представителя в Основном Законе Украины–это одна из важнейших гарантий эффективного выполнения своих полномочий народным депутатом.

    1. 3. Правовое регулирование полномочий.

На эффективность депутатской деятельности влияют самые различные факторы. Среди них важное место принадлежит правовому регулированию, что обосновывает актуальность проблемы изучения конституционного статуса народного депутата. Для депутатов Верховной Рады Украины основополагающим документом является прежде всего Конституция Украины, принятая 28 июня 1996 г. В ч. 4 ст. 76 Основного Закона предусматривается, что полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией Украины и законами Украины. Это положение свидетельствует, что конституционно-правовой статус народного депутата определяется не только Основным Законом, но и другими законодательными актами. Наиболее полно правовой статус украинского парламентария урегулирован профильным законодательным актом. Действительно, Закон Украины “О статусе народного депутата Украины” от 17 ноября 1992 г. с последними изменениями и дополнениями, внесенными 15 января 1998 г. , является не только профильным законом, но и органическим законом. Он регулирует отношения, которые предусматриваются и регулируются Конституцией Украины. Как считает М. А. Баймуратов, этот вывод можно сделать на основании систематического анализа положений Основного Закона, в котором не предусмотрено наличие конституционных законов. Профильность и органичность Закона Украины от 17 ноября 1992 г. вытекает из того, что практически все конституционные положения касательно правового статуса народного депутата Украины находят в нем свое конкретное и полное разъяснение.

В преамбуле Закона содержатся положения, которые определяют правовой статус и основные функции народного депутата. В соответствии с ними, народные депутаты Украины являются полномочными представителями народа Украины в Верховной Раде и ответственными перед ним. Они призваны выражать и защищать общественные интересы и интересы своих избирателей, принимать активное участие в осуществлении законодательной и контрольной функций парламента Украины. При исполнении своих функций и полномочий народные депутаты Украины руководствуются Конституцией, законами Украины, постановлениями Верховной Рады, а также своей совестью. [13Баймуратов М. А. , Нгуен Онь Туан. Правовий статус народного депутата України. // Вестник ОГИВД. - 1998. - № 4. - С. 4]

В законе о статусе есть статьи, которые не только конкретизируют, но и дополняют конституционные положения. Например, ст. 3 закона, которая регулирует досрочное прекращение полномочий народного депутата Украины, содержит еще одно основание–досрочное прекращение полномочий народного депутата в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с исполнением полномочий народного депутата Украины.

Статьи 4 и 5 детально разъясняют, что означает исполнение полномочий депутатом на постоянной основе, с какими именно должностями и видами деятельности не совместим депутатский мандат и каковы последствия занятия депутатом таких должностей.

Статьи 7 и 8 закона регулируют взаимоотношения народного депутата Украины с избирателями, с Верховной Радой и ее органами. Однако Главой II и III закона достаточно тщательно регламентированы права и обязанности депутата в парламенте и ее органах, в избирательном округе и за его пределами. Эти статьи включают не только важные организационно-правовые формы деятельности народного представителя, но и организационно-правовые основы, с помощью которых он может реализовать свои полномочия. Например, права в парламенте Украины–право законодательной инициативы депутата, право на депутатский запрос, право принимать участие в проверках соблюдения законов государственными органами и органами объединений граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, право народного депутата на участие в депутатских расследованиях и право объединяться в депутатские группы (фракции) с целью легального лоббирования коллективных или партийных интересов. Или права народного депутата Украины в его избирательном округе–право на депутатское обращение, право на безотлагательный прием должностными лицами, право требовать устранения нарушения законности, право на участие в работе местных советов и другие.

Главой IV упомянутого закона определены основные гарантии депутатской деятельности, без которых выполнение депутатских функций было бы весьма затруднительно. Наиболее важными из них являются: депутатская неприкосновенность, защита трудовых прав депутата, возмещение затрат, связанных с выполнением депутатских полномочий, обеспечение жильем на период выполнения депутатских функций, бесплатный проезд в транспорте.

Ответственность за нарушения требований Закона Украины “О статусе народного депутата Украины”, а именно: невыполнение законных требований народного депутата, оказание давления на него, посягательство на честь и достоинство, нарушение неприкосновенности и гарантий трудовых прав депутата, закреплена в Главе V Закона.

Конституционно-правовой статус народного депутата Украины регулирует и избирательное законодательство. Закон Украины “О выборах народных депутатов Украины” создал качественно новую ситуацию, так как ввел в действие смешанную, пропорциональную и мажоритарную избирательные системы, которая предусматривает появление в парламенте депутатов, избранных непосредственно в мажоритарных округах и избранных по партийным спискам. Такая система появилась вследствие попытки смягчить недостатки и соединить преимущества мажоритарной избирательной системы и системы пропорционального представительства. [14Манчуленко Г. , Филипчук В. Народный депутат Украины: конституционно-правовой статус // Віче. - № 1. - 1998. - С. 9]

Следует отметить, что, во-первых, расхождений в правовом статусе народных депутатов Украины, избранных по разным избирательным системам, украинское законодательство не предусматривает. Во-вторых, объем прав и обязанностей всех народных депутатов Украины, независимо от того, по какому из видов избирательной системы они избраны, не изменяется и остаются постоянным. Однако текущий избирательный закон определил начала полномочий новоизбранных народных депутатов и связанные с этим полномочия новой Верховной Рады Украины. Конституция связывает с фактом признания полномочий депутата Центральной избирательной комиссией приобретение избранным гражданином только статуса народного депутата. В соответствии со ст. 44 Закона “О статусе народного депутата Украины”, депутатам выдается временное свидетельство народного депутата Украины, и только после принесения ими присяги Центральная избирательная комиссия выдает депутатское свидетельство установленного образца (ст. 45). Таким образом, в срок до принятия присяги уже избранный народный депутат еще не имеет всей полноты правового статуса народного депутата. Закон Украины “О комитетах Верховной Ради Украины” от 4 апреля 1995г. определяет функции депутатов в комитетах парламента Украины. Дальнейшую конкретизацию полномочия депутатов в указанной сфере деятельности получают в положениях, разрабатываемых Верховной Радой, о соответствующих комитетах. Как одну из гарантий депутатской деятельности закон о статусе депутата предусматривает право народного депутата привлекать к работе помощников-консультантов. В соответствии со ст. 35 Закона Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины утверждено Постановлением Верховной Рады Украины 13 октября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Правоотношения между помощниками и депутатом оформляются срочным трудовым договором. Консультанты зачисляются в штат государственных предприятий, учреждений, организаций или по заявлению народного депутата в штат районной администрации, а в городе Киеве и Севастополе–в секретариат городского совета в пределах фонда, установленного Верховной Радой народному депутату для оплаты труда помощника-консультанта. Депутат может также иметь помощников, которые работают на общественных началах. Получив в результате выборов доверие граждан Украины, народный депутат становится выразителем воли народа, лицом, которого народ уполномочил на реализацию законодательной власти. Поэтому определение конституционно-правового статуса украинского парламентария является и остается актуальной научной и правовой проблемой.

Перечисленными нормативными актами определяется правовой статус народного депутата Украины, его права и обязанности, гарантии осуществления полномочий, ответственность перед избирателями и в целом перед народом.

    Раздел 2 Полномочия народного депутата и их реализация
    2. 1. Общие полномочия.

Народный депутат Украины является членом Верховной Рады Украины и поэтому содержание его полномочий происходит от полномочий Рады. Парламентарии должны иметь такие и столько прав и обязанностей, чтобы Верховная Рада могла быть органом законодательной власти и выполнять другие свои полномочия. Закон “О статусе народного депутата Украины”, кроме общих положений, которые определяют важнейшие составные статуса депутата, выделяет три группы его прав и обязанностей:

права и обязанности народного депутата в Верховной Раде и её органах (Глава ІІ Закона);

права и обязанности народного депутата в избирательном округе и за его пределами (Глава ІІІ Закона);

права народного депутата, которые гарантируют осуществление депутатских полномочий, и обязанности должностных лиц в отношении их реализации (основные гарантии депутатской деятельности (Глава IV Закона).

Как считает Кузнецова В. Ф. , после введения смешанной системы выборов целесообразнее вторую группу назвать–“права и обязанности народного депутата, которые обеспечивают его деятельность среди избирателей”. [15 Конституційне право України. – К. , 1999. – С. 467] Полномочия парламентария конкретизируются в Регламенте Верховной Рады Украины, Законе “О постоянных комитетах Верховной Рады Украины”, в Положении о помощнике-консультанте народного депутата Украины, Положении о консультантах депутатской группы (фракции) Верховной Рады Украины и т. п.

Полномочия народного депутата можно разделить на общие и специальные. Специальные–это такие, которые связаны с выполнением обязанностей в органах парламента (комитетах, комиссиях). Такое деление полномочий вызвано тем, что народные депутаты избираются из граждан Украины различных профессий, в связи с чем, парламентарии распределяются по соответствующим комитетам и комиссиям Верховной Рады, а Верховная Рада законодательными актами регламентирует жизнь государства и общества. Каждая комиссия или комитет (подкомитет) осуществляют свои функции в соответствии с положением. Деятельность же в избирательном округе и на сессиях парламента регламентирована Законом “О статусе народного депутата Украины”, Конституцией Украины, Регламентом и требует от депутатов выполнение одинаковых полномочий.

На совокупность прав народных депутатов влияют и их обязанности, перечень которых закреплен действующими законами. Так, народный депутат обязан: присутствовать и принимать участие в заседаниях Верховной Рады и ее органах, в состав которых его избрали; выполнять их поручения и информировать о выполнении этих поручений; придерживаться Регламента Верховной Рады и других нормативных актов, которые определяют порядок деятельности Верховной Рады и ее органов; принимать участие в контроле за выполнением законов и других актов Верховной Рады, решений ее органов. В случае невозможности прибытия на пленарные заседания депутат должен заранее уведомить об этом Секретариат Верховной Рады, главу комитета, комиссии, указав причины своего отсутствия (ст. 16 Закона). Пленарные заседания Верховной Рады, комитетов, комиссий являются эффективными, если депутаты не только присутствуют на них, но и принимают активное участие в работе, а именно: вносят предложения по распорядку дня, процедуре обсуждения вопросов, предлагают вопросы для рассмотрения Верховной Радой или ее органами; вносят проекты постановлений, других актов, поправки к ним, выступают при обсуждении вопросов, проектов актов Верховной Рады и ее органов; высказывают предложения по поводу персонального состава органов и кандидатур должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины; выступают с обоснованием своих предложений, голосуют, дают справки и т. д. (ст. 10).

Депутат как член Верховной Рады пользуется правом решающего голоса во всех вопросах, которые рассматриваются на пленарных заседаниях Рады и ее органах, в состав которых он входит. Он голосует лично и имеет один голос. Каждый депутат может влиять на содержание деятельности Рады и ее органов, т. к. ему предоставлено право предлагать вопросы для рассмотрения Верховной Радой или ее органами; поднимать вопросы о признании законопроекта временным и о внесении его на референдум, вносить проекты постановлений, других актов, поправки к ним; вносить предложения по любым вопросам, которые входят в ведение Верховной Рады и ее органов, кроме случаев, когда право внесения предложений закреплено действующим законодательством за определенным органом или должностным лицом; поднимать вопрос о недоверии составу органов, созданных Верховной Радой, а также должностными лицами, которые избраны или утверждены Верховной Радой Украины.

Активность депутата на пленарных заседаниях обеспечивается предоставленным ему права: принимать участие в дебатах; задавать вопросы докладчикам, председательствующему на заседании; давать справки, выступать с предложениями о порядке и мотивам голосования; передавать председательствующему на заседании Рады текст своего выступления, заявления, предложения и замечания по вопросам, которые рассматриваются, для включения в протокол и стенографический отчет заседания; оглашать, по предварительному согласию председательствующего, тексты обращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или их объединений, если они имеют общественное значение.

Реализация Верховной Радой своего полномочия по поводу осуществления парламентского контроля способствует предоставленное депутату право поднимать вопросы о проверке деятельности предприятий, учреждений, организаций, в отношении которых есть данные о нарушении ими действующего законодательства, о проведении депутатских расследований по любому вопросу. Этому же способствует и депутатский запрос.

    Депутатский запрос.

Конституция Украины 1996 г. в ст. 86 закрепила право запроса народного депутата к государственным органам и должностным лицам и установила систему юридических гарантий его эффективного использования как средства контроля, присущего исключительно представительному органу государственной власти. Реализация депутатом этого права неразрывно связана с сессионной формой работы Верховной Рады. Любое иное не согласующееся с этим толкование депутатского запроса противоречит требованию Основного Закона.

Несмотря на законодательное закрепление данного права, следует признать, что до последнего времени оно использовалось депутатами в нашей стране достаточно редко. Возможно, этим частично объясняется и тот факт, что юридическая природа запроса и практика его применения мало исследованы государствоведами. [16 Давыдов Р. К. Право депутатского запроса в Советском общенародном государстве. – М. , 1989. – С. 89-90. ] В свою очередь такое применение права запроса может быть частично объяснено и неглубокой научной разработкой данного конституционно-правового института и отсутствием практических рекомендаций по его применению на практике. [17 Кузнецов И. Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. – М. , 1970. – С. 79] Не следует забывать, что положения Основного Закона о депутатском запросе, бесспорно, первичны вне зависимости от того, что на конституционный уровень были подняты отдельные моменты, предусмотренные ранее в других нормативных актах, и, прежде всего в Законе “О статусе народного депутата Украины” (ст. 12). В Конституции, по существу, воплощены главные черты законодательной модели депутатского запроса. Ей должны соответствовать все без исключения нормативные положения, регулирующие институт запроса. Именно конституционные, а не законодательные нормы о депутатском запросе призваны быть отправными и на практике, и в методических разработках, и в учебной литературе. В правильном понимании и последовательном применении этих исходных норм и требований сегодня заключается важнейшее условие совершенствования практики депутатских запросов. [18Слива А. Я. Депутатский запрос (Пособие для слушателей народных университетов). – М. , 1988. – С. 17] Право запроса ориентирует каждого депутата на его самостоятельное и инициативное осуществление. Можно сказать, что депутатских запрос призван быть важнейшей формой индивидуальной контрольной деятельности народного избранника. Депутатский запрос –это письменное требование народного депутата Украины, которое заявляется на сессии Верховной Рады к Президенту Украины, к органам Верховной Рады, Кабинету Министров Украины, руководителям других органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций, размещенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и форм собственности, дать официальный ответ по вопросам, отнесенным к их компетенции, а именно по фактам нарушений или невыполнения Конституции Украины, законов, постановлений и других актов, принятых высшими органами государственной власти, а также по вопросам, которые имеют общегосударственный характер, если его предварительные депутатские обращения не были удовлетворены (п. 34 ст. 85, ст. 86 Конституции Украины, ст. 12 Закона “О статусе народного депутата Украины”). Частью 9 ст. 19 закона о статусе предусмотрено право депутата, в соответствии с которым, если депутат не удовлетворен ответом на свое обращение и если, по его мнению, должностное лицо уклоняется от решения затронутого в обращении вопроса, он также имеет право внести депутатский запрос.

Таким образом, на конституционном уровне в целом определен и круг адресатов права депутатского запроса. Ими названы соответствующие государственные органы и должностные лица.

Зарождение и формирование запроса депутата трудно представить в виде какой-то единой схемы. Условия и пути возникновения каждого из них конкретны. Можно сказать, что любой запрос имеет свою историю. Именно этим в значительной мере объясняется почти полное отсутствие правового регулирования этапа возникновения и формирования запроса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать